![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Расширения базовой теории. Первоначально мы предположили, что агенты совершают действия, определенно вызывающие ущербы
Первоначально мы предположили, что агенты совершают действия, определенно вызывающие ущербы. Во многих случаях, однако, вред может возникнуть лишь по случайности, т.е. ущерб причиняется с некоторой вероятностью. Например, нетрезвый водитель создает только вероятность столкновения, равно как и фирма, хранящая вредные отходы в ненадлежащем хранилище, создает лишь вероятность загрязнения окружающей среды. К такого рода случаям вполне применимо все, рассмотренное выше. Имеется, однако, дополнительный вопрос, связанный с неопределенностью ущерба: санкции могут налагаться либо на основе совершения опасного действия, увеличивающего вероятность нанесения вреда (например, можно наказывать фирму за хране- ние отходов в неподходящих емкостях), либо на основе действительно произошедшего нанесения ущерба (например, если хранилище прорвало и отходы вылились наружу). В принципе каждый из этих подходов в состоянии обеспечить оптимальное сдерживание: если агенты нейтральны к риску, санкции за совершение опасного действия будут равны ожидаемому ущербу, а санкции за реальное причинение ущерба будут просто равняться величине этого ущерба. Выбор между санкциями, основанными на опасном действии, и санкциями, основанными на причиненном ущербе, зависит от многих факторов. Во-первых, санкции, основанные на действии, исходят только из ожидаемого ущерба, не обязаны быть очень высокими, чтобы обеспечить заданный уровень сдерживания. Следовательно, они обладают некоторыми преимуществами перед санкциями, основанными на ущербе, из-за возможной ограниченности активов потенциальных нарушителей. Такие более низкие санкции также предпочтительны, когда склонны к избеганию риска. Во-вторых, указанные виды санкций делятся по уровню сложности их применения, причем в одних обстоятельствах преимуществами обладают санкции, основанные на действии (например, в случае оценки достаточной оснащенности нефтяного танкера), в других - основанные на ущербе (проще определить, что машина со взрывчаткой взорвалась, чем установить, что в ней незаконно перевозилась взрывчатка). В-третьих, установление адекватных санкций также может требовать разных усилий в различных случаях: действительно нанесенный ущерб легче определить, когда он уже нанесен, в то время как вероятность его нанесения на момент совершения опасного действия оценить может быть весьма затруднительно; может существовать и обратное соотношение, когда ожидаемый ущерб статистически вычислим, но фактический ущерб (с учетом причинности) оценить практически невозможно (например, нанесение ущерба конкретным загрязнителем конкретной жертве). Таким образом, определение того, какой из режимов применения санкций наиболее целесообразен, должно проводиться применительно к каждому конкретному закону или их группам и базироваться на оценке трансакционных издержек и издержек осуществления мер наказания. Масштабы деятельности. При описании базовой модели было сделано предположение, согласно которому единственным решением, которое принимал экономический агент, было решение о выполнении действия, приносящего тот или иной вред. Во многих ситуациях, однако, индивид принимает не только решение о том, заниматься ли ему определенным видом деятельности, но и о том, в каком объеме или с какой интенсивностью. Так, садясь за руль автомобиля, человек решает, насколько осторожно ему вести машину и как долго это стоит делать. Аналогично фирма принимает решение о том, использовать ли ей технологию, загрязняющую окружающую среду, и в каких масштабах. Как отмечалось выше, даже агенты, принимающие должные меры предосторожности, могут причинить ущерб, поэтому масштабы их деятельности будут близки к оптимальным, только если они примут на себя издержки такого «остаточного» ущерба. Следовательно, выбор уровня (или масштабов) деятельности будет корректным при применении правил строгой ответственности, однако в рамках правил условной ответственности стороны в общем случае будут заниматься потенциально вредоносной деятельностью в чрезмерном с общественной точки зрения объеме. Важным приложением этого утверждения являются сферы, связанные с безопасностью и экологическим регулированием. Соответствующие правила обычно формулируются в терминах стандартов, или условий, которые необходимо выполнить, и которые, будучи выполненными, освобождают «причинителя» ущерба от ответственности. Именно при таком регулировании масштабы регулируемой деятельности имеют тенденцию оказываться чрезмерными. Ошибки контроля исполнения закона. В процессе контроля исполнения закона и принуждения его к исполнению могут возникать ошибки двух классических типов: 1) индивид, который должен быть признан ответственным, 2) индивид, который не должен быть признан ответственным, Обозначим вероятности этих ошибок для обнаруженного индивида, т.е. подозреваемого, через nl и л2 соответственно. С учетом этих факторов можно утверждать, что индивид совершит неправильное действие, когда его выгода G, «очищенная» от ожидаемого штрафа, при условии, что он совершит действие, будет выше, чем выплачиваемый им ожидаемый штраф, при условии, что он не совершит вредоносного действия: G-P(l ~п{)Р>-Рп2Р, или после преобразований: G> (1 -л, -п2)РР. 130 Отметим в связи с полученным соотношением, что оба типа ошибок ослабляют сдерживание, поскольку компонент (1 - Ttj - л2) убывает по обеим переменным п\ и л2. Первый тип ошибок ослабляет сдерживание, поскольку он снижает ожидаемый штраф, если агент совершает правонарушение. Второй тип ошибок ослабляет сдерживание правонарушений, поскольку снижает предельные выгоды от подчинения закону. Так как ошибки ослабляют сдерживание, они снижают общественное благосостояние: ведь для того, чтобы обеспечить любой заданный уровень сдерживания в условиях существования упомянутых ошибок, вероятность Р (а стало быть, и уровень издержек) должна быть выше, чтобы перекрыть воздействие ошибок [Pog, 1986]. Предельное сдерживание. Достаточно часто перед экономическими агентами стоит не просто выбор — совершать вредоносный поступок или не совершать, но и выбор между двумя или несколькими вредоносными альтернативными действиями. Например, фирма может решать, совершать ли ей небольшие или значительные выбросы вредных отходов, скрывать ли от налогообложения большую или меньшую часть прибыли и т.п. В такого рода ситуациях угроза санкций влияет не только на то, откажется ли агент от намерения совершить правонарушение, но и на то, какое из зол он выберет, если не откажется от вредоносных действий вообще. Как показывает анализ, если величина налагаемых санкций растет с ростом ущерба, у индивида есть основания совершать скорее менее вредоносное, чем более вредоносное действие. Этот феномен и принято называть предельным сдерживанием [Stigler, 1970]. Необходимо заметить, что обеспечение предельного сдерживания сопряжено с социальными издержками. Ведь для того, чтобы размер санкций рос с ростом ущерба, для менее вредоносных действий должны быть установлены менее существенные наказания, а это снижает уровень сдерживания таких действий. По поводу предельного сдерживания нужно сделать еще два замечания: во-первых, оно может быть обеспечено путем изменения как вероятности обнаружения, так и размера санкций. Это означает, что государство может добиться эффекта предельного сдерживания за счет снижения не только санкций за менее вредоносные проступки, но и уменьшения вероятности их обнаружения, что обеспечивает тот же конечный результат с меньшими издержками. Во-вторых, условия предельного сдерживания выполняются естественным образом, если ожидаемые санкции равны нанесенному ущербу для всех уровней последнего. Формаль- ный анализ феномена предельного сдерживания представлен в работах [Shavell, 1992], [Wilde, 1992]. Явка с повинной. Из практики известно, что иногда правонарушитель сам заявляет в правоохранительные органы о совершенном им вредоносном действии: так поступают фирмы, допустившие загрязнение окружающей среды, виновники дорожно-транспортных происшествий и т.п. С точки зрения обсуждаемых здесь концепций явка с повинной может быть обусловлена сокращением санкций для тех агентов, которые добровольно раскрыли информацию о совершенном нарушении закона. Однако снижение штрафа означает и уменьшение эффекта сдерживания, поэтому вопрос о размерах «послабления» наказания за явку с повинной представляется весьма важным. Предположим для простоты, что роль санкции выполняет штраф F, вероятность обнаружения правонарушения равна Ри агент нейтрален к риску. Если агент совершает нарушение и не является с повинной, то его ожидаемая санкция равна PF. Предположим, что в случае явки с повинной штраф снижается на величину Е, становясь равным (PF- E). Если £ достаточно мала, то при указанных предпосылках у агента все равно останутся стимулы для явки с повинной, однако сдерживающий эффект санкций при этом останется примерно таким же. Почему же на практике факт явки с повинной часто существенно снижает наказание? Одна из причин состоит в том, что явка с повинной может значительно уменьшить издержки контроля исполнения законов, начиная от издержек обнаружения нарушения и кончая издержками доказательства вины нарушителя. Вторая причина — снижение риска потенциальных виновников: если они склонны к избеганию риска, этот факт должен найти социальное одобрение. Например, водители принимают на себя меньший риск, если знают, что, совершив дорожно-транспортное происшествие и заявив о нем, они наверняка будут наказаны, но менее строго, что для них более предпочтительно, чем значительно более суровое наказание, налагаемое с некоторой вероятностью. Третья причина заключается в том, что раннее заявление о совершенном нарушении может значительно смягчить его последствия. Так происходит, например, когда фирма, случайно совершившая выброс нефтепродуктов в реку, сразу же заявляет об этом, и загрязнение не успевает распространиться на большую территорию. Подробнее этот круг вопросов рассмотрен в работах [Kaplow and Shavell, 19946], [Malik, 1993], [Innes, 1999]. Агентские отношения. В ходе предшествующего обсуждения мы предполагали, что потенциальный виновник является лицом, действующим на свой страх и риск, преследующим исключительно собственные цели. Между тем, достаточно часто он оказывается исполнителем (agent), действующим по воле поручителя (principal). Иными словами, виновник состоит в агентских отношениях (agency, или principal — agent relations) с другим лицом или организацией. Когда вред причинен действиями поручителя и исполнителя, многие из ранее сформулированных положений трансформируются в выводы о санкциях, которые должны применяться поручителем по отношению к исполнителю. Ведь если нейтральный к риску поручитель сталкивается с ожидаемым штрафом, равным нанесенному ущербу, он будет относиться к исполнителю так же, как общество относится к действующему самостоятельно потенциальному нарушителю закона. Соответственно, поручитель будет вести себя социально оптимально в сфере контроля действий исполнителя. В частности, он заключит такой контракт и будет осуществлять такой мониторинг действий исполнителя, которые создадут у последнего социально приемлемые стимулы к снижению возможного вреда24. Тем самым в данном аспекте агентские отношения представляют собой частный случай общего процесса принуждения к исполнению правил. Вопросы, относящиеся к процессу принуждения законов к исполнению (или контроля исполнения законов), в связи с агентскими отношениями возникают тогда, когда речь заходит о распределении финансовых санкций между двумя их сторонами. Эти вопросы не являются существенными в тех случаях, когда стороны агентских отношений в состоянии самостоятельно перераспределить такие санкции между собой в рамках заключенного между ними контракта. Например, если исполнитель находит, что он может столкнуться с риском наложения значительного штрафа и при этом в большей степени стремится избегать риска, чем его поручитель, последний может взять этот риск на себя при заключении между ними контракта. Следовательно, санкции, которые могут быть фактически наложены на исполнителя в ходе выполнения им контракта, не будут зависеть от тех решений относительно финансовых санкций, которые могут принимать органы, контролирующие исполнение законов. 24 Этот круг вопросов подробнее рассматривается в учебном пособии: Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов. М.: ИНФРА-М, 2004. Напротив, вопрос о распределении денежных санкций, налагаемых властями, между сторонами агентских отношений становится значимым, когда он может повлиять на общую величину наказания, возлагаемого на них. Например, если значительный денежный штраф, превышающий размеры имущества исполнителя, налагается только на него, в совокупности с поручителем он фактически избегает части санкций, что, естественно, уменьшает сдерживание. Если же такой штраф возлагается на поручителя, обычно владеющего более дорогими активами, сдерживание сохраняется на социально оптимальном уровне. Тем самым перенесение части ответственности на поручителя в тех случаях, когда ущерб наносится исполнителем в ходе реализации заданий поручителя, является мерой, способствующей принятию эффективных мер предосторожности. Сказанное верно и в противоположном случае, когда недостаточным для выплаты штрафа оказывается имущество поручителя, например, когда агентом выступает адвокатская фирма. Здесь также социально оптимальной является совместная ответственность сторон агентских отношений ([Kraakman, 1984, 1986], [Kornhauser, 1982]). Из приведенных рассуждений следует, что в случае, когда имущества исполнителя недостаточно для компенсации ущерба, социально желательным может быть применение к нему санкции в форме тюремного заключения, даже если для таких выплат достаточным оказывается имущество поручителя. Дело в том, что при указанной ситуации у поручителя отсутствуют средства обеспечения правильного поведения его исполнителя: в соответствующий контракт не могут быть включены адекватные денежные санкции, а частное заключение в тюрьму невозможно. Например, фирма не в состоянии, несмотря на угрозу штрафов или увольнения, добиться того, чтобы ее служащие никогда не манипулировали с поступающими заказами. В то же время адекватное сдерживание может быть обеспечено угрозой тюремного заключения для виновников таких манипуляций [Polinsky and Shavell, 1993]. Ограничение в правах. Обсуждение государственного контроля исполнения законов сосредоточено, как следует из сказанного выше, на сдерживающем воздействии налагаемых санкций. Однако у общества есть и иной путь предотвращения возможных правонарушений — достижение такого положения возможных нарушителей, в котором они не в состоянии причинить тот или иной вред. Таким способом является ограничение в правах (incapacitation). Тюремное заключение, рассматривавшееся выше, является наиболее явным случаем ограничения в правах, одна- ко практика знает и другие его разновидности, например: лишение индивида водительских прав, запрет на занятие руководящей должности в системе государственной службы, лишение родительских прав и т.п. Чтобы лучше понять процесс государственного контроля исполнения законов в случае ограничивающих в правах санкций, предположим, что единственной функцией санкций является именно ограничение в правах, т.е. что санкции не играют сдерживающей роли, и рассмотрим для определенности случай тюремного заключения. При нашем предположении продолжительность тюремного заключения должна быть такой, чтобы выгоды от сокращения преступности превзошли издержки содержания заключенных в тюрьмах, причем это требование должно выполняться в течение достаточно продолжительного времени, в том числе и относительно виновников не слишком серьезных правонарушений. Существуют, однако, убедительные свидетельства того, что склонность совершать преступления резко снижается с возрастом, начиная с некоторого момента времени. Кроме того, рассуждая логически, мы должны заключить, что есть индивиды, которых стоит держать в тюрьме, если даже они не совершили преступления, поскольку их потенциальная опасность для общества делает это желательным. Поскольку на практике лучшим основанием для вывода о потенциальной опасности индивида для общества служит тот факт, что он уже совершил правонарушение, получается, что практически пожизненному тюремному заключению должен (при наших предположениях) быть подвергнут любой индивид, однажды нарушивший закон. Соотношение между последствиями государственного принуждения к исполнению законов в случае, когда целью такового является сдерживание индивидов от правонарушений, и в случае, когда целью является ограничение в правах, может быть выражено в следующих основных положениях. Во-первых, когда целью является ограничение в правах, т.е. в возможности совершить правонарушение, оптимальная величина санкции не зависит от вероятности задержания нарушителя, что существенно отличается от случая, когда целью является сдерживание. Во-вторых, когда целью является сдерживание, вероятность (т.е. издержки общества на обнаружение виновника) и величина санкций определяются возможностью сдержать нарушения, и, если такие возможности ограничены (как, например, в случае душевнобольных), оптимальными могут оказаться низкие ожидаемые санкции (в частности, за счет снижения вероятности обнаружения, т-е. наиболее дешевым для общества способом). Напротив, если целью является ограничение в правах, оптимальными в таких случаях оказываются значительные санкции (т.е. длительное ограничение возможности совершать нарушения) [Shavell, 1987с]. Существует весьма обширная литература, посвященная эмпирическому анализу влияния интенсивности государственного контроля исполнения законов на уровень правонарушений (см., например, обзор в работе [Levitt, 19986]). Представленные в ней свидетельства, однако, не проводят различий между сдерживанием и ограничением в правах (прежде всего в форме тюремного заключения) как различными источниками сокращения правонарушений в ответ на усиление указанного контроля. Кроме того, в осуществленных исследованиях не до конца решена проблема направления причинности. Дело в том, что в ситуациях, когда усиление контроля не коррелирует со значительным сокращением уровня правонарушений, объяснение может быть двояким: либо сдерживание и ограничение в правах несущественны, либо их значимость скрыта, поскольку усилия по контролю и санкции возрастают в ответ на рост преступности, обусловливаемый какими-либо «внешними» причинами. Коррупция в процессах контроля исполнения законов. В целом ряде ситуаций контролер и потенциальный нарушитель могут посчитать взаимовыгодным заключение соглашения, в рамках которого нарушитель платит за то, что контролер «не замечает» нарушения. Эта проблема, очевидно, тем серьезнее, чем значительнее размер санкции, грозящей нарушителю. Для преодоления коррупции и порождаемого ею подрыва эффекта сдерживания могут быть использованы два достаточно общих подхода. Один из них состоит в общем ужесточении наказаний, так, чтобы оговариваемая сумма выплат за молчание также возросла, столкнулась с бюджетным ограничением нарушителя и он не мог бы удовлетворить запросы коррумпированного контролера, который, соответственно, не стал бы умалчивать о совершенном нарушении. Однако эта стратегия может оказаться неэффективной по двум причинам: во-первых, из-за общих ограничений на величину санкций, о чем шла речь выше, а во-вторых, из-за возможного стремления контролера не к максимизации своего дохода, а к получению удовлетворяющей его величины взятки, учитывающей ограниченные платежные возможности нарушителя. Второй подход состоит в попытках контролировать коррупцию за счет применения санкций к ее участникам. Этот путь весьма затратен в связи с очевидным стремлением обеих сторон (и виновника, т.е. коррумпированного контролера, и жертвы, т.е. индивида, совершившего нарушение) к сокрытию информации об имевшем место нарушении правил контроля исполнения законов. К нему, кроме того, полностью относятся все сделанные выше замечания относительно процессов такого контроля, поскольку, по существу, речь в рамках такого подхода идет просто об особом виде правонарушений. В последнее время вопросам экономического анализа коррупции стало уделяться большое внимание, что нашло отражение в огромном количестве теоретических работ и некотором числе эмпирических исследований, начиная с преимущественно неформального обсуждения в работах [Becker and Stigler, 1974], [Shleifer and Vishny, 1993] и кончая эконометрическими межстрановыми сопоставлениями (см., например, [Fisman and Gatti, 2000]). Вопросы для самопроверки О Каковы экономические аргументы в пользу государственного принуждения к исполнению законов? О Сформулируйте основные положения базовой модели контроля исполнения законов. О Как трактуется общественное благосостояние в рамках базовой модели? О Как можно записать оптимизационную задачу власти в рамках базовой модели? Q Почему для индивидов, избегающих риска, величина оптимального штрафа за нарушение закона ниже, чем для нейтральных к риску индивидов? О Какие из видов санкций за нарушение закона сопряжены с издержками (в базовой модели)? О Каким будет соотношение штрафов и тюремного заключения в базовой модели, если предполагается совместное использование названных санкций? Q Как меняет базовую модель введение зависимости между вероятностью обнаружения нарушителя и величиной расходов государства на осуществление контроля исполнения законов? Q Как меняется базовая модель при введении фактора масштабов потенциально вредоносной деятельности? О Как ошибки контроля исполнения законов влияют на сдерживание правонарушений? Q Что собой представляет предельное сдерживание? Q Почему явка с повинной (обычно) существенно снижает наказание? Q Почему взяточника или взяткодателя, явившегося с повинной, освобождают от наказания? О Как учитываются агентские отношения в процессе контроля исполнения законов и при наказании нарушителя? О Влияет ли на правонарушающую деятельность участников агентских отношений распределение денежных санкций между поручителем и исполнителем? Q В каких случаях социально желательно (с экономической точки зрения) тюремное заключение нарушителя? Q Как влияет ограничение в правах на сдерживание правонарушений? Q Каковы общие подходы к сдерживанию коррупции? Основные понятия главы • Безусловное (строгое) правило ответственности • Условное правило ответственности • Санкции за нарушение закона • Оптимальный штраф • Сдерживание правонарушений • Оптимальный уровень контроля исполнения законов • Вероятное причинение ущерба • Санкции, основанные на опасном действии • Санкции, основанные на причиненном ущербе • Ошибка первого рода (контроля исполнения закона) • Ошибка второго рода (контроля исполнения закона) • Предельное сдерживание • Явка с повинной • Ограничение в правах • Тюремное заключение • Коррупция Часть III
Лава Date: 2015-09-22; view: 501; Нарушение авторских прав |