Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система форм и методов воспитания
В педагогике существует большое разнообразие типологий и трактовок понятия «метод». В качестве основного понятия мы будем использовать термин «способы действия». • Способ достижения какой-либо цели. • Способ действия воспитателя. • Способ воздействия (влияния) на воспитанника. • Способ содействия, оказания помощи воспитаннику в его • Способ взаимодействия, сотрудничества воспитателя с воспитанником через совместную деятельность, общение, игру. Методы воспитания выполняют роль механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников, преломление внешних воздействий через внутренние усилия воспитанника. Методы воспитания в зависимости от конкретных целей их применения рассматривают соответственно как: • способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся, целенаправленной организации совместной деятельности с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин); • способ упорядочения взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности всех участников педагогического процесса; • конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем (П.И. Пидкасистый); • способ педагогического управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие; • совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования (И.Ф. Харламов). В целостном педагогическом процессе методы воспитания являются способами взаимосвязи цели и результата воспитания, приемами реализации целей и содержания воспитания школьников и направлены на освоение социального опыта, изменение отношения воспитанника к окружающему миру, обществу, людям, самому себе, к предмету или способу деятельности. Поэтому для воспитателя в достижении намеченной цели выбор и использование методов, приемов и средств имеет решающее значение. Приемы воспитания по отношению к понятию метод носят частный, подчиненный характер, актуализируя его действия в конкретных условиях. Они определяют своеобразие используемых методов и индивидуальный стиль воспитания. Прием воспитания — это составная часть метода, способ педагогических действий в конкретных условиях. Средства воспитания используют как инструменты педагогической деятельности для решения воспитательных задач. К ним относят совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (технические, художественные, материальные средства); организацию среды жизни и деятельности воспитанника; коллектив, а также организацию разнообразной деятельности школьников, способы коммуникации, явления окружающей действительности — природы, искусства и т. п. Систему практических действий педагога по организации воспитательного процесса и достижению воспитательной цели называют методикой воспитания. Технология воспитания — система методов, приемов и средств, направленная на решение определенных педагогических задач (например, технология организации коллективного планирования, технология установления контакта со школьниками, технология педагогической диагностики и т. д.). Эффективность решения воспитательной задачи зависит от следующих факторов: от логики и последовательности применения совокупности методов, приемов и средств воспитания; от индивидуально-личностных особенностей воспитанника; личностных и профессиональных качеств самого воспитателя; от обстоятельств и условий протекания воспитательного процесса. Подбор различных сочетаний методов, приемов и средств воспитания зависит прежде всего от специфики поставленных задач и особенностей личности воспитанника. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ Стремление к теоретическому упорядочению множества методов воспитания привело к появлению в теории воспитания ряда классификаций методов воспитания, в основе каждой из которых выделяется определенный критерий, группирующий методы. 1. Т.Е. Конникова, Г.И. Щукина в начале 70—80-х годов предложили классификацию методов воспитания на основе концепции деятельностного подхода, главный критерий которой — функция метода по отношению к деятельности ребенка. 1-я группа. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, игры, поручения). 2-я группа. Методы формирования общественного сознания (рассказ, лекция, беседа, диспут, дискуссия, пример). 3-я группа. Методы стимуляции деятельности (поощрение и наказание). Первая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Выделение второй группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка, опосредованно формирует поведение. 2. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов выделяют систему общих методов осуществления целостного педагогического процесса, отмечая, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, помочь испытать им соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения и навыки, привычки. А это происходит как в процессе обучения, так и процессе воспитания, а потому требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему, группируя их по соответствующим основаниям. • Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера). • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы). • Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание). • Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка). 3. П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов, Л.Ф. Спирин, Н.Е. Щуркова предложили классификацию методов воспитания для практической работы учителя. 1) Методы, с помощью которых, прежде всего, формируются Метод убеждения — это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. 2) Методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы. К ним относят: различные виды заданий для индивидуальной и групповой деятельности в виде поручений, требования, состязания, показа образцов и примеров, создание ситуаций успеха. Это методы упражнений (приучений). Метод упражнений (приучений) — метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задачи). 3) Методы, с помощью которых оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции (самоанализе), в самооценке, самовоспитании и осуществляется оценка их поступков. К ним относятся: различные виды поощрений, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Это методы оценки и самооценки. Метод поощрения — положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника. Метод наказания предполагает исправление ошибок в поведении и осуждение антиобщественных поступков. 4. Н.Ф. Голованова сгруппировала методы воспитания, исходя из понимания предмета воспитания — накопление детьми социального опыта, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и самим собой: 1-я группа — методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование; упражнение (приручение); поручение; пример; ситуации свободного выбора); 2-я группа — методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (рассказ, лекция, беседа, дискуссия); 3-я группа — методы самоопределения личности ребенка: методы самопознания своей внешности, характера, способностей, недостатков, своих возможностей: • «Я» — настоящее («Какой я на самом деле?»)→ путь осуществления рефлексии: • «Я» — в моем представлении («Что я знаю о себе?»)→ способ • «Я» — идеальное («Каким хочу быть?»)→ возможность самоизменения. • «Я» — глазами других людей («Что обо мне думают другие?») → поиск взаимопонимания. Методы самовоспитания: «Шаг вперед» — на каждый день ребенок намечает себе какое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог. Метод формирует полезные навыки организации и культуры труда. «Задание самому себе» — с помощью учителя или родителей младший школьник определяет на определенный срок (на неделю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, приобрести какое-то недостающее качество. Ход выполнения задания полезно также фиксировать в «Дневнике добрых дел». «Мой секрет» — выполнение какого-либо дела, совершение поступка как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами; делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами; 4-я группа — методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (соревнование, поощрение, наказание). 5. В.А. Караковский в качестве критерия классификации методов воспитания обозначил средства воспитания и выделил следующие методы: 1. Воспитание словом; 4. Воспитание игрой; 2. Воспитание делом; 5. Воспитание общением; 3. Воспитание ситуацией; 6. Воспитание отношением. 6. Д.А. Белухин систематизировал методы развивающей деятельности педагога на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности с воспитуемым: Методы воздействия на сознание, цель которых — организация работы с информацией (ее восприятие, анализ, моделирование возможных последствий и апробация полученных результатов в практической деятельности). Этого можно достигнуть, если использовать такие эмоционально-вербальные воздействия, как удивление и предупреждение (опора на расширение воображения) в сочетании с объяснением (воздействие на умственные способности). Побуждение к положительному отношению осознания чего-либо подкрепляется словесными воздействиями типа «одобрять» или «не одобрять» — или их модификациями. Сущность методик воздействия на сознание характеризуется следующим образом: расширением сознания через раздвижение границ воображения и интеллекта, усилением волевой направленности с помощью положительной эмоциональной окраски. Методы формирования и развития физических ощущений направлены на развитие и запоминание комфортных физических ощущений, подразумевают постоянный контроль за физическим самочувствием детей, снятие утомления или профилактика его. В основу методик положен принцип научения как становления и развития новых видов поведения. Здесь требуется чередование действий учеников в процессе взаимодействия, контроль за их позами во время слушания, выполнения письменных работ, ответов у доски или с места; Методы воздействия на эмоциональное самочувствие имеют задачей создание психически комфортного состояния, которое неотъемлемо от физического. Здесь представляется весьма значимой некая перспективная устремленность в будущее, которое может предстать в воображении ученика относительно благоприятной вероятностью, совершение которой зависит большей частью от него самого нынешнего. Следует отметить, что любое наказание (осуждение) не должно унижать человека, оскорблять его достоинство и относится только сугубо к самому проступку, а не к личности в целом. Методы развивающей деятельности педагога призваны способствовать развитию потребностей человека, формированию оценочного отношения к ним и выработке оптимальных путей их безопасного удовлетворения. Методы развивающей деятельности интеграционны как по своей природе, так и по характеру своих воздействий. Они преломляются через личность самого учителя, его подготовленность, индивидуальность и способность изменяться, развиваться и совершенствоваться. В контексте содержания и методики развивающей деятельности педагога его самого следует рассматривать как главный метод оказания влияния на развитие личности ребенка. Таким образом, можно отметить, что метод воспитания является, с одной стороны, способом воздействия (влияния) на школьника и предполагает получение его продуктивной реакции, с другой — способом взаимодействия воспитателя с воспитанником через совместную деятельность, общение, игру. Воспитатель выбирает и использует методы воспитания, исходя из поставленных целей. Каждый метод воспитания выполняет свои функции, является своеобразным «инструментом прикосновения к личности» (А.С. Макаренко) и на определенном этапе педагогического процесса может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними замедляется движение процесса к намеченной цели. Поэтому оптимальное и гармоничное сочетание системы методов воспитания способствует целостному развитию личности воспитанника, формированию запрограммированных отношений, определенных личностных качеств и развивает в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. Date: 2015-09-22; view: 1176; Нарушение авторских прав |