Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет. Понятие политических технологий
Успеха в политической деятельности достигают благодаря многим факторам, но больше всего он зависит от подготовленности политика. Речь идет не только об знания, способности, личные качества, но и о владении політичними. технологиями, которые имеют свои особенности, механизмы действия и влияния на отдельных граждан и сообщества. Важно, кто и с какой целью их использует, насколько моральными есть действия, поступки субъектов политического процесса. Политические технологии (греч. techne - искусство, мастерство) - совокупность методов и систем последовательных действий, направленных на достижение необходимого политического результата. В политической практике они предстают как совокупность методов применения объективных законов политики, материализация абстракций политической науки в конкретные решения, документы, нормативы, распоряжения. Особенности политических технологий обусловлены характером политического процесса, который охватывает самые разнообразные виды политической деятельности в пределах конкретной политической системы. Среди них - политическая участие, которое имеет целью формирование в процессе политической деятельности определенных позиций, требований, настроений, и политическое функционирование как профессиональная политическая деятельность по выработке правовых норм, управление политическими институтами. Политические технологии делятся на общие (затрагивают интересы многих субъектов политического процесса) и индивидуальные (присущие отдельным субъектам политики). Среди первых самые распространенные технологии завоевания (избирательный процесс как комплекс специальных технологий) и удержания власти. Индивидуальные технологии используют отдельные политики в процессе своей политической деятельности. Они связаны с завоеванием популярности, умению контактировать с гражданами (избирателями, членами определенной партии, объединения и т.п.), мастерством дискутировать, произносить речи, вести митинги, собрания, совершенствовать собственный имидж и т.д. Люди по-разному относятся к политике. Одни принимают активное участие в ее практической реализации, другие - индифферентные к ней. Заинтересованность политикой обусловлена многими факторами (возраст, пол, социальное положение, семейное положение, клановые, национальные традиции, информированность, уровень образования, культуры, интеллекта и др.). Согласно этому произведено такую типологию политических ролей: - рядовые граждане (объект политики, политических процессов); - рядовые граждане, косвенно вовлечены в политической практики как члены профсоюзов, производственных коллективов; - граждане, принадлежащие к выборного органа, являются активными членами определенной политической организации; - общественные, политические деятели, которые активно занимаются практической политической деятельностью; - профессиональные политики (для них политическая деятельность является доминирующей); - политические (общегосударственные, общенациональные лидеры. Участвуя в политике, человек руководствуется в основном двумя причинами: альтруистическим (усовершенствовать общественную жизнь) и эгоистичным (получить власть, известность, богатство). Большинство политиков демонстрирует первый и пытается скрыть второй мотив, особенно поначалу. Мотивы определяют цель и программу политической деятельности. Мотивирующими ее факторами являются потребности самовыражения, самореализации, признание, свободы, самообеспечение, власти и т.п. Как правило, все они взаимосвязаны. Чтобы распознать истинную цель политической деятельности субъекта политики, предсказать ее исход, следует внимательно анализировать характер и особенности его потребностей. Выбор человеком позиции и соответствующей линии поведения в общественно-политической жизни зависит от их политической ориентации. Политическая ориентация (франц. orientation - обращен на восток, от лат. oriens - восток) - определенные представления политических субъектов о цели, задачи деятельности политических партий, политического режима, общества в целом. Политическая ориентация - это, с одной стороны, определенные словесно оформленные идеи и ценности, с другой - бессознательные или не вполне сознательные мотивы, которые человек переживает на эмоциональном уровне. Политическая ориентация обуславливает политический выбор, который зависит от сформированности личности, ее социализации, политической культуры, а также от особенностей общественных отношений, уровня демократизации общества. Выбор может быть групповым и индивидуальным. Групповой выбор часто осуществляют автоматически, под влиянием групповой ориентации, особенно на раннем этапе социализации личности, при несформированной политической культуры. Такой выбор зачастую доминирует в нестабильных обществах, на переходных этапах их развития и существования. Индивидуальный - свойственный человеку с высоким уровнем социально-психологического, духовного развития, общественно-политической активности. Выбор ориентации не всегда является окончательным. Это - динамичный процесс, который часто сопровождается элементами дезориентации или полной дезориентации. Политологи выделяют четыре подходы относительно политического выбора: ситуационный, социологический, манипулятивный и индивидуально-психологический. Ситуационный подход. Базируется на утверждении, что любая политическая ориентация является реакцией на конкретно-историческую ситуацию. Социологический подход. Направлен на анализ взаимозависимости между индивидуальным и групповым политическим выбором в соответствии с социально-политической ситуации в обществе. Манипулятивный подход. Основывается на осуществлении выбора в соответствии с психолого-политического внешнего влияния, а то и просто манипуляций. При этом активно используются разнообразные политические, психологические коммуникации и технологии. За интенсивного развития средств массовой информации, рост роли средств связи в политической жизни манипулятивный подход будет играть важную роль в формировании общественного мнения, особенно в нестабильных обществах, где недостаточно развиты демократические принципы. Индивидуально-психологический подход. За основу выбора берет личностные психологические качества (врожденные и приобретенные). Основатель его - основоположник неофрейдизма Т. Адорно, что отстаивал идею “авторитарной личности”. По его мнению, авторитарная личность отличается от других не только социально-политическими или этнонациональными ориентациями и установками, но и личностными чертами. Ей он противопоставлял демократическую, либеральную личность. Эту проблематику исследовал Е. Фромм, специалисты из других областей знаний. Выбор политической ориентации - не одномоментное действие, а процесс, в котором человек корректирует свою ориентацию под влиянием определенных социально-экономических условий, личных психологических изменений. В этом процессе она идентифицирует себя с отдельным лицом или группой лиц. Политические преимущества, как правило, формируются в результате макрогрупової (“экологической”) идентификации. Например, человек может идентифицировать себя с бизнесменами, управленцами, средним классом. Такие идентификации основываются на соответствующей психологической близости к группе, которой она симпатизирует. Характерными проявлениями групповых психологических идентификаций является идентификации на национальной почве. Национальная или национал-государственная ориентация отражает систему политических вкусов и предпочтений. Главным ее рычагом является стремление наций, этносов к независимости. Политический выбор осуществляется на основе определенных ценностей. Для одних доминирующими являются загальногуманістичні ценности, для других - ценности определенной религии, социальной группы и т.д. Выбор может быть и сугубо прагматичным, основываться на личных целях и интересах. Политические процессы невозможны без участия в них различных субъектов, которую называют политическим участием. Есть несколько концепций политической, прежде всего электоральной участия. Теория рационального выбора. В соответствии с ней большинство людей склонны к рациональному поведению (не отождествлять с логической поведением). Ее сторонники считают, что человек пытается достичь максимального результата за счет оптимальных, а то и малейших усилий. Мичиганская модель. Предусматривает, что в политической деятельности доминирует партийная идентификация человека, которая является результатом или восходящей политической социализации. Психологическая школа. Ее сторонники доминирующими в политической участия и деятельности считают мотивы и установки человека, пытаются щонайконкретніше изучить взаимозависимость установок и поведения, конкретных действий лица. Институциональный подход. По мнению его сторонников, политическое участие зависит не от конкретных психологических характеристик личности, ее социального статуса, уровня образования, а от возможностей граждан (избирателей) влиять на власть. Реализуется политическая участие в выборах, управлении и самоуправлении, принятии политических решений и осуществлении контроля за их целесообразностью; политических кампаниях (митингах, манифестациях, собраниях), акциях гражданского неповиновения (войнах, революциях); деятельности политических партий, различных общественных объединений, в процессе самостоятельной индивидуальной политической деятельности. ее уровень, масштабы - показатель уровня демократичности общества, общей и политической культуры его граждан, других субъектов политики. Без знания особенностей политических технологий и умение их использовать достичь успеха в политической деятельности невозможно. А для овладения ими прежде всего нужны соответствующая научно-теоретическая подготовка, умение изучать и анализировать объективные условия, в которых действуют конкретные субъекты политики. Это касается социально-экономической, политической ситуации в стране, регионе; особенностей функционирования социальных и национальных групп в обществе, их потребностей и интересов; расстановки политических сил; статуса и уровня влияния на граждан политических партий, движений, объединений, средств массовой информации. Особенности политического процесса всегда обусловлены соответствующим политическим поведением, деятельностью его участников. Политическая деятельность определяется самой природой политики - установлением соответствующих политических отношений между субъектами политики, которые часто имеют противоположные запросы и интересы, суждения и направления активности. Политическая деятельность всегда индивидуальна. Речь идет о индивидуальный стиль политической деятельности не как совокупность отдельных качеств, а как целенаправленную систему взаимосвязанных действий, с помощью которых достигается определенный результат. В зависимости от характера поведения участников политического процесса разделяют на: лидеров, активистов, последователей, лидеров общественного мнения. Лидеры, как правило, возглавляют политическое движение благодаря подготовленности, своему авторитету, социальному статусу и т.д. Активисты выступают посредниками между лидерами и теми, кто их поддерживает. Они влияют на рядовых участников политических действий и процессов, несколько меняют стратегию и тактику политического действа, а главное - активно помогают лидерам в их деятельности. Последователи имеют разную степень политической, социальной активности, в целом поддерживают идеи лидеров, но по разным причинам недостаточно четко осознают даже собственные интересы в политической борьбе, а потому менее подвижны, чем активисты. Лидеры общественного мнения своей не столько организаторской деятельностью, сколько интеллектуальной (особенно в средствах массовой информации) усиливают эмоциональное, психологическое напряжение вокруг проблем, которые являются предметом политики. Политическое поведение, взаимодействие различных социальных групп, личностей, социальных, политических институтов называют политическими отношениями. Существуют две формы политических отношений: политическая деятельность, которая отражает динамизм политических отношений, их зависимость от усилий конкретных участников политического процесса, и политическая организация, которая отражает структурированность политических отношений, их сформированность на основе определенных норм и правил. Политическое участие не только обеспечивает реализацию интересов и запросов гражданина в процессе политической деятельности, а является действенным средством политической социализации, формирования политической культуры, гражданской позиции личности. В процессе политической деятельности политик, общественный деятель вступает в определенные контакты с другими политиками, имеющий отношения с государством, идеологией, политикой, властью. Эти отношения во многом определяются тем, насколько политик знает их сущность, особенности функционирования, как владеет приемами, технологиями политической деятельности. Ведь ему приходится жить и действовать за конкретного политического режима, определенных политических партий, общественных объединений, других субъектов политики. Индивидуальные политические технологии используются отдельными политиками, общественными, государственными деятелями, общие - коллективными субъектами политического процесса: группами давления, политическими партиями, лоббистскими группами, общественными объединениями. К наиболее распространенным индивидуальных политических технологий относятся: - публичные выступления; - участие в беседах, дискуссиях, разрешении конфликтов; - прогнозирование политической деятельности; - выступления на радио, телевидении; - подготовка материалов для печатных средств массовой информации и т.п. Каждая технология имеет свои особенности, благодаря которым создается определенный имидж политика, его авторитет и популярность, формируется и обогащается опыт политической деятельности. Готовясь, например, до публичного выступления, политик прежде всего должен знать о времени, цель его и соответственно готовиться к общению с аудиторией. На этом этапе важна подготовка тезисов (структуры) выступления, определение сути, направление разговора, вероятных вопросов. Необходимо поработать над внешностью, жестикуляцией, дыханием и т.д. Все это и является технологией политического выступления. В индивидуальных политических технологиях доминируют индивидуальные черты личности политика. Именно на них в соответствии акцентируют в интересах политика. Среди самых общих и наиболее распространенных есть технологии принятия политического решения и технологии избирательных кампаний. Технология принятия политического решения - процесс реализации политической цели на основе накопленной информации. Каждое политическое решение является неотъемлемым элементом политического процесса, результатом предыдущих действий. Другими словами, это своеобразный процесс, за которого накопленная информация, развиваясь, превращается в соответствующие побудительные акты (указания, распоряжения, приказы и т.п.). Политические решения является элементом политического процесса и не могут существовать статически. Их классифицируют: По направленности на конкретную проблему: - решение правильное (проблема решается согласно цели); - решение нейтральное (проблема остается на прежнем уровне); - решение неправильное (проблема становится еще острее, общая ситуация ухудшается). Как правовые и неправовые. - - Правовые решения, принятые в соответствии с конституцией, законами и распорядительными актами конкретного государства. - Неправовые - решения, принятые вопреки действующим законам и актам. На основе суб'єктно-объектных отношений. Это означает, что субъект власти при принятии решения может одновременно быть и его объектом. Верховная Рада Украины, например, принимает определенные решения по организации собственной деятельности. По степени значимости. - значительные, или кардинальные; - очередные (радикально ситуацию не меняют); - нейтральные (приняты с незначительных общественно-политических вопросов, например, образование различных совещательных органов, временных комиссий, рабочих групп и др.). По срокам действия, выполнения, реализации. - долговременные (разнообразные моратории); - непрерывного действия (действие многих статей конституции страны), - краткосрочные (решение о запрете митинга, пикета, забастовки и т.д.). Процесс принятия политического решения имеет несколько этапов: a) подготовительный (отбор и анализ информации); b) разработки проекта решения проекта (программы); c) утверждение и принятие к исполнению решения; d) реализации принятого решения; e) автономное существование результатов реализованного решения, распространение его последствий. Соблюдение требований всех этапов может обеспечить принятому решению адекватность ситуации. Это еще зависит и от компетентности тех, кто готовит его, и степени учета общественного мнения, знания общественно-политической ситуации. Технология подготовки и принятия политического решения начинается с анализа общественно-политических отношений в той сфере, в которой оно будет касаться. Сначала необходимо изучить, насколько предмет будущего решение соответствует реальности, или не коснется оно псевдопроблем, притворных отношений. Поэтому необходимо среди многих событий и явлений указать именно тенденциозные, а также определить их сущностные черты. На этом этапе важна объективность информации, доступ к ее источников. На этапе подготовки проекта политического решения может работать одно лицо или группа лиц. По коллективной подготовки проекта есть больше шансов среди альтернативных точек зрения найти ту, которая удовлетворила бы интересы многих. Особенно важным является коллективная выработка решений, касающихся интересов большой группы людей - конституций, меморандумов, программ и заявлений политических партий, объединений, групп и т.д. На этом этапе большое значение приобретает определение перспективы решения (прогностический анализ того, насколько действенным, результативным будет решение, как оно будет способствовать решению проблем в обществе, между субъектами политического процесса). Не менее сложным является процесс утверждения политического решения и принятии его к исполнению. Иногда он происходит в бескомпромиссной политической борьбе. И хотя в парламентах, отдельных политических партиях отработанный определенный механизм рассмотрения и принятия решений, борьба вокруг них нередко длится долго, остро и непрогнозируемо. Особенно сложными являются эти процессы в странах со слабыми демократическими устоями и традициями, где нет четкого разделения власти между ее ветвями и механизмов противовесов, что часто предопределяет принятия нелегитимных решений, а значит, препятствует созданию соответствующих условий для их реализации. Легитимность решений - это прежде всего соблюдение действующих законов. Зависит она и от восприятия гражданами идеи, содержания политического решения. Сочетание этих условий способно обеспечить выполнение принятого решения. Незаконность политического решения порождает различные “группы давления”, лоббистские группы. В демократических обществах лоббирования определенных решений, законов давно приобрело цивилизованных форм, стимулирует эффективное их выполнения. Это официальные выступления в парламентах, на съездах, других собраниях политических партий, в средствах массовой информации, организация писем, телеграмм, звонков и т.д. Осуществление принятого политического решения является сложным, часто длительным и противоречивым процессом. Оно связано с соответствующими изменениями социально-политической, экономической ситуаций. Поэтому после принятия решения, как правило, еще остается вероятность многовекторности, непрогнозируемости развития политического процесса. Это требует от всех, кто причастен к его принятия, определенных усилий по его реализации. Нередко возникает необходимость дополнения, радикального доработку уже принятого решения. Технологии принятия политических решений в большой мере обусловлены характером политического режима. За авторитаризма, тоталитаризма решения принимают, как правило, в закрытом, тайном режиме узким кругом людей, не принимая во внимание точки зрения оппозиции. По демократических режимов заботятся о четкость процедуры принятия политических решений, используя компромисс, консенсус. Это способствует избежанию социальных, политических конфликтов, обеспечивает стабильное развитие общества. Стержнем политической деятельности, политического участия, а значит, и использование разнообразных политических технологий является власть, которую приобретают или демократическим (всенародные выборы), или недемократическим (насилие, авторитаризм, диктатура) путями. Иногда пи пути сочетаются и дополняют друг друга. Согласно избирательной системы (мажоритарная, пропорциональная, смешанная, куріальна), субъекты политики выбирают определенные избирательные технологии. Избирательные технологии - политика-совокупность организационных, информационных, пропагандистских и других действий с целью приведения к власти определенного политика, группы политиков, политической организации или их объединения. В основном начинаются они с формирования команды кандидата или иного субъекта политического процесса. Команда кандидата на выборах - это группы политического анализа, по работе со средствами массовой информации, подготовки и распространения материалов, организации массовых мероприятий, “быстрого реагирования”. Каждая из групп, имея конкретные функции, взаимодействует с другими, работая на единую программу и цели. Начинают предвыборную кампанию с основательного анализа политической ситуации как в конкретном избирательном округе, регионе, так и в стране. Анализу подлежат исторические и географические особенности, социально-демографический портрет; социально-экономическая ситуация; политические силы и политические ориентации граждан (избирателей); результаты предыдущих выборов (расстановка политических сил); наличие влиятельных политиков, общественных деятелей, неформальных лидеров; особенности средств массовой информации; информация о главных конкурентов и т.д. Следовательно производят соответствующую стратегию избирательной кампании, принимая во внимание сильные и слабые стороны соперников, ситуацию в избирательном округе, проблемы, которые в первую очередь волнуют избирателей, главные принципы, средства проведения избирательной кампании, создание имиджа кандидата и т.д. Предметом особого внимания является программа кандидата на выборах, для которой важны: - наличие взглядов относительно наиболее актуальных проблем - социальных, экономических, политических, духовных, этнокультурных и т.п.; - четкость, ясность, логичность; - конкретность относительно содержания и сроков решения существующих в регионе проблем. Подготовке избирательной программы предшествует изучение общественного мнения путем социологических и экспертных опросов. Существуют технологии подготовки и выступления перед аудиторией (избирателями), в средствах массовой информации, участия в дискуссиях, дебатах и т.д. Готовясь, например, к выступлению на телевидении, в первую очередь следует иметь общее представление о конкретное название, жанр (информационная программа, дебаты, дискуссия, телеинтервью), сценарий, регламент, режим передачи (прямой эфир, запись), состав участников. Чаще всего стратегию избирательной кампании выстраивают так, чтобы подтвердить причастность кандидата к политической силы, партии, блока, властной структуры, авторитетного лидера; создать определенный идеологический контраст с другими кандидатами, сформировать его положительный имидж на фоне конкурентов, сделать ставку на соответствующие общественно-политические структуры, средства массовой информации.
Date: 2015-09-27; view: 601; Нарушение авторских прав |