Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрастные особенности
Спортивной борьбой юноши могут заниматься с 12 до 18 лет. В этот период продолжается дальнейший рост их организма, который развивается бурно. Интенсивность развития различна и подчинена присущим ей закономерностям. Развитие органов и систем организма происходит не обособленно друг от друга, а в тесном взаимодействии, как единый, целостный процесс. В процессе роста отдельных органов и систем наблюдаются не только количественные изменения, но и существенные качественные сдвиги. Больше того, в одном и том же возрасте могут иметь место существенные индивидуальные различия, что связано с неодинаковым темпом протекания физиологических процессов. Поэтому мы встречаемся с людьми разного физического развития, темперамента и веса. Все это часто затрудняет установление границ между юношами разных возрастов и комплектование групп. Практика показала, что для занятий борьбой наиболее целесообразно делить юношей с учетом их возрастных особенностей на четыре группы: подростковую — 12—13 лет, младшую юношескую—14—15 лет и старшие юношеские — 16—17 и 17—18 лет. Возраст 12—18 лет совпадает с периодом полового созревания. Изменения, связанные с процессом полового созревания, оказывают свое влияние на весь организм. В 12—15 лет происходит бурный рост тела в длину, что также совпадает с усилением функций гипофиза и щитовидной железы. Удлинение тела подростка связано главным образом с ростом трубчатых костей и может составлять 9—10 см в год. Однако окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей не заканчивается. Связочный аппарат более эластичен, чем у взрослого человека. Учитывая эти особенности, необходимо более осторожно применять упражнения для развития силы и гибкости. Чрезмерное применение их может оказать отрицательное воздействие на рост костей и сказаться на правильности осанки. В 16—18 лет темп роста замедляется, и юноша вырастает за год (примерно) на 3 см. Замедление роста костей в длину и их оссификация позволяют переходить к упражнениям с большими отягощениями. Мышечная ткань у юношей 12—15 лет также растет более интенсивно в длину, чем в поперечнике, и составляет к 15 годам примерно 32% от общего веса тела. Функциональные возможности мышечной системы подростков ниже, чем у взрослых. Отсюда в применении упражнений на силу и выносливость должна быть строгая регламентация и последовательность возрастания нагрузки по мере приспособления к ней. Исследования профессора В. С. Фарфеля показали, что к 13—15 годам заканчивается формирование двигательного анализатора. В связи с этим появляется возможность примерно с 15 лет целенаправленно развивать силу. Этому способствует рост поперечных размеров тела. Мышечная ткань растет энергично и достигает у юношей 17— 18 лет примерно 44% от веса тела, что позволяет изучать технические действия, требующие значительных физических напряжений. Вместе с тем у подростков отмечается относительная слабость связок и особенно мышц брюшного пресса. Это обстоятельство требует осторожного применения упражнений, связанных с большим натуживанием, так как они могут привести к смещению внутренних органов, дефектам белой линии живота я расширению паховых колец. В методике занятии с подростками надо также учитывать особенности их сердечно-сосудистой системы (с. с. с). В частности, по сравнению с ростом сердца в этом возрасте наблюдается относительно замедленный рост просвета артерий, а также несовершенная регуляция деятельности с. с. с. со стороны нервной системы. У подростков и юношей отмечается увеличение кровяного давления. При чрезмерной нагрузке у них могут появиться сердечная аритмия и головокружение. Легко возникает состояние утомления. В результате систематической тренировки эти отрицательные явления постепенно исчезают. Применение же упражнений, требующих большой выносливости, может привести к гипертрофии сердца без сопутствующего увеличения его сократительной способности. Для предотвращения перенапряжения сердца нагрузки следует увеличивать строго постепенно. У юношей старшего возраста работа нервной системы по регуляции сердечной деятельности становится более совершенной. Пульс — реже, а ударный объем сердца — близкий к величинам, наблюдаемым у взрослых. Указанные изменения создают предпосылки и к развитию специальной выносливости. Юношеский организм не обладает способностью поддерживать высокий уровень работоспособности в течение длительного времени. Юноши быстро утомляются, но и быстро восстанавливают свои силы. При этом быстрое восстановление сил происходит лишь тогда, когда они получают малые или оптимальные нагрузки. Восстановление сил занимающихся происходит за счет повышенного обмена веществ. Поэтому для поддержания работоспособности на протяжении всего занятия необходимы частые перерывы для отдыха. При чрезмерных нагрузках восстановление сил занимающихся затягивается. Поэтому большие нагрузки, практикуемые у взрослых, для юношей недопустимы. Органы дыхания у подростков также имеют свои особенности. Одна из особенностей состоит в том, что развитие грудного периметра проходит медленнее, чем рост тела в длину. Это обстоятельство ограничивает развитие дыхательной системы. Из-за несовершенства регуляции дыхания занятия физическими упражнениями с большими нагрузками могут приводить к нарушению ритма дыхания. Возможность длительного поддержания максимального уровня потребления кислорода у юношей значительно ниже, чем у взрослых, хотя и может достигать такого же уровня. Такие особенности органов дыхания требуют постепенного подхода к упражнениям, связанным с натуживанием и развитием выносливости, а также строгого соблюдения гигиены при занятиях спортом. В рассматриваемом возрасте значительные изменения претерпевает и психика ребят. Происходит дальнейшее психическое возмужание. В возрасте 12—15 лет ребята хотят быть похожими на взрослых, стремятся к самостоятельности, проявлению мужества. У них развиваются такие высшие психические способности, как логическое мышление, умение обобщать и анализировать свои поступки и поведение. Стремясь быть взрослыми, юноши могут проявлять отрицательные черты характера: раздражительность, развязность, грубость и т. п. Задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить занимающихся к развитию положительных способностей, дать им нужное направление. В то же время они должны приложить максимум усилий, чтобы заглушить отрицательные способности. Нельзя забывать и того, что юноши, увлекаясь какой-либо деятельностью, теряют контроль над доступной им дозировкой. Они склонны переоценивать свои силы, берутся за выполнение тех упражнений, которые не соответствуют их физическому развитию. Они стремятся поднять как можно больший вес, как можно чаще участвовать в соревнованиях, стремятся выполнить сложный прием без соответствующей подготовки. Поэтому за юношами необходим более строгий педагогический контроль. Характерной особенностью юношеского возраста в деятельности высших отделов центральной нервной системы (ЦНС) является пластичность и подвижность нервных процессов. Это позволяет им быстрее овладевать упражнениями, требующими ловкости. У юношей 12—15 лет отмечается неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В связи с этим юноши чаще нарушают дисциплину, чем взрослые. Недостаточная уравновешенность нервных процессов приводит к быстрой смене настроения и к более быстрому нервному утомлению. Учитывая это, преподаватель должен стремиться проводить занятия эмоционально, часто изменять деятельность занимающихся. У юношей 16—18 лет продолжается дальнейшее функциональное развитие высших отделов. В этом возрасте они становятся более спокойными, уравновешенными. У них отмечается повышение сознательности. Зная стоящие перед ними задачи, они стремятся к личному совершенствованию, проявляют чувство товарищества, помогают друг другу и передают свои знания отстающим. Это облегчает вести учебно-воспитательную работу с ними. Старшие юноши по своему развитию близки к взрослым. Итак, в процессе своего развития юноши имеют характерные Для них возрастные особенности. Поэтому для проведения с ними занятий необходимо знать и учитывать эти особенности. Учет возрастных особенностей позволит тренерам не только лучше подготавливать борцов, но и избежать патологических изменений в их организме. Этим будет достигаться и оздоровительная направленность, что является основной задачей советской системы физического воспитания.
Date: 2015-09-27; view: 403; Нарушение авторских прав |