Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проявления заикания





Подтверждением того, что заикание в большинстве случаев является невротическим расстройством (невро­зом или неврозоподобным состоянием), служат результа­ты клинического и неврологического исследования заикающихся.

А. Митринович-Моджеевска указывает на целый ряд заболеваний центральной нервной системы, при которых заикание выступает как их симптом. Другими словами, заикание является следствием функциональных измене­ний в центральной нервной системе. С. С. Ляпидевский, В. П. Баранова на основании клинического обследования заикающихся подростков не обнаруживают в их физиче­ском статусе каких-либо особых отклонений, но отмечают нарушение вегетативной нервной системы у большинства заикающихся (92,2%) по типу вегетодистонии. М. Зееман и проявлениях заикания обращает внимание на болезнен­но повышенную аффективную лабильность у них и веге­тативные нарушения. М. Совак, обследовавший 300 заикающихся, обнаружил дистонию вегетативной нервной системы у 84,6%.

В. С. Кочергина при обследовании заикающихся дошкольников обнаружила у многих из них различные на­рушения высшей нервной деятельности и физического здоровья: повышенную раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм, различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простуд­ным и инфекционным заболеваниям, физическую ослабленность, энурез. Можно перечислить многих авторов, которые указывают на различные особенности физического здоровья и состояния нервной системы заикающихся.

В проявлениях заикания характерными являются так­же различные расстройства общей и речевой моторики. По характеру они могут быть произвольными и непроиз­вольными (насильственными). К, произвольным (их обычно называют уловками) относятся те особенности движе­ний, которые появляются у заикающихся сознательно с целью замаскировать или облегчить свою трудную речь. Их у заикающихся много. Уловки наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др. Изредка они появляются и в речевой моторике в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т. д.

К насильственным движениям относятся прежде всего речевые судороги, которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте (см.. «За­пинки судорожного характера» и «Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера»).

Б. И. Шостак, помимо судорог в речевом аппарате заикающихся детей, отмечает нередкие случаи насильст­венных движений (судороги, тики, миоклонусы) в мыш­цах лица, шеи, рук.

У заикающихся часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное бес­покойство, расторможенность, дискоординация и вялость. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью, что тоже можно отнести к нарушениям общей моторики.

При характеристике внешних проявлений речи (экспрессивной речи) заикающихся необходимо указать
на наличие следующих ее особенностей: I

1) нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз;

2) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, из сочетаний или слов (эмболофразия);

3) ограничение речевой активности у многих детей; снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи;

4) физиологические несовершенства произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.;

5) недостатки устной речи могут отражаться в пись­менной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр. (Об особенностях экспрессивной речи у заикающих­ся детей писали Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, В. И. Селиверстов, А. В. Ястребова и др.).

Одним из характерных проявлений заикания являются психологические особенности детей.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся опре­деленные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и, наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Большинство авторов отмечают в разной степени вы­раженные психологические особенности у детей (Лагузен, И. А. Сикорский, Г. Д. Неткачев, И. И. Тартаковский, Э. Фрешельс, Ф. Г. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М. Е. Хватцев и др.). В последние годы делаются попыт-ки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (О. С. Ляпидевский, С. И. Павлова, В. И. Селиверстов, И. М. Шкловский, Ю. Б. Некрасова, Г. И. Ангушев, Ц. 3. Андронова, Э. М. Кулиев и др.), но и дифференци­ровать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С. С. Ляпидевский, С. И. Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский и др.).

Во многих ранних и современных работах о заикании встречаются определенные указания на то, что, «чем больше внимания заикающиеся уделяют своему страда­нию, тем оно хуже становится»1. «...Когда происходит фиксация внимания на спотыкании, тогда начинается развитие действительного заикания...»

Штоккерт Ф. Г. Клиника, этиология и терапия заикания, Русско-немецкий медицинский журнал, 1927, № 3, с. 166—171. 2. X в а т ц е в М. Е. Логопедия. М, 1939, с. 137.

 

Анализ литературных источников и собственные на­блюдения позволяют нам утверждать, что фиксация на своем дефекте является изначальным и определяющим в образовании у заикающихся таких личностных черт, как чувство собственной неполноценности, повышенная рани­мость и обидчивость, уход в себя, страх речи, ситуаций, людей, конфузливость, робость, озлобленность и т. д. От­сюда у заикающихся возникают особенности поведения и социального контакта с окружающими.

Названные личностные особенности заикающихся под влиянием постоянной или усиливающейся фиксированности на своем дефекте ведут к образованию болезненных, невротических проявлений. «...Чувство собственной непол­ноценности является одним из основных явлений, из кото­рых развивается невротическое расстройство» 1,

В учении о неврозах, развитом советскими учеными, отводится важное место болезненно неправильному от- 1 ношению больного к своему состоянию.

С. Н. Давиденков в своей монографии о неврозах пи­шет, что, чем больше больной неврастенией «фиксирует внимание на своем болезненном симптоме, тем, естествен­но, симптом этот становится более упорным... Так образу­ется тот порочный круг, из которого больной никак не всостоянии выбраться: болезненный симптом заставляет больного фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается...» 2.

Нами с 1961 г. впервые была сделана попытка диффе­ренцированного подхода к заикающимся в зависимости от наличия у них разной степени фиксированности на своем дефекте.

Материалом для основного исследования послужили наблюдения около 400 заикающихся детей и подростков от 6 до 17 лет, с которыми проводилась логопедическая работа.

На основании психолого-педагогических характери­стик были выделены три группы заикающихся: с нулевой, умеренной и выраженной степенью фиксированности на дефекте.

'Гиляровский В. А О психотерапии на коллективах не­вротиков, как особом методе.— Московский медицинский журнал, 192с., № 7, с. 55—61.

2 Д а в иде н ко С. Н. Неврозы. Л., 1963, с. 83—84.

В первой группе оказались дети, которые не испытывали ущемления от сознания своей неполноценной речи или даже совсем не замечали ее. Эти дети охотно вступа­ли в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. У них отсутствовали элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, к которой они относились сознательно или бессознательно.

Во вторую группу вошли те, кто испытывал в связи с заиканием неприятные переживания, скрывая его и ком­пенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее осознание этими детьми своего недостатка и переживания не выливалось в постоянно тягостное чув­ство собственной неполноценности, когда каждый шаг, каждый поступок обязательно осмысливается через приз­му собственной неполноценности, а стремление замаскировать свой недостаток не перерастало у них границ от­ношения любого человека к какому-либо своему несовер­шенству, к которому просто не хотелось бы привлекать внимание окружающих.

В третью группу мы выделили детей с постоянной навязчивой фиксированностью на своем речевом недостат­ке. Эти дети постоянно концентрировали внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживали их. Всю свою деятельность они ставили в зависимость от речевых неудач. Для них было характерным уход в бо­лезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

В результате проведенного экспериментального иссле­дования были сделаны следующие выводы:

1. Фиксированность заикающихся на своем речевом недостатке является изначальным и определяющим фак­тором в образовании у них личностных особенностей и некротических проявлений.

2. Нарастание степени фиксированности на своем де­фекте находится в прямой зависимости от возраста заикающихся детей и подростков (или стажа заикания).

3. Увеличение степени фиксированности на своем дефекте у маленьких детей (6—7 лет) находится также и определенной связи с наличием второго речевого дефекта (в старшем возрасте подобная закономерность не обнаруживается).

4. Степень фиксированности на своем дефекте у заикающихся имеет тесную связь с характером моторных нарушений (нарастает от клонических к тоническим речевым судорогам).

5. Чем выше степень фиксированности, тем ниже ре­зультативность. Именно эта фиксированность на своем дефекте (а не стаж заикания, не наличие второго речево­го дефекта или характера моторных нарушений) опреде­ляет прежде всего результаты логопедической работы.

Сделанные наблюдения позволяют считать, что сте­пень тяжести заикания определяется в целом степенью сложности фиксации заикающихся на своем дефекте и определенными причинами, способствующими усилению этой фиксированности (и заикания в целом).

Степень болезненной фиксированности на своем де­фекте определенно возрастает у заикающихся детей с их возрастом. Это, безусловно, связано с изменениями, ко­торые происходят в психофизическом развитии детей: в частности, с ростом их сознания, с увеличением объема внимания и совершенствованием его констатации, с развитием самооценки и пр.

Но нельзя не заметить, что наличие фиксированности на своем дефекте у заикающихся нередко определяется неправильным отношением к ним окружающих. Ведь именно отношение (доброжелательное, ласковое, спокой­ное или насмешливое, резкое, пренебрежительное, уни­жающее человеческое достоинство) и определяет в ко­нечном итоге реакцию заикающегося на свой дефект.

Нельзя не учитывать, что формирование личности человека в основном происходит в его дошкольные и школь­ные годы, т. е. когда на него исключительно велико еще влияние родителей и педагогов. И тут оказывается, что и родители, и педагоги часто допускают серьезные ошибки. Воспитатели и педагоги не всегда проявляют доста­точно внимания, чуткости к таким детям, не создают им необходимых условий для спокойного и нормального обу­чения. Можно было бы привести немало примеров, когда педагоги, не учитывая особой ранимости заикающихся детей, торопят их при ответах, прикрикивают на них. Это особенно болезненно воспринимается детьми, заставляет отвечать их письменно. В этом случае учителя не осозна­ют, что письменными ответами они унижают детей, выде­ляют их из общей массы, лишают надежды и уверен­ности в том, что они когда-нибудь будут говорить хорошо.

Неправильное отношение к заикающимся детям в школе или детском саду ведет и к тому, что они бывают на занятиях малоактивны. Зная урок, они не решаются отвечать по собственной инициативе, не задают вопросов, когда им не полностью ясен материал, и часто отказываются сами отвечать урок.

Приведем примеры из истории болезни детей и из бесед логопеда с родителями этих детей и самими детьми. «Моей девочке сейчас 4 годика. Страдает заиканием она с 2 лет... Мучается она, и переживаю я. Из-за этого не вожу ее в детский садик: ребятишки дразнят ее и сме­ются...»

«В младших классах я не замечала у себя заикания. Но боялась только почему-то свою учительницу. Не знаю почему. Иногда в классе меня дразнили, меня это очень огорчало. Я плакала, старалась меньше говорить».

«...В конце учебного года я по географии получил двойку. На другой день меня снова спросили: я начал отвечать, не закончив, остановился, не смог продолжать, сконфузился... Снова получил двойку. В третий раз я отказался совсем отвечать урок. Когда же учитель спросил меня после уроков, я ответил ему. С тех пор я стал отве­чать письменно. Только очень неудобно было перед ребя­тами, когда учитель подходил с листком».

«С первого же класса я очень боялся и стеснялся гово­рить. Помню, когда кончался учебный год в 4-м классе, учительница стала меня часто спрашивать, а я не стал отвечать. И остался на второй год из-за этого».

«Уже в 7-м классе я почувствовал всю глубину своего недостатка — старался, чтобы меня меньше спрашивали, стал неактивным на уроках, и меня спасали только пись­менные работы. Я по-прежнему считаюсь хорошим учени­ком, но уже не чувствую такой уверенности в своих зна­ниях, так как не могу проверять их на уроках».

«...На уроках отвечаю письменно. Устно — никогда! Очень боюсь, что не выйдет, и займу время у ребят».

Излишняя заботливость некоторых родителей, чрез­мерная предусмотрительность, желание все предугадать, все исполнить (ведь ребенок больной, его нельзя волновать и т. д.) также вредны для заикающегося ребенка. В этих случаях он привыкает пользоваться своим приви­легированным положением, привыкает к мысли, что он больной. Все это ведет к тому, что он растет мнительным, нервным, раздражительным, эгоистичным, а речь его постоянно ухудшается. Такие дети, несмотря на сравнитель­ную несложность речевого нарушения, часто отказываются от речевого общения, ссылаясь на невозможность ска­зать даже слово.

Таким образом, мы видим, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здо­ровья общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей (см. таблицу 2).



Таблица 2 Психологические особенности

Физическое здоровье

Речевые судороги Место (основной
симптом заикания)

Моторика (общая и речевая)

Нервная система

Речь

Перечисленные отклонения в психофизическом состоя­нии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.

Поэтому при устранении заикания необходимо воздей­ствовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в це­лом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило и нашей стране название комплексного метода преодоле­ния заикания.

Date: 2015-09-22; view: 682; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию