Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система форм и методов воспитания





В педагогике существует большое разнообразие типологий и трактовок понятия «метод». В качестве основного понятия мы бу­дем использовать термин «способы действия».

• Способ достижения какой-либо цели.

• Способ действия воспитателя.

• Способ воздействия (влияния) на воспитанника.

• Способ содействия, оказания помощи воспитаннику в его
развитии.

• Способ взаимодействия, сотрудничества воспитателя с воспитанником через совместную деятельность, общение, игру.

Методы воспитания выполняют роль механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников, пре­ломление внешних воздействий через внутренние усилия воспи­танника. Методы воспитания в зависимости от конкретных целей их применения рассматривают соответственно как:

• способ профессионального взаимодействия педагога и уча­щихся, целенаправленной организации совместной деятельности с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин);

• способ упорядочения взаимосвязанной и взаимообусловлен­ной деятельности всех участников педагогического процесса;

• конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной дея­тельности (общении) последних с учителем-воспитателем (П.И. Пидкасистый);

• способ педагогического управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее соци­альное и физическое развитие;

• совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректиров­ки и совершенствования (И.Ф. Харламов).

В целостном педагогическом процессе методы воспитания яв­ляются способами взаимосвязи цели и результата воспитания, приемами реализации целей и содержания воспитания школьни­ков и направлены на освоение социального опыта, изменение от­ношения воспитанника к окружающему миру, обществу, людям, самому себе, к предмету или способу деятельности. Поэтому для воспитателя в достижении намеченной цели выбор и использова­ние методов, приемов и средств имеет решающее значение.

Приемы воспитания по отношению к понятию метод носят ча­стный, подчиненный характер, актуализируя его действия в кон­кретных условиях. Они определяют своеобразие используемых методов и индивидуальный стиль воспитания.

Прием воспитания — это составная часть метода, способ педа­гогических действий в конкретных условиях.

Средства воспитания используют как инструменты педагоги­ческой деятельности для решения воспитательных задач. К ним относят совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (технические, художественные, материальные средства); организацию среды жизни и деятельности воспитанни­ка; коллектив, а также организацию разнообразной деятельности школьников, способы коммуникации, явления окружающей дей­ствительности — природы, искусства и т. п.

Систему практических действий педагога по организации вос­питательного процесса и достижению воспитательной цели назы­вают методикой воспитания.

Технология воспитания — система методов, приемов и средств, направленная на решение определенных педагогических задач (на­пример, технология организации коллективного планирования, технология установления контакта со школьниками, технология педагогической диагностики и т. д.).

Эффективность решения воспитательной задачи зависит от сле­дующих факторов: от логики и последовательности применения совокупности методов, приемов и средств воспитания; от индиви­дуально-личностных особенностей воспитанника; личностных и профессиональных качеств самого воспитателя; от обстоятельств и условий протекания воспитательного процесса.

Подбор различных сочетаний методов, приемов и средств вос­питания зависит прежде всего от специфики поставленных задач и особенностей личности воспитанника.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

Стремление к теоретическому упорядочению множества мето­дов воспитания привело к появлению в теории воспитания ряда классификаций методов воспитания, в основе каждой из которых выделяется определенный критерий, группирующий методы.

1. Т.Е. Конникова, Г.И. Щукина в начале 70—80-х годов предло­жили классификацию методов воспитания на основе концепции деятельностного подхода, главный критерий которой — функция метода по отношению к деятельности ребенка.

1-я группа. Методы формирования положительного опыта по­ведения в процессе деятельности (упражнение, приучение, педа­гогическое требование, общественное мнение, создание воспиты­вающих ситуаций, соревнование, игры, поручения).


2-я группа. Методы формирования общественного сознания (рассказ, лекция, беседа, диспут, дискуссия, пример).

3-я группа. Методы стимуляции деятельности (поощрение и наказание).

Первая группа методов выделена на основе тезиса о формиро­вании личности в деятельности.

Выделение второй группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем.

Третья группа отражает потребностно-мотивационный ком­понент деятельности: одобрение или порицание поступка, опо­средованно формирует поведение.

2. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов выделяют систему общих методов осуществления целостного пе­дагогического процесса, отмечая, что в процессе учебно-воспита­тельной работы с учащимися необходимо формировать их созна­ние, помочь испытать им соответствующие эмоциональные со­стояния, вырабатывать практические умения и навыки, привыч­ки. А это происходит как в процессе обучения, так и процессе воспитания, а потому требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему, группируя их по соответствующим основаниям.

• Методы формирования сознания в целостном педагогиче­ском процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дис­куссии, диспуты, работа с книгой, метод примера).

• Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод созда­ния воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лаборатор­ные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы).

• Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведе­ния (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание).

• Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, кон­трольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).

3. П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов, Л.Ф. Спирин, Н.Е. Щуркова предложили классификацию методов воспитания для прак­тической работы учителя.

1) Методы, с помощью которых, прежде всего, формируются
взгляды, представления, понятия, мировоззрение воспитуемых и осуществляется обмен информацией. К ним относятся: различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей) в форме внушения, повествования, диалога, доказательства, инструктажа, реплики, рассказа, лекции, обраще­ния, призыва). Эту группу называют методами убеждения.

Метод убеждения — это путь воздействия на сознание школь­ника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

2) Методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее моти­вы. К ним относят: различные виды заданий для индивидуальной и групповой деятельности в виде поручений, требования, состяза­ния, показа образцов и примеров, создание ситуаций успеха. Это методы упражнений (приучений).

Метод упражнений (приучений) — метод управления деятель­ностью школьников при помощи разнообразных и повторяющих­ся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задачи).


3) Методы, с помощью которых оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции (самоанализе), в самооценке, самовос­питании и осуществляется оценка их поступков. К ним относятся: различные виды поощрений, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Это ме­тоды оценки и самооценки.

Метод поощрения — положительная оценка тех лучших ка­честв, которые проявились в учебе и поступках школьника.

Метод наказания предполагает исправление ошибок в поведе­нии и осуждение антиобщественных поступков.

4. Н.Ф. Голованова сгруппировала методы воспитания, исходя из понимания предмета воспитания — накопление детьми соци­ального опыта, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и самим собой:

1-я группа — методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование; упражнение (приручение); поруче­ние; пример; ситуации свободного выбора);

2-я группа — методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (рассказ, лекция, бе­седа, дискуссия);

3-я группа — методы самоопределения личности ребенка: ме­тоды самопознания своей внешности, характера, способностей, не­достатков, своих возможностей:

• «Я» — настоящее («Какой я на самом деле?»)→ путь осуществления рефлексии:

• «Я» — в моем представлении («Что я знаю о себе?»)→ способ
самопознания.

• «Я» — идеальное («Каким хочу быть?»)→ возможность само­изменения.

• «Я» — глазами других людей («Что обо мне думают дру­гие?») → поиск взаимопонимания.

Методы самовоспитания:

«Шаг вперед» — на каждый день ребенок намечает себе ка­кое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог. Метод формирует полезные навыки организации и культуры труда.

«Задание самому себе» — с помощью учителя или родителей младший школьник определяет на определенный срок (на неделю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, приобрести ка­кое-то недостающее качество. Ход выполнения задания полезно также фиксировать в «Дневнике добрых дел».

«Мой секрет» — выполнение какого-либо дела, совершение поступка как бы «по секрету», не делая его предметом предвари­тельного обсуждения с товарищами; делая его предметом предвари­тельного обсуждения с товарищами;

4-я группа — методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (соревнование, по­ощрение, наказание).

5. В.А. Караковский в качестве критерия классификации мето­дов воспитания обозначил средства воспитания и выделил сле­дующие методы:

1. Воспитание словом; 4. Воспитание игрой;

2. Воспитание делом; 5. Воспитание общением;

3. Воспитание ситуацией; 6. Воспитание отношением.

6. Д.А. Белухин систематизировал методы развивающей деятельности педагога на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности с воспитуемым:


Методы воздействия на сознание, цель которых — организация работы с информацией (ее восприятие, анализ, моделирование возможных последствий и апробация полученных результатов в практической деятельности).

Этого можно достигнуть, если использовать такие эмоционально-вербальные воздействия, как удивление и предупрежде­ние (опора на расширение воображения) в сочетании с объяснением (воздействие на умственные способности). Побуждение к положительному отношению осознания чего-либо подкрепляется словесными воздействиями типа «одобрять» или «не одобрять» — или их модификациями.

Сущность методик воздействия на сознание характеризуется следующим образом: расширением сознания через раздвижение границ воображения и интеллекта, усилением волевой направлен­ности с помощью положительной эмоциональной окраски.

Методы формирования и развития физических ощущений направлены на развитие и запоминание комфортных физических ощущений, подразумевают постоянный контроль за физическим самочувствием детей, снятие утомления или профилактика его. В основу методик положен принцип научения как становления и развития новых видов поведения. Здесь требуется чередование дейст­вий учеников в процессе взаимодействия, контроль за их позами во время слушания, выполнения письменных работ, ответов у дос­ки или с места;

Методы воздействия на эмоциональное самочувствие имеют задачей создание психически комфортного состояния, которое неотъемлемо от физического. Здесь представляется весьма значимой некая перспективная устремленность в будущее, которое мо­жет предстать в воображении ученика относительно благоприят­ной вероятностью, совершение которой зависит большей частью от него самого нынешнего. Следует отметить, что любое наказание (осуждение) не должно унижать человека, оскорблять его досто­инство и относится только сугубо к самому проступку, а не к лич­ности в целом.

Методы развивающей деятельности педагога призваны спо­собствовать развитию потребностей человека, формированию оценочного отношения к ним и выработке оптимальных путей их безопасного удовлетворения. Методы развивающей деятельности интеграционны как по своей природе, так и по характеру своих воздействий. Они преломляются через личность самого учителя, его подготовленность, индивидуальность и способность изме­няться, развиваться и совершенствоваться. В контексте содержа­ния и методики развивающей деятельности педагога его самого следует рассматривать как главный метод оказания влияния на развитие личности ребенка.

Таким образом, можно отметить, что метод воспитания явля­ется, с одной стороны, способом воздействия (влияния) на школь­ника и предполагает получение его продуктивной реакции, с дру­гой — способом взаимодействия воспитателя с воспитанником через совместную деятельность, общение, игру.

Воспитатель выбирает и использует методы воспитания, исхо­дя из поставленных целей.

Каждый метод воспитания выполняет свои функции, является своеобразным «инструментом прикосновения к личности» (А.С. Макаренко) и на определенном этапе педагогического про­цесса может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними замедляется движение процесса к наме­ченной цели. Поэтому оптимальное и гармоничное сочетание сис­темы методов воспитания способствует целостному развитию лич­ности воспитанника, формированию запрограммированных от­ношений, определенных личностных качеств и развивает в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие.







Date: 2015-09-22; view: 1176; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию