Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 3 page





виды спорта


в средствах массовой информации (по телевидению, радио) о том, что женщины за­нимаются так называемыми мужскими видами спорта, создают предмет для подра­жания. Взрослые женщины, занимающиеся боксом или тяжелой атлетикой, могут быть и, наверное, становятся образцом для других, часто очень молодых девушек, которые, начиная систематические занятия, не отдают себе отчета в том, какому риску они себя подвергают. Недавно польские журналисты восхваляли результаты 13-летней девочки по тяжелой атлетике, которые значительно превосходили ре­зультаты мальчиков — ее ровесников. Может ли это быть причиной восхищения? Ведь эта девочка систематически занимается этим видом спорта не первый год. А еще недавно говорилось о том, что мальчики могут заниматься этим видом с 16 лет. Понимает ли отец этой девочки, тренер по тяжелой атлетике, какой опасно­сти он подвергает свою дочь?

Существует проблема достаточной информации о возможных опасностях... Не­которые утверждают, что взрослые женщины хорошо знают, какому риску они под­вергаются. Правда ли это? Я в этом сомневаюсь. В качестве примера приведу слу­чай с 34-летней культуристкой 3. Ворвик, чемпионкой Европы и Англии, которая доверилась своему тренеру и слишком поздно узнала, что благодаря употреблению стимулирующих средств ей осталось жить только один год. Тестостерон, который она принимала, оказался убийственным для ее организма: у нее обширная язва же­лудка, в большой степени повреждена печень и глубокая аритмия сердца. Интерес­но высказывание этой выдающейся культуристки: «Я не являюсь единичным случа­ем в Европе. Только в последние два года похожая судьба, закончившаяся смертью, постигла 6 девушек, которым так же, как и мне, снилась большая слава в культуриз­ме, и они тоже употребляли стимулирующие средства».

Обязанностью специалистов по физической культуре является спасение тех, ко­го еще можно спасти, то есть детей и молодежь, благодаря добросовестной инфор­мации о возможных опасностях, которые несет в себе тренировка женщин и деву­шек в определенных видах спорта.

Староста В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские // Теория и практика физической культуры. 1999. № 8. С. 55-56

 

Пожалуй, наибольшая неопределенность и субъективизм в дебатах за и против не­ограниченного проникновения женщин в «мужские» виды спорта допускается тогда, когда затрагиваются психосоциальные, этические и эстетические аспекты пробле­мы. Одни, например, категорически утверждают, что ни один вид спорта не наносит ущерба женственности спортсменок, но не приводят никаких весомых фактов для такого утверждения, не считая апелляции к феминистским эмоциям и отдельных примеров. Другие, отправляясь в основном от своих вкусовых пристрастий, обви­няют ряд видов спорта как в маскулинизирующем воздействии на женскую фигуру и психику, так и в попрании эстетических начал женского поведения.

Вот некоторые иллюстрации к сказанному. Выступая в поддержку лозунга «Хо­чешь быть красивой — занимайся спортом!», выдающаяся в прошлом спортсмен­ка М. Гуммель (1974), явно наделенная от природы привлекательной внешностью, заверяет: «Представления о красоте женщины, долгое время определяемое идеа­лом Венеры Милосской, теперь устарели». Никаких фактологических оснований для этого Гуммель не приводит, если не считать ссылки на «личный опыт и опыт под­руг». Сторонники противоположной точки зрения тоже не затрудняют себя доста­точно основательной аргументацией. Чаще всего в таких случаях ограничиваются эмоциональными заявлениями, претендующими на выражение собственного мне­ния. И именно таким способом ряд видов спорта объявлен противопоказанным женственности, женской манере поведения и красоте. В частности, это относится к начавшемуся увлечению некоторых женщин боксом. По этому поводу президен­том федерации бокса Великобритании заявлено: «Если женщина занимается бок-


 

сом, — это дикость; надев боксерские перчатки, она перестает быть женщиной» (цит. по: Спорт за рубежом. 1990. № 4). Понятно, что когда женщина в пылу руко­пашной схватки бьет соперницу в самые уязвимые места, или сплевывает сукрови­цу после полученного удара, или когда она на татами скорчивается с мучительной гримасой при болевом захвате соперницей, или на футбольном поле при угрозе ушиба мячом боязливо прикрывает руками и позой свои гениталии — все это и по­добное явно вступает в противоречие с традиционными представлениями о женст­венности. Насколько оправданы сложившиеся представления о ней и не сменятся ли они иными критериями женственности? Убедительный ответ на это предполага­ет проведение серьезных исследований по антропологии, социопсихологии, этике и эстетике женского спорта. Без них здесь, скорее всего, не удастся освободиться от господства субъективно-вкусовых суждений.

Гасанова 3. А. Женщины в изначально мужских видах спорта // Теория и практика физкультуры. 1997. № 7. С. 20-21

Опрос спортсменок, занимающихся «мужскими» и «женскими» видами спор­та, показал некоторые различия в мотивах выбора этих видов спорта. Причиной выбора девушками «мужских» видов спорта является развитие физических ка­честв силы и быстроты, командный дух и общение (в спортивных играх), а «жен­ских» видов спорта — красота фигуры и движений, укрепление здоровья (см.: Афиногенова С. В. Биологический и психологический пол в связи с профессио­нальными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дне.... канд. наук. СПб., 2007).

Причины, препятствующие регулярным занятиям физической культурой и спортом. Женщины чаще, чем мужчины, ссылаются на отсутствие интереса, не­хватку свободного времени. Мужчины же чаще называют внешние причины: нет поблизости спортивной базы, нет секции по любимому виду спорта, не органи­зованы занятия в группах здоровья. Меньшее участие в спортивных занятиях девочки и девушки объясняют большой занятостью, учебой, необходимостью по­могать родителям по дому, состоянием здоровья, а женщины - семейными обя­занностями и устаревшими традициями и обычаями. Последнее особенно харак­терно для мусульманских семей, в которых больше половины родителей считают, что девушкам не подобает заниматься спортом и ходить в спортивной одежде.

 

2.5. Управление мотивацией спортсменов

Мотивы характеризуются силой и устойчивостью — именно они являются пред­метом заботы тренеров и спортивных психологов, так как от выраженности этих характеристик зависит успешность деятельности спортсменов.

Во многих исследованиях было показано, что эффективность деятельности тем больше, чем больше сила мотива. Особенно отчетливо эта закономерность выражена у детей. Однако слишком большое желание показать высокий резуль­тат может приводить к обратному эффекту.

В одном исследовании школьникам давалось задание совершать постукивающие дви­жения кистью руки: в одном случае — в быстром, но произвольном темпе, а в другом случае — как можно быстрее. Оказалось, что в значительном количестве случаев, при попытке постукивать максимально часто, результаты оказывались хуже, чем при вы­полнении движений в свободном темпе. При этом чем младше были школьники, тем


 


= женщиной»

5 "ЫЛу РУКО-СуКрОВИ-

'.'/нительной е ~ои угрозе =:е это и по-

■ =».м о женст--е сменятся "эедполага-

: г 1-й и, этике:вэбодиться

лз* спорта // <= ~ С. 20-21

* зилами спор­та. Причиной: нзических ка-лтах). а «жеи--л.сровья (см.:

■: ирофессио-^.ч> <м возрасте:

 

л культурой - интереса, не-

лличины: нет т.;. не органи-ных занятиях лнмостью по-ЛVиными обя-

Чнно харак--. л-л: считают,:?ной одежде.

 

НОВ

л лютея пред­анности этих

 

леяте.тьности: номерность Ллпп резуль-

 

3;:ЮЩИе дви-а в другом.лучаев, при чем при вы-•льники, тем


чаще это наблюдалось: в 12-13-летнем возрасте ухудшение было у 50-70% детей, а в 17-летнем только у 29% испытуемых,

Известная пловчиха, олимпийская чемпионка, говорила, что если ее ориентировать по максимуму и вообще на определенный результат, она не покажет хорошее время. Ее надо ориентировать не па секунды, а на правильное прохождение дистанции.

Поэтому при стимулировании спортсменов следует учитывать закон Йеркса— Додсона, который гласит, что усиление стимуляции (до определенного предела) повышает эффективность деятельности и обучения, но сверхсильная мотивация ухудшает и то и другое.

Мотивационныи потенциал различных видов стимуляции. Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на силу (энер­гетику) мотива данный стимул. Внешние стимулы могут усиливать или ослаб­лять силу мотива, причем чем рутиннее, проще и однообразнее работа, тем в боль­шей степени.

Похвала, моральное поощрение и порицание, наказание. В отношении того, что более действенно похвала или порицание, - единого мнения среди психо­логов нет.

Например, как показано в исследовании П. А. Журавлева (см.: О влиянии поощрений и порицаний на волевую активность младших школьников // Материалы 111 научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1970), после поощрения волевое усилие увеличилось у 94% учащихся, а после порицания — у 81% учащихся. При этом слабое порицание увеличило волевое усилие на 92%. Однако сильные поощрения и по­рицания приводили к ослаблению волевого усилия. Как видим, различия в эффектив­ности воздействием поощрением и порицанием невелики.

Эффективность этих воздействий во многом зависит от индивидуально-типи­ческих особенностей спортсменов. Например, на интровертов и лиц со слабой нервной системой больше действует похвала, а на экстравертов и лиц с сильной нервной системой —■ порицание. В то же время и похвала, и порицание оказывают стимулирующее действие только в том случае, если повторяются подряд не боль­ше четырех раз, что было показано В. В. Маркеловым при обучении детей техни­ческим приемам игры в баскетбол (см.: Маркелов В. В. Типологические различия во влиянии некоторых форм педагогического воздействия на формирование дви­гательных навыков // Личность в системе коллективных отношений. Тезисы до­кладов Всесоюзной конференции в г. Курске. М., 1980).

Публичная похвала оказывает очень хорошее стимулирующее действие, в то время как публично выраженное порицание и тем более «разнос» вызывают край­не отрицательное отношение спортсменов. На выговор наедине половина спорт­сменов реагирует положительно. Порицание оказывает стимулирующее влияние, если тренер выражает его в косвенной форме, не называя конкретных имен.

Отрицательная оценка оказывает стимулирующее влияние, если она полно­стью обоснована и дана тактично, с учетом ситуации и состояния спортсмена. Следует учитывать и то, что самые худшие результаты работы могут быть при от­сутствии оценивания спортсмена. Это приводит к значительному снижению си­лы мотива, так как спортсмены считают, что их старания никому не нужны.

Глобальная оценка личности спортсмена в целом (как положительная, так и от­рицательная) вредна. Положительная глобальная оценка внушает спортсмену




 


5 стельность;- в себя, что

 

конкретной -:г лает осно--:?:с он не те-что неудачу

 

-:ъ уверенно-•:мые успехи, порицания, же главу 19. лл 14 ить силу ни упражне-л А. Ц. Пуни ревновании лалось, если з других не­сений. Даже нжоле люди личению ак-ФиС. 1959). тся соревно-

 

генов оказы-но — значи-:ример, если пт ли брать -за чрезмер-г академика:иально тор-е обнаружи-пзкотревож-нтелей чаще

 

;<:>в: простые гВ выполня-')Г\Т выпол-

 

енов см. так­


к спортивной деятельности, вызывает депрессию с ее отрицательными последст­виями.

Однако чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и нега­тивные последствия (у спортсмена может появиться «звездная болезнь» со все­ми ее отрицательными сторонами — сомнительными компаниями, вечеринками и т. п.), которые меняют направленность спортсмена, ослабляют его стремление повышать свое спортивное мастерство.

С другой стороны, и повышенная ответственность спортсменов с высокой тре­вожностью тоже может привести к тому, что, желая оправдать общественное вни­мание, спортсмен из-за излишнего усердия, из-за нежелания ударить в грязь ли­цом снижает эффективность своей соревновательной деятельности.

Общественное внимание, проявляемое к спортсменам, связано не только с вос­хвалением, но и с критикой, порой субъективной и несправедливой. Профессио­нальный разбор их деятельности часто приобретает в средствах массовой ин­формации характер эмоционального обсуждения. Не все спортсмены обладают иммунитетом к этому. Для некоторых подобная критика может явиться толчком к развитию состояния фрустрации (см. следующую главу), к конфликту с окру­жением; спортсмен начинает стремиться к одиночеству, отказывается общаться с прессой и болельщиками, у него появляется боязнь соревнований.

Наличие перспективы, конкретной цели. Сила мотива зависит от того, на сколько ясно осознается спортсменом смысл и цель его деятельности. Реальность достижения цели создает для спортсмена перспективу. Она должна быть непре­рывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями. Поэтому для поддержания силы мотива целесообразно ставить перед спортсменом не толь­ко отдаленные, но и ближайшие цели, достижение которых вызовет у спортсмена удовлетворение своей деятельностью, и будет подкреплять его мотивационную установку (целеустремленность).

Длительное ожидание или откладывание на неопределенный срок достиже­ния цели приводит к охлаждению, потере интереса к деятельности, желания до­стичь цели. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность.

Материальное поощрение. Известно, что как в любительском, так и в профес­сиональном спорте, для того чтобы спортсмены показали на соревнованиях мак­симально высокий результат, организаторы соревнований и спортивное руково­дство используют материальное стимулирование (призы в виде денег, золотых слитков, бриллиантов, дорогих машин). В футбольном мире распространение по­лучила практика денежного стимулирования не только игроков своей команды, но и команды, играющей с конкурентом. Последнее же является с моральной точ­ки зрения весьма сомнительным видом стимулирования, отождествляемым в не­которых странах с подкупом.


 

Л:же неооль-■тлачу в дея-что его труд ют в прессе, >сти мотива


 

ГЛАВА 3

Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

 

Выше уже говорилось, что спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых основными, влияющими па выра­женность предстартового волнения спортсменов, являются:

1) значимость соревнований; эта значимость всегда личностна и не всегда со­впадает с рангом соревнования, например первенство института может быть для спортсмена более значимо, чем участие в соревнованиях городского или областного масштаба, в которых у спортсмена нет никаких шансов на победу;

2) наличие сильных конкурентов;

3) условия соревнования (торжественность открытия, затяжка старта из-за погодных условий);

4) поведение окружающих спортсмена людей, особенно тренера, мешающего сосредоточению спортсмена своими «накачками»;

5) индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нерв­ной системы и темперамента: эмоциональное напряжение легче возникает у спортсменов со слабой нервной системой, эмоционально возбудимых, имеющих высокий нейротизм);

6) характер и особенности взаимоотношений в коллективе, то есть психоло­гический климат;

7) присутствие на соревновании значимых для спортсмена лиц (друзей, лю­бимых, тренеров сборных команд);

8) степень овладения способами саморегуляции.

 

3.1. Предстартовые эмоциональные состояния. Тревога

Выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.

Состояние боевой готовности (воодушевления) характеризуется оптималь­ной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности. Спортсмен ощущает подъем


 


 

за тельная, ■стояний л на выра-

 

:зсстда со-■ жет быть:оюго или л:а победу;

л рта из-за •л лающего

"за нерв-лникает ■'удимых,

 

:л пхоло-

 

лзей. лю-

 

ловность, 'птималь-

ТЛфИЯТНО

гт подъем


сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уве­рен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение пели. У него обострено восприятие, особенно спе­циализированное («чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча»), внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется бы­стро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам (критическим замечаниям тренера, судейским ошибкам, негативной реакции зрителей, провокациям сопер­ников и т. д.). К старту он готовится тщательно и организованно, ясно помнит, что ему надо учесть и использовать в своем выступлении. Это состояние наибо­лее благоприятно для успешного выступления спортсмена.

Однако состояние боевой готовности имеет и свои «изъяны». Выявлено, что в этом состоянии наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться снижение произвольного контроля над действиями и увеличение инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты. В некоторых видах спорта эти сдвиги нежелатель­ны, например для стрелков оптимально отсутствие предстартового возбуждения, по крайней мере его явных признаков (см.: Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис.... канд. наук. М., 1970).

Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфе­ре наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменя­ются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к ка­призности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали), восприятие и пред­ставления отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, сон нару­шен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихо­радочный пятнистый румянец. Спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к рас­слаблению, нарушается координация движений.

Свои возможности спортсмены, находящиеся в состоянии предстартовой ли­хорадки, часто переоценивают, а возможности соперника недооценивают, то есть появляется самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.

Все эти признаки стартовой лихорадки сопровождаются изменением физио­логических показателей. Спортсмен теряет аппетит; пульс, дыхание и артериаль­ное давление повышены и неустойчивы; наблюдается потливость; иногда отмеча­ются пересыхание в полости рта, расстройство желудочно-кишечного тракта.

Для спортсменов возбудимого типа порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше, чем для спортсменов тормозного тина. Тот уро­вень возбуждения, который для лиц тормозного типа будет близок к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстарто­вым состоянием. Следовательно, при оценке степени эмоционального возбужде-ния перед стартом должны учитываться индивидуальные особенности спортсмена.




Однако развивающееся во время апатии торможение касается не всей нервной системы. Сначала тормозятся наименее устойчивые нервно-психические функ­ции, прежде всего мотивационный уровень, в то время как другие (например, двигательный) еще остаются возбужденными или даже усиливают свое возбуж­дение (см.: Фетискин Н. П. Системное исследование монотонии в профессио­нальной деятельности: Автореф. дис.... д-ра наук. Л., 1993).

Таким образом, состояния, возникающие перед деятельностью спортсмена, не всегда способствуют эффективности его деятельности. Многое зависит от того, в какую сторону сдвигается перед соревнованием баланс между возбуждением и торможением, что видно из данных, полученных на волейболистках команды «Уралочка», чемпиона СССР (рис. 3.1). На рисунке видно, что наибольшая эф­фективность достигается при небольшом сдвиге баланса в сторону возбуждения. Это соответствует закону оптимума эмоционального возбуждения (активации), согласно которому наилучшие результаты в деятельности получаются при сред­нем уровне эмоционального возбуждения. Однако следует учитывать, что для каждого спортсмена имеется свой оптимальный уровень возбуждения.





^Пановой: '•е не нахо-:<."!. А выли-ыдержала,. 10 июня).

глстарто-ч истоще-: даванию


 

 

20 -

 

 

10 -


 

 



 

 


 



-2



+ 1


+2


+-3 и больше


 


 

:тоя-


Рис. 3.1. Эффективность игровых действий волейболисток в зависимости от сдвига баланса между возбуждением и торможением в ту или другую сторону перед игрой (А. М. Мехреньгин)

В исследовании Нгуен Зуй Фата и О. В. Дашкевича, проведенном на стрелках, выявлена аналогичная закономерность. В тех случаях, когда стрелки показывали на соревнованиях лучшие результаты, максимальное кровяное давление не изме­нялось, а минимальное даже снижалось; частота сердечных сокращений повыша­лась до оптимального уровня (на 15%), амплитуда тремора руки возростала на 10%, а его частота — на 6%. В условиях соревнований, на которых стрелки стреля­ли плохо, показатели их эмоционального возбуждения были значительно выше: максимальное кровяное давление увеличивалось на 11%, частота сердечных со­кращений — на 35, амплитуда тремора — на 30, а его частота — на 14% (см.: Пси­хическая напряженность спортсмена как фактор результативности стрельбы // Теория и практика физической культуры. 1973. № 3-4).

Следует, однако, учитывать, что у стрелков высокого класса даже относитель­но высокий уровень эмоционального возбуждения (при пульсе 120 уд./мин и вы-


 

ше) может не приводить к снижению результатов. Наоборот, результаты стрель­бы ухудшаются у них при снижении частоты сердечных сокращений до уровня состояния покоя (См.: Романин А. Н. Особенности внимания стрелков высшей квалификации // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М., 1968).

Л. Д. Гиссен с соавторами сопоставил (на протяжении шести дней перед со­ревнованием) у гребцов уровень ситуативного возбуждения (по внешнему ба­лансу) и биоэнергетического показателя (константы скорости потребления ки­слорода тканями) с успешностью выступления. Выявилось три типа динамики. При первом типе и уровень возбуждения, и биоэнергетический показатель не­уклонно возрастали. Спортсмены с такой динамикой оказались победителями. Второй тип динамики характеризовался неуклонным возрастанием уровня воз­буждения, однако биоэнергетический показатель после начального повышения перед самым соревнованием снижался. Спортсмены с такой динамикой высту­пили хуже. Наконец, при третьем типе динамики начальное возрастание уровня возбуждения и биоэнергетического показателя сменялось их снижением. В этом случае результаты выступления гребцов были наихудшими (см.: Гиссен Л. Д., Ал-лик Т. А, Оксенъ В. Н. Опыт диагностики и регуляции психосоматического со­стояния в связи с проблемами психобиоэнергетики // Проблемы биоэнергетики организма и стимуляции лазарным излучением. Алма-Ата, 1976).

Эти данные показывают, что при диагностике состояния готовности к сорев­нованиям важно учитывать не только уровень эмоционального возбуждения, но и физиологические (биоэнергетические) параметры.

Очевидно, связь эффективности соревновательной деятельности с предстар­товым состоянием зависит и от вида спортивной деятельности, и от индивиду­ально-психологических особенностей спортсменов. Например, одна биатлони-стка рассказывала, что когда она испытывает перед стартом вялость, то гонка получается у нее лучше, чем когда у нее бодрое состояние.

А. С. Егоров (см.: О психологической «настройке» спортсменов // Легкая ат­летика. 1960. № 9) установил, что при разных предстартовых состояниях имеется различное отношение спортсменов к предстоящим соревнованиям, выражаемое в формуле «должен—хочу—могу» (табл. 3.1).

 
 

Как видно из этих данных, наилучший настрой спортсменов на соревнования был в состоянии боевой готовности, а наихудший — при предстартовой апатии. Соответственно этому и успешность соревновательной деятельности была раз­личной.


       
   
 


 

и другими участниками соревнований велик, то у него будет меньшее предстар­товое эмоциональное возбуждение.

Личные или командные соревнования. Предсоревновательное волнение у мно­гих спортсменов выражено сильнее, если спортсмен выступает за команду.

Вид спорта. Предстартовые сдвиги у представителей разных видов спорта не одинаковы, хотя имеются и общие для всех моменты. В видах спорта, которые требуют от спортсмена хорошего концентрирования и моментального напряже­ния (прыжок в высоту и гимнастические упражнения на снарядах), показатели концентрации внимания значительно выше, чем перед плаванием или гонкой на лыжах. Показатели переключения внимания были более высокими у лыжников.

Опыт спортсмена тоже обусловливает особенности предстартового волнения. Польский психолог В. Навроцка нашла, что у большей части из 800 опрошенных спортсменов предстартовое волнение уменьшалось в ходе спортивной карьеры и только у незначительной части увеличивалось. Однако оценка степени пред­стартового волнения опытных и неопытных спортсменов должна происходить с учетом выбираемого показателя. У опытных спортсменов по сравнению с не­опытными при предстартовом волнении наблюдается меньшая частота сердеч­ных сокращений, но более высокие показатели тремора, вариативности двига­тельного темпа и концентрации внимания. Это свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в выборе показателей при оценке предстартовых изменений с учетом уровня подготовленности спортсменов.

Выявлено, например, что у одних спортсменов более выражены изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (эти спортсмены чаще имеют сильную нервную систему) и в меньшей степени — со стороны двигательной системы, у других сдвиги болы не касаются двигательной системы и в меньшей степени — вегетативной системы (эти реакции характерны для спортсменов со слабой нерв­ной системой). Очевидно, эти различия связаны с тем, что ограничение мышеч­ных проявлений эмоций (за счет волевой регуляции) делает более выраженным их вегетативный компонент.

Но и вегетативные показатели изменяются у разных людей по-разному, в свя­зи с чем введено понятие «индивидуальный реактивный стереотип», то есть пред­расположенность реагировать определенным образом на стрессовые ситуации. Так, один спортсмен может постоянно реагировать повышением кровяного давле­ния без изменения частоты сердечных сокращений, другой среагирует учащени­ем пульса и снижением кровяного давления, у третьего не обнаружатся измене­ния этих показателей, но показатели кожно-гальванической реакции (КГР) будут повышены.

Возрастные особенности. У юных спортсменов (14-18 лет) предстартовое по­вышение пульса, артериального давления и мышечной силы выражено больше, чем у взрослых.

Индивидуальные особенности спортсменов. Эмоционально возбудимые спорт­смены демонстрируют большее предстартовое эмоциональное возбуждение, чем эмоционально невозбудимые. Поскольку эмоциональная возбудимость у женщин выше, чем у мужчин, есть основания ожидать, что предстартовое эмоциональное возбуждение у спортсменок будет выше, чем у спортсменов. Данные, полученные на гимнастах и гимнастках, подтверждают это (см.: Буравцева Л. В. Проявление


 


лолового диморфизма в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1975).

Время возникновения предстартового возбуждения тоже зависит от многих фак­торов: специфики деятельности, мотивации, стажа в данном виде деятельности, лола и даже от развития интеллекта. Выраженное предстартовое возбуждение у квалифицированных спортсменов точнее приурочено к началу работы, чем у но­вичков.

Date: 2015-09-22; view: 353; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию