Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера





  Запинки
несудорожного характера судорожного характера (заикание)
Виды запинок 1) Многократное повто­рение отдельных звуков, их сочетаний, слов и целых предложений 2) Прерывание речи мол­чанием (ребенок не в состоянии сразу оформить свои мысли и желания словами) 1) Многократное повто­рение отдельных зву­ков или звукосочетаний 2) Прерывание речи мол­чанием (ребенок не может из-за судороги в речевом аппарате начать или продол­жить фразу) 3)Напряженное произнесение отдельных звуков или звукосочетаний
Причины воз­никновения запинок 1) Неравномрное оазвитие мышления и речевых возможностей ребенка. Речевые запинки здесь результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребенка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки)     2)Задержки психофизического развития в результате перенесенных болезней, травм, неблагоприятной наследственности. В этом случае могут наблюдаться различные отклонения и в речевом развитии детей, в том числе и запинки 3) Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования 4) Безудержно-быстрая, хаотическая речь 5) Неблагоприятное речевое окружение 1) На рушение высшей нервной деятельности у ребенка в результате: - неблагоприятной наследственности; - внутриутробных и послеродовых травм; - перенесенных болезней; - педагогической запущенности (неблагоприятная обстановка, ссоры родителей, несогласованное воспи­тание ребенка, запугивающие наказания, перегрузка речи ре­чи ребенка заучиванием сложных текстов и пр.); - резкой одномомент­ной травмы (испуг)   2) От запинок несудо­рожного xapaктера по типу зафиксированного патологического  
Место запинок во фразе 1) Определенного места не имеют 2) Появляются обычно в сложных по конструкции словах и фразах 1) Обычно в начале фразы, а также на определенных звуках и звукосочетаниях, например на т, д, г, б, кр, пл и т.д.
Влияние окружающих условий 1) У детей запинки уменьшаются в незнакомой обстановке, с посторонними людьми Частота и длительность запинок увеличиваются в незнакомой обстановке, с посторонними людьми
Отношение детей к недостаткам своей речи 1) Не замечают 2) Небрежное 1) Обычно замечают и серьезно переживают 2) Отсюда появление многих психологических особенностей в виде конфузливости, страха речи, ухода в себя, чувства ущемленности и пр.
Что необходимо для устранения 1) Воспитательная работа по упорядочению поведения и развитию речи ребенка 2) Консультация у невропатолога   1) Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм ребенка в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность ребенка в целом 2) Совместная работа логопеда, психоневролога, родителей и воспитателей ребенка

В чем же будут выражаться особенности воспитания детей в этом направлении?

Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых за­пинок, нужно позаботиться прежде всего об упорядочении его поведения и развитии речи.

Упорядочение поведения. Известно, в какой степени характер речи человека связан с его психическим состоя­нием, с особенностями его высшей нервной деятельности. Возбужденного, чем-то встревоженного человека мы обычно узнаем по быстрым, отрывистым фразам, громко­му голосу и т. д. Торопливый, разбросанный характер речи, изобилуемый разного рода перескакиванием и от­влечениями, как правило, характеризует человека суетли­вого, неорганизованного. На практике мы видим несо­мненную связь между темпом речи и темпом движений. Поэтому если можно, образно выражаясь, говорить, что «глаза — зеркало души человека», то, вероятно, следова­ло бы сказать, что «характер речи человека — это зерка­ло его психического состояния». Особенно это приемлемо по отношению к детям, ибо они еще не научились маски­ровать свои эмоции.

Для упорядочения поведения ребенка необходимо со­здать условия, способствующие его нормальному психиче­скому развитию и неторопливо-спокойной речи.

К числу таких условий в первую очередь относится создание для ребенка определенного и твердого режима, который вырабатывает у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормали­зации работы высшей нервной деятельности всего орга­низма.

Нормализации поведения способствует также уравно­вешенная, спокойная атмосфера, царящая в семье, ровное и ласковое отношение к ребенкуокружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают ссо­ры и скандалы дома, свидетелем которых ребенок может
быть. Не следует забывать, что особенно чутко и болез­ненно он воспринимает явления, суть которых он не в состоянии полностью осознать. Это не может не отра­жаться на состоянии его высшей нервной деятельности: ребенок растет запуганным, раздражительным, очень неустойчивым в своих желаниях, неспокойным и т. д.


Подобную картину можно наблюдать и в тех семьях, где ребенок подвергается физическим наказаниям. Боль, страх, обида, которые несут с собой эти наказания, часто достигают не той цели, которой хотелось бы родителям. Вместо осознания своего поступка ребенок запуган, уни­жено его человеческое достоинство, а отсюда могут по­явиться и такие качества, как трусость, ложь, озлоблен­ность и все вышеперечисленные неровности поведения. Родители, которые телесно наказывают ребенка, забы­вают о том, что наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действу­ет на ребенка разъяснение его вины или наказание в спо­койной форме. Лишение одного из удовольствий с разъяс­нением вины заставляет ребенка анализировать и сопо­ставлять свое поведение с действиями окружающих и влияет значительно сильнее в воспитательном отношении, нежели крик или физические наказания.

