Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органическая школа





Органической школой западной социологии конца XIX - начала XX в. называется направление, рассматривавшее общество как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерностей. Органическая школа имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими авторами (Платон, Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер и др.). В отличие от предшественников, сторонники органической школы утверждали, что общество и есть организм и занимались поиском все новых аналогий между обществом и организмом. По мнению П.Ф. Лименфельда, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. А.Э. Шеффле анализировал экономическую жизнь общества как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие "социальное тело".

Методологической ориентацией органической школы был органицизм, отождествляющий общество с организмом. Придя на смену социальному механизму, рассматривающему общество как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга, социальный организм рассматривает общество в динамике, как состоящее из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и управляемых единым принципом. Главным его тезисом является параллель между человеческим организмом и организацией, обеспечивающей функционирование общественного организма.

На рубеже XVIII - XIX вв. эта идея органического единства общества была подхвачена теми мыслителями, которые стремились к преодолению растущей идеологической и социально-политической дифференциации общества на основе органической солидарности всех его частей. Среди этих мыслителей были и основатели позитивизма - О. Конт и Г. Спенсер. Так, Спенсер сравнивал социальную систему с организмом, подлежащим закону эволюции. Помимо сходства он подчеркнул и различия: в социальном организме части сосуществуют, оставаясь раздельными, они способны на чувства, мысли и т.п.

Герберт Спенсер (1820 - 1903), английский философ и социолог-позитивист, вслед за Контом стал одним из основоположников социологической науки. Спенсер был виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии и рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. В подходе к изучению общества главной для него была идея эволюции, сущность которой он видел в переходе от гетерогенности к гомогенности, возрастающей связности и специфической определенности. Эта идея была стержнем главного труда Спенсера "Основание социологии".

По Спенсеру, процесс развития ("разрастания") любой единицы сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций:

чем более развит организм, тем более он сложен. Далее, как только его части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга. Так, в простых обществах, где составные части однородны, они могут легко взаимоизменяться. В сложных же обществах неудачные действия одной части.не могут быть компенсированы другими. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние предшественники. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах и, следовательно, уязвимость, привносимая этой взаимозависимостью, делает необходимым создание некоей регулирующей системы, которая контролировала бы действия составляющих частей и их координацию. Такая координация аналогична координации в живом организме.

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества "воинствующие", регулируемые путем жесткого принуждения, и. общества "индустриальные", где контроль и централизация слабее.

Со временем спенсеровская концепция "однолинейной" эволюции, т.е. непрерывного поступательного движения обществ модифицируется в теорию усложненной "многолинейной" эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Эволюционно-исторический подход в изучении общества соединяется у Спенсера со структурно-функциональным и системным: социальный организм, по Спенсеру, состоит из трех главных "систем": "регулятивной", "производящей средства для жизни" и "распределительной". В этом отношении социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Он первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без


изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.

Большое место в его теории общества занимает разработка темы социального контроля и его институтов (государства и церкви).

Всякий социальный институт, по Спенсеру, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, которые и изучает социология. Важную социальную роль играет также социальный институт церемоний.

Историческим источником классовых различий Спенсер считает завоевание. Еще одной его идеей была поддержка дарвиновских представлений о естественном отборе наиболее приспособленных. Спенсер перенес это представление на социальную почву, утверждая, что в связи с тем, что увеличение населения стимулирует все большую социальную активность, выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении.

КОНЦЕПЦИИ "ОДНОГО ФАКТОРА": СОЦИАЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ МЕХАНИКА, РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ

К натуралистическому направлению в социологии принадлежат концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук. Большинству этих теорий свойственно игнорирование сложной диалектики общественного развития, вульгарно-материалистическое истолкование ее закономерностей, отрицание сознательного и целенаправленного характера человеческой деятельности, а позитивной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и строгую систему знания, аналогичную теориям развитых естественных наук. В западной социологии XIX - начала XX века существовали две главные формы натурализма- социал-биологизм и социальный механицизм. Сторонники механицизма пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках. Представителям этих теорий был присущ антиисторизм, спекулятивный и умозрительный характер теоретических построений и общая консервативная направленность. К этому направлению принадлежала, например, концепция В. Парето. Господствующим же направлением в социологии того периода был биологизм. Представители этого направления стремились познать законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию (развитие) стали рассматривать как продолжение или составную часть биологической эволюции.

Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки, служит основанием для классификации натуралистических школ. Так, биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социально целого, расово-антропологическая - влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, социальный дарвинизм - борьбе за существование и естественному отбору, географическая школа - географической среде и пространственному размещению людей:

Как уже говорилось, виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Г. Спенсер, для которого эволюция является универсальным процессом, объясняющим все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он был сторонником так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривал общество как единый биологический организм.

Другая натуралистическая школа- социальный дарвинизм • пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т.п. Центральной идеей социал-дарвинизма была попытка объяснить все социальные явления и действия указанием на лежащие в их основе природные силы человека и свести (редуцировать) основные движущие силы человека к его инстинктам и потребностям. "Борьба за выживание" и естественный отбор становились универсальными объяснениями социальной эволюции и социальных изменений (Л. Гумпилович).

Однако на уровне социально-политических интерпретаций этих постулатов представители социал-дарвинизма зачастую принадлежали к различным и даже противоположным идеологиям. Среди них были консерваторы (Т. Мальтус), предлагавшие меры для сохранения социальной иерархии, и либералы (Г. Спенсер), которые, уподобляя экономическую конкуренцию естественному отбору, считали ее источником индивидуализма и стихийной конкуренции в обществе. Самые реакционные варианты социал-дарвинизма связаны с расизмом, евгеническими теориями, утверждавшими взаимосвязь расового и классового неравенства, разделение общества на полноценных и неполноценных членов, и с концепциями, утверждавшими первичную роль иррациональных факторов в коллективном поведении.

Расово-антропологическая школа - реакционное течение в западной социологии второй половины XIX - начала XX века; разновидность натуралистического, биологического направлений в социальной мысли. Основные положения этой школы сводятся к следующим:

1) социальная жизнь и культура являются результатом действия расово-антропологических факторов;

2) расы, т.е. множества людей, объединенных общими наследственными физико-антропологическими признаками, являются основными субъектами социально-исторических процессов;

3) расы не равны между собой в отношении интеллектуальных, творческих и других способностей;

4) расовые смешения вредны с точки зрения социального и культурного развития;

5) социальное поведение человека целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью.

Взгляды этой школы разделяли Ж.А. Гобино, X. Чемберлен, Т.В. де Лапуж, О. Аммон, Л. Вольтман.

Жозеф Артур Гобино (1816 - 1882) был активным защитником "чистоты расы", причем единственной цивилизованной расой считал белую. Именно она определяла ход истории. Черная же и желтая расы стоят значительно ниже по рациональности, самоконтролю и героическому духу. Белая раса изначально по своей природе владела монополией на красоту, ум и силу. Но и она внутри себя неоднородна и представлена тремя вариациями: "хамиты", "семиты" и "яфетиды". Первые две оказались менее стойкими и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Гобино превозносит "семейство арийцев", с которыми он связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная "раса владык", физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений. Арийцы всегда заботились о сохранении чистоты своей расы. Причем, зачастую Гобино, утверждая это, совершенно не смущался собственной произвольностью в истолковании исторических фактов.

В работах О. Аммона и Т.В. де Лапужа, основанных на ложном истолковании антропометрических данных, содержалась попытка установления прямой зависимости между классовой.принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов. Это направление носило название антропометрии.

Л. Вольтман был одним из ранних идеологов национал-социализма и приписывал все достижения мировой культуры влиянию "германской расы".

К научной социологии расово-антропологическая школа, безусловно, не принадлежит. Многие идеи ее представителей стали основой идеологии национал-социализма.

Date: 2015-09-23; view: 1381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию