Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 60
дует возвратиться к этой книге Маха в связи с интересующей нас проблемой. Дело в том, что Мах претенциозно определил задачу этой книги как построения новой теории науки на основе анализа ощущений человека. В конце своей книги Мах принужден был написать следующее: «Многим читателям мир в моем представлении кажется каким-то хаосом, каким-то клубком элементов, который распутать невозможно. Они упускают из виду руководящие объединяющие точки зрения». Именно эти «точки зрения» и были разрушены до основания философской критикой Ленина. Но осталось то, что сам Мах назвал «хаосом», «каким-то клубком элементов», в котором смешаны зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения. Между зрением и ощущением равновесия Мах помещает волю, а между вестибулярными и слуховыми ощущениями -память. При ближайшем рассмотрении махистский анализ ощущений оказывается отрицанием 'какого-либо объективного порядка в чувственном познании, отрицанием его структуры. В этом он также следует за Беркли, который, однако, открыто признавался, что для него различные ощущения лишь различные знаки божественного откровения. Об этих призраках философского прошлого приходится вспоминать в связи с тем, что и современная идеалистическая философия в многообразии чувственных деятельностей видит проявление хаоса, который относительно упорядочивается вмешательством разума. Несомненно, что проблема структуры чувственного познания может быть поставлена и решена только на почве материалистической теории познания, так как эта теория доводит анализ ощущений до конца, т. е. до объяснения причинной зависимости от форм вещества, от форм движущейся материи, от объективной действительности. Поэтому для этой теории за многообразием чувственных деятельностей человеческого мозга открывается «чувственный блеск материи» (Маркс), отражаемой в ощущениях, а за совокупностью этих деятельностей, их системой и структурой — «целостность» и «совокупность» явлений материального мира, как это формулировал Фейербах, положение которого сочувственно подчеркивал Ленин. Именно поэтому вопрос о совокупности, составе и взаимосвязях в чувственном отражении не является вопросом только физиологии и психологии; он является вместе с тем весьма важным вопросом материалистической теории познания, который решается в соответствии с новейшими знаниями физиологии и психологии. Некоторый подход к структурному анализу чувственного отражения имеется в качественном разделении его основных форм: ощущений, восприятий и представлений. Общепринятым в современной материалистической теории познания и психологии является деление чувственного познания на элементарную и более общую форму ощущение, более сложную форму непосредственного отражения -- восприятие, обобщение и следы прошлых ощущений и восприятий — представление. Некоторые философы, впрочем, не считают важным расчленять чувственные образы на ощущения и восприятия. Так, например, Леонов хотя и упоминает об ощущениях, однако рассматривает их только как момент восприятия. В его книге «Очерк диалектического материализма» сказано следующее: «Первую ступень познания составляет живое созерцание. Чувственные восприятия выступают в качестве непосредственной связи человеческого сознания с внешним миром и являются прямо или косвенно источником всех наших знаний».8 По Леонову, чувственное отражение состоит из восприятий и представлений, причем представление, конечно, не является непосредственной связью сознания с внешним миром, а есть «первая, элементарная форма обобщения чувственных восприятий».9 Как же быть с ощущениями, которые Ленин рассматривал именно в качестве такой непосредственной связи сознания с окружающим миром? На этот счет Леонов высказывает мнение, что «мы не имеем „чистых", изолированных друг от друга ощущений, а имеем ощущения, которые органически включены в восприятие в качестве его неразрывных составных частей.:. Восприятие предмета имеет в своем составе ощущение, доставляемое различными органами чувств». 10 Сходное положение развивает Гайдуков. Он пишет в своей работе «Познаваемость мира и его закономерности»: «Посредством ощущений человек отражает различные свойства и качества предметов внешнего мира (твердость, шероховатость, мягкость, форму, цвет, звук, запах и т. п.). Но в действительности не существует „чистых" качеств и свойств, изолированных от предметов, а существуют целостные предметы, которые обладают определенными качествами и свойствами. Вследствие этого наше чувственное познание исторически развилось как способность предметного отражения материального мира». Но в отличие от Леонова, который не допускает возможности самостоятельного существования ощущения ни в какой момент отражения, Гайдуков считает, что «ощущения и --------------- Date: 2015-09-18; view: 367; Нарушение авторских прав |