Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базовая модель контроля исполнения законов
Экономически ориентированный анализ процессов исполнения законов под эгидой государства активно осуществлялся еще в XVIII столетии в работах Ш. Монтескье (1748), К. Беккариа (1770) и Дж. Бентама (1789), после чего интерес к подобным исследованиям пропал вплоть до появления знаменитой статьи Г. Беккера «Преступление и наказание: экономический подход» [Becker, 1968], породившей обширную литературу. В соответствии с упомянутыми и другими публикациями, базовую модель экономической теории контроля исполнения законов можно очертить следующим образом. Пусть имеется экономический агент (индивид или фирма), решающий, совершить ли ему действие, определенно причиняющее какой-либо вред (случай стохастически причиняемого вреда будет рассмотрен ниже). Если он совершит действие, то получит некоторую выгоду, однако одновременно столкнется с риском быть пойманным, признанным виновным и наказанным. При этом правило (закон), в соответствии с которым определяется ответственность, может быть как безусловным, или строгим (субъект, причинивший вред, признается ответственным независимо от характеристик его поведения), так и условным (fault-based). В последнем случае индивид, причинивший вред, признается ответственным и наказывается, только если в своем поведении он отклонился в худшую сторону от установленного стандарта вины (a fault standard). Правило условной ответственности широко используется, например, применительно к несчастным случаям (в форме правила небрежности; см. выше), а также во многих случаях использования схем государственного регулирования, когда наказанию подвергается только та сторона, которая отступила от установленного регулирующего стандарта, например при превышении допустимых норм загрязнения окружающей среды. Санкции, применяемые к нарушителю, могут иметь характер денежных штрафов, тюремного заключения либо комбинации того и другого. Совершит ли агент вредоносное действие, определяется его оценкой ожидаемой полезности. Очевидно, действие будет совершено, если оно увеличит ожидаемую полезность агента, принимающего во внимание непосредственную выгоду, которую он получит от этого поступка, а также вероятность, форму и уровень санкции, которой он может быть подвергнут. Важно подчеркнуть, что в рамках базовой модели предполагается, что как вероятность санкционирования, так и величина или уровень санкции известны агенту23. В исходном варианте базовой модели предполагается также, что агент нейтрален по отношению к риску наложения санкций. Предпосылкой базовой модели является отсутствие социальных издержек наложения штрафов, поскольку они представляют собой простой денежный трансферт. В то же время тюремное заключение сопряжено с социальными издержками, обусловленными расходами общества на содержание тюрем, а также с отрицательной полезностью, получаемой заключенными. В действительности, конечно, взимание штрафов сопряжено с издержками, необходимыми для вынесения судебного приговора, и собственно сбором штрафов. Если принять это обстоятельство во внимание, то оно проявится, однако, только в том, что более высоким должен оказаться размер оптимальных штрафов, поскольку он должен будет не только покрывать нанесенный ущерб, но и издержки на функционирование системы наказания нарушителей. При этом качественный характер выводов остается неизменным, поскольку часть издержек правоохранительной системы уже включена в рассмотрение в базовой модели: в ней предполагается, что для увеличения вероятности обнаружения и наказания нарушителя государство должно потратить больше ресурсов на функционирование правоприменительной системы. Общественное благосостояние в рамках рассматриваемой базовой модели трактуется как сумма ожидаемых полезностей 23 Существует ряд исследований, в которых эта предпосылка ослабляется в нескольких направлениях. Так, в работе [Bebchuk and Kaplow, 1992] разбирается случай, когда агент ошибочно оценивает вероятность санкционирования, в работе [Kaplow, 19906] изучается ситуация, где агенты могут осуществлять расходы на приобретение информации относительно санкций, в работе [Sah, 1991] рассматривается процесс обучения агентов относительно действительного уровня контроля исполнения закона. Эмпирические данные относительно знаний правонарушителей об ожидавших их санкциях приведены в работе [Wilson andHerrnstein, 1985].
индивидов. Ожидаемая полезность индивида зависит от того, совершил ли он вредоносное действие, подвергся санкциям, стал жертвой вредоносного действия, и от его налоговых платежей, представляющих издержки функционирования системы контроля исполнения законов. Из этой величины вычитается величина полученных с него штрафов. Если индивиды нейтральны к риску, общественное благосостояние может быть выражено просто как индивидуальные выгоды, полученные от совершенных ими действий, уменьшенные на причиненный им вред и издержки функционирования системы контроля. При этом предпосылка о том, что все индивидуальные выгоды представлены в совокупном общественном благосостоянии (включая, например, удовольствие, которое получает от своих действий маньяк-убийца), может быть легко ослаблено без влияния на общие выгоды. Исключение такого рода выгод из общественного благосостояния будет означать, что большее число действий должно трактоваться как социально нежелательное и оптимальные санкции и усилия по контролю исполнения законов должны быть выше. Задача, которую решают власти, осуществляющие контроль исполнения законов, заключается в максимизации общественного благосостояния путем выбора издержек контроля или, что то же, вероятности обнаружения нарушения закона, а также выбора уровня санкций, их формы (штраф, тюремное заключение или их комбинация) и правила определения ответственности (строгая или условная). Рассмотрим сначала выбор оптимальных параметров контроля в предположении, что вероятность обнаружения нарушения фиксирована. Тогда объектом выбора становятся форма и уровень санкций при действии строгой и условной ответственности. Строгая ответственность. Предположим, что единственной формой санкций являются штрафы и агенты нейтральны к риску. Тогда оптимальный штраф F- Н/Р, т.е. равен отношению величины ущерба к вероятности обнаружения нарушения. Именно при такой величине ожидаемый штраф оказывается равным наносимому ущербу. Этот штраф будет оптимальным, поскольку при таком штрафе индивид станет совершать вредоносные поступки, если и только если его выгода (уменьшенная на величину штрафа) все равно превышает наносимый поступком вред, т.е. общественное благосостояние увеличивается. Эта фундаментальная формула была фактически получена еще Дж. Бентамом и затем в различных вариантах повторена во многих других работах. Если индивид стремится избежать риска, оптимальный штраф будет ниже, чем в рассмотренном случае, по двум причинам. Во-первых, поскольку избегающий риска индивид легче поддается сдерживанию, чем нейтральный к риску агент, штраф для первого не должен быть столь же велик, как и для второго, для достижения одинакового эффекта сдерживания нарушений законов. Во-вторых, уменьшение штрафов снижает принимаемые на себя риски индивидов, решивших совершить вредоносный поступок, т.е. повышает общественное благосостояние. Однако одновременно уменьшение штрафов также и увеличивает число агентов, готовых принять на себя риск совершения проступка, поэтому в целом ситуация оказывается неоднозначной. Теперь предположим, что формой санкций является тюремное заключение, т.е. что санкционирование сопряжено с издержками. В этом случае простая формула для определения оптимального наказания отсутствует. Как показано в работе [Polinsky andShavell, 1984], оптимальными с точки зрения общественного благосостояния могут оказаться такие сроки тюремного заключения, которые сдерживают нарушения как в недостаточной, так и чрезмерной (с экономической точки зрения) степени. С одной стороны, относительно короткие сроки заключения, обусловливая недостаточное сдерживание правонарушений, являются социально желательными, поскольку при этом снижаются издержки содержания в тюремной системе тех агентов, кто решился совершить вредоносное действие. С другой стороны, относительно длительные сроки заключения, вызывая чрезмерное сдерживание, также могут быть социально желательными, поскольку снижаются совокупные издержки содержания тюремной системы из-за сокращения числа индивидов, решившихся на совершение правонарушения. Если рассмотреть теперь совместное использование штрафов и тюремного заключения, легко заметить, что в такой системе штрафы должны использоваться в максимальной степени, так что лишь «остаток» наказания, которое нельзя взыскать из-за ограниченности имущества нарушителя, должен «добираться» за счет тюремного заключения. Обоснование (на качественном уровне) этого положения связано с тем, что взимание штрафов в модели предполагается лишенным издержек, в то время как содержание тюрем сопряжено с издержками для общества [Becker, 1968]. Пусть F- штраф, Меньший, чем максимальный Fm, a / — большее нуля время тюремного заключения. Будем приближать fk F, одновременно
уменьшая t, чтобы отрицательная полезность комбинированного наказания оставалась неизменной. В этом случае как сдерживание, так и величина наносимого вреда также останутся неизменными, в то время как издержки наказания будут снижаться, увеличивая тем самым общественное благосостояние. Следовательно, оптимальным будет максимальное использование штрафных санкций до тюремного заключения. Вместе с тем, в случаях, когда имущество нарушителя представляет собой ненаблюдаемую величину, более предпочтительным оказывается преимущественное использование тюремного заключения [Levitt, 19976]. Условная ответственность. Как было показано в главе 3, компенсации, равные, превосходящие или даже несколько меньшие, чем нанесенный ущерб, оказываются достаточными для того, чтобы вызвать оптимальное с общественной точки зрения поведение потенциальных виновников при применении правил небрежности. Аналогичная логика применима и к общему случаю условных правил ответственности, для которых санкция в размере Н/Р, означающая, что ожидаемая величина санкции равна ожидаемому ущербу, играет роль компенсации в упомянутой главе. В случаях когда агенты стремятся избегать риска или же в качестве санкции используется тюремное заключение, условная ответственность получает преимущество перед строгой (безусловной) ответственностью: индивиды, ведущие себя оптимально, но тем не менее причиняющие вред, не будут наказаны, что сэкономит социально дорогостоящие издержки наложения наказания: ведь в случае применения штрафных санкций агенты, ведущие себя оптимально, вообще не принимают на себя никаких рисков, а в случае тюремного заключения к ним не применяется ограничение их свободы [Shavell, 1982a]. Вместе с тем, применение правила условной ответственности более сложно, поскольку требует от контрольных органов предварительного установления стандарта вины, а также оценивания того, нарушило ли совершенное действие этот стандарт. Оптимальный контроль исполнения законов с переменной вероятностью обнаружения нарушителя. Пусть теперь власти определяют оптимальные расходы на осуществление контроля исполнения законов, т.е. оптимальную вероятность обнаружения правонарушителя. В условиях применения правила строгой ответственности, если санкциями являются только штрафы, а агенты нейтральны к риску, оптимальный уровень штрафов максимален (Fm), а оптимальная вероятность низка. Обоснование такой политики заключается в том, что, если штрафы не максимальны, общество может сэкономить средства путем одновременного повышения штрафов и снижения вероятности, не уменьшая степени сдерживания нарушений. Действительно, если F< Fm, то увеличение штрафа до Fm и снижение вероятности от Р до (F/Fm)P сохранит ожидаемый штраф на уровне PF, так что уровень сдерживания останется неизменным, но расходы на контроль снизятся, что приведет к росту общественного благосостояния [Becker, 1968], [Polinsky and Shavell, 1979]. Если агенты стремятся избегать риска, оптимальные штрафы могут быть меньше максимальных. Дело в том, что использование очень высоких штрафов возлагает существенные издержки принятия риска на агентов, решивших совершить вредоносные действия, что приводит к снижению общественного благосостояния [см. там же]. Предположим теперь, что санкции за нарушения представляют собой тюремное заключение и агенты нейтральны к риску заключения в тюрьму, т.е. отрицательная полезность одного года пребывания в тюрьме одна и та же для каждого дополнительного года заключения. Тогда оптимальный срок заключения должен быть максимальным по уже знакомым причинам: если срок заключения увеличивается, а вероятность обнаружения нарушения снижается так, чтобы ожидаемые санкции оставались неизменными, ни поведение индивидов, ни издержки установления наказания не изменятся, однако затраты на обнаружение нарушений сократятся [Shavell, 1991 b]. Если же индивиды стремятся избегать риска тюремного заключения, т.е. отрицательная полезность каждого года заключения увеличивается с числом таких лет, аргументы в пользу максимизации сроков тюремного заключения становятся еще более четкими, чем в случае агента, нейтрального к риску: когда продолжительность заключения возрастает, вероятность обнаружения правонарушения может быть снижена даже в большей степени, чем в риск-нейтральном случае без снижения уровня сдерживания. Следовательно, при этом не только будет достигаться экономия расходов на функционирование системы контроля, но и снижаться социальные издержки заключения в тюрьму, поскольку уменьшается ожидаемое время пребывания в ней [Polinsky and Shavell, 1999<з]. В случае когда в качестве санкций применяются и штрафы, и тюремное заключение, оптимальной политикой контроля Исполнения законов должно быть максимальное использование штрафов, в то время как применение тюремного заключения нежелательно. К этому нужно добавить, что в отличие от случая использования только тюремного заключения, оптимальная его продолжительность не может быть максимальной, даже если агенты нейтральны к риску или стремятся избегать риска заключения в тюрьму. Это объясняется тем, что если срок заключения вырос, а вероятность обнаружения снизилась так, чтобы сдерживание осталось неизменным, то возникает большая опора на заключение, чем на штрафы, что с общественной точки зрения обходится дороже [Shavell, 1991Й]. В случае применения правил условной ответственности наименее затратным способом обеспечения подчинения поведения стандартам вины является использование наивысших возможных санкций и одновременно наиболее низкой вероятности обнаружения, что будет сдерживать агентов от совершения случайных ошибок. Обоснование этого положения заключается в том, что если все агенты, которые были бы признаны виновными, воздержались от совершения правонарушения, то единственными издержками системы контроля остались бы те, которые связаны с установлением вероятности. А такие издержки минимизируются за счет назначения максимальных санкций и, соответственно, низкой вероятности обнаружения. Отметим, что данное положение не зависит от того, выступают ли в роли санкций штрафы или тюремное заключение, а также от отношения индивидов к риску штрафов или заключения. Однако, как уже отмечалось, определение вины может встретиться с трудностями. Ошибки будут влиять на сдерживание и могут привести к назначению санкций, связанных с социальными издержками. Date: 2015-09-22; view: 401; Нарушение авторских прав |