Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
У заикающегося ребенка
По таблице 3 видно, что ребенок А свободно, без речевых судорог выполнил упражнения по беззвучному артикулированию отдельных фраз, легко говорил отдельные и; связные по смыслу фразы шепотом и тихим голосом. У ребенка Б разная степень громкости не повлияла на состояние его речи, со всеми заданиями он справился успешно. О влиянии на состояние речи заикающегося ребенка При первичном обследовании важно заметить, как зависит состояние речи ребенка и от разных видов его деятельности, какова его речь в подвижной или ролевой игре (здесь можно использовать знакомые сказки), как ребенок говорит в условиях спокойного занятия со взрослым (обсуждение картинки, сказки, «Послушай и расскажи», «Давай почитаем», «Расскажи, что ты рисуешь, лепишь», игра в лото, домино) и в самостоятельном занятии или игре («Поиграй с куклой, уложи ее спать, расскажи ей, как ты сюда ехала» и т. д.). Обследование речевых возможностей и, в частности, выявление уровня свободной речи у заикающегося ребенка имеет очень большое значение для выбора предстоящих речевых занятий с ним. У разных детей он будет выражен по-разному. Поэтому только тщательное изучение речевых возможностей каждого ребенка позволяет наметить характерные только для него особенности речевых занятий. При первичном обследовании речи ребенка логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. В первом случае это могут быть лишние слова или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, ее темпа и выразительности, голоса и речевого дыхания. Сопутствующие речевые нарушения у заикающихся необходимо устранять, ибо они нередко связаны с заиканием. Поэтому устранение их может вести и к избавлению от заикания. Устранение недостатков речи можно проводить параллельно занятиям по преодолению заикания. Причем если неправильное произношение звуков речи, недостатки ее словаря и грамматического строя требуют специальных логопедических приемов, то лишние звуки и слова (эмболофразия), речь на вдохе и недостатки ее темпа и выразительности требуют прежде всего того, чтобы ребенок обратил внимание на эти свои речевые неправильности и постарался с помощью логопеда от них избавиться. Сопутствующие двигательные нарушения могут выражаться судорогами, тиками, миоклонусами (непроизвольные движения), различными вспомогательными (произвольными) движениями и некоторыми особенностями речевого поведения: скованностью и напряженностью общих движений или, наоборот, их резкостью, хаотичностью, несобранностью, «разболтанностью». Непроизвольные двигательные расстройства у заикающегося ребенка необходимо лечить у невропатолога, заниматься лечебной физкультурой, ритмикой и проводить физиотерапевтические процедуры (по назначению врача). Произвольные движения (уловки) должны устраняться логопедом путем фиксации внимания, ребенка на ненужном, лишнем движении с объяснением ему бесполезности и вредности различных уловок. Для устранения произвольных движений используется логопедическая ритмика, где речевые упражнения сочетаются с двигательными. На логопедической ритмике воспитывается правильное речевое поведение, манера свободно, непринужденно и красиво держаться в момент речи, правильная осанка, умеренное и правильное жестикулирование. Особое внимание логопед должен уделять тем детям, которые не умеют держаться при разговоре. В зависимости от характера речевых недостатков от ребенка требуются сдержанность, собранность, его двигательные порывы тормозятся, упорядочиваются (для детей неуравновешенных, разболтанных) или необходима активизация, смелость; наступательность в поведении (для детей вялых, заторможенных, скованных). Во всех случаях у заикающегося ребенка целесообразно воспитание наступательного поведения, энергичного, смелого, уверенного речевого общения. При первичном обследовании ребенка важно обратить внимание и на наличие у него психологических особенностей, в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте. Анализ литературных сведений и собственных наблюдений позволяют утверждать, что фиксированность заикающихся на своем дефекте (сосредоточенность, концентрация, устойчивость внимания на дефекте, установка на дефект, оценочное отношение к нему) является изначальным и определяющим в образовании у них таких личностных черт, как: чувство собственной неполноценности, повышенная ранимость и обидчивость, уход в себя, страх речи и т. д.). Фиксированность на дефекте порождает у заикающихся своеобразное отношение к себе и окружающим. Под влиянием постоянной, усиливающейся и разрастающейся фиксированности на своем дефекте у заикающихся могут образоваться определенные особенности поведения. Напомним, что в зависимости от степени болезненной фиксированности ребенка на своем речевом дефекте условно можно выделить три группы детей: нулевая (ребенок безразличен или не замечает своего дефекта), умеренная (ребенок знает о своем дефекте, переживает, пытается замаскировать свой дефект), выраженная (ребенок постоянно и навязчиво фиксирует свой недостаток, глубоко и длительно переживает его проявления, боится говорить, все свои поступки ставит в зависимость от речевых неудач). О психологических особенностях ребенка логопед черпает сведения из беседы с родителями и поведения его при обследовании. Логопед уточняет сведения о контактности ребенка с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своем речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны занятия). Сумма полученных сведений позволяет, таким образом, судить о степени болезненной фиксированности ребенка на своем дефекте. В зависимости же от этого выбираются и формы воздействия на его личность. В случаях, когда ребенок еще не замечает своего дефекта, речевые занятия следует проводить как бы с целью научить его говорить красиво, громко, выразительно, неторопясь. Стараться не привлекать его внимания к речевым запинкам. Если же ребенок просто безразличен к своей речи, его необходимо стимулировать к речевым занятиям. В некоторых случаях полезно обратить его внимание на то, что он говорит неправильно, что это может помешать ему в жизни и, следовательно, поэтому необходимо исправлять свою неправильную речь. В случаях умеренной степени болезненной фиксированности на дефекте у ребенка необходимо воспитывать уверенность в том, что он может говорить хорошо (постоянная фиксация на свободной речи), что он обязательно будет говорить совершенно свободно, если будет выполнять указания руководителя занятий и следить за собой. Это бывает редко. Часто за видимым внешним безразличием заикающегося ребенка скрывается серьезное чувство собственной неполноценности, ущемленности. Эти же задачи стоят и перед ребенком с выраженной степенью болезненной фиксированности на своем дефекте. Однако здесь еще и борьба со страхом перед речью, угнетенным настроением с навязчивыми состояниями, переубеждение, создание радостных эмоций, воспитание чувства собственной полноценности, нового отношения к себе и своей речи. Здесь целесообразны также консультация и лечение у психоневролога и, возможно, у психотерапевта (см. таблицу 4).
Таблица 4 Схема индивидуального подхода к изучению и преодолению заикания у детей
В заключение следует заметить, что выявить заикание у ребенка не представляет особой трудности, но, для того чтобы определить направленность и последовательность логопедических занятий с ним, от логопеда требуется хорошее знание индивидуальных особенностей заикающегося, особенностей проявления заикания. К числу несовершенств многих методик логопедической работы с заикающимися можно отнести то, что логопедические занятия обычно строятся в зависимости прежде всего от разной сложности речевых упражнений (а не от разных индивидуальных возможностей каждого заикающегося). Такие системы упражнений предполагают последовательное усложнение речи в одном случае в плане ее самостоятельности для заикающегося (а отсюда путь коррекции от речи сопряженной к спонтанной), в другом — учитывается ситуативность речи (отсюда от речи сопровождающей к предваряющей), в третьем — принимаются во внимание структурные компоненты речи (отсюда от отдельных звуков и их сочетаний к сложным, развернутым фразам) и т. д. Подобный подход к логопедическим занятиям часто ведет к механическому их проведению, отрыву от личностных и речевых особенностей каждого заикающегося. Здесь независимо от индивидуальных особенностей все заикающиеся в одинаковой мере проходят всю этапность последовательных логопедических занятий. Опыт работы с заикающимися, однако, позволяет заключить, что в основу логопедических занятий должен быть положен прежде всего принцип сохранности речи у каждого заикающегося. Другими словами, выбор речевых упражнений определяется прежде всего сохранными речевыми возможностями заикающегося. Это в свою очередь требует серьезного учета индивидуальных особенностей каждого ребенка в логопедической группе. Тогда на одном и том же занятии, учитывая обязательные для всех одинаковые речевые упражнения, логопед комбинирует разные речевые задания и упражнения для каждого в зависимости от уровня его сохранной речи, закрепляет и упрочивает навыки правильной речи, постепенно расширяет речевые возможности каждого из них. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что. наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведения каждого заикающегося определяет также и особенности преимущественного выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой. Date: 2015-09-22; view: 423; Нарушение авторских прав |