Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наглядные пособия
используются при обучении туристского актива, к сожалению, незаслуженно мало. Чаще всего это объясняется тем, что не всегда знают, где и как их можно применить, не знают, что ряд пособий можно изготовить своими силами. Нередко просто недооценивается большая роль наглядности в усвоении знаний и умений. К наглядным пособиям, которые могут быть полезны при обучении туристского актива, следует отнести следующие: плакаты, таблицы, схемы, чертежи; карты; образцы, приборы, приспособления и инвентарь, макеты; фотоснимки, диапозитивы, фильмы; коллекции, гербарии.
Плакаты. В большинстве случаев на них помещены одновременно иллюстрации и пояснительный текст, но иногда они содержат лишь текст. Имеются плакаты, пригодные для обучения туристских организаторов и инструкторов, в частности на темы: доврачебная медицинская помощь, топография и ориентирование на местности, комплексы упражнений для физзарядки. Могут быть полезны и такие, например, плакаты: «Как подготовить путешествие» (или поход выходного дня); «Родной край» (что надо знать о нем); «Общественно полезная работа в путешествии»; «Туристские традиции»; «Туристские привалы и ночлеги»; «Техника передвижения в путешествии»; «Опасности путешествия и меры их предотвращения»; «Узлы и их применение»; «Снаряжение туриста»; «Съедобные и ядовитые растения и грибы»; «Глазомерная съемка»; «Измерения на местности»; «Памятка руководителю похода выходного дня». Следует иметь в виду, что плакат предназначается не только для демонстрации на занятии. Он должен быть доступен для ознакомления и в другое время, поэтому плакаты следует вывешивать на видных местах в помещениях, где происходят занятия. С помощью таблиц слушателей можно знакомить, например, с нормативами, определяющими категории сложности путешествий, с классификационными нормативами по туризму. Схемы позволяют ознакомить с различными организационными структурами (в частности, с организацией туризма в СССР, структурой туристской секции, клуба туристов), с расположением экскурсионных объектов в крае. Чертеж пригоден, к примеру, для того, чтобы объяснить сущность магнитного склонения или способ изображения рельефа горизонталями, показать варианты планировки лагеря и т. п. Карты используют преимущественно при обучении топографии, при ознакомлении с туристскими возможностями родного края или всей страны, при разработке схемы маршрута. В виде образцов могут быть показаны предметы туристского снаряжения, содержимое походной аптечки, костровые приспособления, разнообразные приборы и простейшие приспособления, применяемые в краеведческой и иной общественно полезной работе, в частности для сбора, изучения и транспортировки образцов растительности, минералов и пр., для проведения метеорологических наблюдений, различных измерений на местности и т. д. С помощью макетов можно демонстрировать приспособления для транспортировки заболевшего товарища, костра различного назначения со всевозможными приспособлениями для подвески посуды и сушки одежды, примерную планировку и оборудование места полевого ночлега, различные формы рельефа и т. п. Фотоснимки, диапозитивы, фильмы пригодны для ознакомления с родным краем и его туристскими возможностями, с техническими приемами передвижения в различных условиях и способами преодоления естественных препятствий, с мерами безопасности, с общественно полезной работой туристов, со слетами и соревнованиями туристов. Коллекции и гербарии используют для демонстрации наиболее часто встречающихся в крае минералов, горных пород, растений, для показа археологических находок и т. п. Особенно полезны гербарии, показывающие съедобные и ядовитые растения и грибы, а также местные растения-компасы, растения-часы, растения-барометры. Многие пособия можно сделать своими силами, используя простейшие материалы и инструменты. Изготовлять их следует с таким расчетом, чтобы использовать не только на данном семинаре или сборе, а и на последующих. К этой работе рекомендуется привлекать, кроме инструкторов и слушателей, актив клуба туристов и туристских секций. В качестве примера можно назвать такие пособия-самоделки, как схемы и чертежи, названные выше. С помощью самодельного чертежа можно также объяснить, что такое «шутка левой ноги», показать варианты учебных задач на движение по азимуту, объяснить, как сделать простейший фильтр для очистки мутной воды. Большинство плакатов, упомянутых раньше, доступно для самостоятельного изготовления. Создавая их, надо стремиться так компоновать включаемую в каждый из них информацию, чтобы выделялось главное в ней. Приборы, приспособления. Здесь возможны, в частности, такие самоделки, как прибор для определения местного магнитного склонения, приборы для различных измерений на местности (в том числе дальномер, экер, нивелир, эклиметр); приспособление, показывающее способ изображения рельефа при помощи горизонталей, так называемая разъемная фанерная горка. В качестве образцов могут быть, например, изготовлены в миниатюре предметы туристского снаряжения — личного и группового (их можно смонтировать на стенде, с кратким пояснением назначения некоторых из них): узлы, наиболее часто применяемые в туризме (их также монтируют на стенде с кратким указанием назначения каждого); комплект аптечки в походной сумке (его снабжают перечнем содержащихся в аптечке медикаментов, принадлежностей с указанием, в каких случаях их применяют). Макеты. Все темы макетов, упомянутые выше, воспроизводимы собственными силами, притом целиком из подручных материалов. Как пример можно привести хотя бы изготовление отдельных форм рельефа из пластилина. Потребность в наглядных пособиях определяют заранее, при составлении сметы, устанавливая не только их виды, но и количество. Одни пособия могут понадобиться в единственном экземпляре (например, таблицы, схемы, некоторые чертежи, стенные карты, макеты, коллекции, гербарии, фото и кинопособия), другие, возможно, надо иметь по числу учебных групп (в частности, образцы туристского снаряжения, походной аптечки, костровых приспособлений, отдельные чертежи, приборы для определения местного магнитного склонения, фанерные горки), третьи — по несколько для каждой группы (в том числе компасы, курвиметры, настольные учебные топографические карты, приспособления для измерений на местности и т. д.). Одновременно выясняют, какие пособия могут быть приобретены, взяты напрокат или во временное пользование в клубе, в туристских коллективах либо у отдельных туристов, а что надо изготовлять собственными силами. Подбор и изготовление наглядных пособий не надо затягивать. Чем больше их удастся собрать к началу занятий, тем лучше. Во всяком случае, правилом должно быть заблаговременное обеспечение всех занятий нужными пособиями. Инструкторов и слушателей следует предупредить о необходимости бережно обращаться с наглядными пособиями, чтобы их можно было использовать на других семинарах или сборах. Особенного внимания обращение с пособиями требует на сборе и в условиях учебно-тренировочного похода. Литература, которая может быть использована в качестве учебных пособий при подготовке туристского актива, подразделяется на три основные группы: 1. Книги и брошюры по различным вопросам туризма: сборники руководящих материалов, справочники типа «Спутник туриста», литература о технике и тактике отдельных видов путешествий, об организации туристской работы в коллективах физкультуры и клубах, организации походов выходного дня, путешествий, слетов и соревнований, памятки, посвященные безопасности путешествий и др. 2. Разнообразная краеведческая литература: естественно-географическая, историко-революционная, этнографическая и др., в том числе путеводители, сборники описаний маршрутов путешествий, пособия по практике краеведческой работы, включая различные «определители» (растений, минералов и т. д.). 3. Литература по вопросам организации и методики учебного процесса и воспитательной работы: учебные планы и программы, методические пособия, памятки инструкторам по видам туризма и т. п.
Date: 2015-09-22; view: 577; Нарушение авторских прав |