Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неоавстрииская критика⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 46
НЕО)КЛАССИЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРАВА Отличительными чертами неоавстрийской (или субъективистской, как часто называют ее сами сторонники) школы экономической мысли, наиболее значимыми с точки зрения нашего предмета — экономического анализа права, представляются следующие: 1) отрицание осмысленности понятия общественной эффективности, т.е. эффективности, рассматриваемой и оцениваемой с точки зрения всего общества; 2) отрицание особой роли государства в экономической жизни и уверенность в том, что во всех его функциях государство может (и должно) быть замещено рынком; 3) принципиальная непредсказуемость результатов деятельности рынка как нецеленаправленного (open-ended, как принято выражаться среди англоязычных сторонников этой школы) процесса; 4) изменчивость предпочтений экономических агентов. Исходя из приведенных положений, в работах последователей неоавстрийской экономической теории и формируются различные направления критики «классического» экономического анализа права (классического в кавычках, поскольку базовой экономической теорией этого анализа выступает, как не раз отмечалось выше, неоклассическая экономическая теория). Мы обсудим в этой главе вопросы, связанные преимущественно с критикой центральной роли понятия эффективности в традиционном экономическом анализе права. В ее рамках можно выделить такие темы, как: а) указания на некорректность тезиса о том, что общее право в процессе применения его доктрин и правил способствует созданию общественной выгоды (производ- ству стоимости, повышению общественной эффективности); б) «методологическая критика» самого понятия общественной эффективности. Рассмотрим детальнее первую из названных тем. Как отмечалось выше в данном учебном пособии, в рамках экономического анализа права утверждается, что на протяжении веков судьи в судах общего права интуитивно, создавая юридические правила и следуя им, содействовали максимизации эффективности, либо минимизируя издержки переговоров сторон, которые без их вмешательства оказались бы запретительно высокими, либо непосредственно моделируя такое положение дел, исходом которого оказывался результат, тождественный тому, к которому привели бы переговоры сторон, лишенные трансак-ционных издержек. Некоторым исключением из подобного «имплицитно экономического» подхода судов общего права является так называемая «формула Хэнда» — решение судьи Лернеда Хэнда, который, рассматривая в 1947 г. дело US vs. Caroll Towing Company, сформулировал правило, согласно которому ответчик должен рассматриваться как допустивший небрежность (халатность), если потери, вызванные в результате несчастного случая, умноженные на вероятность того, что несчастный случай произойдет, окажутся выше, чем издержки мер предосторожности, которые он должен был бы предпринять для того, чтобы избежать этого несчастного случая. Более того, были опубликованы работы, в соответствии с которыми внутри системы общего права действует механизм, обеспечивающий постепенное замещение «ошибочных» (неэффективных) правил эффективными. Так, по мнению П. Рубина [Rubin, 1977], неэффективные правила будут более часто приводить к судебным разбирательствам, результаты которого не устраивают стороны, поэтому последние, следуя собственным интересам, будут чаще улаживать свои конфликты самостоятельно, чем прибегать к судебному разбирательству, что и приведет в конечном счете к фактическому неприменению на практике неэффективной правовой нормы. Как отмечают критики подобных подходов, многочисленные попытки эмпирически, а не чисто логически, используя лишь математические модели, подтвердить эффективность различных правил, применяемых в общем праве, редко оказывались успешными. Разумеется, одной из причин этого являются информационные трудности. Так, для эмпирической проверки эффективности правил принятия судебных решений при разборе дел о несчастных случаях, необходимо располагать корректными оцен- ками не только числа несчастных случаев, которые произошли в условиях применения разных юридических правил (каждое из которых, например, применялось в различных регионах), но и числа несчастных случаев, которые не произошли из-за боязни ответственности, возлагаемой на виновника в соответствии с каждым из этих правил. Кроме того, для оценки эффективности нужно иметь возможность определить издержки как действительно произошедших, так и «гипотетических», не случившихся несчастных случаев, объемы мер предосторожности, предпринимаемых потенциальными виновниками в условиях применения альтернативных правил, издержки этих альтернативных мер, административные издержки применения различных судебных правил и т.д. Получение такой информации, тем более в масштабах, позволяющих осуществить качественное эконометрическое исследование, представляет собой практически неразрешимую задачу. Однако более важной причиной, объясняющей отсутствие надежных эмпирических подтверждений «гипотезы эффективности общего права», по мнению ее критиков, может служить тот факт, что юридическая практика судов общего права «просто» не следует той внутренней, интуитивной логике, которую ей приписывает традиционный экономический анализ права. Так, возвращаясь к экономическому анализу ответственности за неумышленно причиненный ущерб, нужно прежде всего справиться с проблемой причинения. «С одной стороны, традиционный экономический анализ права исключает из анализа принцип восстановления справедливости (corrective-justice principle), полагая его интуитивным и ненаучным. Модели права и экономической теории построены на математических отношениях между "объективными" переменными, такими, как вероятность возникновения несчастного случая, денежная стоимость возмещения, объем мер предосторожности, предпринятых вовлеченными в инцидент сторонами, и т.п., а не на причинной связи, существующей между "автором" ущерба и жертвой. Исключение причинности из научных дискуссий и замещение ее точными математическими терминами широко пропагандируется сторонниками экономического анализа права как "доказательство научного прогресса". С другой стороны, дескриптивный экономический анализ права стремится эмпирически доказать, что общее право эффективно. Однако традиционное общее право в области ответственности за неумышленно причиненный ущерб в значительной степени основывается на принципе причинности. Как же общее право может быть эффективным в смысле, предполагаемом экономическим анализом права?» [Xrecke, 2001, р. 5]. Мы отмечали ранее, в гл. 1, разницу в юридическом и экономическом подходах к анализу права. В частности, поскольку задачей последнего его сторонники считают не восстановление справедливости («Пусть мир рухнет, но справедливость восторжествует»), а создание предпосылок для сдерживания правонарушений (и, следовательно, сокращение будущих непроизводительных издержек и прямых потерь, связанных с правонарушениями), то приведенная критика не является чем-то новым для последователей традиционного экономического анализа права. Напротив, смещение акцентов с не соизмеримых с экономическим смыслом стремлений к справедливости на вопросы минимизации социальных издержек они полагают принципиальным достоинством экономического подхода к праву. Ведь восстановление справедливости после совершенного правонарушения предполагает, что в рассмотрение вводятся уже осуществленные издержки, которые, в соответствии с неоклассической экономической теорией, не могут влиять на принятие решений рациональным агентом (см. также предыдущую главу). Поэтому экономический подход к праву, ориентированный на будущее, ориентирован, тем самым, не на «воздаяние по заслугам», а на сдерживание, или, выражаясь привычным российским канцеляритом, на профилактику правонарушений. Восстановление же справедливости, в случае, если причиненный ущерб полностью возмещен, становится, скорее, схожим с местью, т.е. реализацией психологического мотива, не имеющего полностью рационального характера. Оценка правовых норм с иных, чем экономические, позиций приводит, разумеется, и к нормативным суждениям, существенно отличающимся от экономических. В частности, как отмечалось ранее, в гл. 7, наказание в виде тюремного заключения имеет смысл применять в случаях неумышленного причинения ущерба лишь тогда, когда имущества виновника оказывается недостаточно для того, чтобы компенсировать нанесенный ущерб, поскольку только такое наказание способно обеспечить эффективное сдерживание совершения аналогичных правонарушений экономическими агентами, располагающими лишь незначительным имуществом. У «традиционных» отечественных юристов подобный вывод сразу встречает полное непонимание, связанное с тем, что при таком подходе, по их мнению, будет нарушаться справедливость, точнее, конституционный принцип равенства всех граждан перед законом. На первый взгляд такой аргумент неоспорим: ведь при экономическом подходе богатый, грубо говоря, откупится (вполне легально), а бедный «будет сидеть». Однако, помня о принципе методологического индивидуализма, при анализе указанного принципа (и принципа восстановления справедливости) мы должны задаться вопросом: с чьей точки зрения будет нарушена справедливость? Разберем условный пример: в результате сознательного (умышленного, как говорят юристы) поджога у А сгорел (незастрахованный) дом. Такое действие рассматривается везде как уголовное преступление, караемое обычно тюремным заключением. Пусть в результате расследования было установлено, что поджигателем был индивид Б, располагающий достаточными средствами, чтобы полностью возместить ущерб А, включая причиненный моральный вред (страдания при виде горящего дома, неудобства временного проживания в другом месте, затраты времени и сил на заключение контракта о строительстве нового дома и т.п.). Если такое возмещение осуществлено, то для А справедливость восстановлена, а Б получил достаточные сдерживающие стимулы для того, чтобы не повторять своего преступления. Схожие сдерживающие стимулы приобрели и другие аналогичные потенциальные правонарушители. В таких условиях заключение Б в тюрьму, с точки зрения А, может быть оправдано только мотивом мести или чем-то аналогичным: ведь пребывание Б в тюрьме не принесет А какого-либо дополнительного возмещения ущерба (он уже полностью возмещен!). Поэтому, с точки зрения рационального А, не имеющего каких-либо иных отношений с Б, тюремное заключение Б будет выглядеть явно несправедливым: ведь для А справедливость уже восстановлена фактом полной компенсации ущерба и морального вреда. Государство же, заключив после выплат жертве упомянутых компенсаций Б в тюрьму, реализуя принцип равенства всех перед законом, понесет явные убытки: во-первых, за счет неполучения налогов с тех доходов, которые Б получил бы, находясь на свободе и занимаясь работой по найму или предпринимательской деятельностью, а во-вторых, за счет прямых расходов бюджета на содержание Б под стражей. Пусть в той же ситуации поджигателем оказался неимущий гражданин В, не способный выплатить все адекватные компенсации жертве своего деяния. Как и в первом случае, государство окажется в прямом убытке (издержки содержания В в тюрьме). Однако для А заключение В в тюрьму, в отличие от предыдущего случая, послужит некоторой моральной компенсацией понесенного ущерба, материальный же ущерб не будет восполнен. Следова- тельно, А воспримет страдания В, находящегося под стражей, как справедливые (хотя бы отчасти, что зависит от той ценности, которую имел для А сгоревший дом). Предположим теперь, что преступником оказывается Б, но закон не требует от него полной компенсации причиненного жертве ущерба, несмотря на возможность сделать это. Тогда жертва оценит факт заключения Б под стражу как явную несправедливость по отношению к нему, поскольку, как отмечалось, пребывание поджигателя в тюрьме не заменит жертве сгоревший дом. Обычно жертве позволяется в таких случаях подавать гражданский иск к преступнику. Это означает, что восстановление справедливости становится для А результатом его частной инициативы и дополнительных усилий, а не заслугой государства, раскрывшего преступление и выявившего виновника ущерба. Заметим при этом, что пребывание Б в тюрьме, если его имущества недостаточно для полной компенсации нанесенного его действием ущерба, будет фактором, затрудняющим для жертвы восстановление справедливости (ведь в тюремном заключении Б гораздо труднее заработать недостающие средства). Этот пример показывает, что, с точки зрения жертвы рассматриваемого типа преступлений, заключение достаточно богатого виновника его ущерба под стражу не оказывает позитивного влияния на восстановление справедливости по отношению к ней (жертве). Оно либо становится чрезмерным наказанием (первый рассмотренный вариант), либо мешает восстановлению справедливости (последний вариант). В то же время заключение под стражу бедного виновника, в принципе не способного возместить нанесенный ущерб, воспринимается жертвой как справедливый акт со стороны государства. Тем самым, исходя изначально из принципа равенства всех перед законом, мы пришли к неожиданному результату: для жертвы преступления — гражданина, ради которого, согласно общеизвестной риторике, и воплощается в жизнь уголовное законодательство, — справедливость может оказаться нарушенной (третий случай)! Легко видеть, что в случае, когда преступником оказывается,6 (т.е. любой индивид, обладающий достатком), наилучший баланс выгод и издержек как для жертвы, так и для государства, имеет место в первом из рассмотренных вариантов. Но именно тогда возникает ситуация, против которой восстают традиционные юристы — последователи неоавстрийской школы: «богатый откупается, а бедный сидит», восстановление справедливости, понимаемой абстрактно, а не как справедливость для жертвы, не происходит. Иными словами, как отмечалось, тюремное заключение преступника, полностью компенсировавшего материальный ущерб и моральный вред (оцененный жертвой, а не судом) своей жертве, начинает напоминать месть ему со стороны государства (за что?), а не восстановление справедливости. В связи с разобранной ситуацией особый интерес начинает представлять неоавстрийская критика самого понятия общественной эффективности как центрального в (нео)классическом экономическом анализе права51. По их мнению, такая роль эффективности свидетельствует об искаженной логике этого анализа: «Что, следовательно, должно быть пересмотрено — это сама идея возможности рациональной реконструкции юридических правил, равно как и реакций тех, кто руководствуется законом. Традиционный экономический анализ права в действительности предполагает, что возможно экзогенно установить и навязать обществу юридические правила и институты, которые создают адекватные стимулы, такие, что люди, по крайней мере в среднем, станут осуществлять экономически эффективное поведение. Это предполагает, что все правила поведения могут быть логически выведены из внеправовой логики (более точно — из экономической логики) и, следовательно, будут вполне предсказуемыми. Подобное рационалистское видение ведет к подходу, который рассматривает право просто как инструмент сдерживания. Обращение этой логики «сверху вниз» с необходимостью приводит к эндогенному видению права: правовому размышлению «снизу вверх». Такая концепция может быть соотнесена с описанием правового процесса, обеспечиваемого австрийскими экономистами. Действительно, в австрийской традиции право, как возникающее из юридической практики, рассматривается в качестве социального института, формы спонтанного порядка, который возникает, когда индивиды (законодатели, судьи, адвокаты, участники рынка) взаимодействуют в своих попытках развить адаптивные ответы на проблемы, создаваемые их незнанием и неопределенностью. С этой точки зрения правовая система общества не существует вне субъективных предпочтений и поведения индивидов, которое конституирует это общество. Эволюция такой системы нецеленаправленна (open-ended) и не- Заметим, что в нашем анализе восстановления справедливости это понятие не употреблялось: мы сравнивали выгоды и издержки включенных в анализ субъектов только для каждого из них, не пытаясь сопоставлять полезности, и т.п. предсказуема. В видении Хайека неясно, каково было изначальное предназначение права, поскольку право возникает как результат «"человеческих действий, а не сознательного проектирования". Правовые нормы и институты сформированы как часть текущего социального обучения и адаптационного процесса, который действует методом проб и ошибок, экспериментирования, имитации и компромисса. Как следствие, право, как его воспринимают австрийцы, не может быть абсолютно эффективным, справедливым или каким-либо еще... Главным с этой точки зрения является понимание того, как работает право, как оно эволюционирует и приспосабливается к изменениям, что позволяет понять и то, как оно служит обществу, другими словами, — его modus operand!. При таком способе размышления нет никакой конечной ценности в том, чье достижение становится основной целью юридических институтов» [Krecke, 2001, р. 13]. Приведенная длинная цитата дает достаточно хорошее представление о методологической критике традиционного экономического анализа права, развиваемой в рамках субъективистской экономической теории. Читателю, знакомому с методологическими положениями, например, Милтона Фридмена, не составит труда самостоятельно выявить в этих положениях как минимум два некорректных момента: во-первых, логически необоснованное отождествление рациональной реконструкции права как системы, обеспечивающей повышение эффективности, со стремлением навязать обществу искусственную правовую систему, нацеленную на эффективность; во-вторых, аналогичное отождествление логической реконструкции реальности, т.е. объясняющей модели этой реальности, с якобы приписыванием соответствующих гипотетических «целей» самой реальности, т.е. праву. К сожалению, их наличие делает весь критический пафос приведенных положений неубедительным. В самом деле, апеллируя к понятию эффективности, традиционный экономический анализ права сопоставляет (общее) право с рынком. Последний (во всяком случае конкурентный) обеспечивает, как известно из фундаментальных теорем теории общественного благосостояния, эффективное распределение ресурсов. Ни один экономист не делает, однако, из этого вывода о том, что рынок имеет своей целью эффективность распределения ресурсов. Более того, о рынке, как и о правовой системе, вообще некорректно говорить как о чем-то, имеющем цель: цели бывают только у субъектов, индивидов, каковыми ни рынок, ни правовая система не являются. Поэтому трактовка экономического анализа права как нормативной конструкции, говорящей о том,
какой должна быть правовая система, и противопоставление его на этом основании (нео)австрийскому подходу выглядит надуманным и искусственным. Точно так же можно было бы обвинить специалистов по небесной механике, использующих описания орбит небесных тел в форме функций, минимизирующих некий функционал, в приписывании планетам стремления достигать какие-то цели или ценности: в действительности же речь идет просто о варианте описания этих орбит, не означающем принятия каких-то предположений «сущностного» характера. В целом, как мы видим, субъективистская критика экономического анализа права как минимум не конструктивна (в отличие от его «поведенческой критики). Тем не менее ее знание представляется полезным для более полного понимания интеллектуального процесса, развивающегося в современной экономической теории. Вопросы для самопроверки О Какие основные моменты отличают неоавстрийскую школу экономической мысли от неоклассической? О Каковы направления критики «эффективностной» направленности экономического анализа права со стороны неоавстрийской школы? О Что такое «формула Хэнда»? Q Каковы возможные механизмы замещения неэффективных правил эффективными в рамках системы общего права? О В чем заключается критика экономического анализа права с позиций принципа восстановления справедливости? О В чем состоит критика понятия общественной эффективности со стороны неоавстрийской школы? О Каковы некорректные моменты этой критики? Основные понятия главы • Неоавстрийская школа экономической мысли • Общественная эффективность • Гипотеза эффективности общего права • Принцип восстановления справедливости • Профилактика правонарушений • Право как социальный институт ЛИТЕРАТУРА 1. Административные барьеры в экономике: институциональ 2. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная ста 3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную 4. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // 5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: 6. Введение в институциональный анализ / Под ред. В.Л. Там- 7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических 8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст 9. Долгопятова Т.Г. (ред.) Неформальный сектор в российской
10. Заостровцев А.П. Поиск ренты и потери общества // Известия 11. Заостровцев А.П. Поиск ренты и Х-неэффективность в рос 12. Ивин А.А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973. 13. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собствен 14. Концентрация производства: условия, факторы, политика. М.: 15. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского 16. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. 17. Майминас Е.З. Процессы планирования в экономике: инфор 18. Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академи 19. Милгром П, Роберте Дж. Экономика, организация и менед 20. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое вве 21. Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // 22. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функ 23. Олсон М. Логика коллективного действия. М.: Фонд эконо 24. Ослунд А. «Рентоориентированное поведение» в российской 25. Полищук Л. Экономическая эффективность и присвоение рен 26. Полтерович В.М. Факторы коррупции // Экономика и ма 27. Притцль Р. Коррупция, рентоориентированное поведение и 28. Публичные услуги и функции государственного управления. 29. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // 30. Тамбовцев В.Л. Исследования по метаэкономике. М.: ТЕИС, 31. Тамбовцев В.Л. К типологии контрактов // Экономика и ма 32. Тамбовцев В.Л. О собственности и эффективности // Обще 33. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: 34. Фактор трансакционных издержек в теории и практике 35. Хиллман А.Х. Западноэкономические теории и переход от со 36. Четвериков Н.С. О ложной корреляции // Применение ме 37. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая те 38. Шаститко А.Е. Новая теория фирмы. М.: ТЕИС, 1996. 39. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // 40. Administrative Office of the United States Courts. Judicial Business 41. Alchian A.A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // 42. Arkes H.R. and Blumes C. The Psychology of Sunk Cost // 43. Вас М. Corruption, Supervision and the Structure of Hierarchies // 44. Backhaus J. Efficient Statute Law. Maastricht: Maastricht Uni 45. Bebchuck L.A. and Ben-Shahar 0. Pre-contractual Reliance. John 46. Bebchuk L. and Kaplow L. Optimal Sanction When Individuals 47. Bebchuk L.A. Litigation and Settlement under Imperfect Informa 48. Rubin P.H. Why is the Common Law Efficient? // Journal of Legal 49. Krecke E. The Nihilism of the Economic Analysis of Law. Working 50. Bebchuk L.A. Suing Solely to Extract a Settlement Offer //Journal 51. Becker G.S. and Stigler G.J. Law Enforcement, Malfeasance, and 52. Becker G. A Treatise on the Family. Cambridge, MA: Harvard 53. Becker G. Crime and Punishment: The Economic Approach // 54. Becker G. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: 55. Becker G. The Economics of Discrimination. 2-nd ed. 1971. 56. Benoit J.-P. and Osborne M.J. Crime, Punishment and Social 57. Bork R. Legislative Intent and the Policy of the Sherman Act // 58. Bork R. The Antitrust Paradox: A Policy at War with Itself. NY- 59. Brown J.P. Toward an Economic Theory of Liability // Journal of 60. Buchanan J.M. and Brennan J. The Power to Tax. Analytical 61. Burrows P. Contract Discipline: In Search of Principles in the Control 62. Calabresi G. Concerning Cause and the Law of Tort // University 63. Calabresi, G. Some Thoughts on Risk Distribution and the Law 64. Calabresi G. The Cost of Accidents. New Haven: Yale University 65. Coase R. The Institutional Structure of Production. Alfred Nobel 66. Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and 67. Coase R.H. The Nature of the Firm // Economica. 1937. V. 4. 68. Cooter R. and Gordley J. Economic Analysis in Civil Law Countries: 69. Cooter R. The Structural Approach to Adjudicating Social Norms. 70. Craswell R. Offer, Acceptance, and Efficient Reliance // Stanford 71. Danzon P.M. Medical Malpractice: Theory, Evidence, and Public 72. De Alessi L. and Staaf R. Subjective Value in Contract Law // 73. DeLorme C.D., Frame W.S. and Kamerschen D.R. Special- 74. Demsetz H. Toward a Theory of Property Rights // American 75. Demsetz H. When Does the Rule of Liability Matter? // Journal
76. Dewees D., Duff D. and Trebilcock M. Exploring the Domain of 77. Di Lorenzo T. and High J. Antitrust and Competition Historically 78. Di Lorenzo T. The Origins of Antitrust: an Interest-group Perspec 79. Eggertsson T. Economic Behavior and Institutions. Cambridge. 80. Ehrlich I. and Posner R.A. An Economic Analysis of Legal Rule- 81. Ellickson R. Bringing Culture and Human Frailty to Rational 82. Farmer A. and Pecorino P. Issues of Informational Asymmetry in 83. Farnsworth W. Do Parties to Nuisance Lawsuits Bargain After 84. Feeny D. The Demand for and Supply of Institutional Arrange 85. Field B.C. The Evolution of Property Rights // Kyklos. 42. 1986. 86. Fisman R. and Gatti R. Decentralization and Corruption: Evi 87. Freeh C. The Extended Coase Theorem and Long Run Equilibrium: 88. Friedman D.D. Making Sense of English Law Enforcement in the 89. Friedman M. The Methodology of Positive Economics // Fried 90. Friedman A.E. An Analysis of Settlement // Stanford Law Review. 91. Fudenberg D. and Tirole J. Moral Hazard and Renegotiation in 92. Garfmkel M.R. and Skaperdas S. (eds.) The Political Economy of 93. Gould J. The Economics of Legal Conflict // Journal of Legal Studies. 94. Grossman S.J. and Hart O.D. The Costs and Benefits of Ownership: 95. Hart O.D. and Holmstrom B. The Theory of Contracts // Bew- 96. Hart O.D. Firms, Contracts and Financial Structure. New York: 97. Hart O.D. Incomplete Contracts // Eatwell J., Milgate M. and 98. Hofstadter R. The Paranoid Style in American Politics. NY: Knopf, 99. Hovenkamp H. Law and Economics in the United States: A Brief No. 2. P. 331-352. 100. Innes R. Remediation and Self-Reporting in Optimal Law 101. Jensen M.C. and Meckling W.H. Theory of the Firm: Managerial 102. Jolls C., Sunstein C.R., Thaler R. A Behavioral Approach to Law 103. Kahneman D. and Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of 104. Kahneman D., Knetsch J. and Thaler R. Experimental Tests of 105. Kakalik J., Ebener P., Felstiner W. and Shanley M. Costs of Asbestos 106. Kaplow L. and Shavell S. Optimal Law Enforcement with Self- 107. Kaplow L. and Shavell S. Property Rules Versus Liability Rules: P. 713-734. 108. Kaplow L. Optimal Deterrence, Uninformed Individuals, and 109. Kaplow L. Rules Versus Standards // Duke Law Journal. 1992c. 110. Kennan J. and Wilson R. Bargaining with Private Information // 111. Kleit A. Beyond the rhetoric: An inquiry into the Goal of the Sher 112. Knight J. Institutions and Social Conflict, Cambridge. Cambridge 113. Kornhauser L.A. An Economic Analysis of the Choice Between 114. Korobkin R. and Guthrie C. Psychological Barriers to Litigation 115. Kraakman R.H. Corporate Liability Strategies and the Costs of Legal 116. Kraakman R.H. Gatekeepers: The Anatomy of a Third-Party 117. Krecke E. The Nihilism of the Economic Analysis of Law. Ludwig 118. Lande R. Wealth Transfers as the Original and Primary Concern 119. Landes W.M. and Posner R.A. The Private Enforcement of Law // 120. Levitt S.D. Incentive Compatibility Constraints as an Explanation 121. Levitt S.D. Why Do Increased Arrest Rates Appear to Reduce 122. Libecap G. Regulatory Remedies to the Common pool: The Limits 123. Libecap G. Contracting for Property Rights, Cambridge: Cambridge 124. Libecap G. Distributional Issues in Contracting for Property 125. Loewenstein G. and Issacharoff S. Source-Dependence in the 126. Malik A.S. Self-Reporting and the Design of Policies for Regulating 127. Mattei U. and Pardolesi R. Law and Economics in Civil Law 128. McChesney F.S. and Shughart W.F. The Causes and Consequences 129. McChesney F. Rent Extraction and Rent Creation in the Economic 130. McChesney F.S. Money for Nothing. Politicians, Rent Extraction 131. Michelman F. Constitutions, Statutes, and the Theory of Efficient 132. Milgrom P. and Roberts J. Economics, Organizations and Manage 133. Mishan E. Cost-benefit Analysis, 4th ed. New York: Prager, 1988. 134. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Perfor 135. North D.C. Structure and Change in Economic History. NY: 136. Olson M. Dictatorship, Democracy and Development // American 137. Olson M. The Rise and Decline of Nations. New Haven: Yale 138. Ostrom E. Governing the Commons. The Evolution of Institutions 139. Ostrom E., Gardiner R., Walker J. Rules, Games and Common- 140. Ott C. and Schafer H.-B. Emergence and Construction of Effective 141. Pog I.P.L. Optimal Subsidies and Damages in the Presence of 142. Polinsky A.M. and Shavell S. On the Disutility and Discounting 143. Polinsky A.M. and Shavell S. Should Employees Be Subject to Fines 144. Polinsky A.M. and Shavell S. The Optimal Tradeoff Between 145. Polinsky A.M. and Shavell S. The Optimal Use of Fines and Im 146. Polinsky A.M. Private versus Public Enforcement of Fines // Journal 147. Posner R. Antitrust Law: An Economic Perspective. Chicago: 148. Posner R.A. Economic Analysis of Law, 2nd ed. Boston: Little, 149. Posner R.A. Economic Analysis of Law, 1st ed. Boston: Little, 150. Posner R.A. Economic Analysis of Law, 2nd ed. Boston: Little, 151. Posner R.A. Economic Analysis of Law, 5st ed. Boston: Little, 152. Posner R.A. Gratuitous Promises in Economics and Law // Journal 153. Priest G.L. Product Liability Law and the Accident Rate // Li- 154. Rizzo M. Uncertainty, Subjectivity, and the Economic Analysis of 155. Robertson D. Law&Economics Analysis: A Lawyer Perspective on 156. Rose-Ackerman S. The Economics of Corruption // Journal of Public 157. Rosenberg D. and Shavell S. A Model in Which Suits are Brought 158. Ruttan V.W. and Hayami Y. Toward a Theory of Induced Institu Sah R.K. Social Osmosis and Patterns of Crime // Journal of Political Economy. 1991. V. 99. P. 1272-1295. Schmitz P.W. The Coase Theorem, Private Information, and the Benefits of Not Assigning Property Rights // European Journal of Law and Economics. 2001. V. 11. No. 1. P. 23-28. 161. Schwartz A. Legal Implications of Imperfect Information in 162. Schwartz A. The Case for Specific Performance // Yak Law Journal. 163. Shavell S. A Model of Optimal Incapacitation // American Economic 164. Shavell S. A Note on Marginal Deterrence // International Review 165. Shavell S. On Liability and Insurance // Bell Journal of Economics. 166. Shavell S. Specific versus General Enforcement of Law // Journal 167. Shavell S. The Optimal Structure of Law Enforcement // Journal 168. Shavell S. Acquisition and Disclosure of Information Prior to Sale // 169. Shavell S. An Analysis of Causation and the Scope of Liability in 170. Shavell S. An Economic Analysis of Altruism and Deferred Gifts // 171. Shavell S. Damage Measures for Breach of Contract // Bell Journal 172. Shavell S. Economic Analysis of Accident Law. Cambridge, MA: 173. Shavell S. Strict Liability versus Negligence // Journal of Legal 174. Shavell S. Suit Versus Settlement when Parties Seek Nonmonetary ] 75. Shavell S. Suit, Settlement, and Trial: A Theoretical Analysis under Alternative Methods for Allocation of Legal Costs // Journal of Legal Studies. 1982c. V. 11. P. 55-81. 176. Shavell S. The Optimal Structure of Law Enforcement // Journal 177. Shavell S. The Social Versus Private Incentive to Bring Suit in a Costly 178. Shleifer A. and Vishny R.W. Corruption // Quarterly Journal of 179. Shughart W.F. and Tollison R.D. The Employment Consequences 180. Shughart W.F. The Organization of Industry. Homewood, IL: BRI/ 181. Sloan F.A. Tort Liability Versus other Approaches to Deterring 182. Stigler G. The Optimum Enforcement of Law // Journal of Political 183. Stigler G.J. The origins of the Sherman Act // Sullivan Т.Е. 184. Sullivan Т.Е. The Foundations of Antitrust // The Political Economy 185. Tullock G. Does Punishment Deter Crime? // Public Interest. 1974. 186. Umbeck J.R. A Theory of Property Rights with Application to 187. Umbeck J.R. The California Gold Rush: A Study of Emerging 188. Usher D. The Coase Theorem is Tautological, Incoherent or Wrong // 189. Veljanovski C.G. The Impact of the Employer's Liability Act 1880 // 190. Vira B. The Political Coase Theorem: Identifying Differences 191. Viscusi W.K. Reforming Products Liability. Cambridge, MA: 192. Wilde L.L. Criminal Choice, Nonmonetary Sanctions, and Marginal 193. Williamson О. Е. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust 194. Williamson О. Е. The Economic Institutions of Capitalism. New 195. Williamson O. Legal Implication of Imperfect Information in 196. Wilson J.Q. and Herrnstein R.J. Crime and Human Nature. New 197. Wolf C. A Theory of Nonmarket Failure: Framework for
Содержание Введение........................................................................ 5 Date: 2015-09-22; view: 456; Нарушение авторских прав |