Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неклассическая метафизика
Идеи И. Канта оказали достаточно сильное влияние на философию Основоположник феноменологической философской школы ХХ века Э. Гуссерль считал, что исследовать науку в историческом развитии ее методологических установок нужно для того, чтобы понять человека. В сфере его внимания — вопрос о состоянии духовной культуры современного общества. Что же случилось с европейским человеком? Почему шиллеровско-бетховенская «Ода к радости» воспринимается, по Э. Гуссерлю, с «болезненным чувством»? Достигнув впечатляющего успеха в создании и совершенствовании самостоятельных естественных наук, целостное теоретическое мышление распалось; даже в философии оно приняло облик отчужденных друг от друга философских систем. По мере того, как естествоиспытатели превращаются в «нефилософских ремесленников», дискредитируется как идеал универсальной философии, так и всякой философии вообще. В итоге философия становится «проблемой для самой себя», а философ поднимает вопрос, возможна ли метафизика как таковая? Такая постановка вопроса «рикошетом» затрагивает и позитивные, «фактичные» науки, с их наивным философским основанием — верой Учитывая преемственность в развитии европейского человечества, история философии от Р. Декарта до наших дней представляется ключом Если человек — разумное существо, то сущность человеческого Необходимо восстановить объективизм в новом облике. Это и пытается сделать Э. Гуссерль. Феноменология в собственном смысле слова есть своего рода онтология — «эгология»: познавательные отношения в ней предстают как момент бытия. Теория познания в рамках феноменологического подхода противоестественна. Э. Гуссерль считал, что есть практический мир человека, его «жизненный» мир. Понять «самого себя» — изначальная задача философии. Мир есть собственная человеческая деятельность. Критическое освоение истории — путь к самопостижению, а путь История, раскрывающая человеку одновременно свою и его суть, поможет человеку стать счастливым. Ибо что такое счастье, как не возможность стремиться к тому, к чему следует стремиться? Расщепленная «объективная» наука и позитивистски ориентированная философия упустили И потому современный европейский человек несчастен: он, сформированный в «его» истории, в «его» традиции, в единственной в своем роде культуре — «культуре идей», представляющей собою бесконечное самоконструирование, «бесконечный горизонт», — оказался в тупике «объективизма», ограниченности и детерминированности «внешним» в ситуации отчуждения. В этом — суть кризиса европейского человечества. Выход, как полагает Э. Гуссерль, альтернативен: либо продолжение отчуждения от собственного «рационального смысла» и распад, либо — «возрождение Европы из духа философии», преодоление обессмысливающего человеческую жизнь объективизма и натурализма. Тогда, уверен Э. Гуссерль, Европа в духовном плане воспрянет вновь, как Феникс из пепла. Мир должен быть миром «субъективно-соотносительного», т. е. миром всех наших целей и устремлений, которые так или иначе реализуются Постижение смысловых связей Э. Гуссерль называет «созерцанием сущностей», где каждая сфера анализа сознания — изучение смысловых оттенков восприятия, памяти, фантазии, сомнения, актов воли и т. д. — сравнима по обширности с естествознанием. Таким образом, человек, включающий в свой мир «всю совокупность объективного», есть часть мира; в то же время он конституирует весь мир. В XX веке метафизика специфическим образом соотносится с наукой. Необходимо подчеркнуть в связи с этим, что в это время сложился своеобразный культ науки, который привел к формированию и утверждению сциентизма (уверенность в способности науки решить все социальные проблемы). Идеалом науки стали считаться результаты и методы естественных и технических наук. Теоретическим выражением сциентизма стала технократическая концепция неопозитивистов. (Наука есть культурно-мировоззренческий образец). С этой точки зрения все виды деятельности В противовес позитивистам были попытки переинтерпретировать метафизику с мировоззрения на онтологию. Достижение единства знаний, построение мировоззрения выходят за пределы опыта: отождествление метафизики с картиной мира, охватывающей природу, духовную жизнь были предложены Г. Зиммелем и В. Дильтеем. Неокантианцы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) рассматривали метафизику как учение о структуре, законах Неопозитивисты считали, что основная проблема демаркации между метафизикой и наукой — центральная проблема науки. Это было желание очистить науку от идеологического мировоззрения, квазинаучных представлений, вненаучных влияний. Их позиция позволила по-новому поставить ряд методологических и гносеологических проблем, в частности вопрос о критериях научности. Так К. Поппер выявил новый критерий, который заключен не в проверяемости, а в опровергаемости научных теорий. Наука внутри себя имеет и формирует определенные метафизические основания. Метафизика является важным посредствующим звеном между культурой и наукой, между миром ценностей и поиском истины, между мировоззрением и научным поиском. Метафизика не только формирует модели реальности или онтологические схемы, но и их интерпретирует. Метафизика транслирует ценности культуры и мировоззренческие предпосылки в научное знание. В связи с этим необходимо отметить, что различие исследовательских программ есть различие в исходных метафизических основаниях, принимаемых научным сообществом, которые выражаются часто в противоположных трактовках истины. Оказалось невозможным формализовать в полной мере язык науки. Выяснилось, что в самой структуре научных теорий имеются метафизические высказывания, которые невозможно проверить с помощью принципов верификации (эмпирической проверки знания). Более того, само понятие полностью формализованной теории — слишком сильная идеализация, Метафизические допущения играют важную роль в самой науке От метафизики надо ждать размышлений о вечных ценностях, возвышающимися над изменчивыми временными процессами. Ценности упорядочивают деятельность, вносят в нее осмысленные оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлениями об идеале, желаемом, нормативном. Они придают действительности некий смысл. Хотя ценности более субъективны, чем научные истины, они далеко не всегда противостоят друг другу. Я, например, вряд ли смогу доказать, что добро — это благо. В истории сталкиваются различные ценности. Например, технократическое сознание предлагает людям следовать социоинформационным рецептам. Общество представляется грандиозной машиной, где отлажены все человеческие связи. Однако часто люди неуправляемы. Именно ценности выражают человеческое измерение культуры, воплощают в себе отношение к формам человеческого бытия, существования, как бы стягивая все духовное многообразие к разуму, чувствам, воле. Ценность — не только «осознанное», но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, ее внутренний мир. В данном контексте интересным будет рассмотрение метафизики, связанной с именем Э. Кассирера. Он считает, что объектом познания не могут быть предметы, поскольку, в противном случае, мы вынуждены признать, что они уже до познания были независимо определены и даны Центральное понятие для Э. Кассирера — это понятие «символа». Понятия «пространство», «время», «масса», «сила» — это образы, которые проектирует наше познание, чтобы овладеть миром чувственного опыта Существует еще одно представление о метафизике. Для тех, кто сосредоточил свое внимание на осмыслении религиозного опыта, метафизика есть важный путь постижения целостного бытия и его Творца. Так, Человек не существует как какая-то данность, как предмет, как стол или стул, человека вообще нет как чего-то неизменного, постоянного, наличного. Человек — это стремление быть человеком: нет стремления — нет и человека. Существуют метафизические характеристики человеческого существования. Так, К. Ясперс выделяет пять особенностей человека как метафизического существа: метафизическая сущность человека проявляется, прежде всего, в неудовлетворенности, поскольку человек постоянно чувствует свое несоответствие тому, чем он является сегодня: Литература 1. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. 3. Западная философия ХХ века. М., 1998. 4. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т., Т. 2, ч.I. Л., 1991. 5. Культурология. ХХ век: Антология. СПб., 1995. 6. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1991. 7. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 8. Мень А. История религии. М., 1997. 9. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Date: 2015-09-22; view: 1138; Нарушение авторских прав |