Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет. Определение политической элиты. Элита и бюрократия





В регулировании политических процессов, в выработке политической стратегии, определении целей и приоритетов политики важную роль играет политическая элита. Само понятие «элита» в переводе с французского языка означает лучшие, отборные, избранные группы (представителей) определенной части общества.

Политическая элита – это сравнительно немногочисленная и внутренне сплоченная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть путем монополизации права на принятие решений, отдание приказов, определение целей и стратегии политического развития общества.

Факторы образования политической элиты

В любом, в том числе и в современном демократическом, обществе неизбежно формирование политических элит. Каковы его причины?

Во-первых, индивидуальные человеческие способности и стартовые жизненные возможности людей в политической сфере неодномерны.

Во-вторых, в современном обществе с закономерной неизбежностью создаются всеобъемлющие организационные структуры, в которых – также неизбежно и объективно – выделяются «руководящее меньшинство» и «руководимое большинство».

В-третьих, сегодняшний уровень общественного разделения и социальной организации труда превратил управленческую деятельность в особую, самостоятельную сферу трудовой деятельности, основанную на высоком и специфическом профессионализме.

В-четвертых, в современных условиях управленческий труд обладает исключительной значимостью и пользуется особой престижностью. Он обеспечивает возможность получения привилегий, распределения общественных ценностей и ресурсов.

В итоге в обществе возникает и развивается элитарная дифференциация, формируется и обособляется иерархическая система элит – экономических, политических, интеллектуальных, религиозных, военных и др. Эти элиты находятся между собой в сложных взаимоотношениях и острой конкуренции.

Политическая элита – лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством бюрократического аппарата их выполнение.

В каждом обществе политическая элита занимает главенствующее положение и осуществляет функции политического руководства. Но в условиях конкретных политических систем, сложившихся традиций, по способам формирования и функционирования элиты могут существенно отличаться. Это многообразие нуждается в осмыслении, и здесь может помочь выделение типов элит, т.е. типология, с помощью которой можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты.

С учетом того, что исследование конкретных явлений политической жизни может проводиться в разных парадигмах, меняются теоретико-методологические подходы к выделению критериев типологизации элит.

В рамках социальной парадигмы, суть которой состоит в том, что политическая жизнь общества понимается как следствие внешних по отношению к ней явлений (господствующей формы собственности, складывающихся на этой основе социальных классов и групп, их роли в политических процессах), деление элиты на типы возможно с точки зрения того, какой род деятельности ею осуществляется. В зависимости от этого элита подразделяется на политическую, экономическую, военную, бюрократическую или культурно-информационную. Кроме того, возможно выделение типов элит с точки зрения степени их социальной представительности, т.е. того, насколько полно (неполно) в составе правящей элиты представлены разные социальные слои.

В рамках рационально-критической парадигмы, которая рассматривает политику как явление, развивающееся по своим внутренним законам вне зависимости от внешних факторов (форм собственности, классового деления общества и др.), элита анализируется как самостоятельная категория. Различаются типы элит в зависимости от способа их формирования, места в политической системе, складывающихся внутриэлитных отношений.

Элита и бюрократия.

Верхушка государственной власти образует государственную элиту. Именно ее воля и выражается в законах и в других государственных актах и реализуется мощным чиновничьим аппаратом, который постоянно занимается государственной деятельностью. Этот чиновничий аппарат часто называется - бюрократия. Бюрократия образует сложную структуру (иерархию). В рамках этой структуры существует разделение труда. Бюрократия обладает немалой административной властью (ресурсом) причем, осуществляя эту власть, постоянно и тесно взаимодействует с элитой. Именно бюрократия пополняет ряды элиты. Бюрократия, хотя и призвана осуществлять интересы государства (общества в целом), является относительно самостоятельной силой, которая имеет свои собственные интересы. Причем эти свои собственные интересы бюрократия может осуществлять через контроль повседневных государственных дел. Обладая немалыми властными полномочиями, элита и бюрократия стремятся избегать контроля со стороны общества, но пытаются навязать свою волю обществу. В связи с этим встает вопрос: «Существует ли общее противоядие против самовольничества чиновников и бюрократии». Ответ: «Противоядием от бесконтрольности является создание правового государства».


Посредником между элитой и массами выступает бюрократия. В прямом смысле термин «бюрократия» (франц. bureaucratie, от франц. bureau - канцелярия, контора, бюро и греч. kratos - сила, власть, господство) означает «господство канцелярии», «власть конторы». Как социальная прослойка бюрократия выступает «группой лиц (в современном обществе - специалистов), которые профессионально выполняют административные функции в пределах политических структур и организаций»7. Под бюрократией понимают также систему управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, что отделен от общества, стоит над ним, наделен специфическими функциями и привилегиями*. Бюрократами обычно называют служащих средних звеньев государственного аппарата, чиновников. Иногда бюрократия трактуется несколько шире: к ней привлекают также работников исполнительных комитетов органов местного самоуправления, аппарата политических партий и общественных организаций.

Производным от бюрократии является бюрократизм, под которым понимают возвышения государственных служащих над обществом и гражданами, абсолютизации ими собственных интересов под видом государственных, неоправданную заорганизованности в решении в государственных учреждениях тех или иных важных для граждан вопросам.

Бюрократия создает аппарат политических организаций, ядро государственных структур. ее роль в политике заключается в выполнении функций посредника между элитой и остальной частью общества: она является исполнителем воли элиты и непосредственным руководителем населения. Верхний слой бюрократии - это административная элита. Поскольку феномен бюрократии, с одной стороны, обусловлен объективно, а с другой - является источником бюрократизма, то в политологии он оценивается неоднозначно. Рассмотрим два противоположных подхода к оценке бюрократии.

М. Вебер считал бюрократию элементом рационального типа государственного устройства, думал, что она воплощает самые эффективные и найра-ціональніші способы управления организациями. ее положительными чертами является иерархичность управления, компетентность и дисциплинированность чиновников, безличный характер отношений между ними. Принцип иерархии, распределение полномочий и власти между различными ступенями бюрократической лестницы, с одной стороны, дает возможность каждому высшему уровню управления контролировать ниже, а с другой - четко определить права и обязанности каждого уровня бюрократии, оформить их предписаниями и инструкциями, выходить за которые чиновник не имеет права. Отсюда М. Вебер выводил характерную для бюрократии дисциплинированность и уважение к закону. Продвижение чиновника по служебной лестнице основывается на его образованности и опыте. А полная занятость чиновника в аппарате Материлы для звукоизоляции стен потолков домов., его фиксированный должностной оклад, а также то, что он не обладает теми ресурсами, которыми распоряжается, позволяют, по мнению М. Вебера, свести к минимуму коррупцию, сделать бюрократию слугой общества и государства, а не отдельных привилегированных лиц.


Длительное время концепция рациональной бюрократии М. Вебера не подвергалась сомнениям, тем более, что она была сконструирована в русле методологии «идеального типа», которая не предусматривает прямого переноса теоретической модели на реальность. Но в 40-е годы американский социолог Роберт Мертон и его группа подвергли эту концепцию резкой критике. Они показали, что те формальные связи и отношения, принципы и функции, которые отражены в концепции М. Вебера, на самом деле размыты и дисфункциональные. Авторитарность и иерархичность властных отношений порождают господства командных, административных методов управления, волокиту и консерватизм, безынициативность и безответственность. На самом деле бюрократия служит не государству и обществу, а себе. Ориентацию на общие интересы она подменяет ориентацией на собственные корпоративные интересы. Вместо рациональности бюрократического управления действует фактор ее иррационального поведения, вместо целесообразной иерархии управления существует культ начальства, а вместо деперсоніфікації отношений - неформальные связи и корпоративизм.

Очевидно, что концепции М. Вебера и Г. Мертона описывают крайние из возможных состояний бюрократии. Реальное положение бюрократии зависит от многих факторов, в том числе от качественного состояния самой элиты и путей ее формирования.

 







Date: 2015-09-27; view: 1046; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию