Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический эксперимент





 

Педагогический эксперимент — один из основных и наиболее эффективных методов исследования, используемых в спортивной борьбе. Этот метод дает возможность детально изучать процесс обучения и тренировки путем преднамеренного его изменения. Причем следует проверять эти измененные варианты несколько раз в различной обстановке.

Прежде чем приступить к эксперименту, необходимо вырабо­тать рабочую гипотезу, составить план, подготовить точную си­стему регистрации тех показателей, которые являются важными в проводимом исследовании.

Существуют два основных типа экспериментов. К первому от­носят такой, при котором имеется только экспериментальная группа и нет контрольной или она подразумевается. Ко второ­му— такой, при котором имеется одна или несколько контроль­ных и экспериментальных групп.

Особенность первого типа эксперимента заключается в том, что исследователю нет необходимости уравнивать состав конт­рольных и экспериментальных групп, как при втором типе.

Первый тип эксперимента обычно применяют в исследованиях высококвалифицированных спортсменов в том случае, когда создается большая трудность в подборе равноценных пар бор­цов (например, исследователь желает определить эффективность двух или нескольких вариантов совершенствования приемов).

Для этого с помощью необходимых тестов по технической подготовке у занимающихся оценивают исходные показатели, после чего применяют один из вариантов совершенствования приемов. Через определенный промежуток времени исследова­тель снова оценивает (по тестам) результаты выполнения прие­ма занимающимися и, сопоставив начальные и конечные данные, выявляет сдвиги, которые произошли под воздействием этого ва­рианта тренировки. А еще через некоторое время таким же спо­собом апробируются последующие варианты, причем их провер­ка может происходить несколько раз (на других группах).

На основе сдвигов в технической подготовленности борцов выявляют лучший вариант.

Можно поступать и так: на группе занимающихся, в которой применялась общепринятая методика, проверяется эффектив­ность какого-либо комплекса упражнений.

Сдвиги, наблюдаемые в подготовленности борцов в связи с применением указанных выше вариантов тренировки, сопоставля­ются с результатами спортсменов, которые тренировались по об­щепринятой методике.

Второй тип эксперимента обычно применяется в исследовани­ях борцов низкой квалификации там, где имеется возможность привлечь большое количество примерно равных по подготовлен­ности спортсменов.

Для большей объективизации эксперимент следует проводить способом «перекрестного изучения», при котором новые методы проверяются взаимно на разных группах (например, на первой группе проверяется первый метод, на второй — второй, затем на первой группе проверяется второй метод, а на второй — первый).

Объективность данных, полученных в результате эксперимен­та, во многом зависит от способа регистрации изучаемых показа­телей. В настоящее время в борьбе применяются следующие спо­собы измерения и фиксации явлений, наблюдаемых в педагоги­ческом процессе: контрольные испытания и оценка спортивных состязаний; регистрация занятий в педагогических схемах на­блюдений; динамография в сочетании с киносъемкой и др.

Данные измерений и.наблюдений вносятся в протоколы с обя­зательным указанием даты, времени проведения исследования, состава испытуемых и т. д.; результаты обработки полученных данных могут быть выражены в форме таблиц, графиков, схем.

К данным, выявленным в ходе эксперимента, нужно отно­ситься критически. Результат, полученный в однократном корот­ком эксперименте, относителен. Без тесного увязывания резуль­татов практики и эксперимента, без их повторной проверки нельзя делать окончательных выводов.

Только совокупность результатов педагогического экспери­мента и данных, выявленных другими методами исследования, может привести к глубокому и всестороннему раскрытию зако­номерностей спортивной тренировки.

Модельный эксперимент. Этот метод исследования часто при­меняется в практике научно-исследовательской работы по борь­бе. Модель — это воспроизведение явления в определенных ус­ловиях, искусственно построенных с целью дальнейшего его изу­чения или применения. В модельном опыте можно повторить необходимое число раз анализируемое явление. Оно может вос­производиться в упрощенной, но более точной форме, например нагрузка или взаимодействие борца со сбивающими факторами схватки и т. д.

В модельном опыте имеется возможность использовать углуб­ленные методы исследования и тем самым более подробно рас­крыть обнаруженную закономерность.


Существенными признаками модели являются: наглядность, известное отвлечение, элемент научной и творческой фантазии, использование аналогии с практической действительностью.

В ходе применения модели в экспериментальной работе шли­фуются, уточняются ее отдельные стороны.

В первоначальный вариант опыта вносятся коррективы. Ва­риант как бы превращается в модель второго, третьего и т. д. порядка. В конечном итоге модель может служить методом или формой тренировки, локально воздействующим на какую-то сто­рону подготовки спортсмена.

Пока что опыт использования моделирования в педагогике касается средств воздействия на спортсмена. Например, в схват­ке борцу постоянно мешают выполнять технические действия. Для того чтобы точно определить, как влияют на проведение приема некоторые помехи (например, изменение дистанции), была применена следующая модель. На динамографической платформе борец выполнял прием с чучелом с различных дис­танций 0—30—40 см, 70—80—90 см, с разным усилением силы отрыва чучела от ковра и т. д. При этом регистрировались биото­ки мышц, дыхание, форма движения.

Лабораторные педагогические опыты. Лабораторный опыт да­ет возможность изучать какое-либо явление в наиболее простых, отвлеченных от соревнований условиях и с большей точностью.

Эти условия помогают выделять наиболее интересные сторо­ны явления и воспроизводить его необходимое число раз. Напри­мер, изучение силы или быстроты групп мышц борца можно проводить в лабораторных условиях с применением различных методов исследования.

 







Date: 2015-09-27; view: 399; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию