Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория социального действия





Огромную роль в развитии американской социологии и вообще всей современной социологии сыграл Толкотт Парсонс, американский социолог-теоретик (1902-1979).

Создатель теории действия и структурно-функциональной школы в социологии, Парсонс пытался построить общую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. На первом этапе конструирования своей системы Парсонс, отталкиваясь от идей Вебера, Дюркгейма и Парето, приходит к пониманию социального человеческого действия как самоорганизующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, он усматривает, во-первых, в символичности, т.е. в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.п.;

во-вторых, в нормативности, т.е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т.е. в известной иррациональности и независимости от условий среды и в то же время зависимости от субъективных "определений ситуации". Исходными понятиями в парсонсовской теории действия выступают понятия "деятель", "интуиция" и "ориентация деятеля на ситуацию".

Парсонс создает в итоге комплексную формализованную модель системы действия, включающую в себя культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. Он четко разграничил, во-первых, такие относительно автономные подсистемы действия, как личность и культура, обосновав таким образом равноценную значимость этих подсистем как элементов действия. Во-вторых, он разграничил понятие личности как целостной психологической структуры, с одной стороны, и социального деятеля как абстрактного комплекса ролей, аналитически вычленяемого из этой целостной структуры, с другой. Таким образом, Парсонс создал полную и сбалансированную модель структуры социального действия, в которой уровни социальной реальности сочетаются с описанием условий их успешного функционирования: организм (адаптация), социальная система (интеграция), культура (поддержание ценностного образца системы), личность (целедостижение).

Для создания этой модели Парсонс рассмотрел структуру субъекта действия, который в качестве такового наделен определенными способностями (целеполагания, оценки, отбора, временного измерения и т.д.) для осуществления взаимодействия со средой. Дополняет эту структуру ценностная мотивация и ориентированность действий субъекта на других субъектов.

Впоследствии Парсонс дополнил свою теорию действия переменными стандартами ценностных конфигураций и набором функциональных проблем стабильной системы, причем каждая из подсистем рассматривается как специализированная на выполнение какой-либо функции. Все компоненты этой модели связаны сложными взаимосвязями, и с помощью различных конфигураций этих связей можно проанализировать и понять структуру любого социального действия.

Каждая подсистема в этой системе зависит от результатов деятельности остальных подсистем.

Структуру социального действия составляют: действующее лицо, конкретная ситуация, условия (цели и нормативные предписания).

Вся система социального действия Парсонса основана на принципе системного строения общества, который означает, что для выживания любая система должна выполнять четыре основных функции (адаптация, целедостижение, интеграция и удержание образца).

Adaptation (адаптация) - любая социальная система приспосабливается или адаптируется как к внутренней ситуации, так и к изменениям внешней среды.

Goal attainment (целедостижение) - система определяет и достигает поставленные цели.

Integration (интеграция) - система связывает и увязывает все свои компоненты, а также три другие свои функции (A, G, L).

Latency, pattern maintenance (удержание образца) - любая социальная система создает, сохраняет, совершенствует, обновляет мотивацию индивидов, образцы их поведения, культурные принципы.

Это общая структурно-функциональная сетка накладывалась Парсонсом на все социальные явления, включая микро- и макроуровни, то есть уровни отдельных личностей, малые сообщества и коллективности и уровни больших общностей вплоть до целых цивилизаций.

Каждая система вне зависимости от своего уровня осуществляет себя в системе действия. Иначе говоря, социальная система должна действовать, развиваться - в противном случае она умирает. Как же строится система действия? В ответ на этот вопрос можно привести схему, поясняющую принципы теории Парсонса.


Движение вверх     Движение вниз
Высокий уровень информированности и контроля Иерархия определяющих условий и факторов Высокий уровень энергии и господства условий 1. Внешняя среда действия: высшая реальность Высокий уровень информированности и контроля Иерархия определяющих условий и факторов Высокий уровень энергии и господства условий
2. Система культуры 3. Социальная система 4. Система личности
5. Поведенческий организм 6. Внешняя среда действия: физико-органическая среда

 

В работах 60-х гг. Парсонс обратился к проблемам эволюции обществ, положив в основу своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Он отстаивает представление о всеобщем направленном развитии обществ в сторону повышения "обобщенной адаптивной способности" в результате функциональной дифференциации и усложнения социальной организации. Парсонс при этом различает три типа обществ: "примитивные", "промежуточные" и "современные". На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Переход к "промежуточной" фазе определяется появлением письменности, культуры и социального неравенства. Переход к "современному" типу совершается с отделением права от религии, формированием бюрократии, рынка и демократической избирательной системы. За "промышленной революцией", означающей у Парсонса дифференциацию экономической и политической подсистем, следует "демократическая революция", отделяющая "социальное сообщество" от политической системы, а затем "образовательная революция", начавшаяся ныне в США и призванная отделить от социального сообщества подсистему воспроизводства и поддержания культурного образца.

Источником социальных изменений Парсонс считает "изменение структуры" социальных систем, которое происходит тогда, когда давление на систему изнутри и извне становится настолько сильным, что она оказывается неспособной восстанавливать утраченное равновесие. Тогда с целью сохранения целостности общества, повышения его адаптивной способности происходит трансформация ее важных структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций). Модификации подвергаются целые подсистемы -экономическая, политическая, система ценностей.

Парсонс даже вводит понятие эволюционных универсалий, т.е. таких структур, возникновение которых свидетельствует о появлении качественно нового состояния системы. Они возникают в ходе развития и усложнения любых общественных систем независимо от их культурной специфики и разнообразия внешних условий. Первоначально в социальной системе складываются четыре универсалии: система коммуникаций, система родства, религия и технология. Последующие изменения системы • это возникновение в ней стратификационной структуры с соответствующей культурной легитимизацией ее принципов, появление бюрократии, денег и рыночного комплекса, безличного нормативного регулирования и демократических объединений.

Условиями интеграции и существования любой системы, по Парсонсу, являются следующие факторы: все социальные системы должны быть так организованы, чтобы быть совместимыми с другими системами; для того чтобы выжить, система должна обладать поддержкой других систем; система должна удовлетворять большую часть потребностей тех, кто поддерживает систему своим участием в ней; система должна мобилизовать максимум участия со стороны своих членов; система должна обладать хотя бы минимальным контролем за потенциально отклоняющимся поведением своих участников; если конфликтная ситуация становится разрушительной для системы, система должна осуществить жесткий контроль над ней; и, наконец, система, дабы выжить, должна обладать общим единым языком и принципами общения (коммуникации) среди своих участников.

Если эти условия не будут осуществлены, интеграция внутри системы, а также между системой и внешней средой исчезает, и система перестает существовать.







Date: 2015-09-23; view: 663; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию