Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитание моральных и волевых качеств
Задача тренера по воспитанию занимающихся состоит в том, чтобы принципы морального кодекса строителей коммунизма, изложенные в Программе КПСС, стали нормой поведения каждого из борцов. Основным методом воспитания моральных и волевых качеств является метод убеждения. Убеждая спортсмена, тренеру следует пользоваться яркими примерами из практики. В воспитании немалую роль играют наряду с убеждением методы принуждения и поощрения. Тренер должен реагировать на каждый проступок вне зависимости от того, мал он или велик. При выборе методов воспитания надо подходить строго индивидуально — то, что полезно одному, может повредить другому. Одному борцу можно сделать строгое внушение или отстранить от занятий, другому достаточно сделать замечание. На некоторых похвала действует положительно — ободряет и вдохновляет, на других, склонных к переоценке своих сил, — отрицательно, может породить зазнайство, самоуверенность. Тренер и коллектив призваны вести непримиримую борьбу против чуждых советскому спорту взглядов, нетерпимо относиться к зазнайству, нарушениям спортивного режима, отрицательным явлениям в быту, семье, школе и на производстве. Проявление таких качеств коммунистической морали, как коллективизм, дружба и взаимное уважение, непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий должно находить свое яркое выражение в гуманном отношении борца к своему партнеру по схватке, в строгом соблюдении правил соревнований, оказании помощи и взаимной поддержки в освоении учебного материала. Важно воспитывать у занимающихся бережливое отношение к общественной собственности, к инвентарю и оборудованию. Любое занятие должно способствовать эстетическому воспитанию спортсменов, развивать у них чувство прекрасного. Занятия должны проходить в чистом, светлом зале, где целесообразно, со вкусом расставлен инвентарь, ровно уложен борцовский ковер и т. д. Тренер должен следить за тем, чтобы спортсмены приходили на занятия в опрятной, хорошо пригнанной форме и уходили с занятий лишь после того, как будет расставлен и приведен в порядок весь инвентарь в зале. Огромную роль в воспитании играет личный пример тренера, поэтому он во всем должен быть примером для своих учеников. Только в этом случае его слово, главное оружие, которым он располагает, будет иметь вес, и к его требованиям будут относиться серьезно. Значительную помощь тренеру в проведении всей воспитательной работы может оказать коллектив. Создать дружный коллектив удается далеко не сразу. В группе могут оказаться спортсмены с неуживчивым характером, болезненно самолюбивые, чересчур замкнутые и т. д. Но тренер должен быть терпеливым и настойчивым. Умение подойти к каждому — залог успеха. От уровня развития волевых качеств спортсмена: целеустремленности, решительности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки, инициативности, самостоятельности, уверенности и самообладания — во многом зависит проявление всех остальных его способностей. В то же время волевые качества зависят от совершенствования техники, тактики и физических качеств борца. Чем более совершенны эти стороны мастерства борца, тем увереннее, смелее и инициативнее он действует. Огромное значение для успешного осуществления волевой подготовки борца имеет строгое соблюдение принципа сознательности. Все усилия тренера не принесут должного успеха, если борец не будет относиться к этому сознательно, если он глубоко не убежден в том, что хорошая волевая подготовка — одна из решающих сторон мастерства. Неразрывно с воспитанием волевых качеств связано и воспитание дисциплинированности спортсмена, начиная с аккуратности в посещении занятий и своевременного прихода к их началу и кончая дисциплиной ведения схватки и поведением на соревнованиях. Воспитание воли и развитие волевых усилий у борца во многом зависит от отношения к цели, от ясности и значимости ее, от желания и стремления добиться ее, от уверенности в своих силах и в правильности применяемых средств и методов. Успех в воспитании уверенности, смелости и решительности находится в прямой зависимости от того, насколько правильно построен учебно-тренировочный процесс, в частности от последовательности нарастания трудности учебно-тренировочного материала. Пока борец не приобретет твердой уверенности в том, что он способен выполнить то или иное действие в одних условиях, не рекомендуется их усложнять. Излишняя поспешность при переходе от менее сложного к более сложному может повредить развитию уверенности и смелости. Например, не закрепив хорошо навык проведения приема в учебно-тренировочных схватках, борец пытается применить его на соревнованиях и терпит неудачу. В итоге может возникнуть чувство страха и нежелание пользоваться этим приемом в дальнейшем. Порою даже незначительные нарушения правильности методики обучения (страховки) могут привести к травмированию и как следствие к страху перед выполнением изучаемого действия. Нередко борцы, не обладающие достаточной смелостью, боятся проводить свои излюбленные действия в сложной соревновательной обстановке, так как им не приходилось на тренировках преодолевать трудности, прилагать большие волевые усилия: проводить свои действия в трудных условиях, из различных положений и в различных ситуациях, попадать в опасные положения и с честью выходить из них и т. д. Боязнь, неуверенность могут возникнуть вследствие того, что инвентарь, оборудование, которыми пользуются борцы, не отвечают требованиям. Часто даже незначительные физические травмы, возникшие вследствие непригодности помещения, ковра, вызывают травмы психические: спортсмен испытывает страх