Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимающая социология





Позитивизму и натурализму в социологии конца XIX - начала XX века противостояло такое теоретико-методологическое направление, как понимающая социология, сосредотачивающаяся на анализе значимых, смысловых элементов социальной жизни.

Понимающая социология ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства, а в ее современной версии отразилось влияние феноменологии и лингвистической философии. Основополагающую идею этого направления сформировал немецкий философ В. Дильтей (1833-1911), разграничивший в своей философии природу и общество как онтологически чуждые друг другу сферы. Общество, полагал он, конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественно-научного цикла. Общество, как человеческое порождение, выступает в качестве объекта наблюдения, должно открываться внутреннему чувству человека. В дальнейшем, несмотря на существенные различия во взглядах представителей этого направления, для каждого из них оказывается в большей или меньшей степени характерно признание специфического метода и специфического объекта познания в социальных науках. Понимание, прямое постижение противопоставляется свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию и объяснению.

Близок был к идеям понимающей социологии немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918), который также подчеркивал отличие наук об обществе, где применяется социологический метод, и наук о природе. В качестве методологии социальных наук Зиммель также утверждал понимание, т.е. "вчувствование" исследователя в предмет познания.

Целью же социологического метода, по Зиммелю, является то социологическое видение, которое недоступно другим наукам, а именно выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм "социации", или общения, за которым должны последовать систематизация, психологическое обоснование и описание их развития.

В духе понимающей социологии оценивал значение понимания для метода социологии и немецкий социолог М. Вебер. Он признавал интерпретирующую функцию социологии, но при этом результат понимания являлся только гипотезой, а для того, чтобы стать научным положением, он должен быть проверен объективными научными методами.

Продолжавшая традиции понимающей социологии феноменологическая социология А. Шюца сделала понимание не столько специфическим методом социальных наук, сколько универсальной предпосылкой всех и всяческих социальных взаимодействий и формирующихся на их основе социальных структур и институтов.

Еще одной чрезвычайно важной фигурой классического периода западной социологии является Макс Вебер (1864-1920). Его основные работы: "О категориях понимающей социологии" (1913), "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905), "Хозяйство и общество" (1921) и др.

Социология Вебера опирается на методологическую концепцию "понимания" как особого метода общественных наук, не сводимых к наукам естественным. Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы же сами их и наделяем. Соответственно и методом изучения этого субъективного смысла должно быть "понимание" -субъективная процедура "вчувствования" исследователя в предмет исследования. Именно понимание становится методом раскрытия сущности социальной реальности. Однако Вебер утверждал рационалистический характер операции "понимания" - это, скорее, систематическое и точное исследование, чем просто "переживание" текста или социального феномена. Рациональность "понимания" соответствует рациональности социального, а социальные действия соответствуют некоему образу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об идеальных типах (т.е. идеальных моделях, образцах), которые реализуют социальные действия людей.

Понятие идеального типа было важным вкладом Вебера в социологию. Идеальный тип представляет собой искусственно сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению и т.п.). Идеальный тип возникает индуктивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен носить ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного (индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (в религии - это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). Это преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену. По мнению Вебера, чем более преувеличен идеальный тип, тем выше его эвристическая ценность, тем более он полезен для конкретного исторического феномена. Причем понятие это не статическое, а динамическое: поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, необходимо развивать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности. Таким образом, идеальный тип представляет собой теоретическую конструкцию результата мыслительной деятельности ученого-социолога, который использует его как образ-схему, способ систематизации и упорядочения конкретного материала эмпирического исследования, своеобразное узловое понятие (например, капитализм, город, экономический человек и т.д.)

Основной социологической теорией Вебера является концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией, т.е. действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки и присутствует осмысленность человеческого поведения, его ориентированность на ожидания других.

Социология как раз и признана вскрывать рациональное в индивидуальных и групповых действиях, видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам. Социология, разумеется, поднимается до уровня научного обобщения, так как она обобщает индивидуальное, но при этом она никогда не отрывается от него.

Социальные действия, таким образом, включают в себя два субъективных момента: субъективную, целеполагающую мотивацию индивида или группы и ориентацию на другого (других) - "ожидание".

Еще одной важной идеей Вебера является идея рациональности, рационального поведения, нацеленного на получение предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы общественной жизни, а высшим воплощением этой рациональности в капиталистическом обществе является бюрократия, тенденция к бюрократизации общества.

Большую роль в развитии западной социологии сыграла также веберовская социология религии, предметом которой стало изучение роли протестантской хозяйственной этики в становлении западноевропейского капитализма.

Date: 2015-09-23; view: 462; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию