Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории элиты





Одной из крупнейших фигур в истории современной социологии был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923), изложивший свою концепцию в "Трактате всеобщей социологии", который был закончен им в 1912 г. Пафос его позитивистской социологии состоял в критике априорных метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами. Парето утверждал также необходимость математического выражения этих зависимостей.

Исходным пунктом социологической теории Парето была концепция нелогического действия. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчетливо проявляющийся в истории. Врожденные психические предиспозиции толкают индивида к определенного рода поведению, истинные мотивы которого он маскирует при помощи псевдоаргументов, составляющих сущность всех без исключения общественных теорий. Таким образом, поскольку психика человека, ее черты и особенности истолковывались независимо от социально-экономического контекста, а эмоции полагались основой динамизма социальной системы, под последнюю подводился биологический фундамент. Утвердив биологически основополагающую роль сфер человеческой психики, Парето выводил из этого утверждения свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит.

В своей концепции человека Парето, подчеркивая иррациональную природу человека, постулировал тот момент, что специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. В проблеме соотношения чувств и разума он отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами истории. Исторические закономерности он сводил к закономерностям иррационально-психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называл "языками чувств". Любые теоретические построения, любые идеологии являются, по Парето, оправданием действия и имеют целью придать последнему вещно-логический характер, скрыть его истинные мотивы. Итальянский социолог назвал идеологические системы, обладающие ложным содержанием, деривациями, т.е. производными от чувств (названных им "остатками"), коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики и являющихся внутренними биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов "остатков" (инстинкт комбинирования; стремление к поддержанию постоянства; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувство социальности, собственности и половой инстинкт) Парето пытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. "Нелогические" действия, совершаемые на основе "остатков", рассматривались им как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений к прошлому. Таким образом, деривации (идеологии) были противопоставлены Парето истине, но их социальное значение все же велико, так как они представляют собой манипулирование сознанием. И в этом утверждении роли подсознания Парето был близок к Фрейду.

Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия и гетерогенности, которая обусловлена наличием определенных биопсихологических качеств индивидов. Деление на способную и не способную к управлению элиту и неэлиту Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, т.е. их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий.

Элитой Парето называет узкую группу лиц в любом обществе, которая за счет своих психологических качеств способна господствовать над остальной массой, навязывая ей свою волю. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т.е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия, твердостью и решительностью ("львы"), создают два типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе рантье является свидетельством стабилизации, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие социальной и экономической жизни. Процесс смены элит определяет весь строй общественной жизни (идеологию, политику и экономику). Если правящая элита не противодействует своей собственной деградации путем кооптации новых членов из низших классов, то наступает социальная революция, весь смысл которой заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества. Таким образом, теория "круговорота элит" строится Парето на основе исследования врожденных биопсихологических свойств индивидов.

Парето ценил учение о классовой борьбе Маркса, но считал, что в противоположность экономической ориентации исторического материализма его собственная концепция циркуляции элит, построенная на психологическом фундаменте, имеет более всеобъемлющий характер.

Все идеи Парето оказали большое влияние на развитие западной социологии, в том числе и структурного функционализма.

Таким образом, в XIX - первой половине XX в. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества. Так или иначе дальнейшее развитие социологии, независимо от того, принимались или отвергались разработанные в ее рамках основные идеи, опиралось на достижения указанного периода.

АМЕРИКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВО В СОЦИОЛОГИИ

Среди представителей американских социологических школ можно, с одной стороны, выделить ученых, работавших в рамках европейских концептуальных представлений, а с другой, тех социологов, которые разработали инновационные социологические концепции, хотя порой и на основе идей европейских социологов (например, бихевиористы, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, структурно-функциональный подход Т. Парсонса).

В конце XIX века в США сложилось весьма благоприятное положение для развития социологической науки. Отсутствие жесткой системы высшего образования, наличие свободных материальных средств, конкуренция между университетами, влияние прагматизма и спенсеризма и широкое движение в пользу социальных реформ открывали здесь возможности, которых не было в европейских странах, где социологи были разобщены, находились в оппозиции к философии, а зачастую и друг к другу. Первый курс, носивший название социологии, был прочитан У. Г. Саммером в Йельском университете уже в 1876 г. В 1893 г. А. Смолл открыл первую кафедру и социологическую специализацию в Чикаго.

В 1901 г. уже 169 американских университетов и колледжей предлагали своим слушателям курсы социологии. В 1905 г. возникло под председательством Л. Ф. Уорда американское социологическое общество, официальным органом которого стал созданный за 10 лет до этого "American Journal of Sociology". Однако все же правильнее было бы назвать раннюю американскую социологию не наукой, а "движением" из-за отсутствия социологов-профессионалов в полном смысле этого слова.

Отцы-родоначальники американской социологии не были профессиональными исследователями. Больше всего среди них было священников (Саммер, Смолл, Винсент) и журналистов (Гиддингс, Парк). Были и ученые других специальностей (Уорд, например, был палеоботаником). Как писал в 1924 г. Смолл, большинство работ, опубликованных в США как социологические, представляли собой лишь собрание различных мнений, прикрытых респектабельным новым именем. Более того, зачастую эти исследователи были весьма враждебно настроены друг к другу и не признавали своих коллег подлинными социологами.

Наибольшей известностью в этот период становления американской социологии в первой четверти XX в. пользовались Ч.Х. Кули, Ф.Г. Гиддингс, Э.0. Росс, У.Г. Саммер и Л.Ф. Уорд.

Впоследствии, пройдя через период интенсивных теоретических дискуссий в конце 20-х - 30-х гг., в послевоенный период американская социология достигла пика своего теоретического развития, что выразилось в появлении таких синтетических и теоретически зрелых концепций, как структурный функционализм Т. Парсонса, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, теории социального обмена и социального конфликта и т.д.

Столь интенсивному развитию американской социологии весьма способствовали сразу же взятые ей на вооружение принципы свободы научного исследования от ценностей, прагматизма и приоритета эмпирических исследований.

Значительное влияние на формирование американской и вообще западной социологии оказали идеи одного из ведущих направлений в американской психологии XIX - начала XX в. - бихевиоризма (буквально - наука о поведении). В основе бихевиоризма, а впоследствии и необихевиоризма, лежало понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) на воздействие внешней среды (стимулы). В радикальной форме бихевиоризм, отказываясь от признания любых внутренних психологических звеньев, опосредующих ответы человека, сводил все общественные процессы и явления к взаимодействию между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма (схема "стимул-реакция").

На основе бихевиористской психологии сформировалась, например, бихевиористская социология (Дж. Болдуин и Дженис Болдуин), а также социологическая теория обмена (Дж. Хоманс).

ОРГАНИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ЧИКАГСКАЯ ШКОЛЫ

Франклин Генри Гиддингс (1855 - 1931), продолжая традиции европейской органической школы, уподоблял общество организму, проводя аналогию между закономерностями жизни общества и "космическими законами и причинами". Рассуждая о равновесии энергии, постоянстве, силе вполне в духе Спенсера, Гиддингс, однако, уточняет, что общество не просто организм, а организация, которая возникает отчасти вследствие бессознательной эволюции, а отчасти как результат "сознательного плана". Общество, по Гиддингсу, - это "психическое явление, обусловленное физическим процессом", а потому социология "должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения". Сам Гиддингс сосредотачивает внимание на субъективной, психологической стороне дела.

Лестер Франк Уорд (1841 - 1913), американский социолог, представитель психологического эволюционизма, стремился, в первую очередь, к дополнению эволюционистской схемы изучением психологических механизмов развития и функционирования общества. Однако, если сторонники биологической ориентации считали социальную эволюцию непосредственным продолжением и частью органической и подчеркивали в ней черты автоматизма, то психоэволюционисты видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, выдвигая лозунг "направленной эволюции", т.е. разумного управления социальными процессами.

Уорд считал, что применительно к человечеству спенсеровский принцип космической эволюции должен быть дополнен ценностной идеей прогресса. Социальные институты - результат развития скорее психических, чем витальных, биологических сил; Социальные силы, по сути, - это те же психические силы, действующие на уровне социальных коллективных состояний. Таким образом, психология становится социологической методологией. Социогения - высшая ступень эволюционной лестницы, синтез всех природных сил, сложившихся в результате космо-, био- и антропогенеза, но в социальной реальности присутствуют чувства и цели, которых не было в действиях слепых природных сил. Эти новые факторы постепенно преобразуют генетические, лишенные цели природные процессы в телические (от слова tele - цель), или, что то же самое, в социальные процессы, имеющие форму целевого взаимодействия человека.

В своем труде "Динамическая социология" (1883) и в ряде других работ Уорд развивает взгляд, согласно которому первичной социальной силой являются желания, в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни индивида, и половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. На основе этих первичных желаний складываются более сложные, вторичные, интеллектуальные, моральные и эстетические желания, с помощью которых Уорд пытался объяснить поступательное развитие общества, его "улучшение".

Кроме индивидуального целеполагания, Уорд признает существование "коллективного телезиса", носителем которого является государство. В настоящее время, полагал Уорд, социальное сознание еще не может нейтрализовать вредных для общества сил, вроде частных монополий, деятельность которых он приравнивает к грабежу. Но в будущем конкуренция и монополия должны будут уступить место сознательной кооперации.

Интеракционизм зародился в США как попытка синтеза психологизма и органицизма, что помогло бы скорректировать субъективизм и замыкание в рамках только психологических взаимоотношений, к которым тяготела психологическая социология. Органицизм привнес в изучение личности необходимое понимание связи ее с обществом в целом, принадлежности к определенным социальным группам и выполнения ею социальных ролей. Социологический аспект этой проблемы исследовал американский социолог и психолог Чарльз Хортон Кули (1864 - 1929). Свой подход Кули называл "органическим", но не в смысле биологического органицизма, а потому, что он исходит из признания изначального единства личности и общества. Социальное сознание группы и сознание индивида так же бессмысленно рассматривать по отдельности, как противопоставлять музыку всего оркестра по звучанию отдельным инструментам. Личность и общество - не две разные сущности, а разные аспекты изучения живого процесса человеческого взаимодействия, который можно рассматривать либо со стороны личности, ее самосознания, динамики социального Я, либо со стороны общественных институтов и фиксированных типов общения. Изучению первого - индивидуального аспекта -социального процесса - Кули посвятил свою первую книгу "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), а изучению второго - социального аспекта - другую книгу "Социальная организация" (1 909].

Признаком истинно социального существа Кули считает способность выделять себя из группы, сознавать свое Я, свою личность. Но непременное условие развития самосознания - общение с другими людьми и усвоение их мнений на свой счет.

Сознательное действие - всегда действие социальное. А действовать социально - значит сообразовывать свои действия с теми представлениями о своем Я, которые складываются у других людей. Наше Я формируется через суммирование тех впечатлений, которые, как нам кажется, мы производим на окружающих. Эти утверждения составляют теорию "зеркального Я" Кули. Человеческое Я включает в себя, во-первых, представление о том, "каким я кажусь другому человеку", во-вторых, представление о том, "как этот другой оценивает мой образ", в-третьих, вытекающее отсюда специфическое самочувствие вроде гордости или унижения.

Таким образом, каждый акт социального сознания, по Кули, есть одновременно акт самосознания. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Но социальное сознание не совпадает с сознанием всего общества. Последнее выходит за пределы внутреннего мира человека. Кули называет его "общественное сознание".

Большой вклад внес Кули и в разработку теории малых социальных групп, которые играют решающую роль в формировании индивида. Первичная группа - это кооперация и ассоциация индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Это небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило,

отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать "Мы". Примеры первичных групп:

детский игровой коллектив, семья, соседство. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы.

Идеи Кули получили впоследствии развитие в символическом интеракционизме Дж. Г. Мида и исследованиях социализации и теории малых групп.

Развитие социологии в Западной Европе и США в начале XX века ознаменовалось бурным ростом эмпирической социологии - комплексных социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов жизни с использованием специальных методов. Этот процесс был обусловлен, прежде всего, быстрым и противоречивым социально-экономическим развитием общества, особенно американского. Исторические истоки эмпирической социологии находятся в ранних эмпирических исследованиях XIX в. - данных и методах моральной статистики и социальной гигиены. Такие ученые-статистики, как А. Кетле, Ч. Бут, А. Левенштайн проводили эти исследования с использованием тех методов, которые позже вошли в арсенал эмпирической социологии: анализ документов, анкетирование, включенное наблюдение (преступность, материально-бытовое положение рабочих и т.д.).

В современном ее понимании эмпирическая социология, как связанная с количественными измерениями область научного знания, сформировалась в 20-30-е гг. XX в. первоначально в США, а затем распространилась в другие страны. На первых порах эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессий и отдельных ученых-социологов. В 20-30-е гг. XX в. социологи-эмпирики образовали новый вид профессиональной деятельности, что способствовало началу вытеснения социологической теории из сферы эмпирической социологии, которая стала подменять социологию вообще. Главным критерием научности являлась отнесенность к методологическим критериям эмпирической науки, что осуществлялось под лозунгом преодоления метафизического теоретизирования и утверждения подлинно научных эмпирических методов исследования социальных отношений. В это же время активно развивалась и социологическая теоретическая мысль. Таким образом, в этот период в социологии наметился конфликт между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования - между макро- и микросоциологией. Параллельно с этим начались и поиски путей их интеграции, которые результировались позже в концепции теорий "среднего уровня", выдвинутой Р. Мертоном.

Среди социологических школ периода 1915-1935 гг. большую роль сыграла Чикагская школа социологии, которая органически соединяла эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Особенную известность получило принадлежащее к этой школе направление социальной экологии (Р. Э. Парк и Э. Берджесс).

Основными отличительными чертами Чикагской школы являются прежде всего органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы. В этом смысле эта школа отличалась как от "движения социальных опросов" (сбор статистических данных по специфическим локальным проблемам без их теоретического осмысления), так и от теоретизирования "академических" социологов. Другой особенностью Чикагской школы является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.

Наиболее яркой фигурой среди представителей Чикагской школы стал Роберт Парк (1864 - 1944) - основатель социально-экологической теории.

Роберт Парк исследовал коллективное поведение людей в тесной взаимосвязи с той рукотворной средой, которую они создают. При этом "социальные коллективности" образуют особые взаимодействия со средой, которые Парк называл "биотическими" (не путать с биологическими). В отличие от биологического, биотический принцип включает в себя социально-психологический и культурный факторы, но продолжает тем не менее удерживать биологическую детерминанту связи со средой. Конкуренция индивидов, в частности, проявляется в том, что они захватывают определенные пространства ("зоны") и расселяются в них. Чисто социальные явления - экономические, политические, культурные - вырастают на экологической основе взаимодействия популяций со средой.

В этом смысле формирование современных городов - "метрополисов" и "мегаполисов" - подчиняется строго биотическим и экологическим законам, которые проявляют себя в планировании городов. Так, Роберт Парк предложил концентрическую модель городского зонирования, согласно которой различные сообщества расселяются на городской территории по принципу концентрических кругов. Каждая зона имеет свою функцию, социальный состав, профессиональную ориентацию.

Экологическая социология Парка позволила увидеть в структурах общества строго детерминированные закономерности, сочетающие в себе биологические и социальные факторы.

Вышедшая в 1918-1920 гг. работа Ф. Знанецкого и У. Томаса "Польский крестьянин в Европе и Америке" сыграла большую роль в утверждении и развитии эмпирических методов в социологии. Именно здесь был впервые теоретически разработан и обоснован метод личных документов (биографический метод) - один из специфических методов анализа личных документов, при котором для решения какой-либо проблемы собирают и обобщают материалы, отражающие участие человека в тех или иных социальных событиях и его отношение к ним. На основе этих документов достигается также описание различных социальных групп, вырабатываются некоторые гипотезы о том или ином социальном явлении, осмысляются определенные социально-психологические процессы, совершающиеся в группе. Изучение личных документов (писем, биографий, дневников, воспоминаний и т.п.) должно обеспечивать учет субъективной точки зрения исследуемых, а также объективность анализа, так как интерпретация их производится компетентным исследователем. В соответствии с этими установками Знанецкий и Томас проанализировали корреспонденцию между семьями, уехавшими в США и оставшимися на родине, и автобиографии эмигрантов для того, чтобы выяснить взаимодействие между культурными ценностями и установками личности, механизм и процесс приспособления личности к новым социальным условиям.

В 20-30-е гг. в западной социологии наблюдался пик увлечения биографическим методом. Многие социологи считали, что только таким образом можно проникнуть в мотивацию и сущность психической жизни человеческой личности. Все они сходились на том, что в формировании личности основное значение имеют именно биографические факты - личные взаимоотношения с членами семьи и группы, переломные моменты жизни, наследственность, степень и характер подавления бессознательных инстинктов - наследия, связывающего человека с породившей его средой. Достоинства биографического метода заключаются в возможности анализа установок, мотивов личности, роли субъективных элементов в социальных процессах, а его недостатками являются отсутствие репрезентативности, субъективная окрашенность воспоминаний, незнание социального явления в целом.

Оба автора этой работы - и Знанецкий и Томас сформировались под влиянием антипозитивистских ценностно-смысловых установок неокантианства, "понимающей" социологии (В. Дильтей и М. Вебер), а также американского прагматизма и эмпиризма. Свои общие социологические установки они перевели на обще- и конкретно-методологический уровень социологии. Общее требование учитывать человеческий коэффициент, т.е. психологический и ценностный фактор, превратилось в методологическое требование принимать во внимание точку зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации, их понимание этой ситуации, сопряженное с выделением значимого для них аспекта ситуации. В более широком плане это было требование рассматривать социальные явления как результат сознательной деятельности людей. В этих целях социология должна заниматься обобщением эмпирических данных и формулировать на основе индуктивного метода сбора документов обобщающие законы.

Важным этапом истории функционализма стал его американский вариант (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), который развил и распространил его методологию на все разделы социологии.

Американский социолог Роберт Мертон (р. 1910 г.) внес значительный вклад в разработку теории и методологии структурного функционализма.

При структурном подходе сложный объект (общество, его состояние, социальный институт или процесс) задается аналитическим вычислением входящих в его состав единиц (элементов, факторов, переменных). Все составляющие структуры ^оказываются заданными одновременно в отвлечении от механизмов временного существования и воспроизводства социального целого и его частей. Затем найденное статическое состояние может послужить исходным пунктом для анализа процессов социального изменения.

Функциональный подход, в отличие от структурного, рассматривающего общество как сложную, статическую систему, состоящую из множества элементов, выясняет связи между элементами и целым, соотнося определенные структурные единицы со способами их функционирования. В результате получается разветвленная типология связей частей друг с другом и с целым, выясняются возможные и невозможные состояния системы, допустимые сочетания элементов в ней, определяются наборы функций как способов поведения, присущих системному образованию при условии сохранения его структурной целостности и т.п. Таким образом, этот подход основывается на представлении о функциональном поведении индивидов, организаций и подсистем различных уровней. Общество, согласно функционализму, состоит из тесно связанных друг с другом компонентов; они взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы.

Общество также развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживаемость всей системы. И поскольку все социальные явления и 'факты должны рассматриваться под углом зрения их последствий, то дисфункциональные формы и институты угрожают самовыживанию общества. Подобные формы поведения и институты подлежат контролю и устранению. Утверждая это, Мертон внес значительные уточнения в понимание функции, наряду с которым он ввел понятие "дисфункции", т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что в свою очередь должно повлечь за собой или новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм.

Согласно Мертону, функциями надо считать те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Одновременно дисфункцией надо считать те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде, что необходимо должно привести к новому этапу в приспособлении системы и, следовательно, к ее изменению.

В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, мы имеем дело с явной функцией, которая осознается таковой участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая (латентная) функция не планируется и не осознается участниками.

Таким путем Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения. Но он ограничил изменение "средним" уровнем - уровнем конкретной социальной системы, связав его с проблематикой "разлада" системы, ее несогласованности и конфликта - с понятием аномии. Именно на основе этих разработок он и сформулировал свою известную идею о теориях "среднего уровня", которые выполняют роль посредников между малыми рабочими гипотезами и широкими теоретическими спекуляциями. Связывая теоретический и эмпирический уровни социологического исследования, они являются противовесом тенденции к "чистому" эмпиризму.

Date: 2015-09-23; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию