Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы





К лечебно-оздоровительной работе относятся создание благоприятной обстановки для лечения, организация не­обходимого режима дня и рационального питания, зака­ливающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психоте­рапия.

Лечебная обстановка. И. М. Сеченов указывал, что в научное понимание организма человека и его деятельно­сти должна входить и влияющая на него среда, так как без последней существование организма невозможно. Среде придается решающее значение в формировании и развитии организма, а также и в возникновении и, сле­довательно, устранении болезненных процессов.

"Если мы говорим о необходимости благоприятного окружения для заикающихся детей, то имеем в виду прежде всего создание для них такой внешней среды, такого образа жизни, которые содействовали бы воз­можно более быстрой нормализации функций организ­ма, в частности высшей нервной деятельности.

Для 'заикающегося ребенка в условиях специализи­рованного учреждения необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение, отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем де­фекте.

На ребенка благотворно влияет хорошо оборудован­ное помещение, в котором проводятся лечебно-педагоги­ческие занятия (соответствующая возрасту удобная ме­бель, интересные и красочные картины, дидактический материал, плакаты и пр.). Благоустроенность террито­рии специализированных учреждений также способству­ет успеху лечения.

Работникам этих учреждений важно построить свои отношения с заикающимся так, чтобы постоянно поддер­живать у них хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении, душевное спокойствие, веру в свои си­лы, желание работать над собой. Дружеское участие в сочетании с необходимой требовательностью (но без резкости или стремления держать ребенка в слепом под­чинении и тем более страхе) позволяет построить пра­вильные отношения с детьми и подростками в процессе лечебно-педагогической работы.

Особое значение приобретает образец правильной ре­чи и вообще речевое общение с заикающимися, так как слово является мощным фактором воздействия на выс­шую нервную деятельность и играет существенную роль в индивидуальной и общественной жизни человека. Основные требования к речи окружающих заключаются в том, чтобы тон их речи был спокойным, доброжелатель­ным; речь должна быть проста и доступна для понима­ния ребенка, нетороплива, выразительна; совершенно недопустимо подражание искаженной речи ребенка и тем более передразнивание его. Важно учитывать при этом, что разные требования к себе и детям порождают обычно недоверие к руководителю. Неосторожно сказан­ное слово или нерешительность педагога, которые быст­ро" подмечаются детьми, могут заронить в них мысль о сложности их дефекта, его неизлечимости, подорвать веру в авторитет руководителя (см. «Предупреждение и устранение речевых запинок»).

Режим дня и рационального питания. Режим дня предусматривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха. Установлено, что систематическое чередование различных видов деятельности, определен­ный ритм жизни имеют чрезвычайно важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению рабо­ты высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

Поскольку многие заикающиеся дети являются сома­тически ослабленными, в составлении распорядка их дня прежде всего важно предусматривать достаточное время для отдыха, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.

Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности: переключение с одного вида деятель­ности на другой вызывает у ребенка интерес, играет роль своеобразного (активного) отдыха. Для детей возбуди­мых, подвижных следует подбирать занятия или игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно боль­ше активизировать, развивать у них самостоятельность, уплотнять сроки заданий.

Огромное оздоровительное значение для нервной сис­темы имеет сон. Он охраняет нервные клетки от истоще­ния, способствует снабжению их питательными вещест­вами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10—11 часов ночью и 2 часов днем, а у школьников — 8—9 часов ночью и 1,5—2 часа днем.

От состояния питания ребенка зависит стойкость образующихся у него рефлексов, и оно же влияет на тече­ние всех биохимических процессов в организме. Необхо­димо больше внимания уделять витаминизации пищи заи­кающегося ребенка. Витамины как биологические ката­лизаторы всех ферментных систем благоприятно влияют па высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.


Закаливающие процедуры. В режим дня заикающе­гося ребенка включаются и закаливающие процедуры. Ежедневное пребывание на свежем воздухе благотвор­но воздействует на ребенка. Прогулки, игры на свежем воздухе, различные спортивные развлечения (санки, лы­жи) также успокаивают нервную систему, создают эмо­циональный подъем, бодрое настроение. Перестройка организма при этом происходит естественно и просто. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее.

Солнечные ванны при осторожной и продуманной врачом дозировке (они противопоказаны детям с рас­стройством центральной нервной системы) усиливают и повышают обмен веществ в организме. Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные про­цедуры: обтирание, обливание, душ и купание.

Чтобы не принести вреда ребенку, разные виды зака­ливания должны назначаться врачом строго индивиду­ально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.

Лечебная физкультура и ритмика. Физические упраж­нения, развивая в целом мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и серд­ца, повышают обмен веществ. Эти упражнения у заикаю­щихся детей способствуют укреплению силы и морально­го духа, развивают координированные и точные движе­ния, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию, дисциплинированности и собранности.

Все это является необходимой предпосылкой для луч­шего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Как указыва­лось ранее, заикание у детей обычно сопровождается раз­личными нарушениями моторики. Поэтому физические упражнения для заикающихся детей приобретают и лечебное значение.

В лечебных учреждениях для заикающихся детей, по­мимо общих физических упражнений, используются и специальные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуры (ЛФК).

Своеобразной частью лечебной физкультуры является логопедическая ритмика. Она представляет собой систему двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением или согласованных с речью ребенка.

Музыкально-двигательные упражнения помогают кор­ригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровож­дение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и кор­регирования его общей и речевой моторики.

Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т. д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.


Медикаментозное лечение. Медикаментозное лечение нормализует деятельность центральной и вегетативной нервной системы заикающегося, ослабляют судороги речедвигательного аппарата, снимает психогенные наслое­ния, способствует оздоровлению организма в целом.

Среди медикаментозных средств, применяемых при лечении заикания, используются общеукрепляющие пре­параты, седативные, спазмолитические, успокаивающие и стимулирующие средства.

По наблюдениям В. С. Кочергиной, роль медикамен­тозного лечения с возрастом заикающихся увеличивает­ся. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональ­ных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального обще­ния. В связи с этим у заикающихся наблюдаются частые спады настроения, аутизация, навязчивые страхи, реак­тивные состояния и др.

Медикаментозное лечение заикания является суще­ственным компонентом комплексного метода, так как в комплексе с другими лечебными компонентами oно дает хороший терапевтический эффект, служит базой для эф­фективной логопедической работы с заикающимися, спо­собствует профилактике рецидивов заикания.

Психотерапия. Психотерапия — область медицины и врачей. Однако в настоящее время значительно возросло непосредственное участие логопедов в этой работе. Лого­педы используют методы рациональной психотерапии, в некоторых случаях (после специальной подготовки) с успехом применяют приемы суггестивной психотерапии: внушение в бодрствующем состоянии, аутогенную трени­ровку и др. Все это требует от современного логопеда уме­ния правильно ориентироваться и применять некоторые психотерапевтические приемы в логопедическом воздей­ствии на заикающихся.

В комплексе лечения заикания психотерапия занимает одно из главных мест. Психотерапия — это не только лечебное воздействие словом (прямая психотерапия), но и лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц и пр. (косвенная психотерапия). Все это имеет большое значение для заикающихся, так как дает хороший терапевтический эффект. Непосредственное ле­чебное воздействие словом — прямая психотерапия, в ос­нове которой лежат методы разъяснения, убеждения, вну­шения и обучения, также широко используется в лечебно-педагогической работе с заикающимися детьми и подро­стками. В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа) или разъяснительную (по В. М. Бехтереву) пси­хотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделя­ются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гип­ноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

В лечении заикания у детей преобладающее значение имеет косвенная и рациональная психотерапия; у под­ростков и взрослых — прямая и суггестивная психоте­рапия.


Все виды психотерапии заикания в основном направ­лены, с одной стороны, на устранение психогенных нарушений у заикающихся (страх речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживани­ях в связи с этим и пр.), с другой — на перестройку у заи­кающегося ребенка измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими.

Рациональная психотерапия начинается прежде всего с изучения заикающегося ребенка. Скрупулезно и так­тично собранные у родителей и самого ребенка сведения о прошлой жизни, домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих, выявление интересов ре­бенка, его склонностей, отношения к товарищам, к своему дефекту — все это составляет первую задачу психотерапевта и помогает глубже изучить психические особенно­сти ребенка. Своеобразной формой собирания анамнеза, позволяющей выяснить представление детей старшего школьного возраста о своем дефекте, об отношении к не­му, является дневниковая запись, которую предлагают сделать подростку при поступлении на лечение. Он дол­жен откровенно и подробно написать о своей жизни, о том, когда стал тяготиться своим дефектом, в чем это вы­ражается и т. п. Тщательно собранный анамнез позволяет, с одной стороны, построить необходимый план лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка, с другой — вызывает его доверие, откровенность и рас­положение к психотерапевту.

На основании собранного анамнеза и тщательного его анализа строятся в дальнейшем индивидуальные и кол­лективные психотерапевтические беседы, которые пред­ставляют собой логически обоснованную систему разъ­яснений, убеждений и обучения.

Цель психотерапевтических бесед с заикающимися детьми заключается в том, чтобы разъяснить им в до­ступной, образной и убедительной форме сущность заика­ния, его обратимость, роль ребенка в его преодолении, критически разобрать особенности поведения заикаю­щихся. При этом могут быть использованы выдержки из дневников тех, кто уже успешно закончил курс лечения, магнитофонные записи. Можно также организовать де­монстрацию свободной речи прежде заикающихся детей и многое другое. Совместно с ребенком составляется план лечебной работы над собой, над речью. Силой логическо­го убеждения и примером психотерапевт стремится по­мочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, усугубляющих заикание, внушает уверенность и свои силы, в возможности преодоления болезненного состояния. Все это требует от специалиста большого диа­пазона знаний, внешней убедительности и умелого ис­пользования слова как лечебного фактора.

Следует подчеркнуть, что для дошкольников рацио­нальная психотерапия применяется в виде разнообраз­ных игровых приемов с использованием игрушек, красоч­ного и забавного дидактического материала, труда, му­зыки, ритмики и пр. Для школьников (а это период, когда в жизни и деятельности человека возрастает роль слова) возможно использование и основных приемов ра­циональной психотерапии.

Внушение (суггестия) — специальный метод психоте­рапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) 1 и самовнушение (аутосуггестия). По­скольку внушаемость свойственна в разной степени всем людям, то использование в лечебных целях этих методов требует специального ознакомления с ними, иначе это может привести к ухудшению в их состоянии. Метод вну­шения в бодрствующем состоянии заикающегося при лечении используется для снятия психогенных наслоений - страха, фиксации на своем дефекте, ухода в себя, скован­ности, ущемленности, для воспитания уверенности в своих силах, а также для уменьшения силы судорог, улуч­шения самочувствия.

1В свою очередь внушение со стороны другого лица может про­ходить во время бодрствования больного ила в состоянии гипнотиче­ского сна.

 

Психотерапевтическое внушение, как правило, исполь­зуется не как самостоятельный метод, а в общем комп­лексе лечебно-педагогических мероприятий.

К. М. Дубровским был предложен «одномоментный метод снятия заикания». Это сугубо психотерапевтиче­ский метод, который по существу представляет собой им­перативное внушение в бодрствующем состоянии. Суть его состоит в следующем. Психотерапевт на сцене боль­шого, зала выстраивает у стены шеренгу тех, кому пред­стоит сегодня «снятие» заикания. В зале присутствуют родственники больных, их знакомые и те, кто еще только готовится приступить к лечению. Психотерапевт внуши­тельно и образно говорит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации между людьми, но и может иметь физиологическое, а следовательно, и лечеб­ное значение. Проводятся для демонстрации пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта. Если слово психотерапевта способно вызвать одеревенелость пальцев рук и застав­ляет падать человека, то он способен словом разомкнуть существующую у заикающегося в коре головного мозга патологическую связь и тем самым расковать его речь. После этого происходит сам сеанс снятия заикания, ко­торый выражается в том, что резким движением рук воз­ле вискоз пациента психотерапевт снимает заикание. Он говорит: «Теперь вы будете всегда говорить свободно! Вы чувствуете громадное облегчение! С вас сорваны путы трудной речи! Вы свободный человек со свободной рас­кованной речью! Мы можем! Мы все можем! Человек все может!» Поддерживая высокое эмоциональное напряже­ние пациентов и применяя сначала облегченные формы речи, психотерапевт переходит к демонстрации свобод­ной речи пациентов.

В связи с широкой рекламой в печати этот метод в свое время стал предметом внимания не только самих заикающихся, но и Министерства здравоохранения СССР. В инструктивном письме Министерства по этому поводу указывалось, что в психотерапии метод императивного внушения в бодрствующем состоянии не нов. Однако этот старый метод по-новому использован в лечении заикания. Были высказаны критические замечания по поводу из­лишнего его афиширования. Сомнительна категорич­ность установки на одномоментность снятия заикания. Отмечались нередкие случаи недостаточного обследова­ния и отбора больных для сеанса. Однако в принципе как психотерапевтический метод лечения заикания он в комп­лексе с другими мерами воздействия может быть исполь­зован. В настоящее время некоторые специалисты при­меняют в своих методиках предложенные К. М. Дубров­ским психотерапевтические приемы.

В лечении заикания используется также метод вну­шения в состоянии гипнотического сна. В быту неправо­мерно большое значение придается этому методу. Прак­тика использования гипноза в психотерапии заикания по­казывает, что его результаты недостаточно стойкие.

В настоящее время в психотерапии заикания приме­няется метод внушения в гипнотическом состоянии в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов суггестии является метод аутогенной тренировки, предложенный Шульцем, который может быть использован в лечебных целях. У нас этот метод также разрабатывался. Он применяется преимуществен­но при лечении различных неврозов, сопровождающихся расстройством эмоций, страхом, общим мышечным на­пряжением. Сущность метода состоит в том, что путем самовнушения по определенной формуле вызывается со­стояние покоя и мышечного расслабления (релаксация), В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы са­мовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане он может быть полезен при логоневрозах (заикании), поскольку больной овла­девает способностью вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность спазмов.

Использование психотерапевтических приемов, и в частности аутогенной тренировки, в комплексной работе с заикающимися находит свое отражение в методиках, предлагаемых А. И, Лубенской, С. М. Любинской, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасовой, В. М. Шкловским и др. (см. «Логопедическая работа с заикающимися подрост­ками и взрослыми»).

ЗАДАЧИ И ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ (ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ) РАБОТЫ

Логопедической работе придается очень важное, ос­новное значение в комплексном медико-педагогическом методе преодоления заикания.

Основной целью логопедической работы является пе­ревоспитание неправильной речи и поведения, устране­ние психологических отклонений у заикающихся детей. Задача логопеда заключается в том, чтобы педагогиче­скими средствами воспитать у заикающегося ребенка, с одной стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую, полноценную лич­ность.

Задачи воспитания навыков свободной, правильной речи. Конкретные задачи логопеда выражаются в том, чтобы воспитать у заикающегося ребенка навыки пра­вильной речи: неторопливый темп, достаточную гром­кость и выразительность, правильное речевое дыхание, опору на гласные звуки.

При воспитании свободной речи прежде всего необ­ходимо выработать у ребенка неторопливый темп, т. е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Именно так говорить чаще всего и не умеют заикающиеся дети, так как речь для них неприятная обуза. Они стараются не­заметно «проскочить» возникшую преграду, избавиться от нее, пытаются сделать это побыстрее. Быстрый темп провоцирует нарушение координации речевых движений и появление речевых судорог.

Неторопливый темп речи вырабатывается одновремен­но с неторопливым темпом общих движений ребенка. Спокойное, уравновешенное поведение в разговоре и во внеречевой деятельности помогает выработать и определенный темп речи. Умение справляться с волнением, погасить возбуждение, нормализовать аффективные состоя­ния у заикающегося ребенка также способствует этой цели.

При воспитании неторопливого темпа речи ребенка логопед обращает внимание на сохранение ее вырази­тельности и естественности. Ребенок, который свободно владеет словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче своих чувств он непроизвольно использует бо­гатство интонации, мимико-жестикуляторные средства. Заикание лишает ребенка такой возможности. Отсутст­вие стимула и желания говорить, боязнь речевого обще­ния нередко приводит к тому, что речь ребенка становит­ся тусклой, вялой, тихой, невыразительной. Поэтому в процессе логопедической работы большое значение логопед придает воспитанию у ребенка умения говорить гром­ко, выразительно, уверенно, правильно, использовать логические ударения, повышение и понижение голоса, мимико-жестикуляторные средства.

В воспитании правильной речи важное значение име­ет также нормализация речевого дыхания, так как у заикающихся оно обычно бывает, поверхностным, резким, неспокойным, коротким. Нередко наблюдаются случаи, когда отдельные звуки, слова произносятся ребенком на вдохе.

В речевых упражнениях логопед обращает внимание на то, чтобы ребенок произносил слитно слова во фразax, т. е. не по отдельности каждое слово, а все вместе, как одно большое слово. Это объясняется тем, что заи­кающимся обычно трудно начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесет разрозненных слов, тем мень­ше для него будет затруднений.

Научить выделять гласные в слове (опора на глас­ные звуки) приобретает значение для тех детей, у кото­рых наблюдаются речевые судороги на согласных зву­ках. Произнесение удлиненно некоторых гласных звуков (бааабушка, гооород) облегчает речь, снимает речевые судороги.

При воспитании правильной речи логопед проводит одновременно и по необходимости работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного за­паса, совершенствованию грамматического строя, разви­тию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.

Задачи воспитания гармонично развитой личности. Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы — устранение у заикающихся детей возмож­ных психологических уклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, к окружающим, выработка правильного по­ведения в коллективе, а также развитие их интеллекту­альных способностей, этических и нравственных пред­ставлений.

С этой целью логопед широко использует в своей ра­боте методы разъяснения, убеждения, внушения и обуче­ния. В доступной форме разъясняет детям, почему у них затруднена речь (спешит в разговоре, неправильно ды­шит, излишне обращает внимание на свою речь, стесняет­ся окружающих и т. д.). Детям школьного возраста разъ­ясняются в доступной форме механизм заикания, приемы его преодоления и т. д. Логопеду необходимо убедить ребенка в том, что в его неправильной речи ничего по­стыдного или страшного нет. Чтобы успешнее избавить­ся от неправильной речи, нужно следить за собой: не спе­шить, говорить громко, спокойно, уверенно, яснее произносить гласные звуки и т. д.

Логопед должен постоянно убеждать заикающегося ребенка в том, что он может говорить хорошо, свободно, внушать ему, что с каждым днем он говорит все лучше, и лучше. Для этого, используя облегченные формы речи, логопед демонстрирует ребенку его же свободную речь: «Вот видишь, ты сейчас сказал хорошо, правильно. Ты умеешь говорить хорошо и свободно. Надо только не то­ропиться в разговоре (или: говорить громко, смело, выразительно и т. д.). Ты теперь всегда сможешь говорить хорошо, если будешь стараться».

Логопед обязан быть внимательным к состоянию речи ребенка и отмечать на каждом занятии ее положительные стороны. Каждое речевое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения от своей правильной ре­чи, от успехов, которые он делает.

Постоянная фиксация на успехах не только стимулирует ребенка для дальнейших занятий, но и постепенно вытесняет у него мысли о своей неполноценности, спо­собствует появлению уверенности в своих силах, в поло­жительном исходе занятий. Таким образом, происходит постепенная перестройка отношения его к своему дефекту, ксебе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.

Итак, воспитание навыков свободной, правильной ре­чи и гармонично развитой личности — это две главные задачи логопедической работы с заикающимися.

Формы логопедической работы. К обязательным фор­мам работы с заикающимися детьми относятся следую­щие: психолого-педагогическое изучение ребенка, лого­педические занятия, организация самостоятельной рабо­ты, использование в логопедической работе помощи разных специалистов, консультативно-методическая ра­бота с родителями и педагогами ребенка, самообразова­ние и повышение квалификации логопеда.

Совокупность названных форм работы логопеда в практическом учреждении составляет целостную и необ­ходимую систему организации логопедической работы с заикающимися.

Психолого-педагогическое изучение заикающегося ре­бенка. С него фактически начинается логопедическая ра­бота, оно по существу определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе этой работы, позволяет оце­нить ее результативность и дать рекомендации после окончания.

Психолого-педагогическое изучение заикающегося ре­бенка состоит из первичного логопедического обследова­ния, динамического наблюдения в процессе логопедиче­ской работы с ним и заключительного обследования (эпи­криза) перед выпуском.

В конкретные задачи изучения ребенка логопедом вхо­дят: 1) сбор анамнестических сведений, позволяющий су­дить об особенностях его раннего развития, о причинах заикания и разворачивающейся картине его проявления; 2) определение места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей (уровень здоровой речи); 3) обследование состояния устной и письменной речи (импрессивной и экспрессивной); 4) выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений и психологических особенностей (отношение к своему речевому дефекту, к себе, к окружающим, поведение в коллективе) '.

1 Подробное об обследовании заикающихся детей см. в разделе "Индивидуальный подход».

 

Результаты изучения заикающегося ребенка должны фиксироваться логопедом в соответствующей документа­ции: в речевой карте (амбулаторной карточке, истории болезни), в логопедическом дневнике.

Логопедические занятия. Они являются основной фор­мой логопедической работы, так как наиболее полно вы­ражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на заикающегося (прямое логопе­дическое воздействие). Все другие формы работы лого­педа (см. выше) составляют систему косвенного логопе­дического воздействия, так как, по сути, они способству­ют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.

Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Преимущест­венной формой являются групповые занятия, на которых используется коллектив сверстников для тренировки ре­чевого общения и воспитания правильных навыков пове­дения ребенка в коллективе. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по вос­питанию навыков правильной речи и поведения (коррек­ция неправильного произношения, беседы психотерапев­тического характера и т. д.).

Иногда под логопедической работой с заикающимися подразумеваются только речевые занятия. Причем эти речевые занятия представляются как жестко-определен­ная и обязательная система речевых упражнений для всех заикающихся. В связи с этим высчитывается коли­чество часов на те или иные речевые упражнения, описы­вается их обязательная последовательность вне зависи­мости от тяжести заикания и индивидуальных особенно­стей заикающихся.

Такая механическая речевая тренировка оторвана не только от гибкого использования приемов логопедическо­го воздействия на заикающихся и противоречит дидакти­ческим принципам, но и оторвана от жизни и интересов ребенка.

Речевые занятия, являясь основной формой логопеди­ческой работы с заикающимися, тем не менее не могут быть исчерпывающими. Воспитание навыков правильной речи и поведения требует длительных и постоянных тре­нировок, не ограниченных рамками логопедических заня­тий, а имеющих место в процессе ежедневного речевого общения ребенка с окружающими. Логопедические заня­тия должны проводиться на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и системы его воспитания. И все это должно сочетаться с необходимы­ми оздоровительными и лечебными мероприятиями.

На основании сказанного можно сформулировать ос­новные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

1) Логопедические занятия должны прежде всего отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребенка (см. выше).

2) Логопедические занятия должны быть построены с учетом основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; про­водиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; опираться на сознательность и активность детей; оборудованы необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содей­ствовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

3) Логопедические занятия должны быть согласова­ны с требованиями программ воспитания и обучения де­тей дошкольного или школьного возраста.

Для дошкольников логопедические занятия должны быть согласованы с «Программой воспитания в детском саду», т. е. с обучением детей родному языку и с их на­блюдениями за окружающим, с обучением счету, труду, с эстетическим воспитанием и, конечно, с многообразны­ми детскими играми. Следовательно, для речевых заня­тий с дошкольниками должен подбираться материал, ко­торый рекомендуется в разных разделах программы. Необходимо, чтобы эти занятия сохраняли и форму их проведения, принятую в детских садах.

Речевые занятия, совмещающие цели общеобразова­тельные и коррекционно-воспитательные, оказываются полезными ребенку еще и тем, что подготавливают его к тому, как нужно правильно держать себя и говорить на разных занятиях в детском саду.

При организации речевых занятий важно учитывать также интересы ребенка. Новая игрушка вызывает интеpec, значит, она должна быть включена в занятие в каче­стве наглядного пособия. Ребенок любит помогать по хо­зяйству, значит, нужно предусмотреть речевые упражне­ния в процессе трудовой деятельности. Девочка любит рисовать, играть в куклы, и это следует включать в занятия и сопровождать речью. В семье часто бывают гости, значит, нужно обыграть (и не один раз!) мотив «гости и хозяева» и т.д.

Таким образом, связь речевых упражнений с общеоб­разовательными занятиями, с интересами и особенностя­ми повседневной деятельности ребенка подготовит его к тому, как надо правильно говорить в разных условиях, облегчит ему возможность постепенного переноса новых речевых навыков в свою деятельность.

4) В логопедических занятиях должна быть преду­смотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения у заикающихся детей в разнообразных усло­виях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жиз­ненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых
людей и т. д.

Фактически с этой же целью используется все разно­образие логопедических занятий: многочисленные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, детских концертах, выступления перед микрофоном и др.

5) На логопедических занятиях (прежде всего) ребе­нок должен научиться всегда говорить без заикания.

Речевые занятия могут оказаться бесполезными и да­же вредными в тех случаях, когда ребенок на них про­должает заикаться. Ведь задача речевых упражнений — тренировка правильной, незаикливой речи. На речевых занятиях ребенок должен постоянно убеждаться в том, что может говорить хорошо, он должен слышать свою свободную, правильную речь. При наличии же речевых судорог практически трудно убедить ребенка в том, что их у него нет. Значит, нужно так подбирать для него ре­чевые упражнения, чтобы они были доступны для свобод­ного проговаривания и в то же время каждый раз были чем-то новым, более сложным по сравнению с предыду­щим. Следовательно, логопеду нужно очень хорошо знать речевые возможности ребенка и в целом систему последо­вательного, постепенного усложнения занятий.

Если ребенок на речевых занятиях ни разу не заик­нулся, значит, занятие было скрупулезно продумано, зна­чит, руководитель был максимально внимателен к ребен­ку. К этому следует стремиться.

Ну а если все-таки запинки были, означает ли это, что занятие проведено впустую?

Здесь следует отметить, что если ребенок запнулся и сам исправился — отлично, если руководитель помог исправить неправильность — тоже хорошо, речь осталась неисправленной — плохо. Отговорки, что лучше не обра­щать внимания на речевые спазмы, чтобы не фиксировать на них внимание ребенка, нам кажутся несостоятельными. Ребенок обычно хорошо знает, когда он сказал сво­бодно, правильно, а когда — нет. Оставленная же без внимания неправильная речь свидетельствует о нашей невнимательности или неискренности. И то и другое под­рывает авторитет логопеда в глазах ребенка, лишает его веры в помощь логопеда, и, кроме того, тем самым нару­шается необходимая система постоянных тренировок его правильной речи.

О том, как предупредить возможную речевую судоро­гу, мы говорим в следующих главах, где описываем по­следовательное нарастание сложности речевых занятий. Но как помочь ребенку в том случае, когда он все-таки не сумел сказать свободно? Как устранить его запинку?

Чтобы определенно ответить на этот вопрос, нужно знать речевые возможности ребенка. На разных этапах занятий и у разных детей эти возможности будут неоди­наковы. Поэтому одному достаточно напомнить, что он должен сказать не спеша, другого попросить просто по­вторить фразу, с третьим только начать её, четвертому предложить повторить фразу вслед за логопедом. Логопе­ды в подобных случаях свою помощь облекают в разного рода замечания: «Ты сейчас правильно сказал? (Это если уверены, что он может сам исправиться.) Скажи правиль­но! Встань спокойнее, не напрягайся, скажи громче. По­втори снова фразу. Скажи неторопливо. Скажи яснее звук а (или о, у, и и т. д., это в тех случаях, когда доби­ваются опоры на гласные звуки). Скажи выразительнее. Повтори за мной снова. Давай скажем вместе. Ну, а те­перь ты сам».

Это далеко не полный перечень указаний, которые мо­гут делать логопеды с целью исправить у ребенка заме ченную неправильность речи. Для каждого ребенка эти замечания будут разными. Одинаковым в них будет толь­ко стремление в случае ошибки, речевой запинки у ребен­ка отойти временно назад, использовать форму речи, ко­торая не будет представлять для него трудностей (повто­рить фразу, совместно произнести ее и пр. с тем, чтобы тут же добиться свободного ее произнесения). А когда это будет достигнуто, обратить внимание ребенка на то, что он сумел сказать хорошо, умеет говорить правильно.

Таким образом в борьбе с речевыми запинками на за­нятиях логопед гибко использует тактику временных от­ступлений, с тем чтобы, оттолкнувшись от них, с уверен­ностью штурмовать новые «высоты». А освоение такой новой «высоты» — это уже маленькая победа, из которой в дальнейшем складывается успех всей работы с заика­нием.

6) На логопедических занятиях с заикающимися по­стоянно должны присутствовать образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, маг­нитофонные записи и пластинки с выступлениями масте­ров художественного слова, демонстрационные выступле­ния ранее окончивших курс логопедических занятий и пр.

Следует указать на особую значимость в занятиях, на правильный тон и манеру поведения руководителя заня­тий, на недопустимость окриков, передразниваний, раз­драженного тона, суетливого, резкого поведения логопе­да. Как бы ни казались утомительными и однообразными замечания, которые приходится делать, как бы ни было перед этим омрачено настроение, тон руководителя заня­тий всегда должен быть ровным, ободряющим, ласково-доброжелательным и в то же время требовательным.

Необходимо помнить, что речь и манера поведения руководителя занятий должны быть эталоном и образцом в коррекционно-воспитательном процессе с детьми.

Логопедический занятия должны быть обязательно оформлены в соответствующей документации. Система планирования, учета и отчетности, отражающиеся в лого­педической документации, способствует изучению заи­кающихся и результатов работы с ними, помогает проду­мывать последовательность и содержание логопедических занятий, уплотнять рабочее время. Все это имеет значе­ние для повышения эффективности логопедического воз­действия.

Логопед должен правильно и регулярно составлять перспективный (календарный) и текущие планы занятий с детьми, фиксировать результаты их выполнения.

Организация самостоятельной работы ребенка. Систе­ма тренировок правильной речи и поведения у заикаю­щихся, необходимая для образования у них устойчивых, прочных навыков, предполагает обязательную закрепительную работу ребенка вне логопедических занятий. Эта работа должна быть направлена на выполнение заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

Задания логопеда для самостоятельной работы стро­ится с учетом успехов ребенка на каждом занятии и необходимых условий для их упрочения. Важно преду­смотреть в этих заданиях посильность выполнения, регу­лярность проведения, связь с семейно-бытовыми и учеб­но-воспитательными условиями, в которых находится ребенок, и с его отношениями в коллективе. Формы та­ких заданий могут быть многообразны: проводить домаш­нее занятие в определенное время, заучить требования правильной речи, составить рассказ по картинкам, отра­ботать неторопливый темп речи в рассказе, выразительно рассказать стихотворение, отрепетировать роль в инсце­нируемой сказке, выступить на занятии в детском саду (на уроке в школе) по заданной теме, разговаривать с родителями неторопливо и многое другое.

Безусловно, положительную роль в организации само­стоятельной работы ребенка играют его родители и педа­гоги в случаях, когда они активно и правильно включают­ся в этот процесс. Напомнить ребенку о необходимости выполнения заданий логопеда, прийти на помощь в мо­мент его трудной речи, подсказать логопедический прием, создать необходимые условия для нормализации окру­жающей среды и правильного отношения к ребенку, уме­ло использовать меры поощрения и наказания для стиму­ляции к самостоятельной работе — все это и многое другое помогает создать необходимую систематическую работу ребенка над собой и своей речью, способствует развитию сознательного, активного и, следовательно, эф­фективного упрочения навыков правильной речи и пове­дения '.

1 См. раздел «Современный комплексный метод преодоления заикания»

 

Для стимуляции ребенка в его самостоятельной рабо­те и для контроля за ее выполнением логопед обязывает родителей вести специальный дневник, в который запи­сывает задания логопед и ведется учет за их выполне­нием дома, в детском саду или школе. Записи в дневнике делают родители, педагоги и сам ребенок, если он вла­деет письмом. Логопед должен оценивать результаты проделанной работы.

Использование в логопедической работе помощи раз­ных специалистов. Непосредственно в комплексном ле­чебно-педагогическом преодолении заикания, помимо ло­гопедов, принимают участие разные специалисты!,

В зависимости от условий работы логопедического уч­реждения или в каждом конкретном случае проявления заикания логопед может использовать помощь невропа­толога, ' психиатра, психотерапевта, терапевта, отоларин­голога, инструктора по ЛФК, физиотерапевта, ритмиста, музыкального работника, педагога-воспитателя. Работа специалистов направлена на всестороннее изучение кар­тины проявления заикания, причин его возникновения, психофизического состояния заикающегося, его личност­ных особенностей. Совокупность разносторонних сведений о заикании и заикающемся, полученных специалистами с использованием разных методов исследования и затем взаимно уточненных и дополненных, определяет в каж­дом конкретном случае особенности необходимого комп­лексного лечебно-педагогического воздействия.

Используя свои средства и приемы, специалисты осу­ществляют разностороннее воздействие на заикающегося, в процессе которого важно динамическое наблюдение за состоянием и поведением заикающегося под влиянием применяемых к нему средств, постоянное обсуждение спе­циалистами результатов своей работы и гибкое ее изме­нение и дополнение в зависимости от результатов работы своих коллег.

Результаты лечебно-педагогической работы в целом дают возможность определить характер необходимых ре­комендаций по дальнейшей профилактике заикания после проведенного курса.

1 См. раздел «Современный комплексный метод преодоления заикания».

В процессе названной работы чрезвычайно велика роль логопеда как ведущего специалиста '. Ведь именно логопедическое воздействие (направленное непосредст­венно на речь и личность заикающегося) является всегда обязательным и определяющим в комплексе лечебно-пе­дагогической работы с заикающимися. Роль других спе­циалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами уточнить и дополнить представления об осо­бенностях заикания и заикающегося, способствовать эф­фективности логопедического воздействия.

В этом отношении обязанности логопеда разнообраз­ны. С одной стороны, они отражают необходимость орга­низации содружественной работы разных специалистов в комплексе лечебно-педагогического воздействия на заи­кающихся (в изучении, преодолении и профилактике заи­кания). В амбулаторных условиях это могут быть различ­ные консультации, обследование и лечение заикающихся соответствующими специалистами, обсуждение совмест­ных наблюдений в процессе лечебно-педагогической рабо­ты с ними. В стационарных условиях — организация чет­кой и согласованной работы всего медико-педагогическо­го персонала. Это достигается прежде всего структурой построения лечебно-педагогического процесса, медико-пе­дагогическими обсуждениями детей и выбранными прие­мами лечебно-педагогического воздействия на них.

С другой стороны, комплексный подход к преодоле­нию заикания требует от логопеда использования в своей работе сведений и достижений в этом направлении других специалистов.

Для изучения структуры дефекта, причин его возник­новения логопеду многое дают соответствующие заключе­ния, в частности, невропатолога, психиатра; эти же врачи определяют природу заикания (органическую или функ­циональную), физический, неврологический и психиче­ский статус, способствуют уточнению личностных особен­ностей заикающегося.

1 Уместно напомнить здесь, что подготовка логопедов осущест­вляется у нас в высших учебных заведениях на специальных факуль­тетах, где предусматривается достаточно разностороннее обучение студентов.

Невропатолог, физиотерапевт, ритмист, инструктор ЛФК своим изучением заикающегося помогают выявить возможные нарушения и отклонения в двигательной сфе ре, особенности общей и речевой моторики. Музыкальный работник — особенности музыкального слуха, восприятия темпа, ритма музыкальных произведений, особенности го­лоса заикающегося и т. д. Педагог-воспитатель помогает дополнить заключение о состоянии общеобразовательных знаний, умений, навыков заикающегося, о его интересах, эстетических и нравственных представлениях и т. д.

При помощи медикаментозных средств, физиотерапии врач может воздействовать на оздоровление и укрепление нервной системы ребенка, на ослабление его речевых су­дорог, снятие напряженности или расторможенности — все это помогает выработке упорядоченного темпа речи и поведения ребенка, облегчает работу с ним на логопеди­ческих занятиях, способствует эффективному и прочному воспитанию необходимых навыков.

Взаимодействие логопеда с психотерапевтом помогает активнее воздействовать на личность заикающегося, из­менять его отношение к себе и к своему дефекту, к окру­жающим, к проводимым занятиям, влиять на его поведе­ние, воспитывать собранность, целенаправленность, ак­тивность, наступательность, бодрость, уверенность и т. д. Суггестивные методы психотерапии позволяют ослабить или снять выраженные степени болезненной фиксированности на своем дефекте, логофобии, навязчивые состояния и т. д. Содружественная работа с психотерапевтом позво­ляет логопеду более активно использовать в своей работе средства коррекционно-воспитательного воздействия на личность заикающегося.

ЛФК и музыкально-ритмические занятия с заикающи­мися детьми способствуют нормализации у них общей и речевой моторики, воспитывают правильные двигатель­ные реакции, укрепляют силу и подвижность речевых. движений и поведения ребенка в коллективе. Музыкаль­ные занятия прямо соприкасаются с логопедическими упражнениями, развивают силу и тембровую окраску го­лоса, артикулированность звуков, речевое дыхание.

Следует указать на чрезвычайно тесную связь, кото­рая существует' между логопедической, общеобразова­тельной и воспитательной работой с заикающимися деть­ми, т. е. в работе педагога-логопеда и педагога-воспита­теля. Во многом формы и задачи их работы, естественно, совпадают.

В детских логопедических учреждениях у молодых специалистов нередко бывают затруднения в определении различий и особенностей работы логопеда и педагога-воспитателя. Поэтому необходимо обратить внимание на со­отношение основных задач работы логопеда и педагога-воспитателя с заикающимися детьми.

Основной задачей логопеда является прежде всего исправление речевых недостатков и связанных с ними личностных особенностей и поведения заикающихся детей. При реализации этой задачи логопед, ориентируясь на общеобразовательную программу обучения и воспита­ния детей определенного возраста, на своих коррекционных занятиях должен также расширять, углублять и совершенствовать знания, навыки и умения детей, предусмотренные программой. Поэтому там, где условия допускают одновременную работу логопедов и педагогов-воспитателей с заикающимися детьми, очевидна целесо­образность некоторого опережения программного разно­стороннего обучения детей педагогами.

Основной задачей педагога-воспитателя является не­обходимость дать детям прежде всего знания и навыки, предусмотренные соответствующими программами их воспитания и обучения. При реализации этой задачи пе­дагоги и воспитатели, ориентируясь на речевые возмож­ности каждого ребенка, постоянно на своих занятиях и уроках, во все режимные моменты должны также закреп­лять речевые успехи, которые он делает в процессе лого­педических занятий.

Другими словами, на обучающих занятиях по умст­венному, эстетическому, физическому и трудовому воспи­танию заикающихся дошкольников воспитатель при реа­лизации своих педагогических задач должен учитывать речевые возможности каждого ребенка и ориентировать­ся на содержание и результативность последовательных этапов логопедической работы.

1.О связи содержания и целей воспитательной работы с после­довательными этапами коррекционных занятий с заикающимися детьми в условиях специального лечебного учреждения достаточно полно изложено в сборнике «Воспитание и обучение детей с рас­стройствами речи» / Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. М., 1968.

В воспитательных мероприятиях, направленных на формирование гармонично развитой личности ребенка, воспитатель, учитывая психологические особенности заи кающихся детей, должен формировать у ребенка опреде­ленные моральные представления и понятия, черты ха­рактера, умения, навыки, привычки, связанные прежде всего с отношением человека к труду и коллективу.

Важно создать у ребенка представление о труде как основе жизни людей. Развивать стремление все делать самому, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять дело тщательно и аккуратно, доводить начатое до конца, умение критически оценивать сделанное, не па­дать духом от неудач, учиться на неудачах и ошибках.

При воспитании черт коллективизма целесообразно дать понять ребенку о том, что человек живет в коллек­тиве, в коллективе определяется его отношение к людям, польза, которую он приносит. Поэтому, чем больше чело­век знает, умеет и делает для людей, тем выше его досто­инство и авторитет. Необходимо развивать понимание товарищества и дружбы, умение поддержать друга в бе­де, помочь ему, сделать приятное окружающим, быть дис­циплинированным.

Итак, медикаментозное лечение, психотерапия, лечебная физкультура, ритмика, физиотерапия, музыкальные и учебно-воспитательные занятия — все это дополняет и укрепляет средства логопедического воздействия на заи­кающегося. А совокупность разных лечебно-педагогиче­ских средств составляет, как указывалось выше, основу комплексного метода преодоления заикания.

Совместная работа логопеда с разными специалиста­ми должна отражаться в соответствующей документации (истории болезни, амбулаторной карте, речевой карте, личном деле) в виде записей результатов обследования и заключения специалистов, рекомендованного лечения или средств педагогического воздействия, записей наблюде­ний за состоянием заикающегося ребенка в процессе лечебно-педагогической работы с ним, заключения о ре­зультатах работы и дальнейших рекомендаций.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка. Обязательность названной формы логопедической работы объясняется необходимостью воз­действия на окружающую микросреду заикающегося ре­бенка.

Целью этой работы является обеспечение благоприят­ных условий для лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении, в коллективе свер­стников и в общении со взрослыми, организация необхо­димой самостоятельной работы ребенка вне логопедиче­ских занятий, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.

Ближайшими помощниками логопеда в создании необ­ходимых условий для ребенка являются его родители (прежде всего) и педагоги детского сада и школы. Для того чтобы сделать своих помощников достаточно грамот­ными и активными в лечебно-педагогической работе, ло­гопед должен предусмотреть и проводить с ними консуль­тативно-методическую работу.

В процессе занятий с ребенком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. Это лучше сделать в виде цикла бесед о сущности и при­чинах заикания, об особенностях его проявления, методах устранения, о значении и направленности речевых заня­тий, о роли родителей в лечебно-педагогическом процес­се, об особенностях домашнего режима, отношения окру­жающих к заикающимся.

Организация цикла общих бесед для родителей, дети которых посещают логопедические занятия, не исключает индивидуальных консультаций логопеда для родителей о каждом ребенке в отдельности.

Помимо бесед, необходимо предусмотреть присутствие родителей на логопедических занятиях, чтобы практиче­ски ознакомить их с принципами подхода к преодолению заикания, с замечаниями логопеда детям, приемами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог.

Присутствие родителей на логопедических занятиях может быть пассивным (вначале) и активным (впослед­ствии), когда они от пассивного участия переходят к час­тичному участию в этой работе: под контролем логопеда задают вопросы детям, дают отдельные задания, делают замечания и исправляют речь детей на занятии.

Такая консультативно-методическая подготовка роди­телей создает возможность активного и правильного уча­стия их в закреплении навыков правильной речи и пове­дения детей в их повседневных бытовых и учебных усло­виях.

Весьма значительными в этом отношении оказывают­ся посещения логопедом ребенка на дому, в школе и дет ском саду. Непосредственное знакомство с условиями, в которых он живет, позволяет глубже судить об особен­ностях его речи и поведения, возможностях жизненно-бы­товых условий и действеннее преобразовывать эти условия в соответствии с необходимыми.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка является частью той большой и обя­зательной работы логопеда, которая называется пропа­гандой логопедических знаний.

Формы этой пропаганды общеизвестны: лекции, беседы, выступления логопеда на родительских собраниях и педсоветах в школах и детских садах, в «университетах здоровья», в обществе «Знание», в «родительских универ­ситетах», по радио, телевидению, на страницах газет и журналов, в специальных бюллетенях Домов санитарного, просвещения, в стенной печати и т. д.

Консультативно-методическая работа, как и логопеди­ческая пропаганда, должна планироваться и учитываться логопедом в специальной тетради, в которой отмечаются, где, когда, для кого и на какую тему намечена (была про­ведена) логопедом лекция или беседа.

Повышение квалификации логопеда. Одной из форм работы логопеда, имеющей серьезное влияние на эффек­тивность преодоления заикания, является постоянное са­мообразование логопеда, повышение его деловой квали­фикации.

Формами повышения квалификации логопеда являют­ся следующие:

1) постоянное самообразование путем изучения специ­альной литературы;

2) обмен опытом работы путем: посещения логопеди­ческих занятий у своих коллег с последующим обсужде­нием; участия в соответствующих научно-практических конференциях, в медико-педагогических разборах отдель­ных сложных случаев заикания с последующим обсужде­нием наиболее оптимальных путей лечебно-педагогиче­ской работы в каждом конкретном случае; знакомства с методами, приемами и результатами работы разных специалистов, принимающих участие в комплексном лечебно-педагогическом преодолении заикания;

3) участие в работе методических объединений, спе­циальных семинарах и т. д.;

4) обобщение собственного опыта работы с заикаю­щимися в виде дневниковых записей или статей;

5) занятия на курсах повышения квалификации по логопедии, организуемых институтами усовершенствова­ния учителей или специализация на рабочих местах в си­стеме здравоохранения.

Постоянное усовершенствование знаний, повышение квалификации, самообразование — неотъемлемое качест­во современного логопеда, необходимая и обязательная часть его работы.

 


СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

(Особенности использования дидактических принципов) СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Дидактический принцип систематичности и последова­тельности предполагает в процессе внедрения знаний, развития навыков и умений делать это не сразу, не в один прием, во всем объеме и со всеми деталями, а постепен­но, последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения детьми.

Реализация этого дидактического принципа, согласно которому изучение нового подготавливается предшест­вующим, делает процесс обучения непрерывным, осущест­вляемым без скачков.

Систематичность и последовательность выражается в логическом расположении содержания логопедических занятий, а также включает и их организационную сто­рону,

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дидактический принцип систематичности и последова­тельности в логопедических занятиях с заикающимися отражается прежде всего в логическом расположении со­держания этих занятий, когда сообщение определенных знаний и воспитание навыков правильной речи у заикаю­щихся происходит в строго систематическом и последова­тельном порядке с учетом их речевых возможностей, ко­гда весь процесс обучения идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Непостоянство проявлений заикания известно давно. И с давних пор специалистов не покидает надежда найти средство или способ удержать, закрепить возможности свободной речи у заикающегося: будь то при какой-то определенной форме речи или каких-то особых ситуациях. Специалисты разных времен постоянно находились и находятся в поисках таких приемов, способов, средств, ко­торые позволили бы перенести эти зачатки свободной ре­чи у заикающихся в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Истории известны многочислен­ные попытки создать разные системы постепенных после­довательно усложняемых упражнений, которые должны были бы служить в качестве переходного мостика от лег­ких форм речи для заикающихся к более трудным. Эти упражнения являлись бы одновременно и той необходи­мой тренировкой, которая должна была позволить заи­кающемуся говорить не задумываясь, свободно в любых условиях.

Что же это за факторы, которые могут влиять на уси­ление или ослабление судорог? Ведь знание этих факто­ров позволит найти и способы, как управлять речевыми судорогами, предупреждать их или избегать.

Оказывается таких факторов много. Одни из них от­носятся к особенностям собственно устной речи человека. Другие могут быть отнесены к особенностям внешних условий, окружающих человека в момент его речевого общения, или к особенностям его внутреннего состояния при этом.

Наблюдения показывают, что на речь заикающегося ребенка оказывает влияние разная степень ее самостоя­тельности.

Это значит, что частота и сила речевых судорог зави­сит от того, говорит ли ребенок сам. (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-либо помощью. Эта помощь (прямая или косвенная) может выражаться в подсказе ему об­разца фразы идаже просто в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Например:


Логопед

— Я держу в руках кубик.

— На кубике нарисован слон.

 

Логопед и ребенок вместе

— Я держу в руках кубик.

— На кубике нарисо­ван слон.

 


 

Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу (ее конструкцию, манеру произне­сения), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю.

Отраженная речь предполагает (в отличие от сопря­женной) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Сравните:


Логопед говорит:

— Я поднял с пола мяч.

— Этот мяч ярко-синий.

Ребенок повторяет:

Я поднял с пола мяч.

— Этот мяч ярко-си­ний.


Как видим, ребенок здесь также использует полно­стью чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи.

Ответы на вопросы сначала простые, затем разверну­тые — это следующая, более сложная форма речи для заикающегося. Вопросы типа: кто нарисован на картин­ке, как зовут девочку, какого цвета платье на ней, сколько гусей на лугу и пр.— требуют от ребенка кон­кретного несложного ответа. Сравните:


Вопрос:

- Кто сидит на скамейке?

- Что у него в руках?

- Какого цвета гребешок у петуха?

Ответ:

- На скамейке сидит мальчик.

- У него в руках книжка.

- У петуха гребешок красного цвета.


В отличие от отраженной речи здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ре­бенку использовать и определенную конструкцию пред­ложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, до­бавив лишь 1—2 слова.

Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы типа: что делает мальчик (или кто-то другой), почему, для чего? На такие вопросы ре­бенок вынужден отвечать развернутой фразой и не од­ной. Но у него уже нет возможности опереться на по­ставленный вопрос. Такие ответы приближают ребенка к самостоятельной речи.

Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от него сразу произнести уже не 1— 2 фразы, а значительно больше. Здесь могут встретиться не только простые, но и сложные фразы. И нужно их последовательно и связно передать слушателю. В пере­сказе тоже есть некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это прежде всего материал, изложенный кем-то: пересказ сказки, рассказа, увиден­ный диафильм и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры — и вот уже есть помощь.

Рассказ — это уже полностью самостоятельное изло­жение материала по какой-то теме: по картинке, но впе­чатлениям, оставшимся от экскурсии, прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь (самопроизвольная, самостоятельная) — самая сложная для заикающихся, ибо она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обраще­ния, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Таким образом, свободная самостоятельная речь у заикающихся детей воспитывается на речевых заня­тиях в такой последовательности:

1) сопряженно-отраженная речь*

2) ответно-вопросная форма речи;

3) пересказ и рассказ;

4) спонтанная речь.

Другим фактором, который может оказывать влияние на состояние речи заикающихся, может быть разная степень ее подготовленности.

Для заикающегося имеет значение и то, как подго­товлен речевой материал, которым он собирается опери­ровать.

Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выучен наизусть. Здесь нет необходимости подыскивать слова, необходимые конструкции предложений, последо­вательно излагать материал. Тем более само заучивание наизусть предполагает обычно неоднократное проговаривание вслух определенного речевого материала. Следо­вательно, здесь есть и некоторая предварительная тре­нировка речи.

Речь заикающегося льется свободнее и тогда, когда он заранее отрепетирует необходимый материал вслух или хотя бы предварительно мысленно продумает, что он хочет сказать и в какой последовательности будет это излагать.

Проявления заикания усиливаются» когда текст незна­комый и нужно говорить экспромтом, т. е. без предварительной подготовки.

Учитывая все перечисленные условия, речевые упраж­нения строятся в следующей последовательности:

1) заученный текст;

2) отрепетированный вслух;

3) мысленно продуманный;

4) незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, способным влиять на появле­ние или исчезновение речевых судорог у заикающихся, является разная сложность речевой структуры.

Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, реже — слоги, еще реже — слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале изложения (трудно начать говорить), в начале смыслового отрезка разве







Date: 2015-09-22; view: 861; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.102 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию