Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация логопедических занятий





Как указывалось, принцип систематичности и последо­вательности включает не только логическую, но и органи­зационную сторону логопедического воздействия на заи­кающихся, так как овладение ими определенных знаний, навыков и умений должно происходить не от случая к случаю, а систематически, т. е. постоянно, регулярно, без пропусков и по плану. Только в этом случае будет иметь место постоянная тренировка нервных процессов, которая, собственно, и лежит (по указанию И. П. Павло­ва) в основе лечения неврозов.

Логопедическое воздействие предполагает определен­ную форму организации коррекционно-воспитательной работы с заикающимися. Более того, качество формиро­вания у них свободной речи во многом обусловливается самой формой построения логопедических занятий. Вот почему вопросы, связанные с формами организации кор­ригирующей работы с заикающимися, были и остаются актуальными в логопедической теории и практике.

В системе последовательной организации логопедиче­ской работы с заикающимися можно увидеть большие и малые ее составные части. Курс логопедических занятий отражает завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися. По вре­мени проведения и общим задачам логопедической рабо­ты он может разделяться на циклы, или периоды (подго­товительный, тренировочный, закрепительный). По содер­жанию и конкретным задачам в каждом периоде можно выделить ряд различных этапов (например, молчания, сопряженной, отраженной речи, рече-ручного режима и т. д.).

Каждый этап логопедической работы в свою очередь состоит из связанных между собой занятий как основной формы логопедической работы с заикающимися. Составные части всего курса логопедических занятий (как в малом, так и в большом) отражают последова­тельность логопедической работы с заикающимися по успешному и прочному воспитанию у них навыков пра­вильной речи и поведения. Рассмотрим с названных позиций некоторые организационные особенности составных частей курса логопедических занятий с заикающимися детьми (периодов, этапов и отдельных занятий).

В задачу подготовительного периода входит: настроить ребенка на занятия, дать ему представление о правильной речи, показать, что он тоже умеет говорить пра­вильно, убедить его (пользуясь доступными для него фор­мами речи и речевых ситуаций) в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо, научить его пользоваться громким голосом и т. д. Ребенок должен ощутить первые победы, здесь начинается изменение его отношения к себе, к своей речи, к окружающим. Одновременно его речь изучается в зависимости от разных факторов, проис­ходит как бы закрепление определенных участков его свободной речи с фиксацией на положительных моментах.

В задачи первых же речевых занятий с заикающимися детьми входят: создание щадящего режима, стимуляция к предстоящим занятиям, определение задач занятий и обязательные успехи детей.

Щадящий режим для заикающихся детей выражается в том, чтобы оградить психику ребенка от отрицательно влияющих факторов, создать спокойную окружающую обстановку, доброжелательное и ровное отношение окружающих, не допускать фиксации на неправильной речи, определить и выдерживать твердый режим дня с пра­вильным чередованием сна (несколько удлиненного) и бодрствования, предусмотреть спокойные, но разнообраз­ные занятия, не допускать шумных подвижных игр, пере­грузок занятиями.

Нормализовать, упорядочить повседневный ритм жиз­ни заикающегося ребенка, успокоить его, отвлечь от бо­лезненного внимания к своему дефекту и связанную, с этим напряженность и травмированность. Целесообразно по возможности резко ограничить речевую активность заикающегося, избегать в это время встреч с посторонними людьми. В специализированных стационарах с успе­хом используется для этого режим молчания, во время которого несколько ослабляется неправильный речевой стереотип и ребенок подготавливается к речевым заня­тиям, т. е. к началу воспитания новой, красивой, правиль­ной речи.

Щадящий режим предусмаривает ограждение ребенка от сильных эмоций, даже если они и приятные.

Но как стимулировать ребенка к занятиям, как сделать их интересными? Ведь без активности ребенка, без его помощи, если даже он очень маленький, мы бессиль­ны оказать ему существенную помощь. Но здесь нет, к со­жалению, готовых рецептов. Дети разные, и по-разному приходится их убеждать, увлекать, заинтересовывать.

Приходится говорить о танкистах, командирах, космо­навтах (обычно для мальчиков), об артистах, учителях, врачах (для девочек), о людях разных профессий, для которых красивая, правильная, четкая, ясная речь — не­обходимое условие их работы.' И действительно, как мо­жет космонавт сообщить из космоса или с другой плане­ты о себе, о состоянии своей ракеты, об опасности, которая может ему угрожать, если он говорит неправильно. Ведь его не поймут. А кто пойдет в театр, кто станет слу­шать артистку, если она не умеет красиво говорить? А уж об учительнице и говоритъ не приходится — конечно же, школьники не будут ее слушать и даже могут смеяться над ней, если она не будет сама говорить ясно, четко, по­нятно. Так или в какой-либо другой доступной для ребен­ка форме объясняется значение правильной речи для Людей разных профессий. А уж найти доступ к сердцу ребенка, учесть его интересы и убедительно рассказать о значении правильной речи — это дело творчества лого­педа.


Чтобы заинтересовать ребенка занятиями, логопед слушает с нимрадиопередачи, записи на магнитофоне или пластинках, обращает внимание заикающегося на выразительную речь окружающих людей и пр.

Подбирая темы для бесед с ребенком из художествен­ной литературы, логопед должен учитывать, чтобы они носили и воспитывающий характер. Можно рекомендо­вать: К. Ушинского «Умей обождать», С. Михалкова «Щенок», Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго В. Челинцева и Н. Емельянова «Окся-труженица» и др. Опора на положительные примеры тоже стиму­лирует ребенка к систематическим занятиям, а в трудных случаях помогает сохранять и укреплять надежду на благоприятный исход этих занятий.

В логопедических кабинетах для стимуляции можно использовать записанную на магнитофоне речь детей до и после занятий. Контрасты между плохой речью в начале занятий и правильной свободной речью в конце являются весьма убедительными и порождают у детей желание научиться говорить хорошо. Для этой цели можно использовать выступления и инсценировки детей, успешно прошедших курс занятий. И еще следует помнить: если занятия разнообразны, не похожи одно на другое, если они строятся в увлекательной форме, заставлять ребенка заниматься не придется.

Однако, чтобы речевые занятия оказались эффективными, важно не только убедить, увлечь ребенка, но в доступной форме определить для него конкретные задачи: что он должен делать на занятиях, чего добиваться, как должен говорить и держаться при этом. Уже на пер­вых занятиях ему объясняется, что такое правильная речь, от чего она зависит, что речь должна быть доста­точно громкой, выразительной, богатой интонациями, жи­вой, неторопливой, ясной по смыслу, последовательной по изложению. Важно уметь правильно держаться при разговоре (непринужденно, свободно, без лишних дви­жений и суетливости).

Правильная, красивая речь достигается не одним за­нятием и даже не двумя, тремя — это результат ежедневной работы над своей речью и поведением, это постоянное наблюдение за речью окружающих, умение находить у них образцы для подражания.

Теперь мы подошли к очень тонкому и важному вопросу— необходимости с самых первых занятий доби­ваться успехов, осознаваемых ребенком. Ведь ничто так не побуждает к занятиям, как зримая их результатив­ность. Успехи нужны для того, чтобы ребенок поверил, что он может говорить правильно, свободно, красиво. Особенное значение это имеет для тех детей, которые, уже в известной мере ущемлены от сознания своей неполноценной речи. Успехи вдохновляют, порождают веру в себя, в свои силы, в авторитет руководителя.


Так как заикание проявляется неравномерно, в зави­симости от целого ряда факторов, это его свойство может и должно быть использовано логопедом с первых дней занятий с заикающимся ребенком.

Если тщательно обследована его речь, определен уро­вень свободной речи, логопед может уже с первых дней почти безошибочно угадать, при каких формах речи, при каких условиях ребенок будет говорить свободно. А раз так, то не представляется затруднительным продемон­стрировать заикающемуся ребенку, что он может гово­рить хорошо, правильно.

Напомним, что облегченными формами речи для заи­кающегося ребенка является сопряженная и отраженная речь, шепот, ответы на конкретные вопросы, стихи, пе­ние, произношение отдельных звуков и слогов (гласных, сочетаний их с согласными), речь в спокойном состоянии, в привычной обстановке,) с людьми знакомыми и прият­ными, описание простых и одновременно совершаемых движений. Используя эти формы речи, мы, с одной сторо­ны, обращаем внимание ребенка на то, что он может го­ворить свободно, легко. Это необходимо для того, чтобы вытеснить представления о том, что он не может гово­рить, как все. С другой стороны, мы отрабатываем с ним необходимые качества правильной речи: громкость, вы­разительность, неторопливость, правильное оформление фразы, последовательность изложения мысли, умение уверенно и свободно держаться при разговоре и пр. И постоянная фиксация на успех!

Зарождающемуся у ребенка чувству собственной не­полноценности, ущемленности нужно противопоставить воспитание у него уверенности в своих силах и возмож­ности говорить хорошо.

В задачу тренировочного периода входит овладение всеми ранее недоступными для ребенка формами речи и речевых ситуаций. Опираясь на те знания, умения и на­выки, которые он приобрел в первом периоде, ведется кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.

Поскольку порог свободной речи у заикающихся де­тей неодинаков, то и тренировка правильной речи начи нается с разных этапов: у одного — с ответов на вопросы, у другого — с отраженной речи, у третьего — с переска­за. Порог свободной речи у заикающихся зависит от сложности проявления заикания.

В наиболее сложных случаях заикания тренировоч­ный период начинается с сопряженно-отраженной речи. Здесь ребенок сначала копирует образец фразы и манеру. речевого поведения руководителя. При этом он пользует­ся еще и помощью взрослого в виде совместного с ним произнесения фразы. После того как и руководитель, и ребенок убеждаются, что все требования правильной речи хорошо и легко выполняются, руководитель отказывается от совместного проговаривания фраз с ребенком, предо­ставляет ему уже самостоятельно копировать ее образец (отраженная речь).


На этапе сопряженно-отраженной речи можно исполь­зовать разные тексты: заученные наизусть (знакомая сказка, знакомые вопросы и ответы), отрепетированные вслух или мысленно подготовленные (малознакомая сказ­ка, предварительно мысленное проговаривание ответа), незнакомые совсем (незнакомая сказка, рассказ). Здесь используется речь разной степени ритмичности: стихотво­рение, ритмизованная речь с движениями и без движений, разноритмичная речь.

Речевые занятия проводятся в кабинете или дома с логопедом или родителями. Усложнение речевых ситуа­ций в данном случае может происходить за счет измене­ния положения самого ребенка при ответе: речь в движе­нии, стоя, сидя, со своего места, с выходом вперед, стоя на стуле и пр.

Условия усложняются, если на занятия приглашаются посторонние люди, сверстники, которые могут присутст­вовать молча или принимать участие в занятии.

Напомним еще раз, что весь этот период от сопряжен­ной речи до ответов на конкретные вопросы обычно легко доступен ребенку. Именно потому мы обращаем здесь все внимание на его умение непринужденно держаться при разговоре, говорить громко, выразительно, неторопливо, последовательно, делать правильные логические паузы.

Если ребенок научился понимать, как он говорит (неторопливо или спешит, громко или тихо, выразитель­но или монотонно, спокоен или неспокоен в момент рече­вых упражнений), если он уже говорит свободно в сопряженно-отраженной речи, если он умеет исправить за­меченный недостаток в своей речи или поведении, можно переходить к более сложным упражнениям.

Этап вопросно-ответной речи — следующий шаг в лого­педической работе с ребенком. В это время ребенок постепенно освобождается от дублирования фраз по об­разцам, которые предлагают взрослые, и делает первые успехи в самостоятельном речевом общении.

Мы уже знаем, что на этом этапе особенно важно тща­тельно продумать свои вопросы, ведь именно они опре­деляют степень помощи ребенку. Целесообразно начинать с отраженных ответов, когда взрослый задает вопрос, сам на него отвечает, а ребенок повторяет ответ. Затем сле­дуют конкретные вопросы: кто сидит, стоит, бегает; что держит в руке, что надето на голове; какого цвета, сколь­ко, у кого и т. д. После того как ребенок успешно спра­вится с более легким заданием, содержание вопросов усложняется: что делает, зачем, почему и др. Такие во­просы потребуют от ребенка самостоятельных ответов.

Так постепенно от коротких и конкретных ответов на вопросы он переходит к более сложным и обобщающим. Здесь ребенок учится, пользуясь ранее полученными об­разцами, самостоятельно строить сложные предложения. Поэтому его ответы на вопросы должны быть полными. Нельзя ограничиваться односложными ответами ребенка, ибо он тогда фактически лишается помощи руководителя (не использует конструкцию фразы) или необходимой тренировки правильной речи. При ответах ребенка лого­пед по-прежнему внимательно следит, чтобы он держался ненапряженно, не пользовался вспомогательными движе­ниями, чтобы говорил громко, смело, выразительно, нето­ропливо, слитно.

Чтобы предупредить искусственность речевых упраж­нений, их следует проводить на самом разнообразном ма­териале. Так, вопросы, которые задаются ребенку, долж­ны быть тесно связаны с его повседневной жизнью. Это могут быть вопросы по предметным и сюжетным картин­кам, по содержанию прочитанной сказки или рассказа или вопросы во время проведения игры: лото, доми­но и др.

Очень полезно сопровождать вопросами различные виды деятельности, которые используются на занятиях: наблюдения за окружающим, труд, лепка, рисование, конструирование, игры с игрушками и пр. Например: сколько в нашей комнате окон? Какой цветок стоит на окне? Сколько раз в день его нужно поливать? Когда по­являются листья на деревьях? Чем ты будешь подметать пол? Кого (что) ты сейчас рисуешь (лепишь)? И т. д.

Ответы ребенка вначале могут отражать его простые действия, несложные наблюдения, производимые в на­стоящее время (Я рисую дом. На столе стоит ваза с яб-локами). Затем в прошедшем времени о завершенном действии или сделанном наблюдении (Я ходил вчера с папой в зоопарк. Мы видели там носорога). И наконец, в будущем времени о предполагаемом действии (Мы пойдем сейчас в детский парк. Там меня ждут Таня и Вова. Мы будем играть в прятки).

В этом случае от конкретного осмысливания и пере­дачи своих непосредственных наблюдений и действий ре­бенок переходит к отвлеченному мышлению, обобщаю­щим выводам, описанию предполагаемых ситуаций и дей­ствий.

Разнообразные занятия не только делают их более ин­тересными и привлекательными для детей, но (а это глав­ное!) и помогают им переносить навыки правильной речи в свою повседневную жизнь. Поэтому логопед должен проводить занятия не только в кабинете с одним коллек­тивом детей, но и в присутствии их родителей и посторон­них людей, и на прогулке. Безусловно, усложнять внеш­ние условия занятий можно лишь после того, как мы убедимся, что ребенок на наши вопросы уже отвечает свободно, без запинок.

Следует вообще опасаться излишней торопливости в усложнении речевых упражнений на занятиях с заикаю­щимся ребенком. Неоправданное нарушение их последо­вательности может вызвать у него речевые спазмы. А это в свою очередь может лишить и взрослого, и ребенка уве­ренности в своих силах и надежды на результативность проводимых занятий.

А что делать, если на вопросы ребенок все-таки не смог свободно ответить?

Если он слегка запнулся, лучше попросить его снова повторить фразу, мотивируя свою просьбу тем, что ответ был недостаточно громко произнесен (или слишком быст­ро, или невыразительно, или ребенок вел себя неправиль­но). Как правило, ребенок повторит фразу свободно, ведь фактически это будет уже и отраженная фраза. Обяза­тельно следует обратить внимание ребенка на то, что те­перь он сказал хорошо.

Если же речевой спазм сильный и ребенок не смог сразу преодолеть его, целесообразно задать наводящий конкретный вопрос, который позволит ему изменить или упорядочить конструкцию фразы. Не поможет — логопед может осторожно подсказать ему ответ. В крайнем слу­чае нужно произнести совместно с ним начало фразы или трудное слово.

Если подобная картина повторяется не один раз, зна­чит, поторопились усложнить речевые упражнения для ребенка. Следует, видимо, еще некоторое время потрени­ровать его на более легком материале: сопряженной или отраженной речи, ответах на конкретные вопросы.

Следовательно, при выборе речевых упражнений необ­ходимо хорошо знать, в каких случаях (трудные звуки, начало фразы, обстановка) у ребенка могут проявлять­ся речевые спазмы, чтобы уметь их предупредить или вовремя прийти на помощь. Показателем хорошо подго­товленного и проведенного занятия с заикающимся ребенком служит полное отсутствие у него речевых су­дорог.

После того как ребенок научится свободно давать от­петы на несложные вопросы на занятиях, можно исполь­зовать в тренировке его правильной речи различные пересказы и рассказы.

Соблюдая последовательность перехода от ответов на вопросы к пересказам и рассказам, логопед вначале пред­лагает ребенку самому составлять и произносить простые самостоятельные фразы по картинкам. Это делается, на­пример, так: ребенок отвечает на вопросы по картинке: «Кто здесь нарисован? Сколько ног у курицы?» и др. За­тем ему предлагается самому задавать подобные вопросы уже по новой картинке и отвечать на них.

От простых фраз можно перейти к более сложным, связанным по смыслу, а затем к пересказу хорошо знако­мого текста (сказки, рассказа), малознакомого (недавно или только что услышанного), к описанию отдельных фактов из окружающей жизни, к рассказам о своей про­гулке, экскурсии, занятиях и пр.

Таким образом, на этом этапе речевых занятий ребе­нок учится самостоятельно и свободно излагать матери ал, уже кем-то последовательно изложенный или являю­щийся описанием собственной деятельности или наблю­дений.

Воспитание у ребенка умений и навыков не только свободно отвечать на вопросы, но и самому задавать; затем свободно, без запинок уметь пересказать содержа­ние какого-либо рассказа или сказки; самостоятельно построить свой рассказ по определенной теме — все это достигается логопедом с обязательным использованием приемов заучивания наизусть или предварительной ре­петицией ребенка на хорошо знакомом или, в заключе­ние, на совсем незнакомом материале.

Соответственно усложнению форм речи усложняется и общественное окружение, и обстановка на занятиях. На занятия приглашаются не только близкие, но и мало­знакомые и даже незнакомые люди. Занятия проводятся не только в кабинете или дома, но и вне их. Вместе с ло­гопедом ребенок выходит на улицу, в общественные мес­та, где продолжается работа по закреплению у него на­выков правильной речи.

Последовательность усложнения речевых ситуаций может выражаться в следующем: если первоначально заикающийся ребенок отвечал из разных положений (в движении, сидя, стоя и т. д.), то в дальнейшем в каби­нете уже ведется подготовка к выходу на улицу, в обще­ственные места. С ребенком репетируется предстоящая экскурсия: ему предлагается представить, что он нахо­дится на прогулке в парке. Логопед задает конкретные вопросы по воображаемым окружающим предметам или явлениям. Допустим, логопед говорит ребенку: «Ты ви­дишь перед собой дом. Сколько у него этажей, какого цвета крыша, какой цветок растет на клумбе, кто сидит на скамейке, кто играет в мяч, кто сидит на ветке, какая сегодня погода?» В дальнейшем эти вопросы усложняют­ся, доходят до пересказов, рассказов об увиденном, услы­шанном или сделанном и, наконец, до беседы.

После того как речевой материал отрепетирован в ка­бинете или дома, совершается экскурсия, на которой ре­бенку задаются те же самые вопросы. В дальнейшем диапазон этих вопросов расширяется, но предварительно репетируется. Подобные занятия вне кабинета целесооб­разно проводить вначале в тихих уголках. После того как логопед убедился, что ребенок говорит правильно наедине с ним, можно переводить эти занятия в более людные места.

От прогулок по скверам можно перейти к прогулкам по улицам, экскурсиям в магазины (лучше начинать г книжных магазинов, где более спокойная обстановка), а затем на почту, в зоопарк и т. д. Ребенок должен на­учиться в процессе таких занятий вне кабинета спокойно реагировать на окружающую обстановку, не стесняться и правильно отвечать на вопросы логопеда, своих сверст­ников и сам правильно задавать вопросы. Занятия вне кабинета имеют большое значение для формирования правильной речи у заикающихся детей. Недооценка этих занятий обычно приводит к тому, что ребенок в кабинете, т. е. в привычных для него условиях, может говорить уже совершенно свободно, а вне кабинета в его речи наблюдаются запинки.

В задачу закрепительного периода входит автоматизация приобретенных ребенком правильных навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности. В этот же период в логопедической работе предусматривается также постепенное уменьшение числа логопедических занятий с ребенком, постепенная переда­ча его под контроль родителей и самонаблюдения.

Названные задачи наиболее активно реализуются на материале спонтанной речи. Спонтанная (самопроизволь­ная) речь возникает у ребенка под влиянием внутренних побуждений. Обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями — все это разные формы спонтанной речи.

Своеобразие речевых занятий этого периода заклю­чается в том, что помощь ребенку со стороны взрослых сводится в основном к контролю за его самостоятельным речевым общением: напомнить, как нужно правильно говорить, вести себя при этом, поощрить его хорошую речь.

В этом отношении небезынтересно сравнить меняю­щийся характер помощи ребенку со стороны логопеда на протяжении всех речевых занятий с ним. Первоначаль­но, как мы видели, это образцы правильной фразы, кото­рую ребенок усваивает с помощью логопеда и от которой он постепенно отказывается (сопряженная и отраженная речь, ответы на вопросы). Затем он свободно излагает уже развернутые тексты, обращения, сначала также по образцам, а после и без них (пересказ, рассказ). И на конец, он учится с помощью логопеда, а затем самостоятельно выбирать уже темы разговоров и самостоятельно следит за правильностью своей спонтанной речи.

Постепенно меняется степень участия руководителя в речевых занятиях с заикающимся ребенком. На первых этапах больше говорит руководитель (объясняет, убеждает, демонстрирует образцы правильной речи, анализирует и исправляет ошибки в речи ребенка и т. д.). На последних этапах картина резко меняется: ребенок уже многое знает, многое умеет, он научился пересказывать, составлять рассказы, участвует в беседах; он уже сам исправляет свои ошибки, сам может проводить занятия. Поэтому роль логопеда здесь сводится только к тому, чтобы правильно выбрать тему речевого занятия, направить ход его и контролировать речевую деятельность ре­бенка.

Занятия постепенно приобретают характер бесед о проведенном дне, прослушанной сказке, увиденной теле-передаче и пр. Осторожно направляя разговор в нужное русло, логопед дает возможность ребенку самостоятельно и эмоционально передать свои мысли и чувства. Но при этом нельзя забывать о необходимости говорить правильно. Чем занимался, что видел интересное, узнал, по­нравилась ли новая сказка, чем именно, обсуждение по­ступков ее действующих лиц, как сам ребенок разговари­вал и вел себя днем — вот далеко не полный перечень тем и вопросов, которые могут быть предметом обсуждения на таких занятиях.

Очень полезно на занятиях меняться ролями с ребен­ком, т. е, поручать ему задавать вопросы, следить за речью других детей и делать замечания.

Здесь широко используются импровизированные иг­ры, обыгрывающие ситуации повседневной жизни: «Го­сти и хозяева», «За столом», «На приеме у врача», «Ма­газин», «Мама и дочка» и др. Полезно с ребенком разы­грать сюжет известной ему сказки. Например, он выступает в роли Красной шапочки, а взрослые или друзья-сверстники — Серого волка, бабушки. Хорошо предварительно заготовить маски, костюмы. Дети охотно участвуют в этих эмоциональных играх. Важно проследить, чтобы они не забывали говорить правильно.

Выступление в роли литературных персонажей, декламация стихотворений, мелодекламация, пение песен — все этo имеет серьезное значение в коррекционной работе. Ведь обычно такие дети лишены возможности принимать активное участие в праздничных утренниках. И нередко но их травмирует, заставляет почувствовать свою неполноценность, лишает обычных детских радостей.

Подготовка художественного выступления ребенка может проводиться в такой последовательности: сначала репетиция вдвоем с логопедом, затем с привлечением друзей сверстников или взрослых, выступление в логопедическом кабинете, на семейном празднике с приглашением гостей и выступление в детском саду.

В закрепительный период основное внимание логопеда
it родителей направляется на то, как ребенок говорит вне
занятий. Поэтому не следует упускать возможностей поправить его, когда это нужно, в разговоре на прогулке, дома, при подготовке к обеду, при проведении утреннего туалета и т. д.

Реализацию дидактического принципа систематично­сти и последовательности в организации логопедических занятий с заикающимися можно увидеть не только в системе следующих друг за другом периодов, составляющих целостный курс, но и в отдельно взятом занятии.

Принцип последовательности в каждом логопедическом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: в подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть логопедического занятия содер­жит упражнения, включающие элементы организации детского коллектива, беседы психотерапевтического характера, речевые зарядки, повторение и закрепление пройденного на предыдущем занятии речевого материа­лы. Основной целью подготовительной части, таким образом, является подготовка ребенка к предстоящей работе, установка на предстоящее занятие, повторение знакомых речевых упражнений, проводимых на предыдущем занятий.

Основная часть занятия содержит обязательно какой-то новый вид речевых упражнений или новые условия, в которых они проводятся. Цель этой части логопедического занятия — выработка или тренировка навыков правильной речи и поведения у детей при использовании новой или усложненной речевой формы или ситуации.

В заключение занятия логопед дает тренировочные упражнения для закрепления нового материала, а также подводит итоги работы детей на занятии, обращает внимание на их достижения и успехи на этом занятии, дает советы и задания для закрепления этих достижений вне логопедических занятий.

Такое построение каждого логопедического занятия позволяет увидеть его в ряду других, составляющих еди­ную последовательную цепь направленного и системного коррекционно-воспитательного воздействия на заикающегося ребенка. Каждое занятие, таким образом, является
связующим звеном между предыдущим (успехи которого
закрепляются в настоящем занятии) и последующим (которое будет построено на основе настоящего). Систематичность и последовательность логопедических занятий обеспечивает прочность воспитываемых навыков правильной речи и поведения у заикающихся детей.







Date: 2015-09-22; view: 429; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию