Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины, мешающие эффективности преодоления заикания





Все факторы, которые могут явиться причиной недо­статочно успешного преодоления заикания, можно объ­единить в две группы: а) относящиеся к особенностям проявления заикания и заикающихся и б) характеризую­щие лечебно-педагогическую работу с ними.

Среди индивидуальных особенностей каждого за­икающегося и проявлений его заикания можно усмотреть несколько факторов, которые тесно связаны с разной тя­жестью заикания, влияющей прежде всего на эффектив­ность его преодоления.

В специальной литературе давно замечено, что пре­одоление заикания с возрастом заикающегося ребенка становится все более сложным и менее эффективным. Это наблюдение связывается с упрочивающимся со временем навыком неправильной речи и постепенным его обраста­нием сопутствующими нарушениями в психомоторной сфере у заикающихся. Другими словами, нарастание сложности заикания объясняется нарастанием с годами (со стажем заикания) суммы неблагоприятных симпто­мов, характерных для него. При этом лишь один факт мешает утверждать, что увеличение стажа заикания рав­нозначно увеличению тяжести заикания. А именно то, что заикание у людей после 30—40 лет постепенно идет на убыль; у большинства заикающихся оно приобретает видимость неярко проявляющихся запинок в речи.

Б свое время делались попытки усмотреть сложность заикания в зависимости от разного типа речевых судорог (А. Либман, Э. Фрешельс, Ф. Г. Штоккерт, М. И. Пайкин, М. Ф. Брунс и др.). Предполагалось, что тонические судороги характеризуют более сложную форму заикания по сравнению с клоническими судорогами, что развитие и усложнение заикания идет от клонуса к клонотонусу, к тоноклонусу и затем к тонусу.

Наличие у заикающихся детей (особенно младшего возраста) различных недостатков речи позволило отдель­ным авторам (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина и др.) предпо­ложить, что в основе заикания лежит общее речевое не­доразвитие, которое обусловливает возникновение заика­ния и, следовательно, должно отягощать картину прояв­ления заикания.

Исследователи уже с конца прошлого века серьезно обратили внимание на своеобразные психологические особенности, характерные для заикающегося, увидели в них осложняющий симптом заикания. В своих работах ряд авторов (А. Либман, Э. Фрешельс, Ф. Г. Штоккерт, Ю. А, Флоренская, М. И, Пайкин, М. Е, Хватцев и др.), в частности, указывают на важную роль фиксации внимания заикающегося на своем дефекте в развитии и усложнении его заикания.

Специально проведенное нами сравнительное изуче­ние эффективности преодоления заикания у детей и под­ростков в зависимости от разных факторов позволило обнаружить, что наличие разной степени болезненной фиксированности заикающихся на своем дефекте законо­мерно определяет эффективность преодоления заикания и, следовательно, соответствует разной степени его слож­ности. (Нулевая степень болезненной фиксированности соответствует легкой степени заикания, умеренная — умеренной степени и выраженная — тяжелой степени заикания.)

Болезненная фиксированность на своем дефекте (как определяющий фактор в образовании личностных особенностей у заикающихся) была обнаружена у детей разных возрастных групп (от 6 до 18 лет). Причем было замече­но, что степень этой фиксированное™ (нулевой, умерен­ной, выраженной) возрастает в зависимости от стажа за­икания (от возраста ребенка), от наличия второго рече­вого дефекта (только у младших детей), от типологии речевых судорог (от клонуса к тонусу). Но, как показало исследование, стаж заикания, второй речевой дефект, тип речевых судорог сами по себе не являлись столь опреде­ляющими в эффективности преодоления заикания у детей и подростков, как имела место разная степень их болез­ненной фиксированности на своем дефекте.

Таким образом, на эффективность преодоления заика­ния прежде всего влияет разная степень тяжести заика­ния (в основе которой, как мы видим, лежит разная сте­пень болезненной фиксированиости на своем дефекте), Результаты лечебно-педагогической работы с заикающи­мися лучше в случаях легкой степени заикания и хуже при тяжелой степени заикания.

На эффективность преодоления заикания может также влиять разный тип нервной системы ребенка. Чем слабее тип нервной системы, тем все, даже слабые вредности, могут приводить к срыву в лечебно-педагогической работе. Чрезмерная подвижность, неуравновешенность, нервная неустойчивость и впечатлительность ребенка, естественно, будут мешать формированию спокойной, неторопливой речи, уверенного поведения.


1 См.: Селиверстов В. И. Материалы к изучению эффек­тивности устранения заикания у детей и подростков.— В сб.: Рас­стройства речи и голоса в детском возрасте / Под ред. С. С. Ляпидев­ского и С. Ы. Шаховской. М.,. L973.

Разного рода детские болезни (особенно хроническое го характера), психотравмы ослабляют нервную систему ребенка, а отсюда и пониженные защитные способности у него, повышенная ранимость, истощаемость высшей нервной деятельности и, естественно, усложнение проявлений заикания и его преодоления.

На эффективность преодоления заикания влияют особенности проводимой лечебно-педагогической работы с заикающимися.

Не следует забывать, что логопедические занятия это только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка. Направ­ленное и активное лечение (медикаментозными средства ми, физиолечение, психотерапия и др.) положительно влияет на успешность проведения логопедических за­нятий.

При этом логопедическая работа с заикающимся ребенком также не может ограничиваться только одними логопедическими занятиями с ним (она должна включать и постоянное изучение ребенка, и организацию содруже­ственной работы с разными специалистами, и работу с родителями и педагогами ребенка, и организацию его самостоятельной работы).

На результативность собственно логопедической рабо­ты с заикающимися непосредственно влияет также мас­терство логопеда: насколько правильно и четко он реали­зует в своей работе принципы систематичности и после­довательности, индивидуального подхода, сознательности и активности, использует технические средства и т. *д. Творчество, энтузиазм, понимание психологических особенностей заикающихся позволяют логопеду результативнее воздействовать на заикающихся.

Эффективность логопедических занятий зависит также от правильного отношения ребенка к занятиям, Серь­езное отношение, упорное, настойчивое стремление испра­вить неправильную речь, неукоснительно дисциплиниро­ванное выполнение заданий логопеда, настрой на дли­тельность необходимой работы — все это в сочетании с регулярными, систематическими занятиями является необходимым условием для более быстрого и прочного устранения заикания.

 

Правильная речь

 

состояние речи перед началом курса занятий

Как показывает опыт, 3—4 месяцев логопедических занятий оказывается часто недостаточно, чтобы воспи­тать устойчивые навыки правильной речи и поведения настолько, чтобы сразу и совсем отказаться от занятий. Эти навыки необходимо еще некоторое время закреплять после окончания курса логопедических занятий. Год-полтора — это примерный срок исправления речи у заикаю­щегося ребенка.

Названные выше и другие причины могут влиять на то, что не у всех детей одинаково происходит выход из заикания. Для наглядности его можно графически изо­бразить следующим образом (см. рис.).

В первом случае (на нашей схеме) исправление речи идет ровно, без значительных срывов и к концу, занятий речь полностью нормализуется и в дальнейшем рециди­вов не наблюдается.

Во втором случае, в процессе последовательной коррекционной работы наблюдались рецидивы (на схеме их два), но к концу занятий речь нормализовалась и срывы в дальнейшем отсутствовали.

В третьем случае после окончания курса занятий на­блюдается один или несколько рецидивов (на схеме их два). После дополнительных циклов логопедических за­нятий речь полностью нормализуется и срывов больше не наблюдается. Необходимо обратить внимание в слу­чаях рецидива заикания, что сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которой начата коррекционная работа. Речь заикающегося ребенка после срыва все-таки лучше той, с которой он начинал логопедические занятия (меньше частота, сила судорог, слабее выражены психологические особенности и сопутствующие нарушения). Эту особенность удалось обнаружить профессору С. С. Ляпидевскому, который совместно с сотрудниками изучал отдаленные результаты катамнеза. Наши собственные наблюдения также подтверждают эту закономерность.


В четвертом случае наблюдаются периодические «застойные моменты» в процессе логопедических занятий, когда нет ухудшения речи (рецидивов), но есть видимые трудности в усвоении правильной речи на новых и услож­няемых этапах коррекционных упражнений.

Пятый случай отражает срывы в процессе логопеди­ческих занятий и после курса занятий.

На нашей схеме указаны не все варианты возможного выхода из заикания. Здесь важно увидеть их различие, так как это позволяет логопеду, родителям и заикающим­ся не пугаться возможных срывов, не отчаиваться в слу­чаях их появления, упорно продолжать начатую лечебно-педагогическую работу и добиваться их преодоления.







Date: 2015-09-22; view: 350; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию