Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ощущения и потребности
Постановка вопроса о соотношении ощущений и потребностей подготовлена всем ходом развития современной физиологии и психологии. Этот вопрос является составной частью более общей проблемы — соотношения процесса отражения и процесса жизнедеятельности в целом. Формы вещества, формы движущейся материи отражаются в мозгу прежде всего в виде ощущений определенной модальности. Из ассоциаций и переработки бесконечного и разнородного множества ощущений возникают более сложные виды отражательной деятельности. Ощущения как элемент познания и сознания человека, обусловленный воздействием движущейся материи на органы чувств, анализаторы в целом — разносторонне изучены физиологией и психологией. Со времени Сеченова эти науки стали учитывать также роль ощущения в деятельности человека, так как с открытием мышечного чувства эта роль обнаружилась в самых разнообразных движениях опорно-двигательного рабочего и артикуляционного двигательных аппаратов организма. Поэтому ощущения рассматриваются современной наукой не только как источник сознания, но и как источник деятельности, поскольку от афферентации движений зависит их структура и произвольный характер. Предположения Сеченова о существовании «общего чувства или самочувствия», «темного» и слитного рецептивного фона процесса жизнедеятельности были подтверждены большим количеством физиологических исследований (особенно из лабораторий Быкова) по изучению интероцепторов и их деятельности — многообразных интерорецептивных ощущений. Показано, что процесс выработки и дифференцировки условных рефлексов с интероцепторов существенно отличается от аналогичного процесса образования и дифференцировки условных рефлексов с анализаторов внешней среды. Интерорецептивные безусловные и условные рефлексы непосредственно связаны с процессами жизнедеятельности организма, сигнализируя в мозг об этих процессах, а на этой основе — способствуя корковой регуляции процессов, происходящих во внутренней среде организма. С открытием нового класса анализаторных реакций — интероцептивных сигнализаций стало возможно рассматривать ощущения как необходимый элемент жизнедеятельности, непосредственно связанный с основными материальными потребностями организма. Ощущения, следовательно, связаны с отражением, поведением и жизнедеятельностью человека, т.е., будучи элементом каждой из этих сторон жизни человека, выражают ее в целом. Поэтому становится возможным изучение связи ощущений •с потребностями, являющимися первичной и самой общей формой внутренних побуждений человека к деятельности. С точки зрения современного естествознания и психологии, потребность рассматривается как внутреннее требование] организма к жизненно необходимым условиям внешней среды. Организм строит себя из веществ внешней среды посредством обмена веществ. В результате филогенетического развития складывается определенная внутренняя необходимость в определенных веществах и условиях внешней среды, т. е. потребность в них, обусловленная сложившимся способом взаимодействия организма со средой. Первоначально потребности! выступают в форме безусловных рефлексов (гомеостатических, пищевых, ориентировочных, оборонительно-двигательных, половых и т. д.). В процессе филогенетического развития высших животных безусловные рефлексы приобретают весьма сложный характер цепных реакций (типа инстинктов), причем начинают регулироваться и корой головного мозга. В настоящее время можно считать установленным, что имеется корковое представительство безусловнорефлекторных аппаратов. Безусловные рефлексы выступают в качестве подкрепления массы разнородных условных рефлексов с анализаторов внешней среды. Однако даже у животных безусловные рефлексы не являются единственной формой подкрепления временных связей. Не только у обезьян, но и у собак вырабатываются условные рефлексы на базе других условны; рефлексов, хорошо упроченных на базе безусловных рефлексов. Можно предполагать, что упроченный условный рефлекс сам выступает в качестве подкрепления новых временный связей, т. е. представляет собой мотив поведения, индивидуально выработанное внутреннее требование организм к определенным внешним условиям. Опыты по изучению высшей нервной деятельности у детей и взрослых людей показали, что вырабатываемые под влиянием внешнего стереотипа динамические стереотипы являются своеобразным подкреплением для вырабатываемой вновь тельной условнорефлекторной реакции. Динамические стереотипы являются механизмом привычки, которая в психологии рассматривается как сложная цепь навыков, превратившихся в потребность. Именно поэтому установка или ломка динамического стереотипа сопровождаются, как подчеркнул Павлов, сильными эмоциональными состояниями, т. е. целостными' изменениями личности. Привычка, ставшая потребностью, является одной из движущих сил развития человеческой деятельности. Ушинский справедливо считал силу привычки одним из важнейших двигателей развития ребенка. Можно сказать, что в привычках выражаются индивидуально приобретаемые внутренние требования к внешним условиям, подчиняющие себе и преобразующие более примитивные безусловнорефлекторные подкрепления. Из физиологических исследований следует, что важную роль подкрепления новых временных связей у человека играет слово как сигнал сигналов. Объясняется это могучее действие слова ведущей ролью второй сигнальной системы в совместной работе двух сигнальных систем. Однако это объяснение, будучи правильным, все же является недостаточным. Дело в том, что подкреплением может быть лишь такое внешнее воздействие, в котором организм, человек, испытывает потребность, т. е. выражает внутреннее требование своей природы. Можно думать, что слово выступает не только в роли сигналов, но и в роли подкрепления лишь благодаря одной из коренных потребностей человека как общественного индивида, а именно потребности общения. Не случайно Энгельс связывал возникновение языка с развитием этой потребности людей в общении, неразрывно связанном с коллективным характером трудового воздействия людей на природу. В онтогенезе речи детей ясно можно выявить зависимость формирования словесного состава и грамматического строя их речи от формирования потребностей в общении. Даже речевой слух и кинестезия артикуляционного аппарата детей оказывается зависимой от процесса становления этой потребности. Потребности в общении и совместной деятельности являются специфически человеческими, выражающими общественную природу человека. Благодаря общественному способу существования и зависимости потребления от общественного производства, коренным образом изменяются и материальные потребности человека, имеющие Животное происхождение. Марксистское учение о зависимости вития потребностей от общественного производства и об УСЛОВИЯХ воспроизводства потребностей позволяет понять основные закономерности развития материальных и культурных потребностей человека. В свете этого учения приобретает важное значение идея Чернышевского о качественном изменении соотношения между ощущениями и потребностями у человека сравнительно с животными. Чернышевский подчеркивал, что у всех животных ощущения от внешних воздействий (зрительные, слуховые и т. д.) лишь обслуживают такие основные деятельности животного организма, как, например, питание и размножение. У человека же ощущения сами становятся особым видом потребности в познании внешнего мира, приобретая самостоятельное, относительно независимое от питания и размножения жизненное значение. Эта идея Чернышевского получает свое значение в свете историко-материалистического понимания общественной сущности человека, единства процесса познания и общественно-трудовой практической деятельности. В частности, в свете этого учения уясняется мысль Чернышевского о том, что у человека возникают новые эстетические потребности, генезис которых связан с выделением в особые чувствительные деятельности наблюдения («созерцания») и слушания. Изучение специфических для человека соотношений между ощущением и потребностями хотя и подготовлено всем ходом развития науки, однако еще только начинается. Тем более важно учесть те факты, которые обосновывают возможность такого изучения средствами современной науки. Рассмотрим некоторые из них. В психологии имеются некоторые данные о фазном характере динамики потребности. Известно, что в регулярном воспроизведении потребностей первой фазой является напряжение данной потребности, возникающее по мере объективного недостатка организма в соответствующих материалах внешней среды (например, питательных веществ). Чем сильнее этот недостаток, тем выше уровень напряжения потребности. При этом в состоянии напряжения данной потребности повышается общий тонус организма, а особенно тех анализаторов, различительная деятельность которых необходима для поисков и овладения предметом потребности. Так, например,; в состоянии голода повышается чувствительность не только' вкусового анализатора, но и других анализаторов внешней! среды (например, зрительного или слухового), направленных на ориентировку в различных сигналах пищевых объектов. Потребность в пище определяет избирательный характер деятельности. других анализаторов внешней среды. Но таково положение со всеми потребностями, первая фаза (напряжение) которых выражается в соответствующем снижении порогов, а следовательно, повышении чувствительности целого ' ансамбля анализаторов. Интересно отметить, что в первой фазе динамики потребности резко повышается возбудимость этих анализаторных систем и усиливаются разнообразные ориентировочные реакции. Между ними устанавливаются отношения по типу доминантных и субдоминантных очагов в больших полушариях. Так происходит до непосредственной встречи человека с предметом потребности. Эта встреча является началом новой фазы в динамике потребности, а именно собственно потребления. В процессе потребления субординационные отношения усиливаются, приводя к торможению всех тех анализаторных систем которые непосредственно не участвуют в акте потребления. Поэтому постепенно снижаются ориентировочные реакции, понижается чувствительность тех анализаторов, ощущения которых уже не имеют сигнального значения для акта потребления. Наконец, третья фаза динамики данной потребности— насыщения — характеризуется постепенным снижением чувствительности основного в этой ситуации анализатора (например, вкусового в акте еды), растормаживанием других деятельностей, постепенным повышением чувствительности других анализаторов. Насыщение одной потребности,. как известно, открывает путь возникновению и удовлетворению других потребностей. Фазный характер динамики потребности (напряжение, потребление, насыщение показывает зависимость характера и изменения ощущений от этих внутренних требований организма в определенных нормальных условиях. Но вместе с тем фазный характер динамики потребностей свидетельствует о том, что каждая фаза имеет свой сенсорный состав в определенном соотношении анализаторных систем и уровне их чувствительности, т. е. в известной мере ими определяется. Имеются и более прямые доказательства зависимости потребностей от) ощущений определенных модальностей. Эти доказательства. Дает дефектология. При врожденной слепоте, глухонемоте и слепоглухонемоте, т. е. сильных сенсорных ограничениях, существенно изменяется характер и динамика потребностей. Лишь с возмещением этих дефектов постепенно восстанавливаются структура и объем, динамика и мотивационное значение потребностей. Расширение и уточнение материальных потребностей ребенка, не говоря уже о постепенном формировании его культурных потребностей, связано с постепенным накоплением •го чувственного опыта, а на его основе —развития речи и мышления. Культура наблюдения, слушания, ощупывания и других чувственных деятельностей ребенка является условием развития его потребностей. Взаимосвязь ощущений и потребностей составляет общее условие развития как ощущений, так и потребностей. Известно, что в идеалистической психологии потребность рассматривается как субъективно обусловленное внутреннее побуждение человека к деятельности. Субъективность потребности истолковывается как спонтанная направленность человека на тот или иной объект, как последовательное развертывание мотива действия изнутри к внешней деятельности. Такое понимание является антинаучным, поскольку оно нарочито игнорирует материальную обусловленность потребности внешними условиями, единство организма с измеренными условиями его существования во внешней среде. Как и все состояние человека, потребности объективно детерминированы условиями жизни в природе и обществе. Kaк было указано выше, потребности выражают внутренние требования организма и личности человека в жизненно необходимых условиях. Поэтому их следует рассматривать как своеобразное отражение этих условий. Поскольку они являются моментами отражения объективной действительности, постольку они и являются мотивами или внутренними побуждениями к деятельности. Но именно поэтому они неразрывно связан с такими элементами отражения, какими являются ощущения. Однако между разными потребностями и разными ощущениями отношения складываются своеобразно, отражая определенный способ взаимодействия человека с окружающей его действительностью. Рассмотрим с этой целью классификацию ощущений в их значении для основных потребностей. В результате научных исследований за последние полвека значительно расширились и уточнились наши знания о видах ощущений. В настоящее время можно выделить следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, болевые, мышечно-суставные, вибрационные, статико-кинетические, органические. Попытки классифицировать эти разнообразные ощущения в определенной системе предпринимались различные. Наиболее обще принятой оказалась двойная классификация Шеррингтона. Известно, что первая из его классификаций исходит из характера приспособления рецепторов к внешней и внутренней среде организма. Отсюда деление всех видов ощущений на группы: экстероцептивных и интероцептивных. Переходное между ними положение занимает проприоцептивная группа, к которой относятся рецепторные приспособления в виде ощущений положения тела и мышечные ощущения. Вторая классификация Шеррингтона группирует рецепторные деятельности по принципу контактного или дистант- характера взаимодействия внешних рецепторов (экстерорецепторов) с раздражителями внешней среды. Эта классификация носит более частный характер, так как охватывает только группу экстероцепторов, что же касается первой классификации Шеррингтона, то она была принята за основу; физиологии и психологии. С открытием Павловым механизма анализаторов и преобразованием учения о функциях рецепторов существенно изменилось понимание природы ощущений, но форма классификации ощущений осталась в основном той же. Сам Павлов не предложил какой-либо особой классификации анализаторов, но привел новые, более углубленные обоснования в пользу деления анализаторов на внешние и внутренние. К анализаторам внешней среды он относил световой, звуковой, кожномеханический, температурный, ротовой. К анализаторам внутренней среды он относил двигательный и интероцептивный. Несомненно, что такое деление соответствует предмету и условиям деятельности различных анализаторов. Все же оно еще недостаточно для понимания взаимосвязей между внешней и внутренней средой организма. В трудах Павлова и его последователей имеется много данных для понимания более-тонких и сложных отношений между поведением организма во внешней среде и общим процессом жизнедеятельности. Экспериментально-психологические исследования также позволяют ставить вопрос об этих сложных отношениях, приближая постановку интересующей нас проблемы взаимосвязи ощущений и потребностей. Из этих данных особый интерес представляют собой факты Гусева. Он пришел к выводу, изучая динамику вкусовой чувствительности, что вкусовой анализатор выполняет двойную сигнализационную функцию. Во-первых, вкусовой анализатор является анализатором химической природы вкусовых веществ и в качестве такового является одним из экстероприборов. Во-вторых, вкусовой анализатор очень тонко отражает внутреннее состояние организма, особенно переходы от голодания к сытости. Гусевым приведены многие экспериментальные данные зависимости порогов сладкого вкуса от состояния углеводного обмена, порогов соленого вкуса от состояния минерального обмена в организме. Динамика порогов очень тон-< Ко отражает процесс напряжения, потребления и насыщении. т- е. фазы потребности в пище. В последующем физиолог Черниговский и морфолог Лаврентьев установили, что строение и функции клеток вкусового интероцептивного рецепторов имеют много сходного, что, вероятно, они имеют и общее происхождение. Можно предположить, что между вкусовым и интероцептивным анализато- ром существует глубокая генетическая и функциональная связь. Вероятно, что интероцептивные аппараты связываются с внешней средой через вкусовой анализатор именно потому, что этот анализатор отражает не только изменения во внешней, но и во внутренней среде. Но нечто сходное мы обнаруживаем и в обонятельном анализаторе, как это показал Бронштейн. Если мы обратимся к интероцепторам, то окажется, что среди них одно из главнейших мест занимают хемо-рецепторы внутренней среды. По отношению к хеморецепто-рам в целом (вкусовому, обонятельному, интероцептивному) деление их на внешние и внутренние оказывается весьма относительным. Весьма интересным с точки зрения единства внешнего и внутреннего является деятельность температурного анализатора. Известно, что температурные ощущения отражают не температуру внешней среды безотносительно к температуре самого тела организма, не температуру тела как таковую.. В температурных ощущениях отражаются отношения между тем и другим, т. е. процесс теплообмена и терморегулирования в целом. А именно с этими основными процессами и связана динамика потребности в определенных температурных условиях, на основе которых вырастает потребность человека в одежде и жилье. Интересно отметить, что вкусовые, обонятельные, температурные и интероцептивные ощущения обладают более или менее постоянным эмоциональным тоном. Эмоциональность обонятельных или температурных ощущений такова, что затрудняет классификацию собственно познавательных компонентов этих ощущений. Еще в большей степени это положение относится к болевым ощущениям. Все еще продолжается спор в науке по поводу того, является ли боль ощущением или эмоцией. Мы думаем, что боль — и ощущение и эмоция, что оба эти определения специфичны для боли, тесно связанной с гомеостатическими и оборонительными безусловными рефлексами. Не случайно указание на особую эмоциональность в динамике этих ощущений, равно как и вкусовых, обонятельных, температурных. Эмоции являются выражением основных потребностей, их динамика связана с удовлетворением или неудовлетворением этих потребностей. В этих группах ощущений мы имеем своего рода непосредственное слитие процессов— отражения и динамики материальных потребностей. Вероятно, что у животного все остальные ощущения (зрительные, слуховые и т. д.) лишь обслуживают эти потребности, являются как бы дополнительной сигнализацией для формирования готовности соответствующих аппаратов к пи- щевому, тепловому и другим формам обмена веществ между организмом и средой. У человека, как правильно думал Чернышевский, положение коренным образом изменяется. Вместе с образованием языка и развитием процесса общения слуховые ощущения начинают выполнять новую функцию, связанную с удовлетворением потребности в общении. Особенно большую роль в развитии познавательных потребностей и интересов играли и играют зрительные ощущения (ахроматические, хроматические, пространственные видения). Развитие искусства (живописи, скульптуры, музыки и т. д.) предъявляло новые требования к зрению и к слуху, ставшим орудиями эстетических потребностей. На основе предметной, трудовой деятельности преобразовались тактильная и мышечная чувствительность, с развитием которых связано формирование потребностей в деятельности, все еще мало изученных психологией. Благодаря общественному развитию человека, воспроизводству его потребностей на основе производства материальной жизни общества чувственные деятельности анализаторов стали орудиями удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей людей. Именно потому, что ощущения являются основным элементом отражения человеком объективной действительности, они испытывают на себе все основные влияния образа жизни и деятельности людей, их потребностей. Б. Г. Ананьев Date: 2015-09-18; view: 694; Нарушение авторских прав |