Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первичные исследования
Опрос устный, письменный, телефонный Наблюдение Полевое, лабораторное, личное Эксперимент полевой, лабораторный (Е & С, В & А) Панель торговая, потребительская, сервисная Рис. 15.1 При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом: вопросы, на которые дается ответ: да - нет; альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько: ранжирование объектов сравнения; шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку различия исследуемых объектов. Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства, например недовольство или желание приукрасить действительность, лучше ставить не в прямой, а в косвенной форме. 192 Например, вместо вопроса “имеете ли вы автомобиль?” может быть задан вопрос “кто в вашей семье имеет автомобиль?” Устный или телефонный опрос (интервью) может быть свободным или стандартизованным. При свободном интервью имеется только тема и цель, конкретной схемы опроса нет. Преимущества свободного опроса' возможно создание атмосферы доверия при индивидуальном подходе, возможно получение добавочной информации. Недостатки свободных интервью: трудно протоколировать; плохая сравнимость результатов, трудность в обработке данных; высокие затраты. При стандартизованном опросе имеется конкретная схема интервью. В этом случае недостатки и преимущества свободного опроса меняются местами. В литературе сформулирован ряд рекомендаций при проведении опросов: а) принципиальные требования (вопросы должны быть простыми, понятными, однозначными, нейтральными), б) принципы построения опросных листов (вопросы от простых к сложным, от общих к специальным, от необязывающих к деликатным); в) повышение процента возврата при письменных опросах (поощрение, сопроводительное письмо, телефонное предупреждение о посылке опросных листов, маркированный конверт для ответа, привлекательное оформление, небольшой объем); г) работа с интервьюерами (детальное планирование интервью, выборочный контроль). Наблюдение - планомерное исследование воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект исследования. Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. С помощью опроса можно выявить мнения, представления, знания людей. Все эти субъективные обстоятельства закрыты для наблюдения. 13-°<“ 193 Однако продукты, входящие в ассортимент, поведение покупателей, последствия поведения могут быть охвачены только с помощью наблюдения. Преимущества этого метода в сравнении с опросом. независимость от желания покупателя сотрудничать; более высокая объективность исследований; возможность восприятия неосознанного поведения; возможность учета окружающей ситуации. Недостатки наблюдения как метода: трудно обеспечить репрезентативность (например, при наблюдении поведения покупателей в магазине случайная выборка невозможна), поведение покупателей может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения). Можно выделить следующие формы наблюдения. а) по характеру окружающей обстановки: полевое наблюдение, когда процессы происходят в естественной обстановке (магазин, у витрины); лабораторное наблюдение, проводимое в искусственно созданной ситуации. Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения; вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и применять технические средства - приборы; б) по месту наблюдающего: процесс с непосредственным участием и наблюдение со стороны, в) по форме восприятия: личное наблюдение - непосредственно наблюдающим; неличное наблюдение - через приборы или с помощью регистрации следов поведения; г) по степени стандартизации: стандартизованное и свободное наблюдение. Стандартизация подразумевает задание определенных категорий поведения, схем поступков. Эксперимент - это исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Существенные признаки эксперимента: изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть приблизительно постоянными), активное вмешательство исследователя в процесс возникновения данных; проверка причинно-следственных связей. Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка). Эксперименты классифицируются по американской терминологии по двум критериям: 1) измерение у контрольной (С - control group) и экспериментальной (Е - experimental group) групп; 2) измерение до (В - before) и после (А - after) воздействия. Можно выделить несколько типов эксперимента: ЕВА - измерение характеристик у одной экспериментальной группы до и после воздействия фактора, ЕА - СА - измерение характеристик у контрольной и экспериментальной групп после воздействия фактора; ЕВА-СВА - измерение характеристик до и после воздействия фактора с привлечением контрольной группы; ЕА-ЕВА-СВА - измерения проводятся уже у трех групп. Возрастают как точность результатов, так и затраты на эксперимент. Панель - повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени Панель имеет следующие основные признаки: предмет и тема исследования постоянны, сбор данных повторяется через равные промежутки времени; постоянная совокупность объектов исследования (с определенными оговорками) Построение и поддержка панели требуют больших затрат, поэтому этим занимаются в основном специализированные институты. Как правило, выделяют следующие виды панели 13. 195 Торговая панель заключается в систематическом сборе информации в определенном количестве предприятий с помощью метода наблюдения. Здесь различают панели розничной торговли и оптовой торговли. Исследования проводят, как правило, специально закрепленные сотрудники специализированных институтов, задача которых заключается в сборе данных о запасах, закупках и ценах интересующих групп товаров, т.е. в инвентаризации. С помощью этого метода можно получить информацию о: развитии сбыта определенных групп товара; сбыте конечным потребителям в количественном и стоимостном выражении; средних запасах, сбыте, закупках по каждому предприятию, скорости сбыта. Для предпринимателя такая информация полезна тем, что позволяет сделать вывод о путях распределения своих и конкурирующих продуктов, проверить, как утверждаются на рынке новые продукты, судить об эффективности работы сбытовых служб и др. Потребительская панель основана на методе опроса. Участники панели (домашние хозяйки, отдельные персоны) получают от организации опросные листы и должны их периодически заполнять, указывая исследуемые позиции товара. С помощью потребительской панели можно получить следующую информацию: количество товара, покупаемого семьей: размеры финансовых расходов; доля рынка основных производителей: предпочитаемые цены, виды упаковок, виды товаров, виды предприятий; различия в поведении потребителей; специальный анализ “верности марке”, смены марок, действенности мероприятий маркетинга и др. Сервисная панель - панель специальных видов исследования потребностей в обслуживании и различного вида услугах. Недостатки панели: а) “смертность” панели, проявляющаяся в отказе участников от сотрудничества, в смене места жительства, физической смертности или переходе в другую потребительскую категорию (выход - небольшое вознаграждение участникам); б) “эффект панели”, заключающийся в сознательном или бессознательном изменении образа поведения участников, находящихся под длительным контролем (например, уменьшается доля спонтанных покупок). Получив маркетинговые данные, мы должны перейти к их обработке. Для этого могут быть применены однофакторные и многофакторные методы анализа К однофакторным методам анализа относятся: графическое представление распределения переменной, представление в виде таблиц, выявление статистических показателей - среднего арифметического, дисперсии и др. Многофакторными методами анализа являются следующие. Регрессионный анализ - статистический метод анализа данных для определения зависимости одной переменной от одной (простая регрессия) или нескольких (многофакторная регрессия) независимых переменных. Практически речь идет о том, чтобы, анализируя множество точек на графике (множество статистических данных), найти линию, по возможности точно отражающую заключенную в этом множестве закономерность, тенденцию, - линию регрессии. Для этого требуется наилучшим образом оценить параметры уравнения (например, методом наименьших квадратов). Вариационный анализ предназначен для проверки того, существенно ли влияет изменение независимых переменных на зависимые. Вариационные задачи - это математические задачи, сводящиеся к поиску наибольших и наименьших значений функций в зависимости от выбора соответствующих аргументов (экстремальные задачи, решаемые через теорему Ферма). Дискриминантныи анализ позволяет разделить заранее заданные группы объектов через комбинацию многих независимых переменных и таким образом объяснить различия между группами. Если у исследователя имеется по одной выборке из каждой неизвестной ему генеральной совокупности, то с помощью методов дискриминатного анализа можно приписать некоторый новый элемент к своей генеральной совокупности. Факторный анализ предназначен для исследования взаимосвязей между переменными с целью уменьшения числа влияющих факторов до наиболее существенных. Кластер-анализ - это метод, с помощью которого можно разделить совокупность объектов на отдельные, более или менее однородные группы. Иными словами, кластер-анализ позволяет разбивать исследуемую совокупность элементов (координаты которых известны) таким образом, чтобы элементы одного класса находились на небольшом расстоянии друг от друга, в то время как разные классы были бы на достаточном удалении друг от друга и не разбивались бы на столь же взаимоудаленные части. Многомерное шкалирование позволяет получить пространственное отображение отношений, существующих между объектами. Отметим, что выбор метода исследования зависимостей определяется уровнем решаемой проблемы, характером и направлением связей между переменными, уровнем шкалирования. Маркетинговое исследование может быть проведено достаточно эффективно и по вторичным данным. Date: 2015-09-22; view: 406; Нарушение авторских прав |