Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема логопедической работы с детьми в амбулаторных условиях





Предлагаемые схемы занятий обозначают основные этапы последовательной логопедической работы. Не под­меняя творческой работы логопеда, они являются отражением единых требований для всех заикающихся. Эти схемы служат для упорядочения, системности и целена­правленности логопедических занятий.

В предлагаемой системе логопедической работы (в амбулаторных и стационарных условиях) учтен накоп­ленный опыт в современной логопедии. В то же время к числу ее особенностей можно отнести следующие:

а) Логопедические занятия с заикающимися прежде всего строятся в зависимости от разных речевых возмож­ностей каждого заикающегося, а не от сложности толь­ко речевых упражнений.

Опора на сохранные участки речи в коррекционной работе с заикающимися позволяет одновременно исполь­зовать разработанные за многие годы разные системы последовательно усложняемых речевых упражнений, а также использовать сохранные речевые возможности каждого заикающегося отдельно.

Выявленный порог (уровень) свободной речи у заика­ющихся (см. табл. 3) позволяет определить задачи трех этапов логопедических занятий с ними: подготовительно­го (работа ведется на имеющихся сохранных, здоровых участках речи), тренировочного (постепенное наступле­ние на «больные участки речи») и закрепительного (за­крепление приобретенных речевых навыков в повседневной деятельности с постепенным уменьшением речевых занятий).

1 Имеется в виду также схема логопедической работы с детьми в стационарных условиях.

б) Наряду с последовательным усложнением собственных упражнений предусматривается постепенное нара­стание сложности речевых ситуаций.

Исходя из знания факторов, влияющих на проявления пароксизмов заикания, в нашей системе предусматрива­ются разные стороны последовательного усложнения соб­ственно речевых упражнений (степени ее самостоятель­ности, подготовленности, структурной сложности, ритмич­ности, громкости) и речевых ситуаций (в зависимости от общественного окружения, обстановки, форм деятельно­сти). Система логопедических занятий с заикающимися дошкольниками тесно увязывается с возрастными особен­ностями детей и задачами программы воспитания их в детских садах.

в) В предлагаемой системе логопедической работы предусматривается регулярное и обязательное использо­вание магнитофона, определяются задачи и последовательность магнитофонных занятий с заикающимися.

г) Учитывая возможности и необходимость логопеди­ческой подготовки родителей заикающегося ребенка, в описанной ниже системе находит место определенное и постоянное участие родителей на разных этапах логопе­дических занятий с детьми.

В логопедических кабинетах и на пунктах занятия с заикающимися детьми проводятся 2—3 раза в неделю по 40—60 минут каждое. Курс занятий рассчитан на 3—4 месяца. Это составляет 32—36 занятий. Обследование и отбор детей так же, как и первичная магнитофонная запись, проводятся до начала занятий.

Подготовительный период ориентировочно составляет 7—8 занятий. Для дома это период щадящего режима, когда для ребенка должна быть создана максимально спокойная обстановка, организовано правильное отношение к нему окружающих, установлен твердый режим дня, по "возможности ограничено речевое общение с окружаю­щими, полностью исключена фиксация на случаях заикания. Все речевые упражнения в кабинете и дома логопед проводит, опираясь на здоровые участки речи заикающе­гося ребенка.

Содержание работы логопеда будет определять следу­ющее. Стимуляция каждого ребенка на активную работу над своей речью и поведением. Для этого на первое занятие логопед приглашает несколько детей из числа тех, кто уже раньше занимался в логопедическом кабинете и был выписан с хорошими результатами. Пришедшие рассказывают о том, какая у них была раньше речь, как они добились устранения ее недостатков (упорство, настойчивость, обязательное выполнение заданий и советов логопеда и т. д.). На таком занятии может быть использо­ван магнитофон с демонстрацией речи детей до начала курса логопедических занятий и после завершения его. Для старших детей могут зачитываться выдержки из пи­сем бывших заикающихся. У начинающих таким образом воспитывается острое желание упорным трудом, системой специальных упражнений добиваться красивой, сво­бодной речи, вызывается чувство веры в силы логопеда, уверенности в благоприятном исходе специальных занятий.

Кроме этого, на первом-втором занятии логопед знакомит детей с организационными особенностями предстоящих занятий: сообщает о расписании занятий, о необходимых для занятий пособиях, знакомит детей друг с другом, выявляет особенности их поведения в кабине­те, рассказывает, из чего будут состоять предстоящие за­нятия, что из себя представляет красивая, правильная речь, проводится демонстрация такой речи (это может быть образец речи логопеда или прослушивание пласти­нок с выступлениями, артистов, мастеров художественно­го слова; материал должен соответствовать возрасту детей).

С первых же занятий разучиваются речевые зарядки: произнесение гласных звуков, их сочетаний с согласны­ми, разучивание стихов в сопровождении с движениями рук и ног, имитацией движений, соответствующих содер­жанию текста, проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы и пр.), заучивание психотера­певтических текстов для утреннего (после сна) и вечерне­го (перед сном) проговаривания. Например (утром): «Я сегодня хорошо выспался. Я хорошо отдохнул. У ме­ня очень хорошее настроение. Я спокоен, бодр, весел. Ме­ня ожидает сегодня много интересных дел. Я помню, что учусь говорить красиво. Я помню все советы логопе­да. Я буду сегодня стараться говорить красиво и вырази­тельно. Я уверен, что научусь говорить так, как говорят артисты». (Вечером): «Я сейчас буду спать. Сегодня у меня был очень интересный день. Весь день у меня было хорошее, радостное настроение. Я был спокоен и говорил хорошо. Я говорил так, как меня учат на занятиях. Я те­перь всегда буду стараться говорить правильно и краси­во. Я сейчас буду спать. А завтра встану бодрый, с хоро­шим настроением. Завтра меня тоже ожидает интерес­ный день. Я снова буду следить за своей речью. Я на­учусь говорить красиво, как артисты».

Тексты для самовнушения логопед составляет в зави­симости от возраста детей. С некоторыми видоизменения­ми они могут, предвосхищая логопедическое занятие, настраивать детей на выполнение задач этого занятия. Тексты могут повторяться ребенком один или несколь­ко раз.

Одновременно с разучиванием речевой зарядки для детей раскрываются понятия о красивой, правильной речи, из каких компонентов она складывается: звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность, развернутость фразы, но без лишних звуков и слов, правиль­ное поведение в момент разговора (свободное, непринужденное, спокойное, не суетливое, без вспомогательных движений).

Дети учатся следить за тем, как говорят их товарищи и они сами. Но при этом без фиксации на возможных за­пинках! Внимание должно быть обращено только на вы­шеназванные стороны речи и поведения.

Элементы правильной речи тренируются в этот пери­од у ребенка на здоровых участках речи. Это позволяет свести к минимуму возможные запинки у него и в то же время все внимание уделить логопедическим требование им к речи.

В этот период у логопеда представляется возмож­ность проводить речевые упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответах на конкретные вопросы, беззвучном артикулировании, шепоте, ритмизованной ре­чи (стихотворениях и прозе). Тренировка правильной речи проводится в разных условиях: из разных положений (сидя, стоя, в движении, с места, с выходом вперед, со стула и т. д.); в процессе разной деятельности, раз­личных занятий (лепка, рисование, счет, аппликации, родной язык); дидактических игр (лото, домино, телефон и др.). Для усложнения речевых ситуаций на логопедические занятия приглашаются посторонние, которые внача­ле только присутствуют, а в дальнейшем постепенно под­ключаются к занятиям. В конце этого периода проводит­ся обучающее магнитофонное занятие. Индивидуальная. работа с детьми, имеющими сопутствующие заиканию речевые нарушения, проводится логопедом одновременно и с первых же занятий ребенка в кабинете.

Своеобразна работа с родителями в этот период. Ло­гопед проводит со всеми родителями популярные лекции беседы о заикании (сущность, причины, методы устранения), о значении и направленности логопедических заня­тий (разные уровни сохранной речи у заикающихся детей, задачи первого периода логопедической работы, ло­гопедические приемы по предупреждению и устранению речевых судорог и т. д.), о роли родителей в лечебно-пе­дагогическом процессе (консультации и лечение ребенка у врачей, домашний режим и отношение окружающих, ежедневные речевые занятия дома, ведение дневника, вы­полнение указаний логопеда и пр.). Общие лекции не исключают индивидуальных бесед о каждом ребенке, особенностей подхода и занятий с ним.

Кроме этого, родители за подготовительный период должны не менее 2—3 раз присутствовать на логопедиче­ских занятиях с детьми, где им наглядно демонстрируют­ся приемы предупреждения и преодоления речевых судо­рог, показываются принципы проведения логопедических занятий.

Тренировочный период в амбулаторных условиях со­ставляет 20—22 занятия. Опираясь на представления и навык правильной речи, полученные ребенком на первом этапе, логопедические занятия этого периода ставят целью постепенно осваивать трудные участки речи заи­кающегося ребенка, Ребенок уже привык к успехам на занятиях, почувствовал, что может говорить свободно, красиво, поэтому новые задачи, которые к тому же очень постепенно реализуются логопедом, для него не будут неожиданными и чрезмерно трудными.

На логопедическом занятии разучивается новый текст утреннего и вечернего самовнушения. В качестве речевых зарядок интенсивно используется материал предыдущих речевых занятий.

В этот период постепенно тренируются во всех труднодоступных для заикающегося ребенка видах речи и речевых ситуациях: речевые упражнения (от ответов к спонтанной речи, от речи тихой к громкой); деятельность (от тихих занятий к подвижным и эмоциональным, от описания своих несложных действий к рассказу о пред­стоящем сложном комплексе действий); речевые ситуа­ции (от усложнений ситуации внутри кабинета к слож­ным жизненным ситуациям). В условиях логопедического кабинета усложнение речевых ситуаций происходит за счет разнообразной деятельности ребенка и форм логопе­дического занятия. Лепка, рисование, аппликация, счет, родной язык, дидактические игры, подвижные игры и, на­конец, ролевые и творческие игры. Последнее особенно важно для ребенка, так как полученные на занятиях навыки речи и поведения нужно перенести в жизнь.

В этот период проводится два-три обучающих и одно сравнительное магнитофонное занятие.

Обстановка на занятии усложняется и за счет все большей активности родителей. Вне кабинета закрепле­ние новых навыков в основном ложится на родителей. Несколько занятий проводит логопед, а в дальнейшем он дает поручения родителям потренировать речь ребен­ка на прогулке, в музее, в магазине и т. д.

Работа с родителями в этот период состоит в том, чтобы:

1) провести для всех лекции-беседы о задачах трени­ровочного периода, о психологических особенностях заи­кающихся, о разных методах лечения заикания;

2) для присутствующих на занятиях показать успехи детей и эффективность логопедических приемов, поручить родителям проведение занятия или его части с детьми (план и последовательность занятия предварительно продумываются логопедом и родителем);

3) в домашних условиях родители должны следить за выполнением ребенком указаний логопеда, проводить речевые занятия, вести дневник наблюдений.

В закрепительный период перед логопедом стоит за­дача продолжать закрепление правильной речи у ребен­ка в сложных условиях, в то же время постепенно отказаться от регулярных логопедических занятий. Этот пе­риод охватывает оставшееся время от обязательного цикла логопедических занятий (6—9 занятий). На лого­педических занятиях продолжается интенсивная работа но тренировке правильной речи (рассказы, беседы, спонтанная речь и пр.) в ролевых и творческих играх, прово­дятся репетиции к предстоящему выпускному концерту и т. д. Вне занятий в кабинете продолжаются и интенсифицируются тренировочные речевые упражнения в различных ситуациях. Вводится следующий элемент — репетиция дома с родителями или сверстниками самостоятель­ного концерта. Желательно, чтобы в детском учреждении ребенок также принял участие в подготовке к предстоя­щему концерту.

Заканчивается курс обязательных логопедических занятий в кабинете утренником или концертом.

В зависимости от результата проведенных занятий логопед дает индивидуальные указания. Детям с прак­тически здоровой речью рекомендуются ежедневные ре­чевые зарядки и речевые занятия дома, посещение лого­педического кабинета I раз в две недели, затем 1 раз в месяц, 1 раз в 2 месяца и, наконец, 1 раз в 3 месяца.

Детям с незначительными остаточными явлениями за­икания рекомендуются ежедневные речевые зарядки и за­нятия дома и посещение логопедического кабинета 1 раз в неделю в течение 3 месяцев. После некоторого перерыва повторить курс логопедических занятий, начиная с тре­нировочного периода. Для детей со значительными оста­точными явлениями заикания рекомендуется стационар­ное лечение и специальные речевые школы. Дома — еже­дневные речевые зарядки и занятия на уровне его здоро­вой речи.

В закрепительный период работы родители посещают также логопедические занятия с детьми, принимают ак­тивное участие в их проведении, выполняют указания ло­гопеда по закреплению у ребенка новых навыков речи и поведения в общественных местах и дома, принимают участие в подготовке выпускного концерта. Перед выпу­ском логопед с каждым родителем обсуждает особенно­сти ребенка, дает рекомендацию для создания необходи­мых условий для закрепления у него свободной речи.

Date: 2015-09-22; view: 529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию