Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга. Избр. философск психолог, произв. М., Госполитиздат, 1947, сгр. 135
ориентировочный. Во времена Сеченова экспериментальное исследование ощущений различных модальностей только еще начиналось. Но в настоящее время, имея более точные данные длительности и свойствах каждого ощущения любой модальности, можно рассчитать суточный, недельный, месячный, годовой и средний для всей жизни человека объем ощущений. Эту задачу могут и должны разрешить психология и физиология. Но пока эта задача не разрешена, продолжим расчет Сеченова, исходя из принятой им единицы измерения. Количество только зрительных ощущений будет колоссальным. Условно на неделю их будет приходиться 56 000, в месяц -224000, в год — 2688000. Принимая среднюю продолжительность жизни человека за 60 лет, мы получим число, превышающее 16000000 чувственных единиц. К этому следует добавить, что бодрствование в зрелом возрасте не ограничивается 12 часами, что, кроме зрительных ощущений, человек испытывает множество других, что ряд ощущений человек получает и в состоянии деятельности так называемых дежурных центров, в состоянии сна и т. д. Все эти колоссальные массы ощущений ассоциируются по самым разным признакам, синтезируются в актах восприятия, закрепляются в виде следовых явлений, особенно в форме представлений, и входят обобщенными группами в состав мыслительных актов. Чувственный источник мышления, следовательно, множествен и разнороден. Этот источник действует не однократно, порождая спонтанную мысль, а бесконечное число раз, связывая сознание с объективной действительностью. Значит, надо понимать этот источник в движении, в непрестанном становлении, а не как инертную, пассивную единицу отражения, умирающую с рождением мысли. Увы, такое понимание чувственного источника как инертной однократно действующей силы сохранилось до сих пор и в нашей научной литературе. Справедливо подчеркивая ведущую роль теоретического мышления и языка по отношению к обобщению данных чувственного отражения, исследователи нередко изображают процесс умственного развития как смену чувственного познания логическим. Так.представлял себе процесс умственного развития ребенка Выготский, так и сейчас изображают отличие подростка и юноши от ребенка многие психологи. Нечего говорить о том, что взрослый человек выступает в такой трактовке не как ощущающий и мыслящий, а только как мыслящий субъект, у которого сохранились лишь следы прошлых ощущений в его памяти. Подобной рационалистической односторонностью страдают и те физиологи, которые абсолютизируют деятельность второй сигнальной системы, отрывая ее от деятельности первой, или рассматривают первую сигнальную систему человека вне совокупной деятельности всех анализаторов, забывая указания Павлова, что кора больших полушарий есть прежде всего гигантский анализатор внешней и внутренней среды.. Из всего сказанного следует, что количественный анализ массы ощущений и ее непрерывное воспроизводство необходимы для понимания движения важнейшего процесса перехода от материи к сознанию. Лишь в этом плане можно; понять сущность ощущений как движущихся и живых источников процесса познания. Но не менее важен и качественный анализ этих сенсорных масс, образующих источник познания. В связи с этой задачей возвратимся к аналогии с рациональным познанием. Закономерно возникает вопрос о структуре чувственного познания, которое является, очевидно, не только начальной частью процесса познания, но и относительно самостоятельным целым. Такой вопрос вполне правомерен, если не усматривать в разнородной массе ощущений хаос случайных явлений, лишенных каких-либо взаимосвязей между собой. Идеалисты-психологи так именно и смотрят на ощущения. Джемс, например, являвшийся одновременно видным, философом-прагматистом, усматривал в этом движении ощущений лишь хаотический поток, который человеческая воля пытается организовать в определенный опыт. В психологической литературе вообще довольно распространен взгляд на своего рода алогичность чувственного познания в том смысле слова, что в нем нет объективных закономерных взаимосвязей, что оно бесконечно распылено между бесчисленным множеством единичных вещей, воздействующих на органы чувств. При такой постановке вопроса игнорируется качественная разнородность состава чувственного отражения, взаимосвязь в нем различных модальностей. Считается, что вопрос о взаимодействии ощущений это особый, дополнительный вопрос, не имеющий прямого отношения к основным закономерностям чувственного отражения. Поэтому, как ни парадоксально на первый взгляд, но единство чувственного познания, целостность его структуры, взаимосвязь между ее частями до сих пор еще недостаточно поняты, хотя именно чувственное познание составляет источник и основу рационального познания, в единой структуре которого нет никакого сомнения. Системность и структурность мыслительной деятельности человека все более глубоко изучаются современной психологией путем сравнительных и экспериментальных исследований формирования мышления ребенка и взрослого, нормального иг душевнобольного человека, особенностей мыслительной деятельности человека в разнообразных областях практики. Как в философии и логике, так в психологии и физиологии высшей нервной деятельности человека изучается разнородный состав мышления и взаимосвязь между всеми его формами, операциями и свойствами. Такое конкретное исследование абстрактных и обобщенных форм отражения имеет огромное значение для материалистической теории познания. Но как это ни странно, в области чувственного познания правило такой конкретности исследования соблюдается совершенно недостаточно. В современной философской литературе главное внимание сосредоточивается на определении ощущений вообще, безотносительно к их модальностям, на обсуждении вопроса об общей природе и сущности чувственного познания. Это не значит, что философы не обращаются к конкретным видам ощущений, к современным научным данным об анализаторах человека. Но это обращение ограничивается иллюстрацией тех или иных положений теории отражения,.примерами, подчас весьма случайными. Между тем даже из разобранной раньше аналогии с логическим отражением следует необходимость изучения состава чувственного ощущения, являющегося еще более разнородным, чем состав логического познания, взаимосвязей между всеми анализаторными деятельностями, отражающими объективные взаимосвязи явлений материального мира, определяющим» целостную рефлекторную деятельность мозга, т. е. структуры чувственного отражения в целом. Это тем более необходимо, что за последнее столетие, особенно за первую половину нашего века, в огромной степени расширились естественнонаучные и психологические знания о деятельности органов чувств и анализаторов в целом, о различных видах ощущений. Вновь открыты некоторые виды, и которых раньше наука не знала. Дальше предположений о «шестом чувстве» столетие назад не шли даже самые пытливые ученые. Новые знания о видах ощущений человека во многом изменяют сложившиеся представления о возможностях чувственного познания человека, о действительном характере сенсорной организации человека. Мы сделаем попытку рассмотреть эти новые знания в их значении для дальнейшего развития материалистической теории познания. Но прежде всего необходимо устранить недоразумение, которое в современной философской литературе связано с неправильным истолкованием одного замечания Ленина. В конспекте книги Фейербаха «Лекции о сущности религии» Ленин отметил мысль Фейербаха о том, что у человека как раз столько чувств, «сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности». На полях своего конспекта Ленин написал: «Если бы человек имел больше чувств, открыл ли бы он больше вещей в мире? Нет». Далее Ленин подчеркнул, что это положение «важно против агностицизма».7 Такова мысль Фейербаха и Ленина. Для прогресса познания нужны не новые чувства, •еще не существующие у человека, а их совершенствование и соединение с теоретическим мышлением и практикой. Известный болгарский философ-марксист Тодор Павлов обсуждал в своем труде «Теория отражения» возможность возникновения у человека в будущем каких-либо новых видов ощущений, считая эту проблему важной для теории познания. Другие философы, например Киселинчев, считают возможным отождествлять ощущения животных и человека, не видят прогресса чувственного познания человека и по сравнению с анализаторными деятельностями животных. Но ни Тодор Павлов, ни Киселинчев не видят философской проблемы в том, что научное познание открыло в сенсорной организации человека много ранее неизвестных чувствительных деятельностей человеческого мозга. Недоразумение, о котором идет речь, заключается в том, что гипотетический вопрос о новых органах чувств, которые могут возникнуть в дальнейшей эволюции мозга, подменяет реальный вопрос о видах ощущений, вновь открытых наукой. Между тем включение новых знаний об этих видах не только расширяет наши представления о действительном составе чувственного отражения, но и характере закономерных взаимосвязей между всеми частными видами чувственного отражения. Именно на современном уровне развития физиологии и психологии возможна постановка проблемы структуры чувственного познания с позиций материалистической теории познания. Идеалистическая теория познания неоднократно пыталась использовать данные физиологии органов чувств и экспериментальной психологии в целях обоснования своей знаковой концепции. Этому в значительной мере благоприятствовал физиологический идеализм и интроспекционизм субъективной психологии. Весьма выразительный альянс физического н физиологического идеализма, а также интроспективной психологии представляет собой «Анализ ощущений» Маха, реакционная сущность философии которого была разоблачена Лениным. Ленинская критика эмпириокритицизма покончила с этим эпигонским направлением субъективного идеализма. Но сле- --------------- Date: 2015-09-18; view: 378; Нарушение авторских прав |