Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема логопедической работы с детьми в стационарных условиях





В специализированных стационарах заикающиеся де­ти находятся 3—4 месяца. Примерно месяц составляет подготовительный период, 1,5—2 месяца — тренировоч­ный и около месяца — закрепительный. Ниже дается си­стема логопедической работы с заикающимися дошколь­никами, разработанная под нашим руководством и прак­тикуемая в настоящее время в Московском областном психоневрологическом санатории для детей с расстройст­вами речи.

Особенностью этой системы является то, что курс ле­чения делится на 3 цикла. Первоначально дети находят­ся на лечении 2 месяца (первый цикл), затем следует месячный перерыв; после чего снова 1,5 месяца лечения (второй цикл) и 2,5 месяца — перерыв; наконец, послед­ний (третий цикл) — 1,5 месяца лечения и окончатель­ная выписка ребенка из стационара.

Первый цикл (2 месяца, 48 занятий) 1 — активная пе­рестройка речи. Оптимальная цель первого цикла — пол­ностью реализовать задачи подготовительного и трениро­вочного периодов. По времени реализации схематично это выглядит так: 6 занятий — обследование и знаком­ство с детьми; 20 занятий — подготовительный период; 22 занятия— тренировочный период.

С первого дня пребывания ребенка в стационаре и до начала тренировочного периода для детей создается ща­дящий режим.

В дни обследования дети находятся на постельном ре­жиме под наблюдением воспитателя и медицинской се­стры, которые организуют спокойные игры, занятия, чи­тают сказки, прослушивают пластинки и т. д. 2. Речевое общение детей резко ограничено; разрешается только в необходимых случаях и только шепотом.

В это же время проводится первичная магнитофон­ная запись речи детей. Логопед разучивает с детьми ре­чевую зарядку, проводит успокаивающие и стимулирую­щие беседы. Комплектуются группы детей для индиви­дуальной логопедической работы.

Собственно, с обследования речи детей и с макси­мального ограничения их речи начинается подготовительный период логопедической работы. Задачи и формы подготовительного и тренировочного периодов изложены выше.

1 Следует учесть, что в стационаре, как правило, логопедические занятия, включая перерывы на отдых, по времени составляют 2—2,5 часа (вместо 40—60 минут в амбулаторных условиях).

2 Об особенностях воспитания детей в процессе лечебно-педагоги­ческой работы с ними см.: «Воспитание и обучение детей с расстрой­ствами речи» / Под ред. С. С. Ляпидевского и В, И. Селиверстова.-
М, 1969.

Особенности их в стационаре будут выражаться лишь в следующем:

1) В условиях стационара нет возможности в трени­ровочный период предусмотреть усложнение речевых си­туаций вне его.

2) Перед окончанием первого цикла лечебно-педаго­гической работы с заикающимися детьми проводится только одно сравнительно-обучающее магнитофонное за­нятие. Оно как бы подытоживает достигнутые результа­ты работы над речью ребенка.

3) Логопедическая работа в стационаре тесно увязы­вается с воспитательской. Логопеды свои коррекционные занятия строят на материале, рекомендованном «Про­граммой» воспитания детей дошкольного возраста, ис­пользуют формы проведения занятий и игр для обычных дошкольных учреждений. В свою очередь воспитатели общеобразовательные занятия и воспитательные меро­приятия соотносят с логопедическими задачами. На сво­их занятиях воспитатели ориентируются на речевые воз­можности каждого ребенка; своевременно информиро­ванные об успехах ребенка на логопедических занятиях,
они закрепляют результаты логопедической работы с ним на воспитательных занятиях и в общережимные мо­менты.

4) Весьма своеобразна работа с родителями. Преры­вистость курса лечебно-педагогической работы в стацио­наре требует известной логопедической осведомленности родителей, чтобы в перерыве между циклами лечения ребенка не сорвать достигнутые результаты и закрепить
их. С этой целью в течение первого цикла пребывания ребенка в стационаре с родителями один раз в неделю (в субботу или воскресенье) проводится занятие по ло­гопедическому минимуму.

Первое занятие. Лекция-беседа о заикании у де­тей, об особенностях лечения в стационаре, о роли роди­телей в этом процессе.

Второе занятие. Лекция-беседа о психологиче­ских особенностях заикающихся детей, о комплексе ле­чебно-педагогической работы с заикающимися (с харак­теристикой поведения и лечения в данное время каждого ребенка. В беседе принимает участие врач-невропато­лог).

Третье занятие. Беседа о направленности логопедических занятий, о логопедических приемах. Откры­тое логопедическое занятие (родители присутствуют на занятиях с той группой детей, где нет их ребенка). Обсуждение этого занятия.


Четвертое занятие. Присутствие родителей на открытом логопедическом занятии с детьми (в группе, где находится их ребенок). Обсуждение этого занятия.

Пятое занятие. Беседа о результатах устранения заикания у детей за первый цикл их пребывания в стационаре (используется сравнительная магнитофонная запись), о задачах, стоящих перед родителями на полуто­рамесячный перерыв в лечении их ребенка (даются отдельно рекомендации каждому родителю).

Каждое занятие с родителями завершается свиданием с ребенком. Это стимулирует обе стороны: родителей к занятиям по логопедическому минимуму, детей к хоро­шей речи и поведению, чтобы порадовать родителей своими успехами. Логопедам необходима такая работа, так как появляется возможность тренировать речь ребенка в усложненных условиях. Все это требует тщательно продуманной системы проведения всего родительского дня, вплоть до вопросов и ответов между родителями и ре­бенком.

Выпуск детей из стационара оформляется красочно, радостно, в виде веселого утренника.

В течение 1,5 месяца перерыва в лечении ребенка родители должны создать для него дома необходимое отношение со стороны окружающих, организовать еже­дневное проведение речевых зарядок и занятий по ука­заниям логопеда, соблюдать предписание врача.

Второй цикл (1,5 месяца — 36 занятий) — подкрепляющая терапия. 8 занятий этого цикла отводятся для тренировки правильной речи ребенка на здоровых участ­ках речи (подготовительный период) и 28 занятий — для
закрепления навыков правильной речи и поведения в раз­ной ситуации, в процессе разной деятельности, на разном по сложности речевом материале (тренировочный период).

Логопедические занятия в подготовительный период этого цикла начинаются с восстановления элементов правильной речи, с разучивания новой речевой зарядки, Детям демонстрируется их речь, записанная в начале первого цикла лечения и перед их выпиской из стационара. Обращается внимание на успехи, которые они сделали за первый цикл лечения. Одновременно ведется на­блюдение за ребенком; что сохранил, что приобрел за время пребывания дома. Логопедические занятия начинаются в первый день,

В тренировочный период этого цикла (примерно с середины его) предусматривается сокращение времени логопедических занятий до 1.15—1.40 (вместо 2—2.30), Специальные логопедические занятия постепенно заменяются общеобразовательными. Занятия проводятся, как и прежде, логопедом, но основная цель занятий постепенно меняется — логопедические задачи сменяются общеобразовательными. Логопедическое занятие, таким образом, постепенно превращается в логопедизированное воспитательское занятие.

Индивидуальная логопедическая работа по устране­нию сопутствующих недостатков речи проводится с деть­ми параллельно с общими занятиями.

В конце тренировочного периода проводится сравни­тельно-обучающее магнитофонное занятие. Настоящая речь сравнивается с первичной записью, сделанной при поступлении ребенка на первый цикл лечения. Выписка из стационара оформляется в виде утренника-концерта. Участвуют все дети.

Интенсивность занятий с родителями во втором цикле лечения несколько снижается. Родительские дни устраи­ваются 1 раз в 2 недели.


Первое занятие. Обсуждение результатов рабо­ты родителей с ребенком (высказывание каждого роди­теля). Открытое логопедическое занятие с его обсуждением.

Второе занятие. Обсуждение результатов лечебно-"воспитательной работы с ребенком в стационаре (выступления логопеда и врача). Открытое логопедиче­ское занятие с его обсуждением.

Третье занятие. Прослушивание сравнительной магнитофонной записи для детей в настоящее время и первичной при поступлении на первый цикл лечения. Рекомендации логопеда, врача по работе с ребенком в домашних условиях после его выписки.

Задача родителей: в течение 2,5 месяца перерыва в лечении закрепить у ребенка в домашних условиях на­выки правильной речи и поведения, приобретенные им в стационаре. Ежедневные речевые зарядки и занятия, строгое выполнение рекомендаций логопеда и врача — в этом залог успешной работы родителей.

Третий цикл (месяц —24 занятия) — закрепление на­выков правильной речи. Он состоит из подготовительного периода (3 занятия), тренировочного (5 занятий) и за­крепительного (16 занятий).

На первых занятиях проводится изучение ребенка; демонстрируются магнитофонные записи речи детей при поступлении на первый цикл лечения и перед выпиской после второго цикла; разучивается новая речевая зарядка; отрабатываются и восстанавливаются элементы правильной речи на ее здоровых участках.

В последующие 5 занятий интенсивно проводятся ре­чевые упражнения разной сложности и в разных ситуа­циях. После чего, не меняя сложности упражнений, ло­гопедические занятия постепенно заменяются воспита­тельскими с их задачами и спецификой проведения. В закрепительный период логопедический стационар для дошкольников напоминает обычный круглосуточный дет­ский сад, где в группе работают как бы два воспитате­ля: один — утром, другой — вечером. Отличительной его чертой является малокомплектность группы и обязатель­ная логопедизация всех занятий с детьми. Перед оконча­нием лечения проводится последнее магнитофонное срав­нительно-обучающее занятие. К выпуску детей готовится праздничный концерт, в котором принимают участие все дети.

Работа с родителями в этом цикле не отличается от предыдущего — занятия по той же схеме один раз в две недели.

В заключение отметим, что преимущества изложенно­го выше курса лечебно-педагогической работы с заикаю­щимися детьми в условиях стационара выражаются в следующем:

1) Без удлинения срока пребывания заикающегося ребенка в специализированном стационаре увеличивает­ся время логопедической работы е ним. Ребенок фактически находится под наблюдением в течение 9 месяцев.

2) Переход ребенка из своеобразных условий специализированного стационара в домашние осуществляется не резко, а постепенно.

3) В случаях успешной коррекционной работы с ребенком появляется возможность ограничить срок его пребывания в стационаре, т. е. провести только первый, и третий цикл лечения или второй и третий для детей, уже ранее занимавшихся с логопедом. Таким образом, различная направленность каждого цикла позволяет учесть индивидуальные особенности детей, варьировать необходимые формы лечебно-педагогической работы с ними. Это в свою очередь разрешает увеличить и про­пускную способность специализированного стационара.

4) Предложенная система, с одной стороны, способствует более тесному контакту логопеда и родителей и, в частности, значительно активизирует роль родителей в коррекционно-воспитательной работе с ребенком.

5) С другой стороны, теснее переплетается взаимодей­ствие логопеда и воспитателя. Логопед, последовательно перестраивая логопедические занятия, включает общеоб­разовательные задачи, более глубоко представляет себе
общие задачи воспитательной работы с детьми. Это су­щественно отражается и на его руководстве работой вос­питателя в стационаре; конкретизируются задачи лого­педических и общеобразовательных занятий и режимных
моментов.







Date: 2015-09-22; view: 473; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию