Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 1 5 page
Ангерлейдер С. В поисках успеха (дорогою побед). СПб., 1999. С. 77
траха (боязни), ованиях или на тантов соревно- лоражения, ес-:чеи. у разрядников веющих высшее тн Е. А. Проявкой квалифика-
— Е. И.) стоял -а траве... От-
л~ась моя уве-/е. одну лишь в^ие ватными послал мяч : не видал. Со г казалось, что:дкашиваются "ого не случите. Дрожь не Как во сне, ^обоснованно:_.им на пере-
. 1976. С. 15 Различают три формы страха, возникающие при осознании опасности. Первая форма — астеническая реакция — проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается она по механизму пассивно-оборонительного рефлекса. Вторая форма — паника, захватывающая многих или всех членов команды. Близким к панике как массовому состоянию в спортивной деятельности является страх перед снарядом у гимнастов, когда первый номер команды выступает неудачно, боязнь той команды, которая выиграла накануне матч у сильного противника с крупным счетом, и т. п. Третий вид страха — боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью в момент опасности. Состояние боевого возбуждения положительно окрашено, то есть человек испытывает своеобразное наслаждение и повышение активности психической деятельности в ситуации опасности. Очевидно: это состояние встречается у опытных спортсменов: парашютистов, слаломистов, альпинистов, прыгунов в воду и на лыжах с трамплина. В практике отбора в ДЮСШ кафедры гимнастики Краснодарского ИФК используются две методики: падение на спину на батуте с условием не сгибаться в тазобедренных суставах и не отрывать руки от бедер и равновесие на одной ноге на высоте 15, 105 и 135 см. Установлена высокая зависимость реакции детей на угрозу в обоих упражнениях. Дети, сумевшие сохранить выпрямленное туловище в первом испытании, чаще всего демонстрируют лучшую устойчивость по мере повышения высоты. Двухгодичная тренировка убедила в целесообразности выявления реакции детей на угрозу. Получившие более высокий балл в испытаниях быстрее прогрессируют. Менее выраженная астеническая реакция страха позволяет им при формировании двигательного навыка избежать ряда ошибок, порождаемых оборонительным рефлексом. ЯкубчикБ. И. В сб.: Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики. Материалы Всесоюзного симпозиума. Смоленск, 1977. С. 89
-:ле несколько по-лм взглянув вниз, г были железнодо-г подходящие для Лсльзя. так как он: зсревка все равно крыло, дав мотору виз. Парашют ему ыдернуть кольцо,., ьный. ро изо шло, — при--53. С. 15-16). того, насколько лщ, склонных к:я. а снизиться, грным является мнением упраж-ервом выполне- Заслуженный мастер спорта О. рассказывает, что перед особенно ответственными состязаниями у него иногда возникает навязчивая мысль: «А вдруг проиграю, неудачно выступлю, об этом будет напечатано в газете, узнает вся страна, друзья, товарищи». Гаврилюк В. К. В сб.: Проблемы психологии спорта. Мл ФиС, 1962. С. 102 Страх успеха (никофобия). Спортсмен может внезапно остановиться перед самой победой, стоит ему только подумать: «Я могу его победить?! Его, до сих пор непобедимого? Нет, здесь что-то не так». Это относится как к отдельным спортсменам, так и командам. Страх успеха может возникнуть и у тренеров команд, которые предпочитают быть в числе ведущих, но не первых, поскольку в случае неудачи в следующем сезоне руководство клуба может поставить вопрос о снятии тренера. Боязнь соперника. Спортсмен боится соперника, зная его силу; нередко возникновению такой боязни способствует и сам тренер, сообщающий только о сильных сторонах соперника, но не указывающий на его слабости.
Следует отметить, что страх могут переживать и смелые, и трусливые. Но смелые могут преодолеть влияние страха, направляя свое сознание на выполнение упражнения, а трусливые будут проявлять защитные реакции, что снизит качество выполнения упражнения.
:е своей междуна-.-.о м. спросившим ~л <• Самое печаль-нл никакой траге-й дебютант, расце-тя уже о занятом -: гие отвернулись, г.мпионат Европы,:-тот удар» (Совет-
ртсмена уже бы-ювится излишне травма. Мотано и апроби-трах можно при зовал бы макси-Г'лекторных свя-•: способами: 3.5. Мертвая точка и второе дыхание Мертвая точка. При длительной работе большой, субмаксимальной, а иногда и умеренной (средней) интенсивности (при кислородном запросе свыше 1500 мл) может наблюдаться особое состояние утомления, сопровождающееся резким спадом работоспособности. Это состояние, названное «мертвой точкой», одним из первых наблюдал Г. Кольб в 1891 году на гребцах. Мертвая точка может рассматриваться как состояние острого стресса, вызванного физической работой. Симптоматика мертвой точки. Субъективно спортсмен переживает тягостное эмоциональное состояние, связанное с чувством удушья, острым чувством тяжести в ногах, сознанием невозможности продолжать деятельность, желанием сойти с дистанции (у пловцов, бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев и гребцов) или прекратить бой или схватку (у боксеров или борцов). Это состояние связано с ухудшением ряда психических функций: снижается ясность восприятия, появляются иллюзии, особенно в сфере мышечно-двигательных восприятий, ослабевают память (особенно процессы воспроизведения), мышление. Нарушается внимание: уменьшается его объем, теряется способность распределения, резко снижается его устойчивость. Замедляется быстрота реакций и увеличивается число ошибочных ответов.
3.6. Состояние утомления Период работы можно разделить на два этапа. На протяжении первого этапа функциональные системы достигают нужного и устойчивого уровня деятельности, работа осуществляется при оптимальном способе регулирования, без значительного напряжения психических сил. Однако умственная или физическая работа не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно наступает состояние утомления, поэтому на втором этапе появляется чувство усталости, свидетельствующее о начинающемся развитии состояния утомления. Это значит, что функциональный потенциал человека снижается и, чтобы обеспечить прежнюю эффективность деятельности, ему нужно мобилизоваться, прилагать большие волевые усилия. Утомление обычно определяют как вызванное работой временное снижение работоспособности вследствие нарушения регуляторных процессов. Однако снижение работоспособности не является ни единственным, ни первым признаком утомления. Ведь имеется период, когда утомление уже наступило, а работоспособность еще не снижена (период компенсированного утомления). Лишь когда резервные возможности человека, мобшшзуемые силой воли, исчерпаны, эффективность деятельности начинает снижаться (период некомпенсированного утомления). Поэтому утомление — это нормальное состояние, возникающее при длительной или интенсивной работе, в результате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать требуемые интенсивность и качество работы. Оно отражает перестройку регуляторных функций от оптимального режима работы к экстремальному, чтобы поддерживать работоспособность на прежнем уровне. При развитиии утомления наблюдаются изменения не только в вегетативной и мышечной системах, но и в психической сфере. В сенсорной сфере снижается чувствительность различных анализаторов. Резко ухудшается устойчивость ясного видения не только при работах, требующих напряжения зрения, но и при тех работах, где этого не требуется. Падает интенсивность внимания, затрудняются его переключение и распределение; проявляется тенденция к персеверациям; появляются выпадения памяти и затруднение запоминания. Все это приводит к снижению эффективности умственной деятельности. Нарушается координация движений, появляются лишние движения, замедляются быстрота и точность реагирования на сигналы. Чувство усталости. Одним из ранних признаков утомления является чувство усталости. Оно сопровождается определенными ощущениями и является отражением субъективного мира человека, но основу чувства усталости составляют физиологические сдвиги, и в этом смысле оно так же объективно, как любое физиологическое явление. О физиологической природе ощущения усталости известно очень мало. Ощущение мышечного утомления вначале локализовано в области работающих мышц и часто сопровождается болевыми ощущениями. Накопление неокисленных продуктов метаболизма, гипоксия и другие сдвиги, развивающиеся при утомлении во внутренней среде работающей мышцы, являются причиной того, что аффе-
.грвого этапа тл деятельно-•я. без значи-:знческая ра-.ет состояние свилетельст-:т. что функ-.режнюю эф-лтыпие воле-
.»е снижение Однако сни-м признаком л работоспо-Лишь когда паны, эффектного утом-
:ри длитель-лтся сначала ость и каче-оптимально-особность на
егетативной
заторов. Рез-требующих адает интен-'е: проявля-^атруднение зенной дея-е движения,
тся чувство яется отра-составляют * любое фи-
мало. Ощу-зщих мышц ^енных про-утомлении что аффе рентные импульсы, порожденные мышечной работой, становятся при ее продолжении все более и более сильными. Эта увеличивающаяся но силе афферентация представляет собой физиологическую сторону субъективного чувства усталости, которое с течением работы становится все более выраженным и даже может пере-пасти в острую боль, заставляющую человека прекратить работу. Усталость — психическое явление, переживание, вызываемое утомлением и близкое по своей природе переживаниям боли, голода, жажды. Степень усталости и утомления может не совпадать за счет положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности, однако усталость является чутким «натуральным предупредителем о начинающемся утомлении», — говорил А. А. Ухтомский. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., 1970. С. 211 Как бы то ни было, чувство усталости реально существует и достоверно сигнализирует нам о наступившем утомлении. Об этом свидетельствуют результаты ряда исследований. Усталость является субъективным признаком уже наступившего утомления, так как она появляется в момент изменения ряда физиологических функций, обеспечивающих работу. Эти изменения состоят в увеличении суммарной биоэлектрической активности мышц, в изменении глубины дыхания, учащении пульса. При появлении чувства усталости у испытуемых наблюдалось кратковременное уменьшение частоты пульса и дыхания, вслед за которым оба эти показателя резко увеличивались. Увеличение напряженности в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем сопровождалось усилением потоотделения. Все эти признаки свидетельствуют о большой напряженности в работе организма, сопровождающей преодоление утомления (см., например: Мызан Г. И. Чувство усталости как отражение объективных изменений физиологических функций при физическом утомлении // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. Л., 1976). Однако появляющееся чувство усталости с объективными изменениями ряда функций совпадало не всегда. Одной из причин несовпадения субъективных переживаний с объективными признаками утомления является наличие или отсутствие у людей опыта в анализе мышечных ощущений. Так, у спортсменов, хорошо умеющих анализировать мышечные ощущения, число этих совпадений было значительно выше, чем у не спортсменов; повторение эксперимента увеличивало число совпадений. Мобилизация волевого усилия при возникновении утомления осуществляется с помощью различных приемов, связанных с актуализацией чувства долга, чувства собственного достоинстива («Старался думать, что будет, если проиграю; что скажут товарищи»), с мыслями об успешном преодолении тех же трудностей на прошлых соревнованиях, с отвлечением внимания от тягостных переживаний на что-нибудь постороннее (некоторые марафонцы, например, перед соревнованиями читают детективный роман и в ходе бега размышляют над имевшими место в романе ситуациями). Новичков надо учить этим приемам, так как сами они с трудом находят наиболее полезные способы мобилизации.
3.7. Состояния, вызываемые монотонной тренировочной деятельностью Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены постоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. В большей мере монотония характерна для тренировочной деятельности марафонцев, стайеров, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов. Фактор монотонности уменьшает эффективность работы, лишает ее творческого элемента, понижает интерес. К этому приводит недостаточная эмоциональная насыщенность занятий, бедность впечатлений, получаемых спортсменом от тренировочных занятий. Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы. Объективное однообразие связано с условиями тренировочной деятельности: бедностью раздражений и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях; при работе в одиночестве; при чрезмерном дроблении разучиваемых упражнений (что имеет место ири обучении методом «по частям»), к этому же приводит простота действий в сочетании с их многократным повторением в одном темпе при малой и средней интенсивности нагрузки. Роль интенсивности нагрузки при развитии монотонии следует оговорить особо. К интенсивности нагрузки при развитии монотонии существует двоякое отношение: одни считают, что чем выше темп монотонной деятельности, тем быстрее развивается монотония, другие (и это больше отвечает действительности) причину монотонии видят в работе, выполняемой в невысоком темпе. Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсмена. Монотонность возникает при наличии двух условий: выполнение задания не дает «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышления над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык. Однако переживание монотонности не является обязательным следствием дробления упражнений на части, однообразия работы. Монотонность может быть субъективной по причине отрицательной мотивации деятельности. Например, работа без знания результатов быстро вызывает скуку. Такой же эффект может вызвать работа при слишком далекой перспективе достижения цели или при ее расплывчатости. Наоборот, заинтересованность в работе и знание ее результатов на каждом этапе не дают проявиться субъективной монотонности даже при объективно однообразной тренировочной нагрузке. Одна и та же деятельность может переживаться как свободная, радостная или как необходимая, скучная, неприятная, хотя физиологически рабочий процесс один и тот же. Это зависит от того, насколько личной или же общественно значимой является цель деятельности. Одна и та же объективно немонотонная деятельность может казаться монотонной, а при большей силе личностной и общественной стимуляции не будет вызывать такого отношения.
иной
и часто игнори-на тренировоч-•пчстерства, при Штерна для тре-?с «бежцев, греб-пает эффектив-К этому приво-ть впечатлений,
го. щееся (субъ-
деятельности: г иных спортив-'"■лении разучи--:астям»), к это-:м повторением
тует оговорить ствует двоякое ьности, тем 6ы-^твительности) гмпе. ь объективной, пикает при на-боды», привле-мышления над надо, а повто-
>:м следствием:ть может быть тн. Например, эффект может ли или при ее ее результатов даже при объ-гтельность мо-п. скучная, не-Зто зависит от ель деятельно-<азаться моно-яции не будет Монотонность тренировочной работы может приводить к двум состояниям. Одно из них связано с торможением мотивационной сферы спортсмена и получило название монотонии. Другое выражается в увеличении возбуждения в эмо-ционально-мотивационной сфере, в раздражительности спортсмена и получило название психического пресыщения. Состояние монотонии. Монотония представляет собой качественно особое состояние, о котором можно судить по определенным критериям. Различают субъективные и объективные признаки, характеризующие состояние монотонии. Субъективные переживания. Имеется целая гамма субъективных симптомов: падение интереса к работе (скука), преждевременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворенности и т. д. Такое богатство переживаний монотонности связано с динамикой их развертывания: сначала возникает равнодушно-апатичное настроение и падение интереса к работе, затем скука, переходящая в чувство усталости, и как последняя стадия — сонливость (дремота). Эти переживания рождают такие явления, как ослабление внимания, переоценка временных интервалов (время длится долго) и т. д. В возникновении этих субъективных переживаний большую роль играет мотивационная оценка осуществляемой деятельности. Если, например, после выполняемой тренировочной работы ожидается что-то важное VI интересное, то работа кажется однообразной и слишком длительной. Объективные симптомы состояния монотонии. При наступлении состояния монотонии возникает сложная картина психофизиологических изменений. Показатели, характеризующие состояние уровней регуляции, связанных со сложными функциями, и прежде всего с функцией внимания, ухудшаются. Увеличивается время реагирования в сложной ситуации, в связи с чем спортсмен может опоздать с принятим решения. На фоне ухудшения сложных функций обнаруживается явное улучшение работоспособности при выполнении простых заданий: укорачивается время простой зрительно-двигательной реакции (когда спортсмен отвечает только на один сигнал), увеличиваются мышечная сила и темп произвольной деятельности. Все это свидетельствует о том, что на фоне торможения эмоционально-мотивационной сферы возбуждение двигательной системы увеличивается. Следовательно, о двигательном утомлении при развитии монотонии, по крайней мере на первых стадиях, не может быть и речи. Своеобразно изменяются вегетативные показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхательные функции, энерготраты снижаются. Создается картина сдвигов, соответствующих успокаиванию организма, перехода его из рабочего состояния в состояние покоя. Изменяется даже голос, он становится глухим, а речь вялой. Все многообразие изменений функций при развитии состояния монотонии можно объяснить следующим образом. Тот факт, что в первую очередь при монотонии страдают творческие функции, связано с образованием «мотивационного вакуума», выражающегося в потере интереса к работе. Торможение, возникающее на этом уровне, снижение активации имеет следствием усиление парасимпатических влияний, в результате чего снижаются пульс, газообмен, энерготраты и мышечный тонус. Однако поскольку работа должна быть продолжена, возникает противоречие: с одной стороны, снижается психическая активность человека,
направленная на регуляцию и контроль над деятельностью, с другой — работа должна продолжаться при оптимальном состоянии центров, непосредственно управляющих рабочими действиями. Выход из этого положения организм спортсмена находит в повышении активности двигательной системы: увеличивается (порой подсознательно) темп деятельности, возрастают мышечные усилия и быстрота простого реагирования на сигнал. Все указанные изменения — не результат продолжающегося врабатывания при двигательной деятельности, а отражение механизмов саморегуляции. Увеличение двигательной активности приводит к повышению активации нервных структур, связанных с бодрствованием, к нейтрализации до некоторой степени развивающегося в мотивационной сфере торможения, что является своеобразным механизмом взбадривания. Рассмотрим факторы, влияющие на устойчивость человека к монотонии. Характер и условия работы. Очевидно, напряженность (высокий темп работы) и информационная «загрузка» замедляют наступление монотонии. Однако в исследовании В. А. Сальникова (см.: Влияние тренировочных нагрузок по методу больших и максимальных усилий на рост результатов тяжелоатлетов, различающихся по типологическим особенностям проявления свойств нервной системы // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. Л., 1976), проведенном на штангистах, показано, что возникновение состояния монотонии может наблюдаться и при большой интенсивности тренировочных нагрузок. Применялись два вида тренировочных нагрузок — объемная (большой интенсивности) и интенсивная (субмаксимальной интенсивности). Оказалось, что первый вид нагрузки чаще вызывал состояние монотонии, чем утомления. Интенсивная нагрузка, наоборот, реже вызывала состояние монотонии и чаще — состояние утомления. При этом играли роль и типологические особенности: объемная нагрузка вызывала состояние монотонии чаще у лиц с сильной нервной системой, а интенсивная нагрузка приводила к утомлению лиц со слабой нервной системой. Развитие монотонии зависит от темпа работы — свободного или вынужденного: она наступает позже при свободном темпе работы. Тренировки, проводимые на открытой местности, менее монотонны, чем занятия в залах, гребных бассейнах, на дорожках стадиона. Уровень физической подготовленности. У спортсменов монотония наступает позже, чем у людей, не занимающихся спортом. В условиях тренировочной деятельности у спортсменов со стажем монотония появляется позже, чем у новичков. Отношение к работе. Отсутствие желания тренироваться приводит к быстрому развитию состояния монотонии. Поэтому при изучении спортсменов с разным стажем (см.: Фетискин Н. П. Монотония в спортивной и производственной деятельности. Автореф. дис.... канд. наук. Тарту, 1972) был выявлен несколько неожиданный факт. У гребцов со стажем больше пяти лет устойчивость к монотонии уменьшалась: жалобы на апатию и скуку у них появлялись даже раньше, чем у спортсменов с небольшим стажем занятий греблей. Очевидно, у спортсменов с малым стажем (до пяти лет) наряду с ростом тренированности увеличивалась и неспецифическая устойчивость к любому виду деятельности, в том числе и содержащему элементы однообразия. Кроме того, в стремлении достичь спортивных вершин они с увлечением выполняли даже однообразную деятельность.
Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается первично. Последний случай чаще характерен для людей, имеющих «взрывную» типологию (в большей мере склонных к быстродействию и к выполнению интенсивной кратковременной деятельности): слабую нервную систему, высокую подвижность возбуждения и преобладание возбуждения на эмоционально-мо-тивационном уровне регулирования. Это состояние еще плохо изучено, однако и сейчас очевидно, что самым эффективным средством борьбы с ним является прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состояния (впрочем, как и состояния монотонии) имеет правильно организованный тренировочный цикл при подготовке к соревнованиям. Осуществление на практике принципа предельной специализации может приводить к потере интереса не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы переменности: волнообразное изменение нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятнико-образное построение тренировочного цикла. Экспериментально этот вопрос был изучен уже цитировавшимися выше М. С. Фидаро-вым и Н. И. Болдиным. Одна группа тренировалась по общепринятой форме построения недельного тренировочного цикла (трехразовые занятия на ковре). Тренировки не были напряженными ни физически, ни психически. Вторая группа исследовалась на предсоревновательном сборе, продолжавшемся 19 дней. Тренировочные занятия были напряженными, с большим числом специальных тренировочных средств. Третья группа тренировалась перед соревнованиями по типу двух микроциклов: «специализированного» (4 дня) и «контрастного» (2 дня). Нагрузка во второй и третьей группах была одинаковой, разница состояла лишь в структуре распределения тренировочных заданий. Было установлено, что реже всего монотония и психическое пресыщение развивались в третьей группе борцов, а тренировочный эффект был достигнут наибольший. Чаще всего эти неблагоприятные состояния возникали во второй группе.
3.8. Состояния, связанные с оценкой результатов спортивной деятельности Окончив определенную деятельность, спортсмен оценивает достигнутый результат. Успех или неуспех — понятия сугубо индивидуальные и субъективные, тесно связанные с уровнем притязаний человека, а не с абсолютной величиной результатов. В случае успеха (достижения результата, превосходящего или равного уровню притязаний) у спортсмена появляются положительные эмоции: от удовлетворения достигнутым до радости (эйфории), сопровождаемой обильными речевыми реакциями, смехом, обниманием товарищей, подпрыгиваниями. Правда, когда победа достигается с большим трудом, у спортсмена может наступить ощущение полной опустошенности. Порадоваться успеху у него уже нет сил. При
гредко приво-
зного трудного г,л.:: < Это не было ЛгСЬ в том, что нтроля уже не -72 С. 27). лъное напряже-повышающее :-г успеха на со-ь:е последствия вляется уверен-изации, что ве-ышечной силы, стояние может
ренность и уро-стренний кон-грожает спорт-о склонностью »ний, однако не зтивной трени-эерывается не-1ее количество
^) — расстрой-зникает после;не каких-либо устрации, свя-гмыми обычно оражение или <сти. Фрустра-ьности. дням): экстра-о встречается зникновением гка появляют-эсть, упрямст-1оведение ста-енные образы их людей, об-у спортсмена [нение самого себя в причинах расстройства (дезорганизации) деятельности, сознание своей зины. При решении задачи человек возвращается к более примитивным формам, ограничивает виды деятельности и интересы, осуществляет нечеткие действия. Эти два вида фрустрации могут привести к нестабильности в занятиях. Спортсмен утрачивает веру в свои возможности и меняет один вид спорта на другой пли вообще уходит из спорта. Третья форма реагирования — импупитивные реакции, в которых фрустри-рующая ситуация рассматривается спортсменом как малозначащая и исправимая со временем. Проявление того или иного вида поведения при фрустрации зависит от личностных характеристик спортсмена. Лица со слабой нервной системой чаще проявляют состояние тревоги, подавленность, лица с сильной нервной системой — агрессию. Конечно, играет роль и уровень воспитанности. Установлено, что экстрапунитивно ведут себя 48,7%, интрапунитивно —32,8, импу-нитивно — 18,5%. Таким образом, большинство спортсменов реагируют вовне, обвиняя других или препятствие, то есть они проявляют агрессию. Date: 2015-09-22; view: 329; Нарушение авторских прав |