Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Издание 2-е, переработанноеСтр 1 из 22Следующая ⇒
В. И. СЕЛИВЕРСТОВ
ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ Издание 2-е, переработанное МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1979
Владимир Ильич Селиверстов ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ Редактор А. И. Павлова Художественный редактор А. В. Сафонов, Технический редактор М. Е, Тургенева Корректор Л. П. Михеева ИБ № 4Ш Сдано в набор 18.12.78. Подписано к печати 26.07.79 Й4Х1О8». Бум. типографская № % Гарнитура литературная, Печать высокая. Усл. иеч. л. 8,40. Уч.-изд. Л. 8,48. Тираж 50 000 экз. Заказ 1862. Цена 25 коп. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Полиграфкрмбинат им. Я, Коласа Госкомиздата > БССР. 220827 г. Минск, ул.. Карсная, 23. Селиверстов В. И. С 29 Заикание у детей: Пособие для логопедов.— 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1979.— 160 с, ил. В книге приводятся сведения о заикании, его распространенности, а также предлагается комплекс лечебно-педагогических мероприятий необходимых для его преодоления. Дается также материал, который может быть использован в беседах с воспитателями и родителями. Определенное место в пособии отводится системе занятий с дошкольниками: излагаются принципы проведения этих занятий, их направленность, особенности.
227—79 4305000000 ВВЕДЕНИЕ Содержание книги составляют преимущественно сведения о проявлениях, преодолении и предупреждении заикания у детей. Но в ней для более полного освещения вопроса использован частично материал и о заикании у лиц старшего возраста. В основу пособия легли наблюдения автора, накопленные в течение многолетней работы с заикающимися, и курс лекций о заикании, читаемый им студентам дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. Основополагающими принципами при написании данного пособия для нас служили: 1) разносторонний подход к освещению в целом проблемы заикания; 2) психолого-педагогический подход к содержанию логопедической работы с заикающимися. Разносторонний подход к проблеме заикания позволяет нам, в частности, рассматривать это расстройство с лингвистических позиций в ряду других недостатков речи, а именно как нарушение одного из структурных компонентов речи, ее просодической стороны и еще конкретнее — ее темпа '. Возможные изменения темпа речи (замедленность, ускоренность, прерывистость) могут быть обусловлены у человека его эмоциональным состоянием, типом высшей нервной деятельности, воспитанием или быть результатом каких-то расстройств высшей нервной деятельности. Так, например, рассматриваются в логопедии дислалии в ряду недостатков произношения звуков, алалии и афазии — среди недостатков словаря и фразовой речи и т. д.
Физиологический, медицинский, психологический аспекты изучения нарушений темпа речи позволяют коснуться различий в структуре этих нарушений и осуществить тем самым их дифференциальную классификацию. Такая классификация нарушений темпа речи позволяет выделить следующие расстройства: брадилалию, тахилалию, полтерн, баттаризм, запинки и спотыкания. При характеристике прерывистого темпа речи особо выделяются запинки и спотыкания несудорожного и судорожного характера, их сходство и различие. Это позволяет показать, с одной стороны, возможность перерастания запинок несудорожного характера в заикание (основным симптомом которого являются речевые судороги), а с другой стороны, указать на единую направленность коррекционно-воспитательной работы по устранению речевых запинок и предупреждению заикания у детей (см. «Нарушения темпа речи»). Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным. Для того чтобы подойти к современному пониманию структуры этого речевого расстройства, необходимо иметь представление о различных мнениях по этому поводу, содержащихся в специальной литературе. Особенности проявления заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. Многообразие проявлений (симптомов) Заикания, подмеченное исследователями, позволяет систематизировать имеющиеся наблюдения и утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции и наличие психологических особенностей (см. «Заикание»). Понимание механизмов возникновения заикания и знание многообразных особенностей его проявления определяют необходимость комплексного метода его преодоления. Под современным комплексным методом преодоления заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами (см. «Современный комплексный метод преодоления заикания»). Комплексный метод преодоления заикания условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. К формам лечебно-оздоровительной работы относится создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК.) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия (см/ «Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы»). Коррекционно-воспитательная работа 1 — это система педагогических мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. В данном случае специфика выбора и использования этих мероприятий определяется особенностями проявления заикания и самих заикающихся. Изложение коррекционно-воспитательной (а конкретнее — логопедической) работы с заикающимися представляет особую трудность, с одной стороны, из-за многообразия имеющихся методов и методик преодоления заикания, что связано с неустойчивыми представлениями о его механизмах, а с другой стороны, из-за невозможности создания для всех заикающихся без исключения одинаково обязательной и достаточно эффективной единой методики. Для логопеда есть только один путь — полное овладение знаниями об особенностях заикания и заикающихся, о задачах, формах, содержании и разных системах логопедической работы с заикающимися, а затем уже творческое применение этих знаний в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося и конкретных условий работы самого логопеда. 1 Специально-педагогическая, лечебно-педагогическая, коррекционно-воспитательная работа представляются нам терминами равнозначными и применительными для всех категорий аномальных детей: с недостатками зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. Коррекционно-воспитательную работу с детьми, имеющими недостатки речи, принято называть логопедической работой. Основной задачей логопедической работы с заикающимися является воспитание у них навыков правильной речи и гармонично развитой личности. Можно выделить следующие формы этой работы: психолого-педагогическое изучение заикающихся, логопедические занятия с ними, организацию их самостоятельной работы, использование в логопедической работе помощи разных специалистов, консультативно-методическую работу с родителями и педагогами, повышение квалификации логопеда (см. «Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы»). В логопедической работе с заикающимися детьми, как в любом педагогическом процессе, широко и в то же время своеобразно используются основные принципы советской дидактики, естественнонаучное обоснование которой дает учение И. П. Павлова и И. М. Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человека. «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов». Перевоспитание неправильной и воспитание правильной речи и поведения заикающихся детей требует творческого использования логопедом таких проверенных и оправданных педагогической практикой дидактических принципов, как принцип индивидуального подхода, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности. Эти принципы обучения осуществляются не изолированно друг от друга, а в единстве и взаимной обусловленности (см. «Содержание логопедической работы»). Раскрывая "задачи, формы и содержание логопедической работы с заикающимися, считаем необходимым дать специалистам некоторые сведения об имеющихся в настоящее время системах организации логопедической помощи заикающимся (см. «Система логопедической работы с заикающимися»). Здесь мы рассматриваем особенности организации логопедической помощи детям в СССР: в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных группах массовых детских садов, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических кабинетах при детских поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразовательных школ, в логопедических стационарах детских больниц, в сезонных санаториях и пионерских лагерях санаторного типа для заикающихся детей. Особенности логопедической работы рассматриваются в зависимости от того, где проводится эта работа: в амбулаторных или стационарных условиях. Описываются две разработанные нами схемы курса логопедических занятий с заикающимися детьми в амбулаторных и стационарных условиях. Эффективность преодоления заикания не может рассматриваться однозначно, так как зависит от целого ряда причин: от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. Знание причин, влияющих на эффективность преодоления заикания, позволяет логопеду точнее прогнозировать результаты своей работы (см. «Эффективность преодоления заикания»). Успешное преодоление заикания сопряжено с систематической, тщательно-скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны и специалистов и самих заикающихся. Результаты такой совместно направленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания (см. «Заключение»). В конце книги дан ориентировочный список литературы о заикании. Мы сочли необходимым это сделать, считая, что постоянное самообразование логопеда есть средство повышения его деловой квалификации и, следовательно, имеет прямое отношение к эффективности его работы с заикающимися.
Date: 2015-09-22; view: 320; Нарушение авторских прав |