Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. Корнфорт. Диалектический материализм. М., ИЛ, 1956






восприятие и представление всегда в той или иной мере поли­модальны, т. о. отражают одновременно или последовательно оптические, механические, акустические, химические свойства и признаки предметов внешнего мира, то ощущения всегда мономодальны. Ощущение есть функция определенного анализатора, филогенетически сформировавшегося как сложное приспособление мозга к отражению определенного вещества определенной формы движения материи. Поэтому ощущение действительно есть парциальный образ как результат дробного анализа определенного материального тела и явления. Восприятие есть целостный образ предмета, порождающийся синтетической деятельностью мозга, временной связью, замыкающей контакт между двумя или несколькими анализатора­ми. В этом смысле восприятие («перцепция»), по определению Павлова, есть условный рефлекс. Но такой условный рефлекс выработан только на основе безусловного рефлекса с одного из анализаторов. Представления целиком определяются сло­жившейся системой временных связей или условных рефлексов, т. е. ассоциацией как универсальной закономерностью синтетической деятельности мозга.

Нетрудно заметить, что, удаляясь в сторону от ощущения к представлению, мы удаляемся в сторону от проблемы происхождения чувственных знаний из непосредственного взаимодействия органов чувств и анализаторов с конкретными формами движущейся материи. Но ведь именно постановкой этой проблемы материалистический сенсуализм в корне отличает от сенсуализма идеалистического, агностицизма и прочих философских направлений.

Для решения этой проблемы, как и проблемы чувственного отражения, необходимо конкретное исследование причиной зависимости деятельности анализаторов от определен форм движущейся материи.

Напомним, что Павлов неоднократно подчеркивал, что существуют два основных хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных нервных механизма: механизм анализаторов и механизм временных связей (условных рефлексов и ассоциации). Временные связи всегда вырабатываются с определенного анализатора, а анализаторы условнорефлекторно связывают друг с другом. В ходе исторического развития учение о высшей нервной деятельности сложилось так, что преимущественно разрабатывалась теория временных связей. Благодаря этому были сделаны выдающиеся открытия законов движения нервных процессов и их взаимной индукции, основных свойств типов нервной системы, первой и второй сигнальных систем в их взаимодействии.

В ходе развития этого учения были открыты и уточнены


явления, относящиеся к мозговым концам анализаторов, соче­танию в них ядерных и рассеянных элементов, преобразовано представление о рецепторах как трансформаторной части анализаторов.

Тем самым была заложена новая теория анализаторов, имеющая огромное значение для психологии и теории позна­ния. Но малая разработанность этой новой теории сравнитель­но с теорией временных связей объясняется в известной мере недостаточным вниманием философов.

Ни в одной из отмеченных выше философских работ не рас­сматривается сенсорная организация человека, ее состав,. определяемый исторически сложившимися анализаторными системами. В этих работах говорится, как и полвека назад, что человек обладает зрением, слухом и осязанием, обонянием и вкусом, а некоторые авторы добавляют: «и другими чув­ствами». Какие же это другие чувства? Не ясно ли, что, не зная реальный состав анализаторных деятельностей человече­ского мозга, мы не можем определить и структуру чувствен­ного познания, представляющую закономерное соотношение и взаимосвязь между ними.

Рассмотрим поэтому прежде всего состав чувственного отражения в свете современного состояния физиологии ана­лизаторов психологии.

Прежде всего в этот состав входит зрение — деятельность светового анализатора. Более общей и филогенетически ран­ней функцией этого анализатора, как можно полагать, являет­ся ахроматическое зрение, которое сохраняется и при раздра­жении ядерных клеток («центров») мозгового конца анали­затора. Более тонкая и дифференцированная деятельность этих ядерных клеток, как и центральной части сетчатой обо­лочки глаза, выражается в хроматическом зрении. Но это 'различие между ахроматическим и хроматическим зрением не является абсолютным; оно всегда соотнесено к конкретному образу жизни (дневному или ночному) на разных стадиях филогенеза. Соотношение ахроматического и хроматического зрения у человека выступает в качественно новом виде, осо­бенно при сопоставлении с аналогичными явлениями у антро­поидов. Огромного прогресса достигает у человека хроматиче­ское, цветовое зрение как в области длинноволновой, так и коротковолновой части видимого спектра.

Но вместе с тем поразительна дифференцировка тончайших

шансов серого цвета, относящегося к ахроматическому зрению. Нет никакого основания рассматривать ахроматическое зрение человека как низший вид зрения, своего рода протопатическую чувствительность глаза, как это утверждал на-

 

Б. Г. Ананьев


пример, Парсонс. Прогресс ахроматического зрения человека обнаруживается в весьма тонком анализе квантовой природы света, в доведении этого анализа до нескольких квант или фотонов при критической частоте мельканий. Можно предполагать, что прогресс ахроматического и хроматического зрения человека взаимосвязан. Дробный анализ интенсивности светового потока и чувственный «спектральный» анализ волновой природы этого потока идут рука об руку. Особенно ин­тересна взаимосвязь между ахроматическим зрением и цвето-различением в области коротковолновой части видимого, спектра.

В нашей философской литературе главное внимание обра­щается на цветовое, хроматическое зрение человека, особенно в связи с критикой учения о первичных и вторичных качествах. Между тем зрение человека не сводится к хроматическому видению, многие явления которого вообще нельзя правильно объяснить без его взаимосвязи с ахроматическим зрением. Ахроматическое зрение — неблагодарная почва для идеалистических спекуляций, так как в этой области наиболее точно установлены количественные и качественные зависимости ощущений от физических воздействий света, отражение зрением физической природы света.

Но ахроматическое и хроматическое зрение не исчерпывают функции светового анализатора человека. Наиболее сложной функцией этого анализатора, тесно связанной с деятельностью других анализаторов, является пространственное, видение.

Через пространственное видение раскрывается объектив­ная связь зрения с так называемым осязанием, которое в свете современной науки является сложной совокупностью р личных функций четырех анализаторов, о чем будет сказа не ниже. Но сейчас достаточно отметить, что Сеченов определи/ осязание в целом как чувство, параллельное зрению, имея в виду именно пространственное видение.

Наиболее ясно поставлен вопрос об их соотношении как вопрос гносеологический в работах Дидро. Но со времен не только Дидро, но и Сеченова достигнут огромный прогресс в научных знаниях об осязании.

Физиология и психология показали, что состав осязания весьма разнороден. Наиболее общей частью этого вида вос­приятия является тактильная рецепция, которая производится деятельностью кожномеханического анализатора. У человека тактильная чувствительность наиболее развита на дистальных частях тела, особенно на кончиках пальцев, где наиболее низкой, напротив, является болевая чувствитель­ность. Известная противоположность между тактильными и|


болевыми ощущениями выражается и в противоположных» рефлекторных эффектах: тактильные ощущения являются/ сигналами активных движений, болевые — пассивнооборонительных. Это раздвоение и внутреннее противоречие в кожной чувствительности человека весьма важно для понимания при­роды контактной чувствительности вообще.

В состав осязания входит вполне самостоятельный вид ощущений — температурных, являющихся функцией особого температурного анализатора. Но температурные ощущения не только входят в общий состав осязания. Они имеют и само­стоятельное, более общее значение для всего процесса термо­регуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

Из этих видов кожных ощущений только тактильные ощущения однозначно совпадают с осязанием, образуя пассивное/ осязание. Активное осязание образуется путем ассоциации тактильных ощущений с мышечно-суставными, которые стали) специально изучаться за последнее столетие. Но в активное осязание входит только один вид кинестезии, а именно кине­стезия рабочих движений рук. Кинестезии рабочей позы и опорно-двигательного аппарата (ходьбы) развиваются само­стоятельно в тесной связи с вестибулярными ощущениями (равновесие и ускорение). Особыми путями развиваются мышечно-суставные ощущения голосового и речедвигательный аппаратов, непосредственно связанные со слуховыми функ­циями мозга (с речевым и музыкальным слухом). Кинестети­ческие ощущения являются функцией двигательного кинесте­тического анализатора, которым оказалась двигательная зона / коры больших полушарий головного мозга.

С открытием двигательного анализатора весь мозг предстал как один гигантский анализатор внешней и внутренней! среды организма. Это открытие завершило вековую историю' поисков механизма одного из самых универсальных видов человеческих ощущений. На протяжении этой истцрии идеа­лизм неоднократно пытался использовать вновь открытые факты кинестезии. Так, например, Бэн интерпретировал эти факты, как доказательство спонтанности и субъективности любого восприятия, порождаемого структурой движения тела человека. Для Маха вещи как «комплексы ощущений» в зна­чительной мере есть порождение ощущаемых человеком дви­жений.

Идеалистической концепции кинестезии Сеченов противопоставил свое материалистическое понимание мышечного чув­ства как важного орудия познания внешнего мира и практи­ческой коррекции сигналов со всех остальных органов чувств. Особо велика роль этого чувства в отражении времени и про-


странства. В этой функции кинестезия тесно переплетается с вестибулярными ощущениями. Первоначально были откры­ты ощущения равновесия, а затем ощущения ускорения, весьма важные в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде. Сложный системный механизм этих ощу­щений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Сле­дует отметить, что в новейшей марксистской философской ли­тературе кинестезия и статико-динамические ощущения (рав­новесия и ускорения) обычно не включаются в состав чув­ственного отражения человеком объективной действитель­ности, что не только не соответствует уровню науки, но и не противодействует распространенному идеалистическому представлению об этих ощущениях как выражениях спонтан ной энергии организма.

Читателю, недостаточно знакомому с физиологией и психологией, невозможно из философской литературы узнать и о вибрационных ощущениях, открытых и у человека, а ранее хорошо известных по исследованиям поведения ряда животных (особенно летучих мышей).

Вибрационные ощущения занимают промежуточное положение между тактильными и слуховыми; они особенно маскируются слуховыми ощущениями, взаимоотношение между ними противоречивое, оно аналогично взаимоотношению так тильной рецепции и боли.

В общем составе чувственного отражения важное место занимает слух, который представляет собой комплекс разно­родных ощущений. Общим для животных и человека является форма слуха, которую можно было бы назвать физикальной., Однако пути развития слуха человека весьма существенно отличаются от пути животного. Один путь развития челове­ческого слуха связан со звуковым строем языка как основ­ного средства общения. Вследствие этого наиболее тонкая дифференцировка звуков совпадает с основной зоной звуков речи, особенно в диапазоне от 1000 до 3000 гц. Ядром такого речевого, или фонематического, слуха является ощущение тембра, отдифференцированного от ощущения высоты звука. Другой путь развития слуха человека связан со звуковым строем музыки. Ядром музыкального слуха является звуковысотное различение, отдифференцированное от ощущения тембра.

Речевой и музыкальный слух весьма тесно взаимосвязаны, причем исходным, как можно предполагать, является речевой:слух. Однако между этими видами слуха человека имеются значительные противоречия, хорошо изученные в психологии.

Обнаружена избирательная связь музыкального слуха


голосовой моторикой, речевого слуха с артикуляционной моторикой речедвигательного анализатора, т. е. с разными видами кинестезии.

Более общий характер имеет пространственный слух, тесно связанный с пространственным видением, кинестезией рабочей позы и статико-динамическими ощущениями.

Особую группу в общем составе чувственного отражения составляют химические чувства: обоняние, вкус и хеморецепция внутренней среды организма.

Обоняние, связанное с рядом явлений жизнедеятельности, особенно с дыханием, выделяется из этой группы своими по­знавательными функциями в тонком распознавании пахучих свойств химических соединений.

Вкусовые ощущения, связанные с общим процессом пище­вого обмена, имеют важное значение для регуляции жизнен­ных функций, являясь одновременно сигналами химических свойств пищевых веществ и состояний внутренней среды организма (голода или сытости, углеводного и минерального' обмена).

Новейшие исследования физиологической школы Быкова позволяют ныне представить картину так называемого темного или валового чувства, как Сеченов назвал органические ощущения. Теперь это чувство расчленено на разнородные виды интероцепции. Наряду с хеморецепцией в его состав вхо­дят терморецепция, барорецепция. болевая рецепция внутрен­них органов. Интероцептивные ощущения, несомненно, отли­чаются от всех остальных видов ощущений многими чертами. Однако -нет никаких оснований исключать их из состава чув­ственного отражения только на том основании, что они не являются средствами отражения внешней среды. Интероцепция составляет обязательный фон для деятельности любого анализатора внешней среды. Поскольку любые ощущения "Составляют одновременно образы внешнего мира и явление жизнедеятельности, крайне важно понять взаимосвязь между процессом отражения, который осуществляется в ходе взаимо­действия человеческого организма с окружающей средой, и общим процессом жизнедеятельности.

В этой плоскости интероцепция предстает перед нами как важный момент такого взаимодействия, накладывающего свой отпечаток на деятельность любого анализатора внешней Феды. К тому же внутренняя среда организма объективна по отношению к сознанию, элементами которого являются ее ощущения. Исключение интероцепции из общего состава чув­ственного отражения неизбежно ведет к отрыву отражения от жизнедеятельности самого организма,, что ни в коем случае нельзя считать правильным.


Надо отметить, что с точки зрения современной науки во­прос о внешней и внутренней сигнализации является более сложным, чем это представляется. Резкое разграничение между ними исключает переходные формы и промежуточные состояния.

Разделение ощущений на внешние и внутренние недостаточно. Некоторые виды ощущений являются внешне-внутренними по характеру отражения. К ним относятся: температур­ные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические, которые отличаются как от чисто, внешних (зрительных, слуховых, тактильных), так и от чисто внутренних (органических).

Именно эта глубокая взаимосвязь внешнего и внутреннего позволяет понять единство познания и жизнедеятельности, отражения в мозгу всех форм движущейся материи, вклю­чая отражение жизни как особой формы движущейся ма­терии.

Мы рассмотрели состав чувственного познания. Но это только одна сторона его структуры. Другой стороной этой проблемы является взаимосвязь между всеми частями или видами чувственного отражения, на чем следует остановиться специально.

Этот вопрос довольно полно разработан в физиологии и психологии только в одном аспекте — взаимодействие ощуще­ний, взаимодействие органов чувств и т. п.

Множество фактов свидетельствует о том, что это взаимо­действие связано с капитальными явлениями замыкания свя­зей между мозговыми концами анализаторов, влиянием сим­патической нервной системы на тонус анализаторных аппара­тов, с отношениями между нервными центрами, которые складываются по типу доминантных и субдоминантных реак­ций, взаимной индукции нервных процессов и т. д.

Установлено, что взаимосвязи между любыми анализато­рами образуются по типу условнорефлекторных замыканий. Поэтому в зависимости от меняющихся условий среды любой, анализатор может быть временно связан с любым другим ана­лизатором.

В этом проявляется пластичность коры головного мозга, его способность отражать любые возможные связи между явлениями и предметами окружающей среды.

Это один аспект проблемы взаимосвязей, которые можно назвать временными. Но обращает на себя внимание тот факт, что,, в такой взаимосвязи одни и те же анализаторные: деятельности выступают то в виде сигнализации, то в виде подкрепления однако при генетическом исследовании такие: отношения оказываются более постоянными. Так, например,


в раннем онтогенезе человека тактильные и мышечные ощу­щения являются подкреплением для зрительных образов. За­тем зрительные ощущения становятся подкреплением для дру­гих, особенно слуховых ощущений и т. д.

Поэтому весьма важно изучить не только временные, но и постоянные взаимосвязи между разными видами ощущений, что важно не только для физиологии и психологии, но и для марксистской философии, где эту проблему поставил еще Энгельс. В домарксовской философии эту проблему пытался поставить Кондильяк в своем «Трактате об ощущениях». Но Кондильяк в своей знаменитой статье методом исключения лишь соположил разные виды ощущений, оставив к тому же открытым вопрос об источниках. Известно, что в этом пункте он был агностиком.

Принципиально иначе Подошел к проблеме Энгельс. В «Ди­алектике природы» он писал следующее: «... наши различные органы чувств могли бы доставлять нам абсолютно различные в качественном отношении впечатления. В этом случае свой­ства, которые мы узнаем при посредстве зрения, слуха, обоня­ния, вкуса и осязания, были бы абсолютно различны. Но и здесь различия стираются по мере прогресса исследования».22 Этому «стиранию» различий, т. е. преодолению метафизиче­ских представлений об абсолютной относительности различ­ных видов ощущений, Энгельс придавал принципиальное зна­чение для теории познания. Особо важно в этом плане даль­нейшее развитие мысли Энгельса: «Давно уже признано, что обоняние и вкус являются родственными, однородными чувст­вами, воспринимающими однородные, если не тождественные, свойства. Как зрение, так и слух воспринимают волновые ко­лебания. Осязание и зрение до такой степени взаимно допол­няют друг друга, что мы часто на основании зрительного облика какой-нибудь вещи можем предсказать ее тактильные свойства... Объяснить эти различные, доступные лишь раз­личным органам чувств свойства, привести их во внутреннюю связь микду собою как раз и является задачей науки».23

Во времена Энгельса наука еще не могла решить эту важ­ную задачу из-за множества «белых пятен» в общей картине чувственного отражения.

Современная наука в состоянии решить эту задачу с по­мощью материалистической диалектики, но нельзя закрывать глаза на большие трудности, которые остается еще преодо­леть. Первая из них заключается в том, что специализация научных знаний все больше отдаляет друг от друга теорию

---------------

Date: 2015-09-18; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию