Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 43. Структура и типология политической культуры





Политическая культура – сложное и многоуровневое явление, каждый ее компонент как бы опосредует те или иные связи и отношения между политическими процессами и другими сферами общественной жизни, обеспечивая их взаимодействие. В теоретическом плане в политической культуре выделяют различные структурные компоненты, посредством которых и реализуются ее важнейшие функции. Каждый из структурных компонентов политической культуры обладает своими специфическими свойствами и, в силу этого, по-разному направляет политическую жизнь.

Если рассматривать всю политику как феномен культуры, т.е. понимать под политической культурой политическое измерение культурной среды данного общества, то в зависимости от характера ее проявления можно говорить о следующих структурных компонентах политической культуры современного общества, присутствующей:

1. в виде духовных побуждений и ориентаций человека (ценностях, нормах, традициях, стереотипах);

2. в «опредмеченных» формах его практической деятельности - символах и атрибутах государственности (герб, флаг, гимн);

3. в институциональном виде, будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, в их функциях;

4. в стиле (способах) политической деятельности людей, отражающей реализацию их ценностных установок в практическом поведении в политической сфере.

 

Выделяют следующие компоненты политической культуры в зависимости от способа ее проявления:

1. Политические ориентации, установки, знания, чувства, оценки (по отношению к институтам, «другим», собственной деятельности).

2. Устоявшаяся ценностно-нормативная основа устройства и функционирования политических институтов, символы и атрибуты государственности.

3. Присущие конкретному обществу мифология, традиции, обычаи, ценности, нормы, идеалы, стереотипы политической жизни.

4. Типичные ценностно-нормативные образцы (стандарты), способы их политической деятельности, коммуникаций, поведения.

 

Тем не менее, хотя очевидно, что политическая культура общества представляет собой сложное, многоуровневое явление, до настоящего времени в политической науке наиболее распространено видение структуры политической культуры как системы политических ориентаций различных типов, заложенной еще Г. Алмондом и С. Вербой. Они рассматривали структуру политической культуры как совокупность когнитивных (политическое знание), «аффективных» (чувство относительно политической системы и «оценочных» ориентаций (убеждения, мнения о политических объектах).

 

Уровни политической культуры: 1. Мировоззренческие установки; 2. Общегражданские представления; 3. Политические ценностные воззрения.

 

1. Ценности и ориентиры общекультурного характера, предопределяющие политический выбор человека в той или иной мере зависящие от его отношения к обществу, природе, религии, идеологическим предпочтениям.

2. Заданные отношением человека к власти как к публичному центру господства и принуждения, включающие оценку способностей и пределов власти, объем гражданских прав и обязанностей.

3. Сложившиеся по отношению к конкретным политическим явлениям и институтам: от государственных и межгосударственных связей до отношения к самому себе как субъекту политики.

 

Характеристика компонентов политической культуры: 1. Политические традиции; 2. Политическая мифология; 3. Политическая символика; 4. Политический стереотип; 5. Ценности; 6. Политические нормы.

 

1. (лат. traditio - передача) - важнейший компонент политической культуры общества, обеспечивающим передачу социального и политического опыта от одного поколения к другому. Различают «традиции» и «обычаи», (традиции относится к более широкому кругу явлений), а также «обряды» и «ритуалы» (формализированные варианты традиционного поведения).

В любом случае традицией называют явления преемственности во времени - спонтанную автоматическую передачу общественных, в том числе, политических форм и институтов жизни, принципов поведения (противостоит «инновации» как явлению, не имеющему аналогов в прошлом). Причем, традиции имеют устойчиво повторяемый характер, существуют в течение длительного времени. Например, преклонение перед государством и законом (Германия), перед элитой (Англия), противопоставление личности и власти, и элите (Франция), доминирование государства над личностью и обществом (Россия). В известном смысле традиция выступает как объективный, не зависящий от воли людей общества (иррациональный), фактор политики.

2. (от греч. mythos предание, сказание + logos слово, учение) – эмоционально окрашенное чувственное представление о политической действительности, в котором объективная реальность подменяется субъективным восприятием ее, вымышленными образами. Это представление о мире не в логической, а в образной модели. Понятие «политическая мифология» как и традиция также многозначно. Им может обозначаться: с одной стороны, совокупность древних героизированных преданий и представлений о политических вождях, эпизодах политической истории страны; а с другой – это ложное, фантастическое отражение политики, мироощущение, сформировавшееся на основе чувственных представлений о политической действительности.

3. (simbol – знак, опознавательная примета) – совокупность выразительных знаковых средств, придающих политическим явлениям подчеркнуто явный, либо, напротив, скрытый смысл. Можно сказать, что символ – это вещь или явление, наделенное смыслом. Отличительным свойством символа является его лаконичность, однозначность и понятность для всех разделяющих данную систему ценностей. Один и тот же символ может иметь несколько смыслов. «Крест» – это символ веры, символ жертвенности, символ связи верхнего (горнего) и нижнего (дольнего) миров. И одновременно, несколько символов могут отражать один смысл. Так, например, символом политического единения является и герб, и гимн, и флаг, и ритуальные празднества.

В политической жизни используют несколько видов символических знаковых систем:

языковая символика - слова, обладающие символическим значением (государство как символ страны, власти и народа; имя главы государства – вождь, король, президент - как символ политической системы);

символика искусства – представлена средствами изобразительного искусства (картина и скульптура с политическим содержанием, политический портрет, архитектура);

политическая эмблема (флаг, герб, значок);

материальные символы власти (корона, скипетр, костюм, резиденция, дворец, кабинет);

политический ритуал (от лат. ritualis образцовый) – форма символического поведения субъектов в политике (коронация, принятие присяги, дипломатический протокол, выборы).

4. (греч. stereos твердый + typos отпечаток) – устойчивый и схематичный образ политических явлений, упрощенно отражающий их природу и функции. Этот термин был введен в науку в 20-е годы американским исследователем У. Липпманом при построении им концепции общественного мнения для характеристики предвзятых представлений представителей определенных социально-этнических групп.

Стереотип, в том числе политический, - это всегда упрощенное представление. Явление стереотипизации существует объективно, что обусловлено принципом экономии, свойственным обыденному сознанию, его стремлением к упорядочиванию знаний об окружающей действительности.

Интересным является сам вопрос о мере истинного знания, содержащегося в стереотипе. Некоторые авторы предлагали новый термин «социотип» для обозначения готового, стандартного, но в отличие от стереотипа, истинного знания. Обращается внимание и на то, что в понимании стереотипа не столь важно, истинно ли содержащееся в нем знание или ложно, поскольку главное в стереотипе – не сама истинность, а убежденность в ней. Различают стереотипы, в той или иной мере представляющие истинное знание и ложно направленные, являющиеся основой для формирования предвзятых оценок и предрассудков.

Спецификой убежденности, сопутствующей стереотипу, является ее устойчивость и эмоциональность. Стереотип не нейтрален, он активно защищает политические объекты и ценности, имеющие важное значение для группы. Именно этой защитной функцией и объясняется его эмоциональная насыщенность. Чем тверже оценка, тем, как правило, большую эмоцию вызывает любая попытка подвергнуть ее сомнению.

5. В сознании каждого человека не могут не существовать нормативные представления о значимом и должном, о совершенных и желаемых типах общественных, в том числе политических, отношений, институтах. В общей структуре мотивации человеческой деятельности ценности, по М. Веберу, представляют один собой один из четырех важнейших видов таких мотивов, наряду с традициями, аффектами (эмоциями). В литературе можно встретить различное определение ценности: и как представление о нужном и должном, и как стандарта, нормы или идеала, и как предмета всякого интереса, предпочтения, оценки.

Эти определения не противоречат друг другу. Дело в том, что ценности имеют сложную многоуровневую структуру. Ценности подразделяются по предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и т.п.); по роли в жизнедеятельности индивида (терминальные, общечеловеческие, инструментальные); по функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие). По силе воздействия различают: нормы – правила, образцы, необходимого и должного; идеалы, представляющие собой не только необходимую и должную, но и желанную цель.

Ценности движут поведением людей не только сами по себе, посредством разнообразных нормативных представлений, но и на совокупной базе интересов и потребностей, которые направляют действие на соответствующие объекты и цели. Часто ценности называют духовной квинтэссенцией потребностей и интересов людей. Все это позволяет рассматривать ценности, в том числе и политические, как внутренний стержень любой культуры или как считает нидерландский историк культуры Й. Хейзинге, это своего рода «гиперболические идеи жизни», вокруг которых сосредотачивается вся человеческая активность

6. В сфере политики широко распространенной формой выражения политических ценностей являются ценностные нормы, своего рода правила, стандарты поведения, которые устанавливаются и соблюдаются социальными группами и индивидами в борьбе за власть и ее осуществление. В каждой сфере жизни и в обществе в целом нормы формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим. Т. Парсон, наряду с нормами, поддерживающими общественный порядок в целом, выделял экономические, политические и культурные нормы жизни.

Посредством норм обеспечивается устойчивое добровольное и сознательное сотрудничество людей в соответствии с общественно одобряемыми целями. Так, политические нормы фиксируют обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести борьбу «по правилам», соблюдать законы и конституцию. Функция нормы и состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, обеспечить предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения.

Именно в сфере нормативного регулирования политической жизни взаимодействует моральная и правовая подсистемы политической культуры. Политические нормы могут фиксироваться различными правовыми актами (Конституция, свод законов, указы и т.д.), а могут существовать в виде своего рода «неписаных законов» (традиции, обычаи, мораль), в нормативных высказываниях властвующих и подвластных и как переживание в сознании людей нормативных требований общества.

Начиная с эпохи Просвещения, политические теории основывались на той посылке, что для успешно действующих демократий характерна модель «демократического гражданства» – т.е. все граждане вовлечены в политику и активно участвуют в ней. В соответствии с этим допускалось, что гражданское политическое участие предполагает определенную информированность, аналитический и рациональный подход. Однако исследования Алмонда и Вербы показали, что рационально-активистская модель политического поведения – это лишь один из компонентов культуры демократического сообщества.

 

Типы политической культуры:

По уровню участия (Г. Алмонд и С.Верба): 1. Патриархальная; 2. Подданническая; 3. Активистская; 4. Гражданская.

 

1. отсутствует интерес граждан к государству в целом, их интересы находятся в сфере местных отношений, этнических и общественных традиций.

2. доминирует ориентация на официальные институты, люди являются пассивными объектами власти и в первую очередь должны быть верноподданными и законопослушными.

3. (партиципаторная или культура участия) – активное участие граждан в политической системе, разнообразные формы его проявления.

4. смешанный тип, представляющий собой синтез подданнической и активистской культур, наиболее оптимальна для обеспечения демократии.

 

По характеру политических взаимоотношений (Лейпхарт): 1. Консенсуальная; 2. Поляризированная; 3. Сегментаризированная.

 

1. согласие значительного большинства граждан относительно базовых ценностей и норм политической жизни.

2. несовпадение базовых ценностных ориентаций основных политических субкультур общества.

3. в многосоставных обществах, в которых существует определенный консенсус по поводу базовых ценностей.

 

По организации политической жизни (Й. Шумпетер, Э.Баталов): 1. Рыночная; 2. Этатистская; 3. Официальная; 4. Реальная.

 

1. политика понимается и организуется как разновидность бизнеса, свободного обмена деятельностью.

2. главенствующая роль государства в организации политической жизни и определении условий политического участия.

3. поддерживается институтами государства.

4. отражает ценностно-нормативные ориентации большинства населения.

 

По отношению к инновациям (Р. Шварценберг): 1. Закрытая; 2. Открытая.

 

1. сориентирована только на собственные локальные образцы и нормы, закрытость к инокультурным контактам.

2. ориентирована на инокультурный опыт и общение, способна к довольно продуктивному обмену ценностями и нормами.

Date: 2015-09-23; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию