Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распространенность заикания





Столь ли распространено заикание среди детей, чтобы говорить о существовании проблемы?

Более полные и потому достоверные сведения можно получить о заикающихся детях школьного возраста. Ведь и пашей стране все дети без исключения охвачены школь­ным обучением. Результаты обследования речи у школь­ников дают не всегда одинаковую картину распростра­ненности заикания среди них: от 0,75 (М. В. Серебровская, А. А. Капустин) до 7,5% (Шельтинг). Чем объяс­нить различие в статистике заикания у разных авторов? Ведь различия эти весьма значительны.

Анализ статистических данных о распространенности заикания у детей позволяет сделать ряд интересных на­блюдений.

1) Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период наиболее интенсивного развития фразовой речи. Отчего это происходит?

Мы уже говорили, что в этот период у детей происхо­дит активное формирование координированной системы речевых движений и мышления. Речь в этот период явля­ется наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. К тому же у маленьких детей еще отсутствуют прочные тормозные реакции. Умение сдерживать свои порывы появляется у них в дальней­шем под влиянием воспитания. Вот почему дети обычно 'легко возбуждаются, а их возбуждение сопровождается бурным эмоциональным и двигательным проявлением и, быть может, с некоторой склонностью к судорожности.

Эту особенность подмечают разные исследователи. И не удивительно, что малейшее нарушение в работе нервной системы маленького ребенка может отразиться именно на его речевой функции и именно в виде судорожности.

2) Наибольшее число заикающихся детей встречается
в начальных классах школ (особенно в первых классах).
Это связано с тем, что начало школьного обучения неред­ко способствует обострению таких случаев заикания, которые до школы были незаметны у детей.

3) Усиление заикания у детей обычно наблюдается в
период их школьного обучения, особенно в первый год, а
затем в период ихтиолового созревания. На усложнение
заикания влияют, с одной стороны, психофизиологические
особенности ребенка-школьника: смена зубов, рост созна­ния и самооценки, период полового созревания. С другой стороны, на усиление заикания у детей оказывает влия­ние школьная среда: школьная обстановка, поурочная система, оценка знаний и пр. Имеет значение и усложнение
деятельности ребенка в школьный период, в том числе и
речевой: особенности отношений с учителем, со сверстни­ками и коллективом в целом — все это в некоторых слу­чаях также неблагоприятно отражается на речи заикающегося школьника.

4) Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у де­вочек, примерно в 3 раза. По мнению профессора И. А. Сикорского, это связано с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария мозга женщины сравнительно с мозгом мужчины.

5) Среди детей домов ребенка, детских домов, школ-
интернатов заикание встречается чаще, нежели в детских
садах, школах, так как сказывается ранний отрыв детей от родителей.

6) Среди детей, которые живут в сельской местности,
заикание встречается реже, чем у их городских сверстни­ков: в сельской местности — 0,8—0,9% (И. И. Демина,О. Г. Мороз), в городе — около 2% (М. Е. Хватцев и др.).

1 Г. Е. Сухарева, Е. М. Лубоцкая-Россель указывают на тот факт, что начало некоторых психических заболеваний довольно ча­сто совпадает с периодом полового созревания. По-видимому, боль­шую роль в этом играют сдвиги в нервной системе и эндокринных системах, характерные для подросткового возраста (Лубоцкая-Россель Е. М Профилактика нервно-психических отклонений у учащихся, М., 1963)

Это можно объяснить тем, что в сельской местности более спокойная окружающая обстановка, равномерно-неторопливый ритм жизни, благотворное влияние природы. Отме­тим, что статистика нервных болезней также показывает уменьшение числа заболеваний у жителей сельских райо­нов по сравнению с городскими.

Интересно заметить, что и климат может влиять на течение заикания. На это указывают ряд авторов. Про­фессор М. Зееман отмечает, что климатические влияния на заикание, как и при других неврозах, иногда сказыва­ются довольно сильно.

Итак, мы видим, что на статистические данные о заи­кании могут влиять разные факторы: пол и возраст детей, тип учреждения, в котором дети воспитываются и учатся, местность, в которой они живут, и даже климат. К этому следует добавить, что в разное время исследователи по-разному проводили обследование речи детей, по-разному понимали сущность заикания.

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и пути преодоления этого заболева­ния. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффек­тивность этих методов объясняются сложностью и много­образием проявлений самого заикания и уровнем знаний о его природе.

При анализе существующих методов преодоления заи­кания нам представляется целесообразным рассматри­вать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В одном случае это лечебные меры. (терапевтические, хирургические, ортопедические, психо­терапевтические), в другом — меры воспитания и обуче­ния (дидактические приемы) и, наконец, в третьем — раз-личные сочетания лечебного и педагогического воздей­ствия.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалис, Кленке, Лихтингер и др.). Как правило, терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применялся с I в. н. э. до середины XIX в., пока окончательно не утвер­дилось мнение о его бесполезности и опасности использо­вания (Антилл, Эгинский, Фабриций, Дионис, Диффенбах, Пети, Бонне и др.). Хирургический метод появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения артикуляционного аппарата или недо­статочной иннервации мышц языка. Неэффективность этого метода и, главное, возникновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического рас­стройства положили конец использованию хирургического вмешательства при заикании.

В литературе по вопросам преодоления заикания встречаются также многочисленные указания на необхо­димость использования облегчающих и корригирующих речь ортопедических средств и различных двигательных упражнений. Использование механических приспо­соблений с ортопедической целью восходит еще к Демос­фену, который, по описанию Плутарха, успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время рече­вых упражнений. Впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспо­собления: язычную вилку; язычный нажиматель и рас­порку для губ; накладки на оба ряда зубов; деревянную пластинку в форме дуги под язык; скобу из китового уса на нижние зубы и т. д.

Ортопедические приспособления, однако, не имели са­мостоятельного значения в лечении заикания и рекомен­довались как дополнительные средства.

Лечение заикания, как собственно и любого заболева­ния, немыслимо рассматривать без учета оздоровляющего воздействия личности врача на больного, бесед с ним о сущности заболевания и путях его преодоления, без создания определенных условий для благоприятного ле­чения, поддержания веры в его положительный исход, убеждения в необходимости активного участия больного в лечебном процессе и т. д. Следовательно, всем без исключения методам преодоления заикания свойственно было в разной степени направленное психотерапевтиче­ское воздействие на психику заикающихся.

С появлением взглядов на заикание как на невротиче­ское расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевти­ческому воздействию (Бертран, Шультесс, Лагузен, Мерколь, А. Либман, Г. Д. Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления в преодолении заикания видели в нем прежде всего психическое страдание. Поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося они прежде всего учитывали влияние этих средств на его психику.

Сторонники только дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали систе­мы разнообразных и последовательно усложняемых рече­вых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран Эфесский, Целий Авре­лиан, Орибазий, Итар, Ли, Коэн, Денгардт, А. Гуцман, А. Куссмауль, Андрес, Гимиллер и др.).

Изолированное применение мер педагогического или лечебного характера при лечении заикания, безусловно, обедняло лечебное воздействие на больного. Поэтому независимо от названия метода лечения почти каждый из них включает в разной степени и в разной форме элемен­ты и педагогического, и медицинского характера.

Однако многоплановость корригирующего воздействия на речь заикающегося в прошлом — это обычно довольно примитивное (с современных позиций) стремление соеди­нить разные лечебно-педагогические средства. Это стрем­ление нельзя отождествлять с комплексным методом пре­одоления заикания, применяемым в настоящее время.

Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки его применения при заикании мы впервые встречаем в трудах, отечественных авторов — И. А. Сикорского (1889) и И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гимна­стику речи (система упражнений дыхания, голоса, арти­куляции, различных форм речи); б) психотерапевтиче­ское лечение (создание соответствующих окружающих больного условий, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медика­менты, физиотерапия, двигательные упражнения). Мно­гоплановость лечебного воздействия, по И. А. Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания.

Опираясь на материалистическое учение отечественных физиологов — И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей, советские ученые и специалисты-практики преодолели тенденциозность разработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все луч­шее, рациональное и создали современный комплексный метод преодоления заикания. В. А. Гиляровский, М. В. Серебровская, Ю. А. Флоренская, Ф. A. Pay, M. И. Пайкин, М. Е. Хватцев, Н. П. Тяпугин, Н. А. Власова, М. С. Лебе­динский, С, С. Ляпидевский, В. С. Кочергина, В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский, Ю. Б. Некрасова, А. И. Лубенская и др. своими исследованиями и практической дея­тельностью способствовали развитию этого метода.

Под современным комплексным методом преодоления заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специа­листами.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и про­цедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий — устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, мотори­ки; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологиче­ских наслоений в виде страха, конфузливости за свою не­полноценную речь; перевоспитание его личности.

Логопед, как основной специалист по борьбе с дефек­тами речи, в целом организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музы­кального работника и др.). использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими сло­нами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно-воспитательной работе с заикающимися.

Опыт работы с заикающимися позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две состав­ные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лече­ние отклонений и патологических проявлений в их психо­физическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, на­рушений моторики и др.).

Основной задачей коррекционно-воспитательной рабо­ты, которую преимущественно проводит и направляет ло­гопед, является устранение речевых дефектов (перевоспи­тание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся.

Повторим, что лечебно-оздоровительная и коррекционно-воспитательная работа являются составными ча­стями единого комплексного медико-педагогического воз­действия на заикающегося.

Выделение этих частей необходимо для более полного представления сходства и различия отдельных частей комплексного метода преодоления заикания.

Date: 2015-09-22; view: 1857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию