Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Распространенность заикания
Столь ли распространено заикание среди детей, чтобы говорить о существовании проблемы? Более полные и потому достоверные сведения можно получить о заикающихся детях школьного возраста. Ведь и пашей стране все дети без исключения охвачены школьным обучением. Результаты обследования речи у школьников дают не всегда одинаковую картину распространенности заикания среди них: от 0,75 (М. В. Серебровская, А. А. Капустин) до 7,5% (Шельтинг). Чем объяснить различие в статистике заикания у разных авторов? Ведь различия эти весьма значительны. Анализ статистических данных о распространенности заикания у детей позволяет сделать ряд интересных наблюдений. 1) Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период наиболее интенсивного развития фразовой речи. Отчего это происходит? Мы уже говорили, что в этот период у детей происходит активное формирование координированной системы речевых движений и мышления. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. К тому же у маленьких детей еще отсутствуют прочные тормозные реакции. Умение сдерживать свои порывы появляется у них в дальнейшем под влиянием воспитания. Вот почему дети обычно 'легко возбуждаются, а их возбуждение сопровождается бурным эмоциональным и двигательным проявлением и, быть может, с некоторой склонностью к судорожности. Эту особенность подмечают разные исследователи. И не удивительно, что малейшее нарушение в работе нервной системы маленького ребенка может отразиться именно на его речевой функции и именно в виде судорожности. 2) Наибольшее число заикающихся детей встречается 3) Усиление заикания у детей обычно наблюдается в 4) Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3 раза. По мнению профессора И. А. Сикорского, это связано с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария мозга женщины сравнительно с мозгом мужчины. 5) Среди детей домов ребенка, детских домов, школ- 6) Среди детей, которые живут в сельской местности, 1 Г. Е. Сухарева, Е. М. Лубоцкая-Россель указывают на тот факт, что начало некоторых психических заболеваний довольно часто совпадает с периодом полового созревания. По-видимому, большую роль в этом играют сдвиги в нервной системе и эндокринных системах, характерные для подросткового возраста (Лубоцкая-Россель Е. М Профилактика нервно-психических отклонений у учащихся, М., 1963) Это можно объяснить тем, что в сельской местности более спокойная окружающая обстановка, равномерно-неторопливый ритм жизни, благотворное влияние природы. Отметим, что статистика нервных болезней также показывает уменьшение числа заболеваний у жителей сельских районов по сравнению с городскими. Интересно заметить, что и климат может влиять на течение заикания. На это указывают ряд авторов. Профессор М. Зееман отмечает, что климатические влияния на заикание, как и при других неврозах, иногда сказываются довольно сильно. Итак, мы видим, что на статистические данные о заикании могут влиять разные факторы: пол и возраст детей, тип учреждения, в котором дети воспитываются и учатся, местность, в которой они живут, и даже климат. К этому следует добавить, что в разное время исследователи по-разному проводили обследование речи детей, по-разному понимали сущность заикания. СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и пути преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уровнем знаний о его природе. При анализе существующих методов преодоления заикания нам представляется целесообразным рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В одном случае это лечебные меры. (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом — меры воспитания и обучения (дидактические приемы) и, наконец, в третьем — раз-личные сочетания лечебного и педагогического воздействия. Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалис, Кленке, Лихтингер и др.). Как правило, терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его. Хирургический метод лечения заикания применялся с I в. н. э. до середины XIX в., пока окончательно не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Эгинский, Фабриций, Дионис, Диффенбах, Пети, Бонне и др.). Хирургический метод появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения артикуляционного аппарата или недостаточной иннервации мышц языка. Неэффективность этого метода и, главное, возникновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использованию хирургического вмешательства при заикании. В литературе по вопросам преодоления заикания встречаются также многочисленные указания на необходимость использования облегчающих и корригирующих речь ортопедических средств и различных двигательных упражнений. Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который, по описанию Плутарха, успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых упражнений. Впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: язычную вилку; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба ряда зубов; деревянную пластинку в форме дуги под язык; скобу из китового уса на нижние зубы и т. д. Ортопедические приспособления, однако, не имели самостоятельного значения в лечении заикания и рекомендовались как дополнительные средства. Лечение заикания, как собственно и любого заболевания, немыслимо рассматривать без учета оздоровляющего воздействия личности врача на больного, бесед с ним о сущности заболевания и путях его преодоления, без создания определенных условий для благоприятного лечения, поддержания веры в его положительный исход, убеждения в необходимости активного участия больного в лечебном процессе и т. д. Следовательно, всем без исключения методам преодоления заикания свойственно было в разной степени направленное психотерапевтическое воздействие на психику заикающихся. С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Бертран, Шультесс, Лагузен, Мерколь, А. Либман, Г. Д. Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления в преодолении заикания видели в нем прежде всего психическое страдание. Поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося они прежде всего учитывали влияние этих средств на его психику. Сторонники только дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и последовательно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Итар, Ли, Коэн, Денгардт, А. Гуцман, А. Куссмауль, Андрес, Гимиллер и др.). Изолированное применение мер педагогического или лечебного характера при лечении заикания, безусловно, обедняло лечебное воздействие на больного. Поэтому независимо от названия метода лечения почти каждый из них включает в разной степени и в разной форме элементы и педагогического, и медицинского характера. Однако многоплановость корригирующего воздействия на речь заикающегося в прошлом — это обычно довольно примитивное (с современных позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это стремление нельзя отождествлять с комплексным методом преодоления заикания, применяемым в настоящее время. Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки его применения при заикании мы впервые встречаем в трудах, отечественных авторов — И. А. Сикорского (1889) и И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих окружающих больного условий, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость лечебного воздействия, по И. А. Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания. Опираясь на материалистическое учение отечественных физиологов — И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей, советские ученые и специалисты-практики преодолели тенденциозность разработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и создали современный комплексный метод преодоления заикания. В. А. Гиляровский, М. В. Серебровская, Ю. А. Флоренская, Ф. A. Pay, M. И. Пайкин, М. Е. Хватцев, Н. П. Тяпугин, Н. А. Власова, М. С. Лебединский, С, С. Ляпидевский, В. С. Кочергина, В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский, Ю. Б. Некрасова, А. И. Лубенская и др. своими исследованиями и практической деятельностью способствовали развитию этого метода. Под современным комплексным методом преодоления заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий — устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности. Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи, в целом организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.). использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими слонами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно-воспитательной работе с заикающимися. Опыт работы с заикающимися позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.). Основной задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся. Повторим, что лечебно-оздоровительная и коррекционно-воспитательная работа являются составными частями единого комплексного медико-педагогического воздействия на заикающегося. Выделение этих частей необходимо для более полного представления сходства и различия отдельных частей комплексного метода преодоления заикания. Date: 2015-09-22; view: 1908; Нарушение авторских прав |