Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наглядность и технические средства обучения





На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учеб-ном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на кор­рекцию неправильной речи.

К первым относятся учебные наглядные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диа­фильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр. Наглядные пособия должны прежде всего соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям детей, должны отвечать задачам специального учреждения. Названные пособия способствуют раз­нообразию занятий, тренировке правильной речи в естественных условиях, прочности закрепляемых навыков.

К специфическим техническим средствам относятся корректофон Деражне, аппарат «Эхо», аппарат звуко­усиления, магнитофон.

Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на аффекте звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофоне он регулируется с помощью специального вин­ти) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся оливами, прямо в слуховой проход, заглушая контроль собственной речи. Для заикающихся, у которых обычно имеется фиксированность на своем дефекте, отключение слухового контроля нередко облегчает проведение речевых упражнений. В дальнейшем, постепенно уменьшая силу заглушения, заикающиеся учатся говорить и без корректофона. На этом и построен принцип использова­нии звукозаглушения.

Практика, однако, показывает, что далёко не во всех случаях метод звукозаглушения может быть применим. Это объясняется рядом причин. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум, который вызывает у них головные боли, раздражительность. Постоянный шум может ме­шать также выполнению сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового контроля в известной мере также снижает возможность активного речевого общения заикающегося с окружающими.

Польская печать в свое время сообщала об опыте использования в работе с заикающимися эхо-аппарата, сконструированного физиком Б. Адамчиком. Конструк­ция аппарата сравнительно проста: это два магнитофона с приставкой. Записанный звук воспроизводится через долю секунды, что создает эффект эха. В отечественном производстве сконструирован портативный аппарат «Эхо».

Физиологический механизм устранения заикания эхо-аппаратом изучен еще недостаточно. Известно лишь, что нечто обратное наблюдал еще американский акустик Бернард Ли, обнаруживая у людей с нормальной речью запинки, когда они слышали воспроизведение своей речи с некоторой задержкой.

В советской практике этот аппарат проходит апробацию, поэтому еще недостаточно определено его место в преодолении заикания.

Своеобразный аппарат для работы с заикающимися предложен В. А. Раздольским. Принцип его работы по­строен на звукоусилении речи заикающихся через гром­коговорители или воздушные телефоны к слуховому ап­парату «Кристалл». Наблюдения автора показали, что некоторые заикающиеся, воспринимая свою речь звукоусиленной, испытывают облегчение. Раскрывая физиологи­ческий механизм этого явления, В. А. Раздольский пишет следующее: «При заикании в кору головного мозга идут одновременно по афферентным путям кинестетические импульсы с судорожно работающего периферического аппарата речи и слуховые импульсы от воспринимаемой слухом дефектной речи. Вырабатываемые в этих условиях акустико-моторные связи поддерживают и усиливают патологические рефлексы заикания. Собственная речь, воспринимаемая заикающимися через звукоусиливающую аппаратуру, представляет измененную форму речи. В от­вет на слуховые восприятия такой речи еще не успевают выработаться акустико-моторные патологические реф­лексы. Этот момент в известной степени облегчает речь заикающихся» '.

Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающиеся меньше напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой звуков, что благотворно отражается на их речи. Положительным является и тот факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся. с первых же занятий слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработку положительных рефлексов свободной, ненапряженной речи.

1 Раздольский В. А. Звукоусиление речи как вспомога­тельный прием при логопедических занятиях с заикающимися.— В сб.: Специальная школа. М., 1966, вып, 2, с. 111—135.

В процессе логопедических занятий с заикающимися мы в свое время обратили внимание на возможность ши­рокого использования звукозаписывающей аппаратуры.


Замечено, что огромным стимулом в активизации ре­чевой работы самого заикающегося, мощным оздорови­тельным фактором для него служит услышанная им его же собственная правильная речь. При умело построен­ном магнитофонном занятии с. последующей беседой ло­гопеда у заикающегося повышается настроение, появля­ется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. Как же добиться, что-бы заикающийся перед микрофоном говорил правильно?

Прежде всего логопед должен широко использовать облегченные формы и условия речи. К тому же на первых магнитофонных занятиях материал для выступления за­икающегося он отбирает и тщательно репетирует с ним. Из практики известно, что лучше выступление заикающе­гося на таком занятии отложить, дать более легкое зада­ние, объяснив это недостаточной подготовкой к выступле­нию, чем нанести ему психическую травму, зафиксировав его внимание на речевых спазмах. Поэтому на магни­тофонных занятиях необходимо предупреждать речевые спазмы у заикающегося или игнорировать их, не замечать случайное появление.

Выработке навыков правильной речи способствуют так называемые обучающие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы, осторожно избе­гли возможных срывов, обратить внимание заикающегося ил темп и плавность его речи, звучность, выразительность, грамматическую правильность фразы.

После предварительных бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов ре­чи, после неоднократных репетиций заикающийся выступает перед микрофоном со своим текстом в зависимости от этапа речевых занятий.

Задача — следить и управлять своим поведением, тем­пом и плавностью речи, звучностью, не допускать грамматических неправильностей в ней. Руководитель фик­сирует в своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, он оценивает свою речь (говорил тихо — громко, быстро — медленно, выразительно — монотонно и т. д.). Затем логопед предоставляет ему воз­можность прослушать его речь, записанную на магнито­фонной пленке, и предлагает снова ее оценить. После это­го логопед подводит общий итог, сам оценивает речь заи­кающегося и его умение дать правильную оценку своей речи и выделяет положительное в его выступлении и по­ведении на занятии.

Для примера приведем запись такого магнитофонного занятия с заикающимися школьниками в логопедиче­ском кабинете.

Т а б лица 5

Магнитофонное занятие

Пересказ содержания сюжетной картинки

 

Имя и фами­лия выступающего, название выступления     Анализ выступления
Замечания логопеда Замечания высту­пающего до прослушивания своей речи Замечания выступа­ющего после прослу­шивания своей речи
Витя Б. «В КОЛ­ХОЗНОМ саду» Вова Л. «Летом» Стоит спокойно, речь без напряже­ния, уверенная. Голос громкий. Дыхание смешанное, паузы правиль­ные, темп нетороп­ливый. Речь монотон­ная, без выделения логических ударе­ний. Отрывистое произношение слов во фразе, первый слог звучит резко   Выступает не­уверенно, лишние движения: пере­минается с ноги на ногу, переби­рает руками край рубашки. Голос тихий, темп речи выдерживает, ды­хательные паузы Резко начи­наю слова. Вол­новался перед микрофоном. Говорил громко и свободно   Волновался перед микрофо­ном. Произно­сил слова от­дельно. Больше замечаний нет Говорил громко. Голос уверенный, волнение не чувст­вуется, хотя мне казалось, что это очень заметно. Резко начинал сло­ва, особенно пер­вый слог. В остальном говорил по правилам.   Говорил резко, не всегда выделял первый слог. Де­лал напряжение на согласных. Речь неторопливая
  Саша Р. «Залп Ав­роры» равномерны, речь монотонна. Пер­вый слог произно­сит резко, сделал несколько упоров на согласных (д"о-мой, к"олхозу). Рассказ составлен интересно     Говорит тихим голосом, но уве­ренно. Стоит спокойно. Дыхание и темп речи пра­вильные. Речь вы­разительная. Не­сколько раз резко начинал фразу, сделал один упор на согласном зву­ке, но исправился самостоятельно   Говорил лег­ко, сначала не­много волновал­ся, затем волнение пропало. Hanpяженно произнес согласный звук «н»в слове «на­ши». В осталь­ном требования соблюдал   В общем речь хорошая. Непра­вильно первый раз произнес слово «наши», но испра­вился  
               

 


Учитывая, что магнитофонные занятия вызывают оп­ределенную эмоциональную напряженность у заикаю­щихся, логопед может первые занятия проводить, не предупреждая ребенка о включенном микрофоне.

Есть ли необходимость проводить обучающие магни­тофонные занятия?

Ведь каждый человек достаточно хорошо слышит се­бя и без специальной аппаратуры, и, видимо, нет необхо­димости использовать для этого какую-то аппаратуру.

Нами проводились экспериментальные магнитофон­ные занятия по вышеописанной схеме с заикающимися подростками и взрослыми в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. До этого магнитофон в логопедической работе с ними не использовался.

В результате проведенного эксперимента выяснилось, что большинство оканчивающих курс логопедических занятий нечетко представляли себе качества своей речи и потому при оценке ее допустили ряд ошибок. Большая часть ошибок была на определение правильного темпа речи. Следующей по трудности явилась выразительность и звучность речи. Обращает на себя внимание тот инте­ресный факт, что при прослушивании своей речи в запи­си на магнитофоне все члены экспериментальной груп­пы, где магнитофон использовался регулярно, все, за исключением одного, оценили ее правильно. Это свиде­тельствует о том, что в результате проведенного курса логопедических занятий пациенты накопили определенный запас знаний и умений, который в отношении самих себя не находит достаточного применения, ибо им не хва­тает правильной оценки собственной речи. Этим, видимо, можно объяснить и тот нередко встречающийся в прак­тике факт, что занимающиеся в группах, хорошо опреде­ляя недостатки в речи своих товарищей, в то же время плохо замечают их у себя.


Таким образом, проведенный эксперимент позволяет положительно ответить на вопрос о необходимости про­водить обучающие магнитофонные занятия в работе с заикающимися.

Многие авторы находят, что внимание заикающихся к собственной речи нередко обострено до болезненности: «У заики вполне исправен, даже более того, обострен слу­ховой контроль» (Н. И. Жинкин). Обучающие магнито­фонные занятия позволяют направить эту вниматель­ность в другое русло — отвлечь от безнадежной фиксации на спазмах, направить его внимание на выполнение опре­деленных требований к собственной речи: неторопливый, спокойный темп ее, непринужденное и уверенно спокой­ное поведение в момент речи, ее звучность и выразитель­ность, грамматическую правильность, логическое и по­следовательное изложение речевого материала и т. д. Способствуя объективной оценке качеств собственной ре­чи у заикающегося, магнитофонные занятия помогают воспитывать в целом у него правильную речь.

В процессе речевых занятий с заикающимися магнито­фон может использоваться регулярно, знаменуя заверше­ние одного этапа работы и переход к другому, более сложному.

Вариантом обучающихся магнитофонных занятий яв­ляется подражание выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае прослушивается ху­дожественное выступление, выучивается текст, отрабатывается воспроизведение до мельчайших интонационных нюансов, записывается на магнитофонную пленку, а затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и различия.

Другим видом магнитофонных занятий являются так называемые сравнительные магнитофонные занятия, когда заикающемуся предоставляется возможность сопо­ставить свою настоящую речь с той, что была у него раньше. Здесь следует прежде всего сказать о самом первом и -особенном использовании магнитофона в нача­ле курса речевых занятий. Это вернее не занятие, а первичная фиксация состояния речи заикающегося перед на­чалом курса занятий. При включенном микрофоне ему задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для пересказывания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка фик­сирует случаи запинок в речи: их место во фразе, часто­ту, длительность.

В последующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в настоящее время.

Сравнительные магнитофонные занятия, построенные им контрасте двух записей речи одного и того же челове­ка, очень полезны для повышения его постоянной актив­ности в стремлении избавиться от заикания. Эти занятия помогают ему также изжить у себя чувство ложного сты­да перед окружающими за свою речь, за использование и своей речи логопедических приемов. Микрофонные за­мятия наглядно убеждают его в том, насколько легче вос­принимается на слух его речь, построенная по указаниям логопеда, сравнительно с его заикливой речью.

Сравнительные магнитофонные занятия, таким образом, особенно эффективно действуют на тех, кто стесня­ется дома заниматься, кто в сложной и даже обыденной обстановке предпочитает пользоваться неправильными, зато привычными образцами речи.

По окончании курса речевых занятий руководитель строит свою заключительную беседу на конкретном ма­териале последнего сравнительного магнитофонного заня­тии. Поскольку заикающимся для полного устранения заикания после окончания речевых занятий предстоит еще систематическое наблюдение за своей речью, еже­дневное закрепление приобретенных на занятиях умений и навыков, то становится вполне ясным, какое значение для них приобретает заключительная беседа логопеда, Сравнительное магнитофонное занятие с заключительной беседой логопеда является мощным толчком, стимулиру­ющим их для дальнейшей речевой работы в домашних или бесконтрольных условиях.

Следует сделать основной вывод: использование маг­нитофона в речевых занятиях с заикающимися необходи­мо. Роль магнитофонных занятий достаточно серьезна в преодолении заикания. Они способствуют объективной оценке состояния речи заикающихся до занятий, на раз­ных этапах и после окончания их.

Использование магнитофона на речевых занятиях в известной мере повышает ответственность заикающихся за свою речь, активизирует их внимание и наблюдатель­ность, дисциплинирует, заставляет добиваться конкрет­ной цели, разнообразит и в известной мере заинтересовы­вает занимающихся.

Выступление перед микрофоном — это довольно слож­ный акт, требующий определенных волевых усилий и уме­ния правильно держаться. Большинство заикающихся жалуется на волнение при выступлении. Поэтому магни­тофонные занятия помогают прививать навыки правиль­ной речи в усложненной обстановке.

Магнитофонные занятия — это своеобразный экзамен на проверку усвоенных речевых навыков на различных этапах коррекционной работы.

Магнитофонные занятия совершенствуют речевой ана­лиз, с помощью которого заикающиеся добиваются более эффективного. применения правильных навыков речи. Они помогают ему совершеннее разбираться в характер­ных особенностях собственной речи, отмечая действитель­ные ее положительные и отрицательные стороны.

Магнитофонные занятия — прекрасное средство поло­жительного воздействия на психику заикающегося. Они способствуют вытеснению у него представлений о своей безнадежно дефектной речи, позволяют почувствовать реальную возможность говорить свободно, как все, убе­диться в эффективности занятий, стимулируют к необ­ходимой работе над своей речью, над собой.







Date: 2015-09-22; view: 530; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию