Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наглядность и технические средства обучения
На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учеб-ном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи. К первым относятся учебные наглядные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр. Наглядные пособия должны прежде всего соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям детей, должны отвечать задачам специального учреждения. Названные пособия способствуют разнообразию занятий, тренировке правильной речи в естественных условиях, прочности закрепляемых навыков. К специфическим техническим средствам относятся корректофон Деражне, аппарат «Эхо», аппарат звукоусиления, магнитофон. Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на аффекте звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофоне он регулируется с помощью специального винти) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся оливами, прямо в слуховой проход, заглушая контроль собственной речи. Для заикающихся, у которых обычно имеется фиксированность на своем дефекте, отключение слухового контроля нередко облегчает проведение речевых упражнений. В дальнейшем, постепенно уменьшая силу заглушения, заикающиеся учатся говорить и без корректофона. На этом и построен принцип использовании звукозаглушения. Практика, однако, показывает, что далёко не во всех случаях метод звукозаглушения может быть применим. Это объясняется рядом причин. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум, который вызывает у них головные боли, раздражительность. Постоянный шум может мешать также выполнению сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового контроля в известной мере также снижает возможность активного речевого общения заикающегося с окружающими. Польская печать в свое время сообщала об опыте использования в работе с заикающимися эхо-аппарата, сконструированного физиком Б. Адамчиком. Конструкция аппарата сравнительно проста: это два магнитофона с приставкой. Записанный звук воспроизводится через долю секунды, что создает эффект эха. В отечественном производстве сконструирован портативный аппарат «Эхо». Физиологический механизм устранения заикания эхо-аппаратом изучен еще недостаточно. Известно лишь, что нечто обратное наблюдал еще американский акустик Бернард Ли, обнаруживая у людей с нормальной речью запинки, когда они слышали воспроизведение своей речи с некоторой задержкой. В советской практике этот аппарат проходит апробацию, поэтому еще недостаточно определено его место в преодолении заикания. Своеобразный аппарат для работы с заикающимися предложен В. А. Раздольским. Принцип его работы построен на звукоусилении речи заикающихся через громкоговорители или воздушные телефоны к слуховому аппарату «Кристалл». Наблюдения автора показали, что некоторые заикающиеся, воспринимая свою речь звукоусиленной, испытывают облегчение. Раскрывая физиологический механизм этого явления, В. А. Раздольский пишет следующее: «При заикании в кору головного мозга идут одновременно по афферентным путям кинестетические импульсы с судорожно работающего периферического аппарата речи и слуховые импульсы от воспринимаемой слухом дефектной речи. Вырабатываемые в этих условиях акустико-моторные связи поддерживают и усиливают патологические рефлексы заикания. Собственная речь, воспринимаемая заикающимися через звукоусиливающую аппаратуру, представляет измененную форму речи. В ответ на слуховые восприятия такой речи еще не успевают выработаться акустико-моторные патологические рефлексы. Этот момент в известной степени облегчает речь заикающихся» '. Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающиеся меньше напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой звуков, что благотворно отражается на их речи. Положительным является и тот факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся. с первых же занятий слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработку положительных рефлексов свободной, ненапряженной речи. 1 Раздольский В. А. Звукоусиление речи как вспомогательный прием при логопедических занятиях с заикающимися.— В сб.: Специальная школа. М., 1966, вып, 2, с. 111—135. В процессе логопедических занятий с заикающимися мы в свое время обратили внимание на возможность широкого использования звукозаписывающей аппаратуры. Замечено, что огромным стимулом в активизации речевой работы самого заикающегося, мощным оздоровительным фактором для него служит услышанная им его же собственная правильная речь. При умело построенном магнитофонном занятии с. последующей беседой логопеда у заикающегося повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. Как же добиться, что-бы заикающийся перед микрофоном говорил правильно? Прежде всего логопед должен широко использовать облегченные формы и условия речи. К тому же на первых магнитофонных занятиях материал для выступления заикающегося он отбирает и тщательно репетирует с ним. Из практики известно, что лучше выступление заикающегося на таком занятии отложить, дать более легкое задание, объяснив это недостаточной подготовкой к выступлению, чем нанести ему психическую травму, зафиксировав его внимание на речевых спазмах. Поэтому на магнитофонных занятиях необходимо предупреждать речевые спазмы у заикающегося или игнорировать их, не замечать случайное появление. Выработке навыков правильной речи способствуют так называемые обучающие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы, осторожно избегли возможных срывов, обратить внимание заикающегося ил темп и плавность его речи, звучность, выразительность, грамматическую правильность фразы. После предварительных бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов речи, после неоднократных репетиций заикающийся выступает перед микрофоном со своим текстом в зависимости от этапа речевых занятий. Задача — следить и управлять своим поведением, темпом и плавностью речи, звучностью, не допускать грамматических неправильностей в ней. Руководитель фиксирует в своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, он оценивает свою речь (говорил тихо — громко, быстро — медленно, выразительно — монотонно и т. д.). Затем логопед предоставляет ему возможность прослушать его речь, записанную на магнитофонной пленке, и предлагает снова ее оценить. После этого логопед подводит общий итог, сам оценивает речь заикающегося и его умение дать правильную оценку своей речи и выделяет положительное в его выступлении и поведении на занятии. Для примера приведем запись такого магнитофонного занятия с заикающимися школьниками в логопедическом кабинете. Т а б лица 5 Магнитофонное занятие Пересказ содержания сюжетной картинки
Учитывая, что магнитофонные занятия вызывают определенную эмоциональную напряженность у заикающихся, логопед может первые занятия проводить, не предупреждая ребенка о включенном микрофоне. Есть ли необходимость проводить обучающие магнитофонные занятия? Ведь каждый человек достаточно хорошо слышит себя и без специальной аппаратуры, и, видимо, нет необходимости использовать для этого какую-то аппаратуру. Нами проводились экспериментальные магнитофонные занятия по вышеописанной схеме с заикающимися подростками и взрослыми в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. До этого магнитофон в логопедической работе с ними не использовался. В результате проведенного эксперимента выяснилось, что большинство оканчивающих курс логопедических занятий нечетко представляли себе качества своей речи и потому при оценке ее допустили ряд ошибок. Большая часть ошибок была на определение правильного темпа речи. Следующей по трудности явилась выразительность и звучность речи. Обращает на себя внимание тот интересный факт, что при прослушивании своей речи в записи на магнитофоне все члены экспериментальной группы, где магнитофон использовался регулярно, все, за исключением одного, оценили ее правильно. Это свидетельствует о том, что в результате проведенного курса логопедических занятий пациенты накопили определенный запас знаний и умений, который в отношении самих себя не находит достаточного применения, ибо им не хватает правильной оценки собственной речи. Этим, видимо, можно объяснить и тот нередко встречающийся в практике факт, что занимающиеся в группах, хорошо определяя недостатки в речи своих товарищей, в то же время плохо замечают их у себя. Таким образом, проведенный эксперимент позволяет положительно ответить на вопрос о необходимости проводить обучающие магнитофонные занятия в работе с заикающимися. Многие авторы находят, что внимание заикающихся к собственной речи нередко обострено до болезненности: «У заики вполне исправен, даже более того, обострен слуховой контроль» (Н. И. Жинкин). Обучающие магнитофонные занятия позволяют направить эту внимательность в другое русло — отвлечь от безнадежной фиксации на спазмах, направить его внимание на выполнение определенных требований к собственной речи: неторопливый, спокойный темп ее, непринужденное и уверенно спокойное поведение в момент речи, ее звучность и выразительность, грамматическую правильность, логическое и последовательное изложение речевого материала и т. д. Способствуя объективной оценке качеств собственной речи у заикающегося, магнитофонные занятия помогают воспитывать в целом у него правильную речь. В процессе речевых занятий с заикающимися магнитофон может использоваться регулярно, знаменуя завершение одного этапа работы и переход к другому, более сложному. Вариантом обучающихся магнитофонных занятий является подражание выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае прослушивается художественное выступление, выучивается текст, отрабатывается воспроизведение до мельчайших интонационных нюансов, записывается на магнитофонную пленку, а затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и различия. Другим видом магнитофонных занятий являются так называемые сравнительные магнитофонные занятия, когда заикающемуся предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была у него раньше. Здесь следует прежде всего сказать о самом первом и -особенном использовании магнитофона в начале курса речевых занятий. Это вернее не занятие, а первичная фиксация состояния речи заикающегося перед началом курса занятий. При включенном микрофоне ему задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для пересказывания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка фиксирует случаи запинок в речи: их место во фразе, частоту, длительность. В последующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в настоящее время. Сравнительные магнитофонные занятия, построенные им контрасте двух записей речи одного и того же человека, очень полезны для повышения его постоянной активности в стремлении избавиться от заикания. Эти занятия помогают ему также изжить у себя чувство ложного стыда перед окружающими за свою речь, за использование и своей речи логопедических приемов. Микрофонные замятия наглядно убеждают его в том, насколько легче воспринимается на слух его речь, построенная по указаниям логопеда, сравнительно с его заикливой речью. Сравнительные магнитофонные занятия, таким образом, особенно эффективно действуют на тех, кто стесняется дома заниматься, кто в сложной и даже обыденной обстановке предпочитает пользоваться неправильными, зато привычными образцами речи. По окончании курса речевых занятий руководитель строит свою заключительную беседу на конкретном материале последнего сравнительного магнитофонного занятии. Поскольку заикающимся для полного устранения заикания после окончания речевых занятий предстоит еще систематическое наблюдение за своей речью, ежедневное закрепление приобретенных на занятиях умений и навыков, то становится вполне ясным, какое значение для них приобретает заключительная беседа логопеда, Сравнительное магнитофонное занятие с заключительной беседой логопеда является мощным толчком, стимулирующим их для дальнейшей речевой работы в домашних или бесконтрольных условиях. Следует сделать основной вывод: использование магнитофона в речевых занятиях с заикающимися необходимо. Роль магнитофонных занятий достаточно серьезна в преодолении заикания. Они способствуют объективной оценке состояния речи заикающихся до занятий, на разных этапах и после окончания их. Использование магнитофона на речевых занятиях в известной мере повышает ответственность заикающихся за свою речь, активизирует их внимание и наблюдательность, дисциплинирует, заставляет добиваться конкретной цели, разнообразит и в известной мере заинтересовывает занимающихся. Выступление перед микрофоном — это довольно сложный акт, требующий определенных волевых усилий и умения правильно держаться. Большинство заикающихся жалуется на волнение при выступлении. Поэтому магнитофонные занятия помогают прививать навыки правильной речи в усложненной обстановке. Магнитофонные занятия — это своеобразный экзамен на проверку усвоенных речевых навыков на различных этапах коррекционной работы. Магнитофонные занятия совершенствуют речевой анализ, с помощью которого заикающиеся добиваются более эффективного. применения правильных навыков речи. Они помогают ему совершеннее разбираться в характерных особенностях собственной речи, отмечая действительные ее положительные и отрицательные стороны. Магнитофонные занятия — прекрасное средство положительного воздействия на психику заикающегося. Они способствуют вытеснению у него представлений о своей безнадежно дефектной речи, позволяют почувствовать реальную возможность говорить свободно, как все, убедиться в эффективности занятий, стимулируют к необходимой работе над своей речью, над собой. Date: 2015-09-22; view: 530; Нарушение авторских прав |