Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогическое взаимодействиеВзаимодействие как единство общения и деятельности Взаимодействие предполагает взаимную активность субъектов взаимодействия: воспитателя и воспитуемого, коллектива и личности, личности и социума, — и происходит в двух основных формах: в общении и деятельности. В процессе общения и деятельности складывается отношение человека к окружающему миру, к людям и самому себе. С.Л.Рубинштейн утверждал, что личностью является лишь человек, «который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе». Индивидуальный рисунок развития личности, ее характера, направленности, способностей зависит от той системы отношений, в которых личность развивается и воспитывается. Воспитывать — это в значительной степени означает создавать систему взаимозависимостей между людьми, в результате чего создаются определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера, направленности. Воспитание — это по сути дела производство отношений, и для того чтобы оно было эффективным, мы должны включить личность в продуктивное взаимодействие. Побудительной причиной деятельности являются потребности. Связь между потребностью и деятельностью следующая: «деятельность — потребность — деятельность», т.е. потребности не только побуждают к деятельности и управляют ею со стороны субъекта, но и формируются в процессе деятельности. Следовательно, продуктивность взаимодействия зависит от того, насколько педагогически целесообразно организована деятельность, какие потребности в процессе этой деятельности формируются. Любая деятельность протекает на фоне общения. Принято различать в общении следующие стороны: перцептивную (восприятие и понимание человека человеком), интерактивную, поведенческую (обмен действиями, взаимодействие), коммуникативную (обмен информацией, межличностные контакты). Продуктивное и непродуктивное взаимодействие Продуктивное взаимодействие приносит человеку удовлетворенность, он становится открытым для мира и для других людей. Жизненные силы раскрываются. Непродуктивное взаимодействие сопровождается отрицательными эмоциями: страхом, тревожным ожиданием, паникой, что приводит к отчужденным, деструктивным отношениям, делает человека закрытым для мира и для других людей. Жизненные силы человека разрушаются. В процессе взаимодействия складываются межличностные отношения. Э.Фромм выделяет следующие виды межличностных отношений: симбиотические отношения; отчужденность и разрушение; любовь. При симбиотических отношениях человек связан с другим человеком, но при этом либо теряет, либо вообще никогда не достигает независимости. Он избегает опасности одиночества, становясь частью другого человека, будучи или «поглощенным» другой личностью или поглотившим ее. Отчужденность — это уход в себя, возникает в ситуации собственного бессилия, когда другие воспринимаются как носители угрозы. Деструктивностъ — активная форма отчужденности; потребность разрушать личность другого возникает из страха самому быть разрушенным другим. Это извращенная форма стремления к жизни, которая трансформируется в энергию разрушения жизни. Любовь — продуктивная форма отношения к другим и самому себе. Это выражение близости между двумя людьми при условии сохранения целостности личности обоих. Есть общие свойства, считает Э.Фромм, присущие всем формам продуктивной любви. Это забота, ответственность, уважение и знание. Продуктивность любого общения в системе воспитательных отношений зависит от того, как учитель и дети воспринимают друг друга, какие они при этом испытывают чувства, как они взаимодействуют. Взаимодействие между воспитателем и воспитанником всегда сопровождается определенными чувствами. Эти чувства могут быть конъюнктивными — сближающими, объединяющими людей, и дизъюнктивными — разъединяющими их. Взаимодействие в условиях воспитательного процесса может происходить как на функциональном, так и на человеческом уровне. В основе функционального взаимодействия лежит выполнение предписанной должностью роли. Уровень человеческого взаимодействия требует взаимной открытости, глубоких духовных контактов, обмена личностными смыслами субъектов взаимодействия. Взаимодействие только на уровне функциональных отношений не может быть эффективным. Про таких учителей П. П. Блонский писал: «Беззаветно уверовав в пользу современной школы, в ее уроки, методы и учебники, они деспотически захватили в свои цепкие руки опытных ремесленников учительского цеха живые детские души»1. Он призывал к человеческим отношениям: «Любите не школу, а детей, приходящих в школу... пусть учитель не скрывает от детей своего сердца... пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни, культурного творчества и для учителя» (Там же).
Уровень человеческих отношений требует гуманизации воспитательных отношений. Основой для гуманизации воспитательных отношений является позиция педагога, которая должна быть ориентирована на безусловное, безоценочное принятие ребенка. Необходимо в стенах учебного заведения выстраивать отношения доверия, взаимопомощи, сотрудничества, взаимной заботы и ответственности педагога и ребенка. Деятельность, в которую включается ребенок, должна приносить удовлетворение, способствовать раскрытию его жизненных сил. В ситуации взаимодействия всегда есть две стороны: учитель (воспитатель) и ученики (воспитанники). Важно, чтобы не только ученики, но и учитель был удовлетворен полноценным содержательным общением, тогда жизненные силы педагога будут раскрываться, повысится его энергия в решении конкретных задач. Деформация воспитательного взаимодействия Лидером воспитательного взаимодействия является учитель, именно на нем лежит ответственность за развитие воспитательной ситуации. В практике школы нормой стало взаимодействие на основе функциональных отношений. Эти отношения ограничиваются формальным выполнением роли и приводят к дефициту духовной близости. Учитель, который не может преодолеть рамки функционально-ролевых контактов, подняться в общении с учеником на уровень человеческих отношений, часто допускает ошибки, которые становятся причиной отчужденности ребенка. Отчужденность во взаимоотношениях учителя и ученика проявляется в уходе ребенка в себя, отсутствии доверия, понимания в отношениях, что препятствует развитию и совершенствованию личности. В воспитательной практике наблюдаются следующие проявления отчужденности. Отчужденность ученика от школы проявляется в потере интереса к знаниям, в ухудшении психического и физического здоровья, различных формах деструктивного (девиантного и делинквентного) поведения. Отчужденность личности от коллектива проявляется в уходе человека в личные проблемы, псевдоинтимности, ослаблении интереса к общественной жизни, потере социальной активности. Наиболее тяжелая форма отчужденности — это отчужденность личности от самой себя. Это уже определенная деформация сознания, которая ставит серьезные препятствия на пути развития личности. Жизненные силы тратятся непродуктивно, личность не может в полной мере реализовать себя в жизни. Существует ряд ошибок восприятия ребенка, которые приводят к серьезным проблемам в его взаимоотношениях с воспитателем: - стереотипное восприятие ребенка, когда у учителя формируется образ «троечника», «способного», «бездарного», «хорошей девочки», «нарушителя дисциплины», и этот стереотип вызывает эффект ожидания, который довлеет как над учащимися, так и над учителем; - проецирующее восприятие, когда партнера по общению наделяют собственными достоинствами и недостатками; - инерционность восприятия, когда последняя впечатляющая информация становится доминирующей в оценке детской личности, и учитель не воспринимает новую информацию о ребенке; - инфантильное восприятие, которое основывается на делении партнеров по общению на «хороших» и «плохих» в зависимости от того, как последние к ним относятся, и если в отношении кого-то сформировался «образ врага», то этот человек лишается сочувствия и сопереживания. Более того, в практике взаимодействия педагога и ребенка известны различные формы психологического насилия (открытого и скрытого): «вербальное избиение», использование как «козла отпущения», отвержение, бойкотирование, ложь, демонстрация власти, запугивание, пренебрежение, игнорирование и др. Все это приводит к необратимым последствиям в развитии личности, личность тратит душевные силы непродуктивно и становится способна жизненную энергию трансформировать в энергию разрушения. Казусы воспитания Реальная живая практика протекает сложно и в ней возможны такие казусы, как результаты воспитания, резко расходящиеся с ожиданием воспитателей. Некоторые из них мы представим, опираясь на опыт педагогов-практиков. Казус вытекает из демонстрации педагогом ложного пафоса: «мыльный пузырь». Педагог хочет выглядеть серьезным и значительным, демонстрирует высокое негодование, рассчитывая на раскаяние в своем поведении, а дети увлеченно обсуждают, например, шнурки на его ботинках, не испытывая даже малейших угрызений совести. Я.Корчак описал ситуацию, как однажды воспитатель хотел особо торжественно прореагировать на кражу. Он вошел в спальню к мальчикам, когда они уже засыпали, и громко заговорил, стуча в такт своим словам о спинку кровати: «Опять кража! С этим надо кончать. Жалко времени и труда на то, чтобы растить воров». Эту же довольно длинную речь он повторил в спальне девочек. На другой день мальчики и девочки обсуждали не факт кражи и свое отношение к этому факту, а по чьей кровати стучал воспитатель, когда орал. Казус вытекает из неготовности воспитанников отвечать за свои слова и действия: «лжесотрудничество». Педагог в ответ на требование свободы и самостоятельности, рассчитывая на зрелость коллектива или личности, такую возможность им предоставляет, но на деле передача ответственности воспринимается им как оскорбление. С.Т. Шацкий, одержимый идеей сделать детей распорядителями своей жизни, позволил воспитанникам колонии самим строить свою жизнь и получил бунт под лозунгом «Долой принудительные работы!» Зачинщиками бунта оказались ребята, которых он считал своими надежными помощниками. Казус основывается на том, что дети манипулируют любовью воспитателя: «святая простота». Вы идете к ребенку с готовностью поставить его на место, но, встречая искренний, любящий взгляд, не можете привести свой праведный гнев в исполнение, немного погодя понимаете, что вас провели в очередной раз. Так, А. С. Макаренко долго не мог выгнать колониста Митягина, который своими веселыми гульбищами развращал коллектив. Этот Митягин был так обаятелен, так искренне уверял в своей любви к колонии и А.С.Макаренко, что долгое время пользовался безнаказанностью, принося ощутимый вред коллективу. Казус вытекает из абсолютизации педагогом отдельных методов: «лжедидактизм». Воспитатель берет на вооружение методы, которые кто-то успешно и эффектно использовал на практике, и начинает применять их в своей работе, но получает прямо противоположный эффект. Директор лагеря, когда один из воспитанников додумался из кустов сирени стрелять в проходящих мимо крупой из трубочки, использовал очень эффективный в методике А. С. Макаренко метод параллельного педагогического действия. Желая получить мощный воспитательный эффект, он сделал выговор воспитаннику на линейке перед всем лагерем. На следующий день в кустах засело пол-лагеря. Казус вытекает из стремления педагога к открытым и искренним отношениям на основе полной самоотдачи: «жертвенник». Педагог относится к ребенку с искренней симпатией, окружает его заботой и любовью, жертвуя своим личным временем и интересами, но тот не только не испытывает благодарности, но и проявляет недоверие, неуважение. У Я. Корчака был случай, когда воспитанник, которому приходилось уделять много заботы и внимания, написал кляузу на воспитательное учреждение. В.А. Сухомлинский вспоминал, что кто-то из детей разрушил часть теплицы, которую с любовью создавали всем коллективом. Казус вытекает из уверенности педагога в том, что он объективно оценивает детские возможности: «мания оракула». Педагог берется прогнозировать поведение и степень успешности ребенка, а получает совсем не согласующийся с его ожиданиями результат. Так, отличник получает на тестировании «неуд», а тот, про кого говорили, что ему не место в вузе, выигрывает областные и всероссийские олимпиады. Тот, кто говорил правильные слова и представлялся глубоко порядочным, на самом деле способен на безнравственные поступки.
|