Капризы, детские истерики, так резко выбивающие ребенка из спокойного, уравновешенного поведения, так истощающие его нервную систему и служащие почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии,— это обычно результат неправильногоотношения к нему со стороны взрослых. Неумение или нежела­ние взрослых с первых же дней сознательной жизни окружить ребенка ласково-требовательным отношением, потакание детским капризам, его избалованность способ­ствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему до­зволено, а что нет. В основе большинства детских капри­зов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребенком различие между доступным и недоступным, желаемым и возможным.

Напомним, что все сказанное о воспитании у ребенка спокойного, уравновешенного поведения имеет значение не только для его полноценного психического развития.

Уравновешенное поведение ребенка — необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими.

С этой целью полезно воспитывать у ребенка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Это приучает к вдумчивому и углублённому осмысливанию своей деятельности. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую, от одного занятия к следующему и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, сует­ливости, несобранности.

Говоря о вредности резкого переключения от интерес­ного занятия к другому и тем более диктуемому извне, И. П. Павлов писал: «Классический пример в этом отно­шении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, т, е. требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т. д.».


Таким образом, взрослым необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную, заинте­ресованность каким-либо занятием, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на
другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начать другое. Если он излишне капризен, раздражителен, рекомендовать родителям обратиться к врачу психоневрологу для консультации.

Развитие речи. Сделать речь ребенка четкой, содержа­тельной, фонетически и грамматически правильной, выра­зительной — желание и цель каждого родителя и воспи­тателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, т. е. для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, пере­становки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.

В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям.

Первое — расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), или от ограниченного сло­варного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).

1 Павлов И. П. Полн. собр. соч. М.—Л., 1951, т. Ш, кн. 2, с. 27

Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления объяснять их назначение и сущность. Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка. Но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным ре­зультатам — к появлению речевых запинок вплоть до заи­кания.

Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал.Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить: ознакомиться с но­выми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Очень полезно спустянекоторое время заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомом у материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т. д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.

Второе — воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей должна быть на­правлена на привитие способности последовательно излагать свои мысли, желания. Неумение при изложении ма­териала правильно распределить свое внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением так­же ведет к запинкам, недоговариваниям, хаотичности в речи. Поэтому взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно. Необходимо научить его говорить не спеша, правильно строить фразы, воспитать неторопливый темп речи на личном примере воспитателей и родителей. Это будет способствовать равномерному и последовательному течению мысли и речи ребенка.


Третье — при предупреждении или устранении рече­вых запинок у детей нельзя недооценивать и значение фонетических несовершенств их речи. Недостатки звукопроизношения могут, как мы знаем, мешать правильному оформлению и течению детской речи.

К концу пятого года жизни ребенок должен научиться правильно произносить все звуки русского языка. Поэтому работу no совершенствованию фонетической и грамматической сторон речи ребенка следует начинать как можно раньше. У маленьких детей этого можно добиться путем звукоподражательных игр, путем показа правильной артикуляции звуков. С детьми 4—6 лет можно проводить и более сложные речевые упражнения.

Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевых дефектах, смеются, упрекают и даже наказывают за нежелание говорить правильно. Такое чрезмерное внимание со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает болезненно реагировать на свой речевой дефект, становится замкнутым, раздра­жительным.

Означает ли это, что не нужно вовсе обращать внима­ние ребенка на то, что он говорит неправильно?

Можно прямо сказать, что без активного участия ребенка немыслима успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников. По мнению ряда авторов (Л. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин и др.), дети уже с 2—3 лет
начинают выступать в качестве «борцов» за правильное
произношение. Речь для них «становится не только полно­
цепным средством общения и познания, но и предметом
сознательного изучения» 1.

Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно. Ноделать это надо в том случае, если взрослые: а) обучают ребенка правильной речи, показывают, как строить фразу, выразить свою мысль и т. д.; б) при этом замечания делают ему тактично 6ез ущемления его достоинства; b) указывая на недостатки, обращают внимание ребенка и на положительные качества, поощряют его успехи; г) делая замечания, должны быть уверены, что ребенок сможет выполнить данные указания. Все это воспитывает у него стремление устранить недостаток в речи.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен пони­мать, что его речь неправильна, и стремиться к ее совер­шенствованию, но при этом он должен обязательно чувствовать, что может говорить хорошо.

В младшем дошкольном возрасте, когда дифференцировки и самоконтроль у детей еще слабо развиты, целесо образно ограничиваться только одним показом, как нуж­но говорить.

Предупреждение и устранение у детей речевых запи­нок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности: в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных рече­вых занятий.

Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные бесе­ды о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т. п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок под­ражает этим образцам.

Нормализации плавности и темпа речи у детей способ­ствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрос­лые в этом случае как бы намечают опорные пункты, ко­торые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полез­ны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.

Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игруш­ки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, что­бы ребенок сопровождал свои действия (рисование, леп­ку, труд и т. д.) речью.

Речь взрослых на занятиях способствует упорядоче­нию и развитию речи ребенка и тем самым помогает пре­дупреждать и устранять речевые запинки.

1 Эльконин Д. Б. Детская психология. М., I960, с.. 225.

 







Date: 2015-09-22; view: 909; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию