Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Там же, стр. 205
вать не только как часть общего процесса познания, но и как относительно самостоятельное целое. Современная наука подтверждает правильность такого логико-гносеологического подхода. Языкознание, также исходящее из марксистско-ленинского учения о единстве языка и мышления, изучая внутренние законы развития языка в тесной связи с историей мышления, ясно показывает, что множество разнородных явлений языка (фонетических, лексических, семантических и т. д.) объединяются в одно целое грамматическим строем языка, включая его морфологию и синтаксис. Именно грамматический строй языка составляет структуру языка, объединяющую все компоненты и явления языка, и именно эта структура наиболее интимно связана с логической-структурой рационального познания. Современная физиология высшей нервной деятельности человека учением о второй сигнальной системе обосновывает со стороны механизма мозговой деятельности человека эти выводы о целостном, системном или структурном характере речи и мышления. В общем есть все основания считать, основываясь на диалектической логике и теории познания, языкознании и физиологии, что рациональное познание, являющееся частью общего процесса познания, есть вместе с тем относительно самостоятельное целое, т. е. обладает своеобразной структурой и системой связей между всеми составляющими его компонентами. К этому же выводу приходит и психологическая наука на основании исследований умственного развития детей, сравнительного изучения мышления нормальных и психически больных людей, исследований взаимосвязи между различными формами мышления в умственной деятельности человека. Формирование в процессе образования структуры мыслительной деятельности есть один из наиболее характерных моментов постепенного становления умственной зрелости человека. Таково положение с проблемой мышления и рационального познания, которое мы имеем основание рассматривать и как часть общей структуры познания, но вместе с тем и как ' относительно самостоятельное целое. Естественно возникает аналогичный вопрос относительно чувственного познания, тем более, что оно составляет источник всего процесса познания. Достаточно напомнить, что писал об этом Ленин: «Вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств, вопрос об источнике нашего познания... который может быть переря- жен на тысячи ладов клоунами-профессорами, но который не может устареть, как не может устареть вопрос о том, является ли источником человеческого познания зрение и осязание, слух и обоняние».3 В этом же основном философском труде «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин утверждал в полном соответствии с современным состоянием естествознания: «Ощущение есть образ движущейся материи. Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем...» 4 С точки зрения теории отражения именно в ощущении дана непосредственная связь сознания человека с окружающим миром. Именно в ощущении выражается диалектический переход от материи к сознанию. Данный переход «есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Это превращение каждый человек миллионы раз наблюдал и наблюдает действительно на каждом шагу».5 На этом ленинском положении следует остановиться особо, так как оно имеет принципиальное значение для понимания ощущений как источников всего процесса познания и деятельности человека. В философской литературе (особенно в работах Тодора Павлова и Киселинчева) переход от материи к сознанию рассматривается преимущественно в плане, если можно так выразиться, истории отражения. Развитие материи во всех формах ее движения и на всех этапах развития характеризуется известными явлениями отражения. Субъективное отражение в образах как продукт рефлекторной деятельности мозга есть лишь высшая форма отражения, свойственного движущейся материи в целом, в том числе и неорганической природы. Ленин считал весьма важной эту проблему перехода от не ощущающей материи к ощущающей, полагая, что и в так называемой не ощущающей материи есть свойство, сходное с ощущением, т. е. явление отражения. Это фундаментальная проблема всей материалистической философии и естествознания, которую Ленин призывал исследовать и исследовать. Но в данном плане проблема ощущений, конечно, не ставится как проблема источника познания, так как источник человеческого познания заключен в человеческих ощущениях, а не в предыстории развития жизни и чувствительности вообще. Если же проблему диалектического перехода от материи --------------- Date: 2015-09-18; view: 368; Нарушение авторских прав |