Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Издание 2-е, переработанное





В. И. СЕЛИВЕРСТОВ

 

ЗАИКАНИЕ

У ДЕТЕЙ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Издание 2-е, переработанное

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1979

 

Владимир Ильич Селиверстов ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ

Редактор А. И. Павлова

Художественный редактор А. В. Сафонов, Технический редактор М. Е, Тургенева Корректор Л. П. Михеева

ИБ № 4Ш

Сдано в набор 18.12.78. Подписано к печати 26.07.79 Й4Х1О8». Бум. типо­графская № % Гарнитура литературная, Печать высокая. Усл. иеч. л. 8,40. Уч.-изд. Л. 8,48. Тираж 50 000 экз. Заказ 1862. Цена 25 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государст­венного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Полиграфкрмбинат им. Я, Коласа Госкомиздата > БССР. 220827 г. Минск, ул.. Карсная, 23.

Селиверстов В. И.

С 29 Заикание у детей: Пособие для логопедов.— 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1979.— 160 с, ил.

В книге приводятся сведения о заикании, его распространенности, а также предлагается комплекс лечебно-педагогических мероприятий необходимых для его преодоления. Дается также материал, который может быть использован в беседах с воспитателями и родителями.

Определенное место в пособии отводится системе занятий с до­школьниками: излагаются принципы проведения этих занятий, их на­правленность, особенности.

60404—709 103(03)-79
ББК 74.3 371.9

227—79 4305000000


ВВЕДЕНИЕ

Содержание книги составляют преимущественно све­дения о проявлениях, преодолении и предупреждении заи­кания у детей. Но в ней для более полного освещения вопроса использован частично материал и о заикании у лиц старшего возраста.

В основу пособия легли наблюдения автора, накоплен­ные в течение многолетней работы с заикающимися, и курс лекций о заикании, читаемый им студентам дефек­тологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина.

Основополагающими принципами при написании дан­ного пособия для нас служили:

1) разносторонний подход к освещению в целом проб­лемы заикания;

2) психолого-педагогический подход к содержанию логопедической работы с заикающимися.

Разносторонний подход к проблеме заикания позво­ляет нам, в частности, рассматривать это расстройство с лингвистических позиций в ряду других недостатков ре­чи, а именно как нарушение одного из структурных ком­понентов речи, ее просодической стороны и еще конкрет­нее — ее темпа '.

Возможные изменения темпа речи (замедленность, ускоренность, прерывистость) могут быть обусловлены у человека его эмоциональным состоянием, типом высшей нервной деятельности, воспитанием или быть результатом каких-то расстройств высшей нервной деятельности.

Так, например, рассматриваются в логопедии дислалии в ряду недостатков произношения звуков, алалии и афазии — среди недо­статков словаря и фразовой речи и т. д.

 

Физиологический, медицинский, психологический аспекты изучения нарушений темпа речи позволяют кос­нуться различий в структуре этих нарушений и осущест­вить тем самым их дифференциальную классификацию. Такая классификация нарушений темпа речи позволяет выделить следующие расстройства: брадилалию, тахилалию, полтерн, баттаризм, запинки и спотыкания.

При характеристике прерывистого темпа речи особо выделяются запинки и спотыкания несудорожного и су­дорожного характера, их сходство и различие. Это позво­ляет показать, с одной стороны, возможность перераста­ния запинок несудорожного характера в заикание (основ­ным симптомом которого являются речевые судороги), а с другой стороны, указать на единую направленность коррекционно-воспитательной работы по устранению ре­чевых запинок и предупреждению заикания у детей (см. «Нарушения темпа речи»).

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными мето­дами (физиологическими, медицинскими, психологически­ми) изучали механизм заикания, причины его возникно­вения, особенности проявления. Однако механизм заика­ния до сих пор остается недостаточно ясным. Для того чтобы подойти к современному пониманию структуры этого речевого расстройства, необходимо иметь пред­ставление о различных мнениях по этому поводу, содер­жащихся в специальной литературе.

Особенности проявления заикания изучены к настоя­щему времени достаточно полно. Многообразие проявле­ний (симптомов) Заикания, подмеченное исследователя­ми, позволяет систематизировать имеющиеся наблюдения и утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстрой­ства нервной системы заикающихся, их физического здо­ровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции и наличие психологических особенностей (см. «Заикание»).


Понимание механизмов возникновения заикания и зна­ние многообразных особенностей его проявления опреде­ляют необходимость комплексного метода его преодоле­ния. Под современным комплексным методом преодоле­ния заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специали­стами (см. «Современный комплексный метод преодоле­ния заикания»).

Комплексный метод преодоления заикания условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоро­вительную и коррекционно-воспитательную. К формам лечебно-оздоровительной работы относится создание бла­гоприятной обстановки для лечения, организация необ­ходимого режима дня и рационального питания, закали­вающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК.) и рит­мика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия (см/ «Задачи и формы лечебно-оздоровительной ра­боты»).

Коррекционно-воспитательная работа 1 — это система педагогических мероприятий, направленных на гармонич­ное развитие личности ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. В данном слу­чае специфика выбора и использования этих мероприя­тий определяется особенностями проявления заикания и самих заикающихся.

Изложение коррекционно-воспитательной (а конкрет­нее — логопедической) работы с заикающимися представ­ляет особую трудность, с одной стороны, из-за многообра­зия имеющихся методов и методик преодоления заика­ния, что связано с неустойчивыми представлениями о его механизмах, а с другой стороны, из-за невозможности создания для всех заикающихся без исключения одинако­во обязательной и достаточно эффективной единой мето­дики. Для логопеда есть только один путь — полное овла­дение знаниями об особенностях заикания и заикающих­ся, о задачах, формах, содержании и разных системах логопедической работы с заикающимися, а затем уже творческое применение этих знаний в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося и конкрет­ных условий работы самого логопеда.

1 Специально-педагогическая, лечебно-педагогическая, коррекци­онно-воспитательная работа представляются нам терминами равно­значными и применительными для всех категорий аномальных детей: с недостатками зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательно­го аппарата. Коррекционно-воспитательную работу с детьми, имею­щими недостатки речи, принято называть логопедической работой.

Основной задачей логопедической работы с заикаю­щимися является воспитание у них навыков правильной речи и гармонично развитой личности. Можно выделить следующие формы этой работы: психолого-педагогиче­ское изучение заикающихся, логопедические занятия с ними, организацию их самостоятельной работы, использо­вание в логопедической работе помощи разных специали­стов, консультативно-методическую работу с родителями и педагогами, повышение квалификации логопеда (см. «Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопе­дической) работы»).


В логопедической работе с заикающимися детьми, как в любом педагогическом процессе, широко и в то же вре­мя своеобразно используются основные принципы совет­ской дидактики, естественнонаучное обоснование которой дает учение И. П. Павлова и И. М. Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человека. «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов».

Перевоспитание неправильной и воспитание правиль­ной речи и поведения заикающихся детей требует творче­ского использования логопедом таких проверенных и оправданных педагогической практикой дидактических принципов, как принцип индивидуального подхода, систе­матичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности. Эти принципы обучения осу­ществляются не изолированно друг от друга, а в един­стве и взаимной обусловленности (см. «Содержание ло­гопедической работы»).

Раскрывая "задачи, формы и содержание логопедиче­ской работы с заикающимися, считаем необходимым дать специалистам некоторые сведения об имеющихся в на­стоящее время системах организации логопедической по­мощи заикающимся (см. «Система логопедической рабо­ты с заикающимися»). Здесь мы рассматриваем особен­ности организации логопедической помощи детям в СССР: в детских садах для детей с тяжелыми наруше­ниями речи и специальных группах массовых детских са­дов, в школах-интернатах для детей с тяжелыми наруше­ниями речи, в логопедических кабинетах при детских поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразова­тельных школ, в логопедических стационарах детских больниц, в сезонных санаториях и пионерских лагерях санаторного типа для заикающихся детей.

Особенности логопедической работы рассматриваются в зависимости от того, где проводится эта работа: в амбулаторных или стационарных условиях. Описываются две разработанные нами схемы курса логопедических за­нятий с заикающимися детьми в амбулаторных и стацио­нарных условиях.

Эффективность преодоления заикания не может рас­сматриваться однозначно, так как зависит от целого ряда причин: от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-пе­дагогического комплекса и методики логопедической ра­боты и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. Знание причин, влияющих на эффективность преодоления заикания, позволяет логопеду точнее прогно­зировать результаты своей работы (см. «Эффективность преодоления заикания»).

Успешное преодоление заикания сопряжено с система­тической, тщательно-скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны и специалистов и самих заикающихся. Результаты такой совместно на­правленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания (см. «Заключение»).

В конце книги дан ориентировочный список литерату­ры о заикании. Мы сочли необходимым это сделать, счи­тая, что постоянное самообразование логопеда есть сред­ство повышения его деловой квалификации и, следова­тельно, имеет прямое отношение к эффективности его работы с заикающимися.

 







Date: 2015-09-22; view: 320; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию