Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 60






дует возвратиться к этой книге Маха в связи с интересующей нас проблемой. Дело в том, что Мах претенциозно определил задачу этой книги как построения новой теории науки на осно­ве анализа ощущений человека. В конце своей книги Мах принужден был написать следующее: «Многим читателям мир в моем представлении кажется каким-то хаосом, каким-то клубком элементов, который распутать невозможно. Они упу­скают из виду руководящие объединяющие точки зрения». Именно эти «точки зрения» и были разрушены до основания философской критикой Ленина. Но осталось то, что сам Мах назвал «хаосом», «каким-то клубком элементов», в котором смешаны зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения. Между зрением и ощущением равновесия Мах помещает волю, а между вестибулярными и слуховыми ощущениями -память. При ближайшем рассмотрении махистский анализ ощущений оказывается отрицанием 'какого-либо объективного порядка в чувственном познании, отрицанием его структуры.

В этом он также следует за Беркли, который, однако, от­крыто признавался, что для него различные ощущения лишь различные знаки божественного откровения.

Об этих призраках философского прошлого приходится вспоминать в связи с тем, что и современная идеалистическая философия в многообразии чувственных деятельностей видит проявление хаоса, который относительно упорядочивается вмешательством разума.

Несомненно, что проблема структуры чувственного позна­ния может быть поставлена и решена только на почве мате­риалистической теории познания, так как эта теория доводит анализ ощущений до конца, т. е. до объяснения причинной за­висимости от форм вещества, от форм движущейся материи, от объективной действительности. Поэтому для этой теории за многообразием чувственных деятельностей человеческого мозга открывается «чувственный блеск материи» (Маркс), от­ражаемой в ощущениях, а за совокупностью этих деятельно­стей, их системой и структурой — «целостность» и «совокуп­ность» явлений материального мира, как это формулировал Фейербах, положение которого сочувственно подчеркивал Ленин.

Именно поэтому вопрос о совокупности, составе и взаимо­связях в чувственном отражении не является вопросом только физиологии и психологии; он является вместе с тем весьма важным вопросом материалистической теории познания, ко­торый решается в соответствии с новейшими знаниями физи­ологии и психологии.

Некоторый подход к структурному анализу чувственного отражения имеется в качественном разделении его основных


форм: ощущений, восприятий и представлений. Общепринятым в современной материалистической теории познания и психо­логии является деление чувственного познания на элементар­ную и более общую форму ощущение, более сложную форму непосредственного отражения -- восприятие, обобщение и следы прошлых ощущений и восприятий — представление. Некоторые философы, впрочем, не считают важным расчленять чувственные образы на ощущения и восприятия. Так, напри­мер, Леонов хотя и упоминает об ощущениях, однако рассма­тривает их только как момент восприятия. В его книге «Очерк диалектического материализма» сказано следующее: «Первую ступень познания составляет живое созерцание. Чувственные восприятия выступают в качестве непосредственной связи че­ловеческого сознания с внешним миром и являются прямо или косвенно источником всех наших знаний».8

По Леонову, чувственное отражение состоит из восприятий и представлений, причем представление, конечно, не является непосредственной связью сознания с внешним миром, а есть «первая, элементарная форма обобщения чувственных воспри­ятий».9 Как же быть с ощущениями, которые Ленин рассма­тривал именно в качестве такой непосредственной связи со­знания с окружающим миром? На этот счет Леонов высказы­вает мнение, что «мы не имеем „чистых", изолированных друг от друга ощущений, а имеем ощущения, которые органически включены в восприятие в качестве его неразрывных состав­ных частей.:. Восприятие предмета имеет в своем составе ощущение, доставляемое различными органами чувств». 10

Сходное положение развивает Гайдуков. Он пишет в своей работе «Познаваемость мира и его закономерности»: «Посредством ощущений человек отражает различные свойства и ка­чества предметов внешнего мира (твердость, шероховатость, мягкость, форму, цвет, звук, запах и т. п.). Но в действитель­ности не существует „чистых" качеств и свойств, изолирован­ных от предметов, а существуют целостные предметы, которые обладают определенными качествами и свойствами. Вследствие этого наше чувственное познание исторически развилось как способность предметного отражения материаль­ного мира». Но в отличие от Леонова, который не допускает возможности самостоятельного существования ощущения ни в какой момент отражения, Гайдуков считает, что «ощущения и

---------------







Date: 2015-09-18; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию