Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проявления заикания
Подтверждением того, что заикание в большинстве случаев является невротическим расстройством (неврозом или неврозоподобным состоянием), служат результаты клинического и неврологического исследования заикающихся. А. Митринович-Моджеевска указывает на целый ряд заболеваний центральной нервной системы, при которых заикание выступает как их симптом. Другими словами, заикание является следствием функциональных изменений в центральной нервной системе. С. С. Ляпидевский, В. П. Баранова на основании клинического обследования заикающихся подростков не обнаруживают в их физическом статусе каких-либо особых отклонений, но отмечают нарушение вегетативной нервной системы у большинства заикающихся (92,2%) по типу вегетодистонии. М. Зееман и проявлениях заикания обращает внимание на болезненно повышенную аффективную лабильность у них и вегетативные нарушения. М. Совак, обследовавший 300 заикающихся, обнаружил дистонию вегетативной нервной системы у 84,6%. В. С. Кочергина при обследовании заикающихся дошкольников обнаружила у многих из них различные нарушения высшей нервной деятельности и физического здоровья: повышенную раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм, различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, физическую ослабленность, энурез. Можно перечислить многих авторов, которые указывают на различные особенности физического здоровья и состояния нервной системы заикающихся. В проявлениях заикания характерными являются также различные расстройства общей и речевой моторики. По характеру они могут быть произвольными и непроизвольными (насильственными). К, произвольным (их обычно называют уловками) относятся те особенности движений, которые появляются у заикающихся сознательно с целью замаскировать или облегчить свою трудную речь. Их у заикающихся много. Уловки наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др. Изредка они появляются и в речевой моторике в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т. д. К насильственным движениям относятся прежде всего речевые судороги, которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте (см.. «Запинки судорожного характера» и «Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера»). Б. И. Шостак, помимо судорог в речевом аппарате заикающихся детей, отмечает нередкие случаи насильственных движений (судороги, тики, миоклонусы) в мышцах лица, шеи, рук. У заикающихся часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация и вялость. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью, что тоже можно отнести к нарушениям общей моторики. При характеристике внешних проявлений речи (экспрессивной речи) заикающихся необходимо указать 1) нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз; 2) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, из сочетаний или слов (эмболофразия); 3) ограничение речевой активности у многих детей; снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи; 4) физиологические несовершенства произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.; 5) недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр. (Об особенностях экспрессивной речи у заикающихся детей писали Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, В. И. Селиверстов, А. В. Ястребова и др.). Одним из характерных проявлений заикания являются психологические особенности детей. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и, наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость. Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Лагузен, И. А. Сикорский, Г. Д. Неткачев, И. И. Тартаковский, Э. Фрешельс, Ф. Г. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М. Е. Хватцев и др.). В последние годы делаются попыт-ки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (О. С. Ляпидевский, С. И. Павлова, В. И. Селиверстов, И. М. Шкловский, Ю. Б. Некрасова, Г. И. Ангушев, Ц. 3. Андронова, Э. М. Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С. С. Ляпидевский, С. И. Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский и др.). Во многих ранних и современных работах о заикании встречаются определенные указания на то, что, «чем больше внимания заикающиеся уделяют своему страданию, тем оно хуже становится»1. «...Когда происходит фиксация внимания на спотыкании, тогда начинается развитие действительного заикания...» Штоккерт Ф. Г. Клиника, этиология и терапия заикания, Русско-немецкий медицинский журнал, 1927, № 3, с. 166—171. 2. X в а т ц е в М. Е. Логопедия. М, 1939, с. 137.
Анализ литературных источников и собственные наблюдения позволяют нам утверждать, что фиксация на своем дефекте является изначальным и определяющим в образовании у заикающихся таких личностных черт, как чувство собственной неполноценности, повышенная ранимость и обидчивость, уход в себя, страх речи, ситуаций, людей, конфузливость, робость, озлобленность и т. д. Отсюда у заикающихся возникают особенности поведения и социального контакта с окружающими. Названные личностные особенности заикающихся под влиянием постоянной или усиливающейся фиксированности на своем дефекте ведут к образованию болезненных, невротических проявлений. «...Чувство собственной неполноценности является одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство» 1, В учении о неврозах, развитом советскими учеными, отводится важное место болезненно неправильному от- 1 ношению больного к своему состоянию. С. Н. Давиденков в своей монографии о неврозах пишет, что, чем больше больной неврастенией «фиксирует внимание на своем болезненном симптоме, тем, естественно, симптом этот становится более упорным... Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не всостоянии выбраться: болезненный симптом заставляет больного фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается...» 2. Нами с 1961 г. впервые была сделана попытка дифференцированного подхода к заикающимся в зависимости от наличия у них разной степени фиксированности на своем дефекте. Материалом для основного исследования послужили наблюдения около 400 заикающихся детей и подростков от 6 до 17 лет, с которыми проводилась логопедическая работа. На основании психолого-педагогических характеристик были выделены три группы заикающихся: с нулевой, умеренной и выраженной степенью фиксированности на дефекте. 'Гиляровский В. А О психотерапии на коллективах невротиков, как особом методе.— Московский медицинский журнал, 192с., № 7, с. 55—61. 2 Д а в иде н ко С. Н. Неврозы. Л., 1963, с. 83—84. В первой группе оказались дети, которые не испытывали ущемления от сознания своей неполноценной речи или даже совсем не замечали ее. Эти дети охотно вступали в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. У них отсутствовали элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, к которой они относились сознательно или бессознательно. Во вторую группу вошли те, кто испытывал в связи с заиканием неприятные переживания, скрывая его и компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее осознание этими детьми своего недостатка и переживания не выливалось в постоянно тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый шаг, каждый поступок обязательно осмысливается через призму собственной неполноценности, а стремление замаскировать свой недостаток не перерастало у них границ отношения любого человека к какому-либо своему несовершенству, к которому просто не хотелось бы привлекать внимание окружающих. В третью группу мы выделили детей с постоянной навязчивой фиксированностью на своем речевом недостатке. Эти дети постоянно концентрировали внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживали их. Всю свою деятельность они ставили в зависимость от речевых неудач. Для них было характерным уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью. В результате проведенного экспериментального исследования были сделаны следующие выводы: 1. Фиксированность заикающихся на своем речевом недостатке является изначальным и определяющим фактором в образовании у них личностных особенностей и некротических проявлений. 2. Нарастание степени фиксированности на своем дефекте находится в прямой зависимости от возраста заикающихся детей и подростков (или стажа заикания). 3. Увеличение степени фиксированности на своем дефекте у маленьких детей (6—7 лет) находится также и определенной связи с наличием второго речевого дефекта (в старшем возрасте подобная закономерность не обнаруживается). 4. Степень фиксированности на своем дефекте у заикающихся имеет тесную связь с характером моторных нарушений (нарастает от клонических к тоническим речевым судорогам). 5. Чем выше степень фиксированности, тем ниже результативность. Именно эта фиксированность на своем дефекте (а не стаж заикания, не наличие второго речевого дефекта или характера моторных нарушений) определяет прежде всего результаты логопедической работы. Сделанные наблюдения позволяют считать, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью сложности фиксации заикающихся на своем дефекте и определенными причинами, способствующими усилению этой фиксированности (и заикания в целом). Степень болезненной фиксированности на своем дефекте определенно возрастает у заикающихся детей с их возрастом. Это, безусловно, связано с изменениями, которые происходят в психофизическом развитии детей: в частности, с ростом их сознания, с увеличением объема внимания и совершенствованием его констатации, с развитием самооценки и пр. Но нельзя не заметить, что наличие фиксированности на своем дефекте у заикающихся нередко определяется неправильным отношением к ним окружающих. Ведь именно отношение (доброжелательное, ласковое, спокойное или насмешливое, резкое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство) и определяет в конечном итоге реакцию заикающегося на свой дефект. Нельзя не учитывать, что формирование личности человека в основном происходит в его дошкольные и школьные годы, т. е. когда на него исключительно велико еще влияние родителей и педагогов. И тут оказывается, что и родители, и педагоги часто допускают серьезные ошибки. Воспитатели и педагоги не всегда проявляют достаточно внимания, чуткости к таким детям, не создают им необходимых условий для спокойного и нормального обучения. Можно было бы привести немало примеров, когда педагоги, не учитывая особой ранимости заикающихся детей, торопят их при ответах, прикрикивают на них. Это особенно болезненно воспринимается детьми, заставляет отвечать их письменно. В этом случае учителя не осознают, что письменными ответами они унижают детей, выделяют их из общей массы, лишают надежды и уверенности в том, что они когда-нибудь будут говорить хорошо. Неправильное отношение к заикающимся детям в школе или детском саду ведет и к тому, что они бывают на занятиях малоактивны. Зная урок, они не решаются отвечать по собственной инициативе, не задают вопросов, когда им не полностью ясен материал, и часто отказываются сами отвечать урок. Приведем примеры из истории болезни детей и из бесед логопеда с родителями этих детей и самими детьми. «Моей девочке сейчас 4 годика. Страдает заиканием она с 2 лет... Мучается она, и переживаю я. Из-за этого не вожу ее в детский садик: ребятишки дразнят ее и смеются...» «В младших классах я не замечала у себя заикания. Но боялась только почему-то свою учительницу. Не знаю почему. Иногда в классе меня дразнили, меня это очень огорчало. Я плакала, старалась меньше говорить». «...В конце учебного года я по географии получил двойку. На другой день меня снова спросили: я начал отвечать, не закончив, остановился, не смог продолжать, сконфузился... Снова получил двойку. В третий раз я отказался совсем отвечать урок. Когда же учитель спросил меня после уроков, я ответил ему. С тех пор я стал отвечать письменно. Только очень неудобно было перед ребятами, когда учитель подходил с листком». «С первого же класса я очень боялся и стеснялся говорить. Помню, когда кончался учебный год в 4-м классе, учительница стала меня часто спрашивать, а я не стал отвечать. И остался на второй год из-за этого». «Уже в 7-м классе я почувствовал всю глубину своего недостатка — старался, чтобы меня меньше спрашивали, стал неактивным на уроках, и меня спасали только письменные работы. Я по-прежнему считаюсь хорошим учеником, но уже не чувствую такой уверенности в своих знаниях, так как не могу проверять их на уроках». «...На уроках отвечаю письменно. Устно — никогда! Очень боюсь, что не выйдет, и займу время у ребят». Излишняя заботливость некоторых родителей, чрезмерная предусмотрительность, желание все предугадать, все исполнить (ведь ребенок больной, его нельзя волновать и т. д.) также вредны для заикающегося ребенка. В этих случаях он привыкает пользоваться своим привилегированным положением, привыкает к мысли, что он больной. Все это ведет к тому, что он растет мнительным, нервным, раздражительным, эгоистичным, а речь его постоянно ухудшается. Такие дети, несмотря на сравнительную несложность речевого нарушения, часто отказываются от речевого общения, ссылаясь на невозможность сказать даже слово. Таким образом, мы видим, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей (см. таблицу 2).
Речь Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило и нашей стране название комплексного метода преодоления заикания. Date: 2015-09-22; view: 716; Нарушение авторских прав |