Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологический психологизм





Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX века способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Психологизм в социологии представлял собой попытку объяснения социальных процессов исключительно психологическими качествами людей. Распространению психологизма в социологии способствовали оформление и институализация экспериментальной психологии как самостоятельной дисциплины в конце XIX века. Социологи, не удовлетворенные примитивными биоорганическими аналогиями, проявили растущий интерес к проблемам мотивации и психологическим механизмам социального поведения. К психологической социологии можно отнести: психологический эволюционизм; инстинктивизм;

"психологию народов", тесно связанную с этнографией; групповую психологию и интеракционизм, основанный на рассмотрении межличностных взаимодействий.

Вильгельм Вундт, находящийся под влиянием представлений романтиков о "национальном характере" и "народном духе", в своей "психологии народов" разрабатывал представление о народном сознании как творческом синтезе индивидуальных сознании, в результате которого возникает новая сверхиндивидуальная реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхличностной деятельности - языка, мифах и морали. Таким образом, Вундт выдвигал понятие сверхиндивидуальной реальности народной души.

В конце XIX века становится все яснее, что ни психология индивида, ни абстрактный "народный дух" не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучению непосредственно явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу.

Большую популярность приобрели на рубеже XX века книги французского публициста, врача по образованию, Гюстава Лебона (1841 - 1931) - "Психология толп" (1895) (русский перевод: "Психология народов и масс" - 1896), "Психологические законы эволюции народов" (1894).

По мнению Лебона, европейское общество вступает в новый период своего развития - в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. "Толпа" или "масса" - это группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами и готовая куда угодно следовать за своим лидером. Совладать с разбушевавшейся стихией массового сознания не может никакая рациональная сила. Лебон подчеркивает, что ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него чувство реальности и тем больше он подвержен влиянию лидера. Среди лидеров часто встречаются люди с резко выраженными чертами психических отклонений, которые с этих позиций "заражают", гипнотизируют толпу. Лебон резко осуждал всякое революционное движение, особенно социализм.

С позиций аристократизма он выступал против всех форм социального равенства и демократии, стремясь доказать, что все достижения цивилизации -результат деятельности элиты.

Концепция Лебона справедливо подвергалась критике за абстрактное идеализированное понимание "толпы", расплывчатость исходных понятий, несистемность и произвольность доказательств, некритическое перенесение свойств преступной группы, низших форм массовых состояний на высшие.

Еще одним представителем психологического направления в социологии конца XIX века был Габриэль де Тард (1841 - 1904), французский социолог, один из основоположников социальной психологии. Тард практически свел социологию к "интерментальной психологии", т.е. социальной (коллективной) психологии, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознании и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе ("Этюды по социальной психологии", 1898).

Многие идеи Тарда сформировались в ожесточенной полемике с Э. Дюркгеймом. Оба мыслителя имели общие установки: выступали против биоорганических теорий и верили в необходимость изучения социальных норм. Однако Дюркгейм первичным называл общество, лишь продуктом которого является отдельный индивид, а Тард, наоборот, считал необходимым исходить из индивида и изучать общество как продукт взаимодействия индивидов.

Общественные процессы Тард объяснял действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Подражание как передача или попытка передачи верования или желания напоминает по своей природе гипнотическое воздействие и является элементарным социальным отношением.

Всякое нововведение, считает Тард, - продукт индивидуального творчества. Единственный источник последнего - творческий акт воображения одаренной личности. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму "подражания". Тард схематически рисует процесс распространения новшеств в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока он не натыкается на встречную волну, исходящую из другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, повторение сменяется оппозицией и начинается "логическая дуэль" подражаний. Частными случаями этого могут быть любые конфликты, от теоретического спора до войны. Затем конфликтное состояние сменяется новой волной и весь цикл социальных процессов возобновляется ("Законы подражания", 1890)

Одной из затронутых Тардом проблем является проблема различных форм массовой коммуникации и межличностного общения, в частности разговора. Подобно Лебону, он изучал общественное мнение и "психологию толпы", однако был не согласен с Лебоном в понимании сущности "толпы". Тард утверждал, в противоположность Лебону, что XX век является веком не толпы, а "публики" - духовной интеллектуальной общности, связывающей физически рассредоточенных индивидов, и прослеживает историю ее становления, которая связана со становлением средств массовой информации ("Мнение и толпа", 1901).

В целом концепция Тарда зачастую грешила субъективизмом, однако сегодня Тард считается одним из основоположников социальной психологии как науки.

Германия занимает особое место в истории социологии. Многие немецкие социологи стали фигурами мирового масштаба.

Фердинанд Теннис (1855 - 1936), немецкий социолог и историк философии, был одним из основоположников социологии в Германии, Постановка главной проблемы его социологии вытекала из исследования им основного противоречия развития социально-философской мысли XVIII - начала XIX века - из противоречия рационалистического и исторического подходов к проблеме возникновения и существования государства, права и социальных институтов.

Рационализм, опиравшийся на идеи Просвещения, отстаивал естественные права человека и разумность общественного устройства, соответствующих человеческой природе.

Исторический подход подчеркивал важность традиционных форм социального существования и исторически сложившихся форм его регулирования.

Теннис стремился к синтезу этих двух подходов и в этом своем стремлении опирался на идеи немецкого юриста Ф. фон Савиньи и рационалистическую философию Т. Гоббса.

Исторический и рационалистический подходы к пониманию общества Теннис отразил в антиномии двух понятий, ставшей основой его философии:

понятии общины (Gemeinschaft) или общинных отношений и общества (Gessellschaft) или общественных отношений ("Общность и обществ?", 1881).

Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную самотождественность как сознательно, в силу следования традиции, так и бессознательно, в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка. К ним относятся:

1) родовые отношения;

2) отношения "соседства";

3) отношения дружбы.

Иной характер имеют отношения второго рода, или общественные отношения. Их принцип и основа - рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Они имеют вещную природу и характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Рациональность их заключается в осознании их полезности и благодаря возможности сознательного решения они могут заключаться даже между врагами. Субъектами этих отношений являются и группы и государства, рассматриваемые как формальные лица.

В общине социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из совокупности вещей. Различие общины и общества - это различие органической и механической связи составляющих социальное целое частей.

Впоследствии эта идея была подхвачена Э. Дюркгеймом, выделившим общество с "органической" и "механической" солидарностью и придавшим этой достаточно абстрактной классификации более конкретный вид.

Фундаментом этих двух типов организации социальной жизни служат два типа воли: воля сущности и ослабление социальной воли. Понятие "воля" носит у Тенниса очень абстрактный характер. Здесь имеется в виду некая социальная сила, имеющая аналог и в мотивации поведения индивидов. Воля сущности - это воля целого, определяющая всю социальную жизнь, ее интеграцию, а ослабление социальной воли означает расчленение общества на множество частных воль, связанных друг с другом механическими связями.

Все понятия Тенниса носят достаточно абстрактный, идеальный характер, что явилось результатом его сознательного следования рационалистической методологии, которую он считал залогом беспристрастности и объективности социального научного познания и "чистоты" научных категорий.

Свою социологию он делит на "общую" и "специальную". Первая должна была изучать все формы существования людей, вплоть до объединяющих с животными. Вторая же изучает собственно социальную жизнь. Она делится на "чистую" (теоретическую), которая основывается на категориях "община" и "общество", "прикладную" и "эмпирическую" (социографию). Прикладная социология с помощью гипотетико-дедуктивных построений изучает социальную динамику, а социография с помощью индуктивного метода и обращения к статистике изучает современное общество.

Исторически общинные отношения более характерны для патриархально-феодальных. обществ, а общественные для капиталистических. Но в реальности любое социальное образование содержит в себе черты и общины и общества.

Все формы социальной жизни Теннис делит на:

1) социальные отношения;

2) группы;

3) корпорации или объединения.

Сознательное, целенаправленное социальное объединение индивидов в процессе их социальных отношений образует группу. Корпорация возникает в том случае, если существует внутренняя организация индивидов.

Таким образом, методология построения социологии у Тенниса имеет рационалистическо-абстрактный и дедуктивный характер, что должно было, по его мнению, гарантировать ее объективность и независимость от ценностных суждений. Впоследствии его дихотомия общества и общности послужила эвристическим импульсом для многих других социологических систем.

Date: 2015-09-23; view: 852; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию