Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 4 page





Раннее предстартовое волнение возникает чаще у женщин, чем у мужчин, у юных спортсменов, чем у взрослых, у спортсменов с более высоким образовани­ем, чем у спортсменов, имеющих среднее и восьмилетнее образование. Последнее связано с тем, что с развитием интеллекта повышается способность к прогности­ческому анализу предстоящей деятельности, а это сопровождается появлением эмоций (см.: Ганюшкин Л. Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1972).

Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приво­дит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готов­ность к предстоящей деятельности. Например выявлено, что у боксеров, проиг­равших бои, предстартовое волнение более ярко развивалось уже в день первого взвешивания, когда до боя оставались 1-2 дня. У победителей предстартовое воз­буждение развивалось более своевременно (в основном перед боем). Конечно, раннее появление предстартового напряжения может возникать и вследствие того, что спортсмены плохо тренированы и чувствуют себя неуверенно. Неуверенность приводит к раннему напряжению, а раннее напряжение — к «перегоранию» и про­игрышу (см.: Родионов Л. В. Психология спортивного поединка. М.: Фис, 1968).

По данным А. Д. Ганюшкина, 30,8% спортсменов начинают испытывать предстарто­вое волнение за 1-2 часа до старта, 33,5 — утром в день соревнований, 20,1 — за день до соревнований, 10 — за 2-3 дня до соревнований, 6% — за неделю до сорев­нований.

Для некоторых видов спортивной деятельности оптимальным является воз­никновение эмоционального возбуждения за один-два часа до соревнований.

Состояние тревоги. Одним из наиболее распространенных видов предстарто­вой напряженности является тревога (тревожное ожидание). Она возникает то­гда, когда человек ожидает событие, которое его интересует (значимо для него), но исход которого (приятный или неприятный) ему неизвестен. Тревогу как со­стояние следует отличать от тревожности как устойчивой характеристики (свой­ства) человека (см. главу 7).

Усугубляет состояние тревоги чувство неуверенности спортсмена в степени готовности к предстоящей деятельности или в том, какую оценку дадут другие люди результату его деятельности (когда вынесение этой оценки откладывается на некоторое время).

Причиной неуверенности могут быть:

1) недостаток сведений, необходимых для принятия решения или прогноза успеха или неуспеха; при любой твердой оценке ситуации неуверенности не может быть и, следовательно, нет основы для состояния тревожности;




 


 

важного со-

 

 

лость и не-

 

-юрта М., взываться =. даже не >к/ не да-

 

52 С 100

заниженная войственна Неу верен -л я ми: такие ллтнеустой­ка ожите л ь->реф. дис....

 

'«нчивая тре-■~\му появле-

 

-акпий, рае­шного цикла мхательных


на мобилизация на достижение успеха в предстоящей деятельности. Поэтому нельзя неуверенность безоговорочно причислять к факторам, мешающим дости­жению успеха. Все зависит от той степени выраженности состояния тревоги, ко­торая развивается у данного спортсмена. Степень же тревоги определяется как степенью значимости успеха для спортсмена, так и его личностными особенно­стями (например, чаще всего высокая тревога сопутствует спортсменам, имеющим высокий нейротизм). Во многих случаях для преодоления неуверенности требу­ется проявить решительность.

Некоторые зарубежные психологи связывают тревогу с переживанием страха. Считается, например, что тревога — это форма невротической реакции, которая заключает в себе условный страх. Различают тревогу «связанную», вызываемую определенными внешними объектами, и «разлитую», вызываемую внутренними стимулами и сохраняющуюся длительное время. Некоторые спортсмены умело скрывают свою тревогу перед стартом. В этом случае выявить ее может помочь объективное психологическое обследование спортсмена.

Вратарь олимпийской сборной команды СССР Р. Урушадзе в беседе говорил, что ни­когда не волнуется перед матчами, и его поведение перед играми всегда подтверждало это. Но перед отборочной встречей с командой ГДР в Москве, когда решался вопрос об участии советской команды в финальных играх Олимпиады в Токио, вратарь сыграл неожиданно слабо и допустил ряд грубых ошибок. Результаты корректурной пробы пе­ред игрой показали неудовлетворительное состояние у спортсмена функции внимания (Новиков Б. И. К вопросу о предигровых психических состояниях футболистов высшей квалификации // Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к со­ревнованиям. М.: ФиС, 1968. С. 37).

Состояние благодушия, самоуспокоенности. Это состояние возникает при пе­реоценке собственных сил и недооценке сложности и трудности предстоящего со­ревнования или когда спортсмену предстоит соревноваться с более слабым сопер­ником. Волевая мобилизованность спортсмена снижена, спортсмен испытывает положительные эмоции в предвкушении успешного выступления. Интенсивность внимания и бдительность снижены, процессы восприятия и мышления замедле­ны. Все это приводит к снижению результативности деятельности спортсмена.


ДКО ЛрЯМО

:-ому даже скрыто не -эко пове-например, ти и недо-эрое мож-гемен, ко-аловаться ■-•а не как у:_эевожен. 378. С. 146

с л стартовые чены гораздо ■реиных име-:ых. выраже-


3.2. Способы регуляции предстартовых состояний

Предстартовые состояния эмоционального возбуждения часто возникают за­долго до соревнований и могут истощить нервную систему спортсмена, дезорга­низовать его деятельность. В связи с этим требуется проведение мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности. Имеется несколько способов уменьшения психической напряженности спортсменов: выполнение в определенном ритме дыхательных актов, расслабление скелетных мышц, измене­ние направленности сознания, моторная разрядка и т. д.

Психическая саморегуляция. Воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов (представлений) называют психи­ческой саморегуляцией. Она может осуществляться с помощью самоубеждения, воздействия на себя с помощью логических доводов, самовнушения, основанного


 

на беспрекословной вере. Основным способом, используемым на практике и тща­тельно разработанным теоретически, является самовнушение. Оно использовалось человеком еще несколько тысяч лет назад в системе йога. Дальнейший этап в раз­витии этого способа психической саморегуляции связан с именем немецкого пси­хиатра И. Г. Шульца, выпустившего в 1932 году книгу «Аутогенная тренировка».

Наряду с аутогенной тренировкой известна система саморегуляции Э. Дже-кобсона -«прогрессивная релаксация» (расслабление). Джекобсон обнаружил, что при эмоциях у человека напрягаются скелетные мышцы. Для снятия эмоцио­нальной напряженности он предложил расслаблять их. Этот способ помогает сни­мать чувство тревоги и страха.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил еще один способ психической са­морегуляции: сочетание дыхания с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровож­даемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение. Таким обра­зом, метод Персиваля соединил в себе два способа саморегуляции, описанных выше,— дыхание и изменение тонуса скелетных мышц.

Умение расслабляться (и не только мышечно, но и психически), выключаться из борьбы важно в соревновательной деятельности, которая осуществляется с ко­роткими перерывами. Это сохраняет спортсмену энергию во время ожидания сле­дующих попыток.

Долгое время аутогенная тренировка была основным способом психической саморегуляции. Однако использование ее спортсменами высокого класса обнару­жило и ее недостатки. Была создана новая методика, названная «психорегули-рующей тренировкой», которая отличается от аутогенной тем, что в ней не ис­пользуется для самовнушения «чувство тяжести» в различных частях тела, так как спортсмены в дальнейшем с трудом избавляются от этого чувства. В активи­зирующих формулах психорегулирующей тренировки (ПРТ) есть, кстати, специ­альная формула, направленная на снятие «чувства тяжести»1.

Эффект действия ПРТ зависит от многих факторов и порой вместо ощущения комфор­та, спокойствия, расслабленности, ощущения теплоты могут возникать неожиданные реакции. Л. Д. Гиссен одним из первых стал использовать аутогенную тренировку для ускорения восстановления спортсменов после тренировочных нагрузок.

1 Подробное изложение этого способа саморегуляции см.: Алексеев Л. В. Себя преодолеть! М.: ФиС, 1978.

«Однажды, — рассказывал он мне, — я проводил сеанс такой тренировки на одном гребце. Вдруг в середине сеанса спортсмен вскочил с кресла и в сильно возбужденном состоянии набросился на меня с руганью: "Ты что со мной делаешь?! Я пришел сюда для того, чтобы отдохнуть, успокоиться, а ты меня еще больше возбуждаешь!" — Что с ним случилось, до сих пор не пойму», — говорил Гиссен. Объяснение этой неадекват­ной реакции спортсмена я получил, пронаблюдав влияние аутогенной тренировки на девушек сборной команды России по художественной гимнастике. Измерив у них пе­ред сеансом баланс между возбуждением и торможением, я обнаружил у двух девушек наличие ультрапарадоксальной парабиотической стадии. И именно эти две гимнастки заявили после сеанса, что сегодня на сеансе они не достигли комфортного состояния, а, наоборот, замерзли. Отсюда следует: прежде чем воздействовать на спортсмена с по­мощью психорегулирующего сеанса, нужно узнать, в каком состоянии он пришел —


 


нормальном или парабиотическом. Иначе можно получить у него реакцию, обратную ожидаемой.

Важно учитывать, что формулы успокаивающей части ПРТ на первых порах лрпводят не к успокоению, а к возбуждению. Лишь в конце второй-третьей неде­ли занятий достигается успокаивающий эффект.

ПРТ сложна для юных спортсменов. Упрощенным вариантом ее является пси­хомышечная тренировка — ПМТ. Была создана методика с более простыми фор­мулами словесного внушения, понятными детям. ПМТ является вариантом ПРТ в сочетании с некоторыми элементами из методов Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Она требует меньшего времени для овладения, а эффективность ее не меньшая, поэтому ею предпочитают пользоваться и взрослые спортсмены.

Известны случаи, когда спортсмены, использовавшие приемы расслабления, могли засыпать на короткое время даже между забегами на соревнованиях.

Снятие нервного напряжения может быть достигнуто за счет регуляции мими­ческой мускулатуры лица. При нервном напряжении мышцы лица напряжены. Психотерапевты используют обратную связь: «мышцы — нервное напряжение». Для этого человеку рекомендуют улыбаться, то есть расслаблять мимические мышцы. Вслед за этим рефлекторно снижается и нервное напряжение.

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуля­ции разнообразны.

Отключение состоит в умении думать о чем угодно, кроме обстоятельств, вы­зывающих психическое напряжение. Отключение большей частью требует про­явления волевых усилий, с помощью которых человек старается включить в сфе­ру сознания (путем концентрации внимания) посторонние предметы, объекты, ситуации и т. п.

Переключение связано с концентрацией внимания и направленностью созна­ния на какое-нибудь интересное дело, на чтение увлекательной книги, просмотр фильма, спектакля и т. п.

Отвлечение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, при актуализации в пред­ставлениях ситуаций, в которых человек чувствует себя легко и спокойно (отдых на берегу моря, в лесу и т. п.).

Эффективность этих способов регуляции зависит, вероятно, от силы возник­шей у спортсмена доминанты и от его индивидуальных особенностей.

Интересно в связи с этим высказывание известной польской бегуньи Ирены Киршен-штейн (Шевиньской) о своем состоянии на старте и его регуляции: «Сейчас в спортив­ном мире весьма модной стала психологическая обработка, с помощью которой пыта­ются отвлечь спортсменов от мыслей о предстоящем старте, успокоить их. Я в это не верю. Для меня лучше всего заняться чем-нибудь, самой заставить себя забыть о том, что мне предстоит» (Советский спорт. 1972. 17 декабря).

Во многих случаях эффективнее не отвлекать внимание спортсмена от пред­стоящей деятельности, а переключить его внимание (сознание) от мучительных раздумий на деловую сторону работы, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, проверку и опробование спортивных снарядов, мысленное повторение упражнения.


 

Снятие психического напряжения путем разрядки. Во многих случаях сия тие напряженности может быть осуществлено за счет замещающей деятельности. Типы разрядки нервного напряжения у разных людей различны: одни разряжа­ются через двигательные акты, другие — через речь.

В качестве первого способа разрядки может использоваться разминка. При апатии она может привести спортсмена в состояние боевой готовности, при чрез­мерном возбуждении — успокоить. Однако при очень резко выраженных пред­стартовых реакциях разминка еще больше увеличивает возбуждение. Следова­тельно, необходимо учитывать исходный фон и подбирать к нему нагрузку при разминке. При регулировании сильного психического возбуждения следует, по-видимому, обеспечить «золотую середину», так как слишком слабый разряд ос­тавляет большое по силе возбуждение, а слишком сильный разряд способствует возникновению еще более сильного возбуждения, то есть самовозбуждения.

Регулирующий эффект разминки определяется качеством и видом используе­мых для нее упражнений: чем больше разминка похожа на упражнения предстоя­щего соревнования, тем больше она увеличивает предстартовое возбуждение. Предварительная же работа, отличающаяся по характеру от предстоящей дея­тельности, уменьшает возбуждение спортсмена. Показана целесообразность ком­плексного применения разминки и методов аутогенной тренировки для снятия у спортсменов возникшей напряженности.

Ю. Г. Коджаспиров предлагает оптимизировать эмоциональное предстартовое состояние спортсменов с помощью музыкального воздействия (см.: Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных занятий // Теория и практика физической культуры. 1975. № 3). Он выделяет три вида му­зыки в зависимости от ее функционального предназначения: отвлекающая, рас­слабляющая и мобилизующая. Задача отвлекающей музыки состоит в переклю­чении внимания спортсмена с тяжелых и тревожных предстартовых пережива­ний на приятные и нейтральные мысли. При подборе музыкального материала предварительно определяются музыкальные вкусы данного спортсмена. Задача расслабляющей музыки заключается в дальнейшем понижении тревожности с по­мощью музыкальной стимуляции мышечного расслабления. Используется лири­ческая музыка с нежной, как бы льющейся мелодией, способствующей непроиз­вольному расслаблению нервно-мышечной системы. Звучание музыки должно быть негромким, без резких перепадов громкости звука. Можно использовать при­родные звуки — шелест листвы деревьев, пение птиц, плеск морских волн и т. п. Сеанс длится 20 минут, после чего делается часовой перерыв. Затем наступа­ет третий этап с использованием мобилизующей музыки. Ее задачей является по­вышение соревновательной готовности спортсмена. Эта музыка помогает спорт­смену приобрести уверенность в себе. Продолжительность сеанса 20-25 минут. По характеру эта музыка — бодрые марши, спортивные или военные песни.

Использование дыхательных упражнений. Изменяя произвольно режим ды­хания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Поэтому дыхательные упражнения являются одним из простых и надежных методов регу­ляции психических состояний спортсменов. По данным А. А. Виру, на первенстве СССР по баскетболу количество удачных штрафных бросков после выполнения 1-2 глубоких выдохов достигала 68% (против 54% без использования этого при-


 

 
 

их случаях сня-л деятельности, л одни разряжа-

 

■ разминка. При ности, при чрез-\) а же иных пред-дение. Следова-.лу нагрузку при лля следует, по­льзы й разряд ос-ял способствует лоуждения. тдом используе-нения предстоя-- возбуждение, состоящей дея-ч'Зразность ком-вкп для снятия

 

предстартовое м.: Музыка как "ных занятий // -л т три вида му-~лекающая, рас-оит в переклю-овых пережива­ло го материала:л смена. Задача ■еножности с по-лмуетея лири-■'-■■•щей непроиз-■'" зыки должно ~ '"тьзовать при-ллх волн и т. п. лдем наступа­ет! является по-~ -могает спорт-с! 20-25 минут. л<:ые песни. Л;Л<) режим ДЫ-■с~и. Поэтому х методов регу-

ла первенстве ле выполнения л л; л этого при-


 

При предсоревновательном нервно-эмоциональном напряжении внушаемость возрастает, что связано, очевидно, с увеличением тревожности и неуверенности спортсменов в исходе поединков.

Использование метода десенсибилизации (снятие чувствительности к фак­торам, вызывающим тревогу и страх). Сначала составляется перечень ситуаций и людей, которые вызывают у спортсмена состояние тревоги даже в незначитель­ной степени. Затем этот перечень ранжируется в последовательности от факто­ров, вызывающих значительные опасения и страхи, до факторов, вызывающих небольшую тревогу.

После этого спортсмену предъявляются сначала ситуации, вызывающие не­значительную тревогу. После адаптации к ним переходят к факторам, вызываю­щим средний уровень тревоги. Далее переходят на более высокий уровень, и так до тех пор, пока спортсмен не адаптируется ко всем стрессогенным для него фак­торам.

Моделирование соревновательных условий. Чтобы помочь спортсменам сни­зить соревновательную тревогу, целесообразно на тренировках моделировать не­которые ситуации, присущие соревнованию. Например, тренеру можно неожи­данно для спортсмена провести тренировку или контрольную игру в незнакомом спортивном зале, пригласить на тренировку родителей или девушку спортсмена, болельщиков якобы команды соперника, чтобы те освистывали воспитанников тренера, и т. д. Конечно, эти методы нужно применять осторожно и после каждой такой тренировки объяснять спортсменам их смысл.

 

3.3. Возникновение эмоциональной напряженности в процессе деятельности

Причины возникновения. Эмоциональная напряженность в процессе выполне­ния деятельности чаще всего возникает как результат трудно преодолимого пре­пятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может при­вести к эмоциональной напряженности. Например, удачно выполненная первая попытка на соревнованиях нередко потрясает не только соперников, но и самого спортсмена, выполнившего ее.

Вот строки из одного отчета о соревнованиях по прыжкам в длину: «В чем причина ее успеха?.. Может быть, в том, что именно в первой попытке она отлично разбежалась и удачно попала на брусок. Похоже, соперницы растерялись — стали суетиться. А сама спортсменка? Она настолько была потрясена первой попыткой, что ни разу не смогла больше прыгнуть за 6 м» (Советский спорт. 1969. 19 августа).

Эмоциональная напряженность возникает и при конфликтах, наблюдающих­ся в процессе единоборства спортсменов.

Еще одной причиной возникновения психической напряженности является вынужденный перерыв в деятельности, например отсрочка выполнения попытки. Всякое прерывание деятельности вызывает у человека состояние напряженно­сти, так как он стремился закончить эту деятельность, реализовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели. Особенно часто вынужденные отсрочки наблюдаются на соревнованиях по теннису и легкой атлетике: из-за до-


 

3.3. Возникновение эмоциональной напряженности в процессе деятельности (37


::•*: внушаемость с уверенности

 

дъности к фак-гчень ситуаций 5 лезначитель-: л:ти от факто-г. вызывающих

 

л бывающие не-;эам. вызываю-\ уровень, и так л лля него фак-

 

ортсменам сни-лелировать не-можно неожи-у в незнакомом л-лу спортсмена, воспитанников л: после каждой

 

 

И

сти

лессе выполне-аолимого пре-:ти может при-:пенная первая в. но и самого

 

В чем причина ее чно разбежалась уститься. А сама л газу не смогла

 

лаолюдающих-

^ости является ления попытки, е напряженно­сть возникшую вынужденные тике: из-за до­


ждя, ритуала награждения победителей, сопровождаемого объявлением по радио и маршем, что отвлекает участников и заставляет их отложить попытку на неко­торое время.

Фактором, способствующим возникновению напряженности во время сорев­нований, является непривычность условий спортивной деятельности, в частно-:тн фактор «чужого поля». Среди факторов «чужого поля», негативно влияю­щих на возникновение психического напряжения и снижающих эффективность деятельности:

1) сложившиееся и устоявшееся мнение о неизбежности ухудшения резуль­тата;

2) непривычность пространственной организации спортивной площадки и в связи с этим усложнение ориентации;

3) изменившиеся условия быта (режим, связанный с переездами, проживание и т. д.);

4) субъективная оценка судейства (кажущееся или действительное наруше­ние его объективности в пользу хозяев поля);

5) влияние болельщиков соперника (см.: Николаев Л. Н. Условия состязания на чужом поле как фактор, влияющий на деятельность футболистов // Фут­бол: Ежегодник. М.: ФиС. 1980).

Да, это не надуманное препятствие — чужое поле... Ведь вроде бы все такое же, как и дома: и мяч, и площадка, и делать надо то же, что делаешь всегда, — пасовать, бросать по кольцу, «держать» соперника. Но в том-то и дело, что в менее привыч­ном зале каждому гостю все удается труднее: и пас, и точный бросок, и опека... А хозяева площадки в своем зале все делают и увереннее, и быстрее.

И это все, чужое и непривычное, как бы обходя сознание и минуя его, проника­ет «внутрь» спортсмена через подсознание, управлять которым человек пока еще, увы, не научился. Но именно через сознание можно если и не побороться с подсо­знанием, то хотя бы противостоять ему. Чтобы это получилось, сознание как управ­ляемая сфера должно быть подготовлено к непривычным раздражителям и поме­хам. Во-первых, спортсмена следует проинформировать, предупредить о том, что ему предстоит пережить в новой обстановке. Во-вторых, возможные варианты дей­ствий в такой ситуации должны быть опробованы в тренировках. Вывод? Как можно чаще тренироваться в чужих залах, «организовывать» специально приглашаемых зрителей как болельщиков команды-соперника...

Загайнов Р. М. Психолог в команде. Мл ФиС, 1984. С. 29

Следует также учесть изменение климатогеографических условий (среднего-рье, жара или холод), смену временного пояса и смещение суточного стереотипа, утомление от дальнего переезда и перелета, новизну впечатлений.

Выявлены спортсмены, хорошо и плохо адаптирующиеся к чужому полю. У по­следних имеется средняя выраженность ряда свойств личности и темперамента (силы нервной системы, подвижности, импульсивности). Субъективно неадап­тивными фактору чужого поля придается большее значение, чем адаптивными, — у них в большей степени ухудшается самочувствие, снижается уверенность, это приводит их к большей психической напряженности, а отсюда меняется и харак­тер игровых действий. Они медленнее воспринимают игровую ситуацию, хуже ищут необходимую информацию (хуже ориентируются на поле), значительно по-




 

 
 

ь одни и те же и ь: за счет ее упро--: ■ игра теряет ха-

 

: "ернику вынуж-зпечатление, что так как судья то-»

■ольшим опытом, сльности, приво-?. отметить такие лка. фрустрация,

 

*;ения с оттенком;ачного действия,

спортивного су-лих оскорбления тортсмена на ска-

вызывают у себя 3<.) многих случа­ло бывает и так, лктика утрачива­лась доказать по-

 

тисненных из ко-команду, в матче свою состоятель-твах достижения

 

; играя против сво-рпвал судью на на-. льн попадались на лраведными дейст-вопх земляков, но

ортсменов может ление:

■ллание во что бы лле любой ценой; ллые действия; -ши азарта спорт-ид е раз.


 

циях, ранее безразличных для спортсмена), неуверенностью в своих силах, высо­кой ранимостью (спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжела­тельство во взаимоотношениях с другими спортсменами и тренером).

Психогенная рвота. В дни соревнований у спортсменов могут наблюдаться не толь­ко отвращение к пище, тошнота, но и приступы рвоты, так называемой «рвоты эмо­ционального происхождения» (Б. Ф. Тищенко).

Из-за тошноты спортсмены выходят на соревнования голодными. Причем их больше угнетают не голод и тошнота, а переживание своей несостоятельности, в ре­зультате чего ухудшается настроение, появляются апатия и слабость.

Филатов А. Т. В сб.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1975. С. 98

Очевидно, спортсмен в процессе тренировки и длительных выступлений на соревнованиях должен адаптироваться к факторам психической напряженности, так же как он адаптируется к физическим нагрузкам. А для этого психическую напряженность необходимо предусматривать в тренировочных циклах, чтобы ре­акция на стрессовую ситуацию включалась в стереотип выученных действий.

 

3.4. Состояние страха

Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха (боязни), который может повлиять на успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса. Особенно это касается дебютантов соревно­ваний, но и опытные спортсмены могут испытывать страх нового поражения, ес­ли предыдущее выступление в соревнованиях закончилось неудачей.

У спортсменок страхи появляются чаще, чем у спортсменов, у разрядников чаще, чем у кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта, у имеющих высшее образование чаще, чем у имеющих среднее образование (см.: Калинин Е. А. Прояв­ление реакции страха и тревоги у гимнастов высокой спортивной квалифика­ции // Теория и практика физической культуры. 1970. № 10).

Всю игруХомич (вратарь московской футбольной команды «Динамо» — Е. И.) стоял отлично... И вдруг Хомич после очередного броска остался лежать на траве... От­резвил меня зычный голос тренера Леонида Соловьева: — Что ты сидишь? Иди в ворота!

Тут только я понял, что один из ста шансов пришел. Но куда девалась моя уве­ренность! Я еле поднялся с лавки, повторяя про себя, как заклинание, одну лишь фразу: «Только бы не играть... Только бы не играть...» Повторял, а ставшие ватными ноги несли мое обмякшее тело к воротам.

Судья дал команду, кто-то из наших защитников ударом от ворот послал мяч в середину поля, игра продолжилась, но что происходило на поле, я не видал. Со мной творилось нечто непонятное, никогда прежде не испытанное. Мне казалось, что весь стадион видит, как у меня частой и дружной дробью дрожат и подкашиваются колени. Я чувствовал: сейчас упаду или просто сяду на траву. Чтобы этого не случи­лось, я стал быстро расхаживать на негнущихся ногах от штанги к штанге. Дрожь не унималась, а игра в это время переместилась на нашу половину поля. Как во сне, увидал я накатывающуюся на меня красную волну спартаковцев. Я необоснованно ринулся на мяч, не видя никого кругом, столкнулся с защитником, шедшим на пере­хват мяча, и пропустил гол.

Яшин Л. Записки вратаря. М., 1976. С. 15


 


их силах, высо-"г нелоброжела-ром).

.а~эся нетоль-рвоты эмо-

Причем их ггьности, в ре-

 

'.«ь. 1975. С. 98

выступлений на напряженности, г- психическую л; л ах. чтобы ре-лных действий.


По данным И. П. Петяйкина (см.: Проявление смелости и решительности спор-гивными гимнастами // Психофизиологические особенности спортивной деятель-лости. Л., 1975), около половины гимнастов во время соревнований испытывают газличные астенические переживания В отдельных наиболее неблагоприятных;итуациях: плохое сцепление со снарядом, недолеченная травма, недостаточный:»пыт выступлений в ответственных соревнованиях, длительный перерыв в вы­ступлениях — отрицательные реакции возникают более чем у 80% гимнастов. Со-:тояние страха испытывают прыгуны в воду, слаломисты, парашютисты, прыгу-ты на лыжах с трамплина.

X. Фландерс, известная горнолыжница: «Моя основная специальность — скорост-нолй спуск, где скрости достигают 80-90 миль в час, и чувство страха здесь обыч­ное явление. Для достижения цели приходится рисковать. Страх и все, что с ним связано, заставляет быть расчетливым. Вы должны знать, что каждый участник ско­ростного спуска испытывает беспокойство, а некоторые просто до смерти напуга­ны. Ничего удивительного, так как горнолыжник постоянно рискует и здоровьем, и даже жизнью».

Date: 2015-09-22; view: 326; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию