Откуда берутся данные для анализа
Все системы статистики берут свои данные из событий, происходящих при обра- щении браузера пользователя к веб-серверу, который обслуживает ваш сайт.
События эти записываются в журнал сайта, так называемый лог.
Логи сайта
При обращении пользователя к сайту происходит сразу несколько событий.
1. Запрос страницы. Клиент (браузер) передает на WWW-сервер запрос на выдачу страницы, при этом на сервере становятся известны:
а) обязательные параметры. IP-адрес клиента, запрашиваемый URL, дата и время запроса (по IP-адресу можно определить географическое положение клиента);
б) дополнительные параметры (необязательные, но обычно передаваемые): используемый пользователем браузер, адрес (URL) предыдущей страницы, с которой произошел переход, имя пользователя и пароль для защищенных страниц и т. д.
2. Выдача страницы. Сервер возвращает клиенту запрошенный документ (HTML или картинку).
3. Запись в лог. Веб-сервер записывает данные о произошедшей транзакции в жур- нальный файл (лог-файл).
Как правило, веб-страницы (в этой главе будем называть их документами) явля- ются составными, то есть они состоят из HTML-текста страницы и некоторого количества вставленных в текст изображений. Все они передаются в браузер поль- зователя по отдельности — на самом деле при запросе страницы между браузером пользователя и веб-сервером происходит несколько транзакций, записываемых в лог по отдельности. Необходимо упомянуть также особенности составных до- кументов.
□ Для каждого вложенного документа (изображения, текста во фрейме, стилевого файла и т. п.) пользовательский браузер делает отдельный запрос.
□ Элементы составного документа могут извлекаться не с одного, а с нескольких разных сайтов (веб-серверов). В этом случае адреса (URL) вложенных элемен- тов описываются в основном, внешнем документе. При этом запись о запросе страницы появится не только в логах вашего сайта, но и в журнальных файлах этих третьих серверов.
Вот пример нескольких записей журнального файла:
62.205.178.34 [17/Jun/2005:00:06: 52 +0400]
"/apache-talk/msg05126.html http/1.1" 12854 "http://www.yandex.ru/ yandsearch?rpt=rad&text=RFCl945"
"Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SVl; Maxthon;.NET CLR 1.1.4322)"
"ruid=0000000142BlDAE9000092EA03030F02" 62.205.178.34 [17/Jun/2005:00:06: 52 +0400] "image/color_logo.gif http/1.1" 2649 "http://www.1exa.ru/apache-talk/msg05126.html"
Здесь первая запись фиксирует получение HTML-страницы, а вторая — вло- женной в нее картинки. Следует уточнить, что в этом примере оставлены только существенные для изложения поля данных (в порядке следования: IP-адрес, дата, URL, размер документа, URL ссылающейся страницы, название пользователь- ского ПО и идентификатор пользователя). Журнальные файлы представляют собой сырые данные, которые необходимо обработать. Качество их обработки (глубина анализа) и определяет качество той системы статистики, которую вы будете использовать. Заметим, что в логах сайта содержится вся необходимая информация, и никаких других данных о посещаемости сайта в большинстве случаев не существует.
Подсчет посетителей
По IP-адресам невозможно точно подсчитать количество посетителей сайта. Это связано с тем, что многие пользователи пользуются корпоративным доступом в Интернет и при выходе в Сеть получают один и тот же IP-адрес (адрес корпора- тивного «прокси», то есть сервера-посредника). То же самое верно для пользова- телей некоторых публичных систем доступа в Интернет (домашних сетей, систем телефонного дозвона) — пользователям каждый раз назначаются разные 1Р-адреса или один на всех.
Для более точного подсчета посетителей и для распознавания того же посетителя в его следующих заходах на ваш сайт в Интернете используется технология Cookie (в переводе с англ. печенье; читается как «куки»), которая заключается в следую- щем.
□ При первом посещении сайта браузеру пользователя присваивается уникаль- ный Cookie-идентификатор — по сути простая текстовая строчка с данными веб-сервера. Этот идентификатор записывается на компьютер пользователя в специальный каталог. Браузер позволяет это сделать, если только поль- зователь специально не запретил записывать и отдавать куки в настройках браузера.
□ При последующих просмотрах страниц сайта браузер, наоборот, сообщает этот идентификатор выдавшему его сайту (и только ему). Таким образом, можно отследить как нескольких пользователей, приходящих с одного IP-адреса, так и одного пользователя, приходящего с разных 1Р-адресов.
На сегодняшний день для большинства сайтов этот метод является единственным способом отследить поведение посетителей (без их регистрации и последующего ввода имени и пароля).
В то же время, согласно современным оценкам, от 10 до 30% пользователей в те- чение месяца очищают (или теряют) записи Cookie. Как уже упоминалось выше, это приводит к тому, что оценка количества новых пользователей оказывается завышенной.
Точность подсчетов
Реальная жизнь несколько сложнее описанной выше простой схемы. Аккуратный подсчет статистики сайта затрудняется по нескольким причинам.
□ Часть пользователей выходит в Интернет с разделением одного IP-адреса ме- жду многими пользователями. Это происходит при разделе одного домашнего
ADSL-соединения между несколькими жителями одной квартиры, при выдаче провайдером временных адресов при каждом выходе в Сеть, при использова- нии корпоративных «серверов-посредников» (прокси-серверов), зачастую при мобильном доступе и т. п.
□ Часть пользователей меняет свой IP-адрес в процессе работы (например, после обрыва телефонного или мобильного соединения восстановление может про- исходить с заменой IP-адреса).
□ В компаниях и у частных пользователей часто используются персональные и корпоративные брандмауэры, или «файрволлы» (firewall), и анонимизаторы, не позволяющие передавать браузеру пользователя записи Cookie и другие необязательные данные запроса.
□ Часть обращений пользователей к веб-страницам не фиксируется в логах, так как страница на самом деле берется браузером не с самого сайта, а с локального диска пользователя (если она была скачана ранее) или из веб-акселератора про- вайдера (для ускорения доступа к сайтам некоторые провайдеры хранят часто запрашиваемые страницы в специальном буфере — кэше).
По этим причинам полученные статистическими сервисами данные отличаются от реальных. Не существует каких-то корректных способов оценить величину откло- нения «реальности» от измеренных характеристик, однако принято считать, что эти отклонения в среднем не превышают 5-10%. В то же время, если аудитория сайта достаточно велика и нет оснований полагать, что она резко изменится (например, после активной рекламы на ресурсах с большой посещаемостью), то можно считать ошибку измерения постоянной и успешно сравнивать между собой данные по дням, неделям, месяцам.
Date: 2015-09-25; view: 624; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|