Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение саморазвития для профессионального роста будущего педагога





Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии. Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение. Отсюда самопознание — это средство овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге — средство быть самим собой.

В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации, при которых только и возможна полнота жизни, ощущение радости жизни, осознание смысла жизни.

С позиций здравого смысла самопознание имеет два значения: одно - позитивное, другое - негативное. Действительно, позитивный смысл состоит в том, что любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности, опереться на качества своей личности, но предварительно их нужно познать в себе. Негативный смысл состоит в том, что нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях: для удовлетворения своих притязаний, своих амбиций, достижения превосходства над другими, обеспечения себе определенных привилегий и др.

В то же время в самом общем плане выделяются три значения, три спектра самопознания:

- для религиозного человека самопознание — это способ единения с Богом через познание в себе Божественного начала;

- на поверхностно-психологическом уровне самопознание выступает как средство наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми;

- на глубинно-психологическом уровне, который пытается вскрыть наука, самопознание - это путь обретения психического и психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.

Актуальность значения саморазвития для профессионального роста обусловлена все возрастающими требованиями со стороны общества к личности и деятельности учителя. Поиск содержания и методов работы, адекватных этим требованиям, детерминирует постоянное совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. Эффективность профессионального обучения, успешность профессионального становления будущего педагога, в свою очередь, зависят от того, какой смысл имеет для личности профессия, как она относится к себе как к профессионалу. Если в процессе обучения в вузе студент активно и систематически занимается профессиональным самопознанием, т.е. познает себя как субъекта предстоящей педагогической деятельности, это приводит к тому, что процесс профессиональной подготовки приобретает для него личностный смысл, он раскрывает для себя возможности самореализации в будущей педагогической деятельности, что повышает эффективность его профессионального обучения.

Профессиональное самопознание, тесно вплетенное в процесс подготовки будущего педагога, будет, на наш взгляд, способствовать формированию профессиональной идентичности студента, т.е. принятию педагогической профессии как сферы самореализации личности и принятию себя как будущего профессионала.

Актуальность данного вопроса обусловлена еще и тем, что до последнего времени в педагогических вузах большее внимание обращается на специальные предметы, дающие теоретико-методическую подготовку будущего специалиста, но гораздо меньше внимания уделяется формированию его как субъекта педагогической деятельности. Это отражается на формировании "образа профессионального Я" будущего учителя, профос сиональном росте и совершенствовании его личности. Работу по формированию адекватного представления о себе как субъекте педагогической деятельности, на наш взгляд, целесообразно начинать на ранних этапах профессионального становления учителя, в процессе обучения в вузе. В этот период профессиональная Я-концепция находится в стадии формирования, поэтому студенты открыты новому опыту, новой информации о себе, более того, у них существует потребность в получении этой информации, в самопознании.

В начале профессионального обучения у студентов педагогических вузов наблюдается противоречие между представлениями о профессии педагога и ее реальной сущностью, с одной стороны, и между представлениями о себе как субъекте предстоящей педагогической деятельности и своими реальными возможностями, с другой. В ходе профессионального обучения и практической подготовки к педагогической деятельности представления о профессии и о себе как педагоге пополняются, расширяются и эти противоречия чаще всего успешно разрешаются.

Литература

См. п.1.7 №№: 1, 2, 3,4,6,9,13,15, 20, 22, 23, 37,38,39.

 

Date: 2015-09-18; view: 1955; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию