Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 43. Структура и типология политической культуры
Политическая культура – сложное и многоуровневое явление, каждый ее компонент как бы опосредует те или иные связи и отношения между политическими процессами и другими сферами общественной жизни, обеспечивая их взаимодействие. В теоретическом плане в политической культуре выделяют различные структурные компоненты, посредством которых и реализуются ее важнейшие функции. Каждый из структурных компонентов политической культуры обладает своими специфическими свойствами и, в силу этого, по-разному направляет политическую жизнь. Если рассматривать всю политику как феномен культуры, т.е. понимать под политической культурой политическое измерение культурной среды данного общества, то в зависимости от характера ее проявления можно говорить о следующих структурных компонентах политической культуры современного общества, присутствующей: 1. в виде духовных побуждений и ориентаций человека (ценностях, нормах, традициях, стереотипах); 2. в «опредмеченных» формах его практической деятельности - символах и атрибутах государственности (герб, флаг, гимн); 3. в институциональном виде, будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, в их функциях; 4. в стиле (способах) политической деятельности людей, отражающей реализацию их ценностных установок в практическом поведении в политической сфере.
Выделяют следующие компоненты политической культуры в зависимости от способа ее проявления: 1. Политические ориентации, установки, знания, чувства, оценки (по отношению к институтам, «другим», собственной деятельности). 2. Устоявшаяся ценностно-нормативная основа устройства и функционирования политических институтов, символы и атрибуты государственности. 3. Присущие конкретному обществу мифология, традиции, обычаи, ценности, нормы, идеалы, стереотипы политической жизни. 4. Типичные ценностно-нормативные образцы (стандарты), способы их политической деятельности, коммуникаций, поведения.
Тем не менее, хотя очевидно, что политическая культура общества представляет собой сложное, многоуровневое явление, до настоящего времени в политической науке наиболее распространено видение структуры политической культуры как системы политических ориентаций различных типов, заложенной еще Г. Алмондом и С. Вербой. Они рассматривали структуру политической культуры как совокупность когнитивных (политическое знание), «аффективных» (чувство относительно политической системы и «оценочных» ориентаций (убеждения, мнения о политических объектах).
1. Ценности и ориентиры общекультурного характера, предопределяющие политический выбор человека в той или иной мере зависящие от его отношения к обществу, природе, религии, идеологическим предпочтениям. 2. Заданные отношением человека к власти как к публичному центру господства и принуждения, включающие оценку способностей и пределов власти, объем гражданских прав и обязанностей. 3. Сложившиеся по отношению к конкретным политическим явлениям и институтам: от государственных и межгосударственных связей до отношения к самому себе как субъекту политики.
1. (лат. traditio - передача) - важнейший компонент политической культуры общества, обеспечивающим передачу социального и политического опыта от одного поколения к другому. Различают «традиции» и «обычаи», (традиции относится к более широкому кругу явлений), а также «обряды» и «ритуалы» (формализированные варианты традиционного поведения). В любом случае традицией называют явления преемственности во времени - спонтанную автоматическую передачу общественных, в том числе, политических форм и институтов жизни, принципов поведения (противостоит «инновации» как явлению, не имеющему аналогов в прошлом). Причем, традиции имеют устойчиво повторяемый характер, существуют в течение длительного времени. Например, преклонение перед государством и законом (Германия), перед элитой (Англия), противопоставление личности и власти, и элите (Франция), доминирование государства над личностью и обществом (Россия). В известном смысле традиция выступает как объективный, не зависящий от воли людей общества (иррациональный), фактор политики. 2. (от греч. mythos предание, сказание + logos слово, учение) – эмоционально окрашенное чувственное представление о политической действительности, в котором объективная реальность подменяется субъективным восприятием ее, вымышленными образами. Это представление о мире не в логической, а в образной модели. Понятие «политическая мифология» как и традиция также многозначно. Им может обозначаться: с одной стороны, совокупность древних героизированных преданий и представлений о политических вождях, эпизодах политической истории страны; а с другой – это ложное, фантастическое отражение политики, мироощущение, сформировавшееся на основе чувственных представлений о политической действительности. 3. (simbol – знак, опознавательная примета) – совокупность выразительных знаковых средств, придающих политическим явлениям подчеркнуто явный, либо, напротив, скрытый смысл. Можно сказать, что символ – это вещь или явление, наделенное смыслом. Отличительным свойством символа является его лаконичность, однозначность и понятность для всех разделяющих данную систему ценностей. Один и тот же символ может иметь несколько смыслов. «Крест» – это символ веры, символ жертвенности, символ связи верхнего (горнего) и нижнего (дольнего) миров. И одновременно, несколько символов могут отражать один смысл. Так, например, символом политического единения является и герб, и гимн, и флаг, и ритуальные празднества. В политической жизни используют несколько видов символических знаковых систем: языковая символика - слова, обладающие символическим значением (государство как символ страны, власти и народа; имя главы государства – вождь, король, президент - как символ политической системы); символика искусства – представлена средствами изобразительного искусства (картина и скульптура с политическим содержанием, политический портрет, архитектура); политическая эмблема (флаг, герб, значок); материальные символы власти (корона, скипетр, костюм, резиденция, дворец, кабинет); политический ритуал (от лат. ritualis образцовый) – форма символического поведения субъектов в политике (коронация, принятие присяги, дипломатический протокол, выборы). 4. (греч. stereos твердый + typos отпечаток) – устойчивый и схематичный образ политических явлений, упрощенно отражающий их природу и функции. Этот термин был введен в науку в 20-е годы американским исследователем У. Липпманом при построении им концепции общественного мнения для характеристики предвзятых представлений представителей определенных социально-этнических групп. Стереотип, в том числе политический, - это всегда упрощенное представление. Явление стереотипизации существует объективно, что обусловлено принципом экономии, свойственным обыденному сознанию, его стремлением к упорядочиванию знаний об окружающей действительности. Интересным является сам вопрос о мере истинного знания, содержащегося в стереотипе. Некоторые авторы предлагали новый термин «социотип» для обозначения готового, стандартного, но в отличие от стереотипа, истинного знания. Обращается внимание и на то, что в понимании стереотипа не столь важно, истинно ли содержащееся в нем знание или ложно, поскольку главное в стереотипе – не сама истинность, а убежденность в ней. Различают стереотипы, в той или иной мере представляющие истинное знание и ложно направленные, являющиеся основой для формирования предвзятых оценок и предрассудков. Спецификой убежденности, сопутствующей стереотипу, является ее устойчивость и эмоциональность. Стереотип не нейтрален, он активно защищает политические объекты и ценности, имеющие важное значение для группы. Именно этой защитной функцией и объясняется его эмоциональная насыщенность. Чем тверже оценка, тем, как правило, большую эмоцию вызывает любая попытка подвергнуть ее сомнению. 5. В сознании каждого человека не могут не существовать нормативные представления о значимом и должном, о совершенных и желаемых типах общественных, в том числе политических, отношений, институтах. В общей структуре мотивации человеческой деятельности ценности, по М. Веберу, представляют один собой один из четырех важнейших видов таких мотивов, наряду с традициями, аффектами (эмоциями). В литературе можно встретить различное определение ценности: и как представление о нужном и должном, и как стандарта, нормы или идеала, и как предмета всякого интереса, предпочтения, оценки. Эти определения не противоречат друг другу. Дело в том, что ценности имеют сложную многоуровневую структуру. Ценности подразделяются по предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и т.п.); по роли в жизнедеятельности индивида (терминальные, общечеловеческие, инструментальные); по функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие). По силе воздействия различают: нормы – правила, образцы, необходимого и должного; идеалы, представляющие собой не только необходимую и должную, но и желанную цель. Ценности движут поведением людей не только сами по себе, посредством разнообразных нормативных представлений, но и на совокупной базе интересов и потребностей, которые направляют действие на соответствующие объекты и цели. Часто ценности называют духовной квинтэссенцией потребностей и интересов людей. Все это позволяет рассматривать ценности, в том числе и политические, как внутренний стержень любой культуры или как считает нидерландский историк культуры Й. Хейзинге, это своего рода «гиперболические идеи жизни», вокруг которых сосредотачивается вся человеческая активность 6. В сфере политики широко распространенной формой выражения политических ценностей являются ценностные нормы, своего рода правила, стандарты поведения, которые устанавливаются и соблюдаются социальными группами и индивидами в борьбе за власть и ее осуществление. В каждой сфере жизни и в обществе в целом нормы формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим. Т. Парсон, наряду с нормами, поддерживающими общественный порядок в целом, выделял экономические, политические и культурные нормы жизни. Посредством норм обеспечивается устойчивое добровольное и сознательное сотрудничество людей в соответствии с общественно одобряемыми целями. Так, политические нормы фиксируют обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести борьбу «по правилам», соблюдать законы и конституцию. Функция нормы и состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, обеспечить предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Именно в сфере нормативного регулирования политической жизни взаимодействует моральная и правовая подсистемы политической культуры. Политические нормы могут фиксироваться различными правовыми актами (Конституция, свод законов, указы и т.д.), а могут существовать в виде своего рода «неписаных законов» (традиции, обычаи, мораль), в нормативных высказываниях властвующих и подвластных и как переживание в сознании людей нормативных требований общества. Начиная с эпохи Просвещения, политические теории основывались на той посылке, что для успешно действующих демократий характерна модель «демократического гражданства» – т.е. все граждане вовлечены в политику и активно участвуют в ней. В соответствии с этим допускалось, что гражданское политическое участие предполагает определенную информированность, аналитический и рациональный подход. Однако исследования Алмонда и Вербы показали, что рационально-активистская модель политического поведения – это лишь один из компонентов культуры демократического сообщества.
Типы политической культуры:
1. отсутствует интерес граждан к государству в целом, их интересы находятся в сфере местных отношений, этнических и общественных традиций. 2. доминирует ориентация на официальные институты, люди являются пассивными объектами власти и в первую очередь должны быть верноподданными и законопослушными. 3. (партиципаторная или культура участия) – активное участие граждан в политической системе, разнообразные формы его проявления. 4. смешанный тип, представляющий собой синтез подданнической и активистской культур, наиболее оптимальна для обеспечения демократии.
1. согласие значительного большинства граждан относительно базовых ценностей и норм политической жизни. 2. несовпадение базовых ценностных ориентаций основных политических субкультур общества. 3. в многосоставных обществах, в которых существует определенный консенсус по поводу базовых ценностей.
1. политика понимается и организуется как разновидность бизнеса, свободного обмена деятельностью. 2. главенствующая роль государства в организации политической жизни и определении условий политического участия. 3. поддерживается институтами государства. 4. отражает ценностно-нормативные ориентации большинства населения.
1. сориентирована только на собственные локальные образцы и нормы, закрытость к инокультурным контактам. 2. ориентирована на инокультурный опыт и общение, способна к довольно продуктивному обмену ценностями и нормами. Date: 2015-09-23; view: 566; Нарушение авторских прав |