перед выполнением технического действия или элемента, при проведении которого он получил повреждение, и не может заставить себя повторить его. Приходится тратить много сил и времени, пока удается преодолеть это чувство. Укрепляя у борца уверенность в своих силах, тренер должен одновременно следить, чтобы борец не перешел границу, за которой уверенность подменяется самоуверенностью, зазнайством. Ибо при этом у борца, как правило, появляется пренебрежительное отношение к противникам, недостаточное внимание к проведению схваток, маскировке своих действий, а зачастую и пренебрежительное отношение к тренировкам. Задача тренера — всеми мерами {своевременным указанием на ошибочность такого поведения, внушением, повышением трудности заданий, подбором заведомо более сильных партнеров в тренировочных схватках, осуждением коллектива и т. п.) предотвратить подобное явление. Воспитывая у борца смелость, решительность и стремление к разумному риску, необходимо заботиться и о том, чтобы в течение всего поединка он был максимально бдительным, внимательно следил за действиями противника и каждый раз быстро и правильно оценивал складывающуюся обстановку схватки. Особенно благоприятно влияет на совершенствование волевых качеств участие борца в соревнованиях. Боевая обстановка, присутствие зрителей предъявляют к борцу повышенные требования, увеличивают чувство ответственности, заставляют мобилизоваться, проявлять максимум способностей. Волевые качества спортсмена, редко участвующего в соревнованиях, избегающего их, как правило, уступают волевым качествам того, кто часто выходит на ковер перед судьями и зрителями. Иногда борец, прекрасно проводящий самые трудные схватки в процессе тренировок, не выдерживает обстановки соревнований и выступает гораздо ниже своих возможностей. Такого спортсмена рекомендуется чаще включать на тренировках в контрольные схватки, где обстановка предельно близка к условиям соревнований. Ему полезно также участвовать в показательных выступлениях, чтобы привыкнуть к ведению схватки в присутствии зрителей. Для воспитания настойчивости, выдержки, самообладания и упорства эффективным средством являются упражнения, связанные с преодолением усталости. Например, спортсмену дается задание: бороться в высоком темпе на последних минутах схватки, когда он испытывает чувство усталости; вести более продолжительную, чем на соревнованиях, схватку; найти в себе силы активно вести борьбу в высоком темпе в третьем периоде схватки со свежим партнером; условно объявляется, что борец проигрывает на последних минутах один или два балла, и дается задание во что бы то ни стало отыграть потерянное либо добиться преимущества. Полезно давать задание занимающемуся уходить из критического положения. В схватках с более сильным партнером или с партнером более тяжелого веса борец привыкает переносить сдавливание, болевые ощущения. Положительно сказывается на воспитании выдержки, настойчивости и упорства внесение в учебно-тренировочный процесс соревновательных элементов. Так, например, выполняя упражнение на «заявку» (кто сумеет большее число раз повторить упражнение), борец максимально мобилизуется, стремится преодолеть усталость, чтобы не отстать от товарищей, добиться поставленной цели. Воспитывая у спортсменов качество выдержки и самообладания, важно привить умение сохранять спокойствие и правильную линию поведения при неудаче или неожиданном успехе, при различном отношении со стороны судей и зрителей. Достижение высоких спортивных результатов немыслимо без затраты большого труда. Поэтому первостепенное значение при обретает воспитание спортивного трудолюбия. Оно выражается в готовности к выполнению всех учебных заданий и преодолению трудностей тренировочной работы. Необходимо разъяснить борцу что только систематический и упорный труд поможет ему улучшить свою подготовленность и добиться намеченной цели. Основной (в большинстве случаев единственной) причиной того, что у спортсмена из года в год повторяются одни и те же недостатки, является неумение мобилизовать себя на преодоление трудностей, нежелание настойчиво и упорно трудиться. Если в процессе тренировок занимающийся осваивает лишь легкие технические действия (элементы), не утруждает себя кропотливой работой над устранением недостатков, уходит от совершенствования приемов, контрприемов и защит в трудных условиях схватки, упускается возможность воспитания настойчивости, упорства, решительности и других волевых качеств. Для воспитания самостоятельности, активности и инициативы необходимо постоянно заботиться о расширении теоретических и методических знаний у спортсменов. Следует привлекать борцов к активному участию во время анализа соревнований, разбора техники и тактики. С этой же целью необходимо ученикам самостоятельно выполнять доступные им задания по проведению занятий, выполнению упражнений, составлению планов тренировки, тактических планов схватки, наблюдению за борьбой товарищей, с тем, чтобы потом сделать им замечания по схватке. Важно также выработать навыки к ведению дневника тренировки и самоконтроля. Немалый ущерб совершенствованию волевых качеств приносит излишняя опека тренера. О какой инициативе, решительности в проведении действий можно говорить, если борец привык к тому, что все трудные вопросы за него решает тренер, если выход из трудных положений подсказывает тренер? Необходимо предоставить достаточную самостоятельность и активность борцам, особенно старших разрядов. В значительной степени совершенствование воли достигается самовоспитанием. Спортсмен должен быть глубоко убежден в необходимости всячески стремиться развивать ее.
Date: 2015-09-27; view: 453; Нарушение авторских прав |