Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет. Пути формирования плюралистической демократии в Казахстане⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45
Современная западная демократия выросла из либеральной политической системы, и наследует ее основополагающие принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека и т. п. Оценки и названия современной западной демократии неоднозначны, но чаще всего ее называют плюралистической, поскольку она базируется на признании разнообразия общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.), а также форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений и пр.). Несмотря на принципиальную общность с либеральной демократией, современная плюралистическая демократия существенно отличается от нее. Ее главное отличие состоит в том, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации. Плюралистическая демократия занимает как бы промежуточное положение между индивидуалистической (либеральной) и коллективистской моделью народовластия. Плюралистическая демократия - это такая демократия, которая исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Поэтому она предполагает, что назначение демократии - стимулировать плюрализм, многообразие в обществе, предоставлять возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях. Виднейшими представителями плюралистической концепции демократии являются Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль. Плюралистическая концепция отводит ведущую роль группе, так как утверждает, что индивид без группы - безжизненная абстракция. Именно в группе (семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической и т. д.), а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Демократия в данном понимании - это не власть стабильного большинства - народа, поскольку само оно изменчиво и складывается из компромиссов различных индивидов, групп, объединений. Ни одна из групп современного общества не может монополизировать власть и принимать решения, не опираясь на поддержку других общественных групп. Недовольные группы, объединившись, могут блокировать решения, не отвечающие их интересам, и служить тем социальным противовесом, который будет сдерживать тенденции к монополизации власти. Следовательно, демократия здесь представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. Основные черты плюралистической демократии: 1) заинтересованная группа (группа специальных интересов) является центральным элементом демократической политической системы; 2) общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов; 3) соперничество и баланс групповых интересов являются социальной основой демократической власти, ее динамики; 4) сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу (как считается в либеральной концепции демократии), но и на социальную область, где ими являются группы - соперники; 5) «разумный эгоизм» индивидов и особенно групп является генератором политики; 6) государство не «ночной сторож» (как у либералов), а орган, отвечающий за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость; 7) диффузия, распыление власти между различными политическими институтами; 8) наличие в обществе консенсуса в сфере системы ценностей, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя; 9) демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан. Теория плюралистической демократии нашла признание и применение в большинстве развитых стран, тем не менее, существуют критические направления, подчеркивающие присущие ей недостатки. К ним следует отнести следующие: · далеко не все члены общества представлены в различных группах интересов, поэтому через такие группы лишь незначительная часть общества (реально не более одной трети взрослого населения) может участвовать в принятии и осуществлении политических решений; · влияние отдельных групп различно: одни из них обладают мощными ресурсами влияния (деньги, знания, авторитет, доступ к СМИ и пр.), другие таких рычагов практически лишены (инвалиды, пенсионеры, неквалифицированные наемные работники). Социальное неравенство приводит к тому, что не все группы одинаково способны артикулировать свои интересы. Несмотря на приведенные возражения, практика политического развития современных стран Запада свидетельствует о том, что к концу XX в. эти страны значительно продвинулись вперед по пути уравнивания жизненных шансов, сглаживания социальных конфликтов и предоставления большинству граждан реальных возможностей для политического участия и защиты своих интересов. Акцентируя внимание на сложном групповом составе народа как субъекта власти, модель плюралистической демократии не может отразить все аспекты современных демократий и дополняется рядом других концепций. Теориями, концентрирующими внимании на самом процессе осуществления власти, являются репрезентативная (представительная) и партиципаторная (политического участия) концепции демократии.
Обращает на себя внимание и то что, Конституция не предусматривает проверку конституционности политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели. В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Политический плюрализм является одним из фундаментальных принципов конституционализма, основным признаком демократического государства. Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства. Цель любой политической партии - участие в политической жизни страны, в реализации государственной власти. Взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на принципах невмешательства. Принцип многопартийности означает признание политической оппозиции, легитимность мирного соперничества политических партий в установленных законодательством формах. В связи с этим установление конституционности политических партий, по определению входит в компетенцию Конституционного совета, как органа государственной власти, обеспечивающего верховенство Конституции, а не судебной власти.[2] Так например, в ФРГ только Конституционный Суд вправе признавать политические партии неконституционными, если их цели или деятельность направлены на нарушение основ свободного демократического строя либо несут в себе угрозу существованию Республики. Установив наличие этих обстоятельств, Суд провозглашает роспуск партии и одновременно запрет на создание заменяющих ее аналогичных организаций. Кроме того, он может издать постановление о конфискации имущества партии. В связи с этим, предлагается закрепить в Конституции Республики Казахстан положение о том, что Конституционный Совет по запросам Генерального прокурора, Министра юстиции устанавливает конституционность политических партий и общественных объединений. Гораздо справедливее будет, если судьбу общественного объединения будет решать коллегиальный орган власти. Если общество заинтересовано в создании надежных гарантий многопартийности и формирования реальной плюралистической демократии, оно будет вынуждено решить этот вопрос.
Date: 2015-09-27; view: 683; Нарушение авторских прав |