Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика обучения и тренировки
Обучение и тренировка юношей по спортивной борьбе осуществляются в соответствии с утвержденными программами (см. программу для ДЮСШ и СШМ). Материал программ довольно обширный и трудный. Часто для его усвоения юношам требуется более длительное время, чем взрослым. Для успешного усвоения программы необходимо, чтобы занятия всегда носили воспитывающий характер. В юношеском возрасте происходит интенсивное сознательное накопление знаний, навыков и умений, становление взглядов на поведение, труд и коллектив. От того, как решаются воспитательные задачи, будет зависеть дальнейшая деятельность молодого человека. Надо научить занимающихся понимать цели и задачи, пути и средства для их решения, анализировать успехи и недостатки. Помимо перспективных целей, наиболее важно определить ближайшие задачи, например овладеть техникой определенного приема, провести над партнером большее количество приемов и т. д. Как бы ни была заманчива перспективная цель, например, стать чемпионом, но если юноша не будет видеть результатов своего труда, он, встречая определенные трудности, постепенно охладеет к ней. Ставя ближайшую задачу, например, овладеть техникой какого-то приема, тренер указывает, для чего это нужно. Через небольшой промежуток времени, когда юноша овладеет техникой этого приема, он получает удовлетворение, которое является стимулом для дальнейших занятий. Большое значение здесь имеет сравнение с предыдущим результатом: «раньше не умел — теперь легко сделал», «раньше подтягивался три раза — теперь пять, молодец!» и т. п. Последовательная постановка близких по решению задач положительно сказывается на учебно-тренировочном процессе. Юноши в большей степени, чем взрослые, переживают свои успехи и в особенности неудачи. Поэтому важно научить их правильно оценивать свои действия. Это необходимо осуществлять на каждом занятии. Так, при совершенствовании способа тактической подготовки угроза юноша допускает ошибку: угрожает неестественно и не достигает результата. Если юноша не может определить причину неудачи, то тренер должен навести его на правильный ответ, например показать аналогичное действие в другом приеме. Особенно болезненно переживают юноши поражения. Поэтому преподаватель должен помочь им вскрыть причины поражения и показать, что и как надо делать на предстоящих занятиях, чтобы победить в будущем. - Таким образом, занимающиеся постепенно сами привыкнут к анализу своих действий и поступков. Зная возрастные особенности юношей, преподаватель должен больше пользоваться наглядным обучением. Юноши, особенно младшего возраста, более восприимчивы к показу и яркому, образному объяснению, чем к подробному устному изложению материала. Необходимо образцово показывать технические действия и правильно, образно объяснять их основные детали. В противном случае юноши усвоят неверные движения и выработают неправильные навыки. Преподаватель должен следить за тем, чтобы учебный материал соответствовал физическим возможностям учеников. Если учебный материал требует значительных физических усилий, а занимающиеся не подготовлены к этому, то его изучение следует перенести на более поздние сроки (например, разучивание бросков прогибом, с обвивом в вольной борьбе). В другом случае занимающиеся способны освоить сложные по координации приемы, которые не требуют значительных физических усилий, например перевод рывком за руку с подножкой. Этому приему можно обучать в первый месяц занятий. Допускать юношей к соревнованиям следует с учетом их подготовки. Обучать борьбе юношей необходимо систематически и последовательно. Надо требовать от учеников регулярного посещения занятий. Это, прежде всего, необходимо для образования условных связей. При повторении надо обращать внимание на точность воспроизведения ранее изученного материала и своевременно исправлять замеченные недостатки. Хорошая посещаемость занятий способствует усвоению техники борьбы без ущерба для здоровья занимающихся, за состоянием которых преподаватель должен следить особенно внимательно. В юношеском возрасте первостепенное значение имеет всесторонняя физическая подготовка. В нее входят: формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств для овладения техническими действиями, совершенствование недостаточно развитых качеств. Решение всех этих задач должно осуществляться на фоне укрепления здоровья. Известно, что в 12—14 лет хорошо поддается развитию быстрота, ловкость, гибкость, а 15—16 лет — сила. В этот период у юношей появляются способности к выполнению скоростно-силовых упражнений. В 16—18 лет легче усваиваются упражнения, требующие значительной силы и скорости, создаются предпосылки для развития выносливости. Эти рекомендации следует учитывать при физической подготовке юных борцов. В связи с тем, что юноши довольно легко справляются с кратковременными заданиями, даже интенсивными, и труднее с длительными, даже если они на первый взгляд кажутся простыми и легкими, удельный вес упражнений для развития различных физических качеств будет разный. Так, если в подростковой группе быстроту развить легче, то этому качеству надо уделять большее внимание, чем выносливости. При развитии выносливости нагрузка должна повышаться постепенно с таким расчетом, чтобы к концу года юноши могли вести тренировочные схватки в среднем темпе в течение 6 мин. с перерывом 1 мин. после 3 мин. борьбы. В старшей юношеской группе те же качества будут развиваться по-другому. Уделяется внимание поддержанию и дальнейшему развитию быстроты. Специальную выносливость развивают с таким расчетом, чтобы юноша мог в одном занятии бороться по правилам соревнований, т. е. вести 2 схватки по 6 мин. с перерывом 1 мин. после 3 мин. борьбы. Следует подчеркнуть, что развитие выносливости у юношей должно осуществляться параллельно с развитием других физических качеств. «При длительной и односторонней тренировке на выносливость в этом возрасте снижается свойственная юношам хорошая адаптация к скоростным нагрузкам».* Для развития быстроты и ловкости необходимо применять соответствующие упражнения на каждом занятии, так как эти качества потерять можно очень быстро, а развить значительно труднее. Не следует развивать у подростков и младших юношей быстроту и ловкость со значительными отягощениями. Развитие силы в юношеском возрасте должно осуществляться преимущественно упражнениями скоростно-силового характера: Форсированное развитие силы и увлечение упражнениями с большим весом может привести к скованности и потере быстроты. У юношей 12—15 лет развитие силы должно осуществляться главным образом с помощью упражнений с отягощением, весом собственного тела, гантелями, набивными мячами, с гимнастическими палками, с партнером, на гимнастических снарядах. В 16—18 лет упражнения на силу усложняют за счет увеличения веса снаряда, изменения исходного положения, увеличения времени на выполнение упражнений, уменьшения отдыха между упражнениями и т. д. В качестве отягощения можно применять гири, различного веса штангу, разного веса партнеров. Исследования профессора А. В. Коробкова доказали, что показатели силы мышц у подростков и юношей на 1 кг собственного веса приближаются к уровню взрослых уже к 13—15 годам, а показатели максимальной силы к 17—18 годам. Развивать выносливость у подростков и младших юношей надо особенно осторожно — с помощью упражнений со средним напряжением небольшими дозами (сериями) или учебно-тренировочных схваток с перерывами для отдыха. Постепенно, по мере приспособления к нагрузке периоды отдыха сокращают (например, при борьбе в стойке 2 + 2 дается перерыв 3 мин., постепенно его сокращают до 1 мин.). Подобное задание может быть использовано и для борьбы в партере. Затем увеличивают время выполнения упражнений до 3 + 3 мин. с перерывом 1 мин., и, наконец, можно увеличить темп ведения борьбы. Если занимающиеся относительно легко справляются с нагрузкой, рекомендуется провести дополнительную схватку с определенным заданием. При подготовке к соревнованиям юношей 17—18 лет следует провести 2 схватки в одном занятии (например, первая 3 + 3 мин. с перерывом 1 мин., после 15 мин. отдыха проводится вторая схватка, время которой преподаватель определяет в зависимости от состояния борцов). Большое значение для развития выносливости имеет борьба в различных условиях: на ограниченном месте, с односторонним сопротивлением, с сопротивлением после захвата, с выходом из партера наверх или в стойку и т. д. Такие задания приучают юношу находить выход из любых создавшихся положений в схватке. Большое внимание необходимо уделить также развитию гибкости и подвижности в суставах. Исследования показывают, что «с 13 лет начинается новый прирост показателей подвижности в суставах, в 15 лет он достигает наибольшей величины... В дальнейшем, в 16—17 лет, показатели подвижности в суставах уменьшаются...»* Поэтому в старшем юношеском возрасте преподаватель не должен ослаблять внимания к упражнениям на гибкость и подвижность в суставах. Гибкость и подвижность в суставах у юношей 12—15 лет надо развивать упражнениями без предметов, упражнениями активно-пассивного характера и упражнениями с небольшими отягощениями (гимнастическая палка, набивной мяч, гантели и т. п.). С переходом занимающихся в старшую юношескую группу вес отягощений постепенно увеличивают. Для развития гибкости и подвижности в суставах могут применяться упражнения с гирями, штангой и партнером. Следует особо подчеркнуть необходимость двустороннего обучения различным упражнениям. Для гармоничного физического развития юноши надо использовать упражнения как для левой, так и для правой стороны тела; с поворотом направо и налево; с правой и левой стороны от партнера. Таким образом, для развития физических качеств в юношеском возрасте применяется широкий круг средств, с тем чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку. На занятиях с юношами в большей степени, чем со взрослыми, применяются упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры, эстафеты и простейшие формы борьбы. В работе с юношами первое время данные упражнения используются в небольшом количестве: несколько раз в занятии с короткими перерывами для отдыха. По мере приспособления к ним количество их увеличивают, а отдых между ними сокращают. Вместе с развитием физических качеств тренер должен систематически воспитывать у занимающихся волевые качества: смелость, выдержку, уверенность, инициативу, упорство и др. Волевые качества проявляются в процессе преодоления определенных трудностей. К таким трудностям можно отнести большой вес снаряда, сильного противника, болевые ощущения при уходе с моста, выполнение приема из непривычного положения или сложного приема, непредвиденные обстоятельства в соревнованиях и многое другое. Систематическое преодоление трудностей служит основой для воспитания волевых качеств. При выполнении сложных приемов или упражнений преподаватель может оказать помощь или страховку и этим выработать у занимающихся уверенность в своих силах, что положительно скажется на воспитании волевых качеств. Одна из главных задач преподавателя — подобрать посильные для занимающихся упражнения. Другая задача в воспитании волевых качеств — научить занимающихся отдавать самоприказы и контролировать их выполнение. Самоприказы должны быть посильны, но со значительными усилиями для их выполнения. Первое требование при воспитании воли — это личная организованность, стремление к поддержанию дисциплины. При неустойчивом внимании в юношеском возрасте это очень важно. Обучение юношей борьбе начинается с упражнений, которые приучают их к состязаниям (к захватам, преодолению сопротивления, приобретению устойчивости, волевым проявлениям и т.д.); или с упражнений, используемых в борьбе (укрепление моста, страховка и самостраховка); или с упражнении, необходимых для усвоения техники борьбы (для координации и развития соответствующих групп мышц). Все эти упражнения в первое время должны занимать доминирующее место. Они не теряют своего значения и в последующие сроки обучения, но их удельный вес становится меньше. Одновременно с изучением специальных упражнений занимающихся обучают технике борьбы: основным положениям, передвижениям, захватам и освобождению от них. Обучение приемам следует начинать с партера. Для юношей это особенно важно, так как большинство приемов в партере проще, чем в стойке (небольшая высота падения, а отсюда — меньше неприятных ощущений). Кроме того, занимающиеся получают физическое развитие, необходимое для изучения более сложных и трудных технических действий. Особенность изучения приемов заключается в том, что юношам требуется больше времени на закрепление навыков выполнения специальных упражнений, деталей приемов и особенно проведения приемов в условиях взаимного сопротивления. При изучении техники сложных приемов в классической и вольной борьбе для страховки вначале рекомендуется использовать чучело. В борьбе самбо для страховки применяют захват партнера за халат. Чучела могут быть следующих размеров и весов*:
Если соответствующих чучел нет, то освоение занимающимися сложных приемов борьбы будет затруднено. Последовательность изучения техники борьбы должна быть такой, чтобы сходные по своей структуре приемы изучались после прочного усвоения одного из них. Если, например, в борьбе самбо после изучения, но не прочного усвоения занимающимися броска передней подножкой переходят к приему бедро, то происходит нарушение навыка в броске передней подножкой (выполнение этих приемов требует тонкой дифференцировки). Поэтому между изучением данных приемов должен быть достаточный промежуток времени. Одна из важных задач, стоящих перед преподавателем, — это научить юношей правильно дышать. При разучивании того или иного упражнения преподаватель должен показать, как надо дышать. Правильно дышать при выполнении динамического упражнения — это значит, при сужении грудной клетки делать выдох, а при расширении — вдох. Необходимо всегда подчеркивать, что не следует задерживать дыхания, даже если борец находится в трудном положении. Если позволяют условия, то дышать надо стараться глубоко, с небольшой частотой и через нос. Однако при быстром темпе борьбы, при борьбе «спуртами» и т. п. возникает необходимость дышать чаще и через рот. Большое значение также имеет дыхание при проведении всего приема. Надо следить, чтобы занимающиеся выполняли прием без задержки дыхания. И только момент максимальных усилий в приеме выполняется на задержке дыхания. Постановку дыхания у юношей необходимо специально тренировать. С этой целью применяют упражнения для увеличения жизненной емкости легких и развития силы дыхательных мышц. Кроме того, необходимо научить борца в зависимости от положения, в котором он находится, применять грудное, диафрагмальное (брюшное) или смешанное дыхание. При последовательном изучении техники борьбы следует помнить, что ряд приемов, рекомендуемых программой для взрослых, не подходит для обучения юношей в эти же сроки. Объясняется это тем, что юноши еще не имеют соответствующей физической подготовки. Кроме того, некоторые приемы без достаточной подготовки могут привести к травмам. Возьмем для примера классическую борьбу. Такие приемы, как переворот обратным захватом туловища, бросок накатом с ключом и захватом туловища сверху, рекомендуемые для взрослых в первые 6 месяцев обучения, юноши могут изучать лишь на втором году обучения; бросок обратным захватом, сбивание за туловище, рекомендуемые для взрослых на втором году обучения, юношам следует изучать не ранее третьего года обучения. Броски прогибом можно изучать с юношами лишь на втором году занятий. В этом же году их следует ознакомить с бросками прогибом с захватами туловища с рукой сбоку, шеи и туловища сбоку. Эти приемы не требуют такого сильного подбива, как при захватах спереди. Применение этих приемов делает технику борца более разнообразной, дает ему возможность пользоваться ими как контрприемами от бросков через спину. На третьем году занятий рекомендуется изучать броски прогибом за туловище с рукой (со взрослыми при определенной физической подготовке этот прием изучают первым). Скручивание с юношами изучать не целесообразно, так как его выполнение осуществляется за счет ограниченных сковывающих действий. Особого внимания требуют упражнения для укрепления моста. Применять эти упражнения нужно в строгой последовательности. Большинство приемов изучают более длительное время, чем со взрослыми. С юношами 12—15 лет следует избегать статических положений на мосту. Большое значение для юношей имеет тактическая подготовка. Она преследует, прежде всего, становление стиля ведения борьбы. Борьба для них — это игра. А для того чтобы победить в игре, необходимо научиться всесторонне использовать те средства, которые разрешаются правилами. Постепенно усложняя условия игры (борьбы), преподаватель подводит занимающихся к спортивному совершенствованию. С этой целью он уделяет большое внимание обучению юношей правильной технике борьбы. Освоение техники является для них основной задачей. Овладев техникой какого-либо приема, юноши изучают 1—3 способа его тактической подготовки, включая и простейшие комбинации. В старшей юношеской группе тактическая подготовка расширяется. Однако надо отметить, что не следует увлекаться количеством способов тактической подготовки к одному приему. Занимающиеся должны совершенствовать лишь некоторые, наиболее удобные для них. Наряду с изучением способов тактической подготовки приемов преподаватель приучает занимающихся активно вести схватку, поощряет корректную, насыщенную техническими действиями борьбу и порицает грубую борьбу, проводимую с акцентом на силу. Для того чтобы научить юношей решать определенные тактические задачи, преподаватель дает им соответствующие задания. Например, провести в схватке такой-то прием; бороться на краю ковра так, чтобы противник был спиной к краю ковра; после перевода противника в партер, не задерживаясь, сразу переходить на другой прием; после попадания в партер сразу выполнить выход наверх и т. д. Постепенно преподаватель приучает занимающихся бороться с различными по своим индивидуальным особенностям противниками. Для этого он вначале знакомит их с основами составления планов борьбы, с различными противниками, а затем такие планы составляют сами борцы. Таким образом, преподаватель постепенно приучает юношей самостоятельно творчески мыслить. Из других вопросов тактики подробно рассматривают разведку и маскировку. С началом выступления в соревнованиях юноши начинают приобретать знания по основным вопросам тактики участия в них (поведение на взвешивании, подготовка к схватке, соблюдение режима дня, питания и др.).
Date: 2015-09-27; view: 451; Нарушение авторских прав |