Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Я и другие. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания





Идентификация (лат.) — (отождествление, равнозначность, уподобление, одинаковость, сходство) в психологии употребляется в нескольких значениях: -отождествление себя с другим человеком, другими людьми на основе установления эмоциональной связи с ними;

-самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами;

-опознание чего-либо (кого-либо), в этом значении говорят об опознании стимула, идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом.

С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта.

С самого раннего детства человек начинает идентифицировать себя и с определенной ролью: вначале — с ролью сына или дочери, позже — родителя, бабушки или дедушки; с социальной ролью — ученика, преподавателя, рабочего, служащего, ученого и др. Долгое выполнение той или иной роли приводит к тому, что человек полностью отождествляет себя с ней. Неслучайно поэтому представителей многих профессий можно узнать по походке, манере говорить, по тем позициям, которые они занимают в ходе взаимодействия. Смена социальных ролей многим людям дается с трудом. Бывший ученик, поступая в вуз и становясь студентом, продолжает тем не менее вести себя, как школьник. Бывший студент, начиная трудовую деятельность, сохраняет определенное время привычки и манеры, приобретенные в вузе. Играя в жизни множество ролей, человек идентифицируется с ними, познавая себя. Хорошо, когда такая идентификация происходит равномерно со всеми ролями, — развитие личности идет более или менее равномерно. Хуже, когда какая-либо роль начинает доминировать.

Рефлексия. Рефлексия (лат.) - (размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ) - обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

· коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

· личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

· интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает российский исследователь А. А. Тюков, будет шесть.

Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

Интенционалъность (интенция — направленность) — направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3.Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.

4.Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это организует рефлексивное познание).

6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

Итак, идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия — как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.

Барьеры самопознания. Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии - науки о поведении животных - К. Лоренц выделяет три препятствия на пути самопознания человека:

1) самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения.

Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями.);

2) эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями;

3) наследие идеалистической философии, особенно в западной культуре, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.

Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человека и природы называется «антропоцентризм»).

Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, то можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать себя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.

К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно.

Общение как средство достижения взаимопонимания между людьми. Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

В целом, независимо от вида, в общении можно выделить три относительно самостоятельные, но в то же время взаимосвязанные стороны: взаимоинформирование, взаимодействие и взаимовосприятие.

Взаимоинформрование, или обмен информацией происходит обычно с помощью речевых и неречевых средств. К речевым средствам относятся приемы устной и письменной, монологической и диалогической речи. К неречевым средствам, которые предназначены, в основном, для выражения отношения общающихся к содержанию общения, относятся такие особенности произнесения, как тембр голоса говорящих, его диапазон в ходе высказывания, регистр, громкость, интонационные характеристики. Сюда же относятся и такие элементы, сопровождающие речь, как междометия, покашливание, смех, слезы, паузы.

Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи.

Кроме того, к неречевым средствам относятся и движения, сопровождающие речь - жесты, мимика, пантомимика, позы, взаимное расположение в пространстве партнеров по общению.

Психологическим регулятором другой стороны общения, - взаимодействия, или координации действий, - выступают ролевые ожидания партнеров. Здесь имеется в виду то обстоятельство, что включаясь в совместную деятельность, люди выполняют определенные профессиональные и социальные роли.

И поскольку существует профессиональные и этические требования и нормы, инструкции и правила, постольку принятие на себя человеком той или иной профессиональной (скрипач или кларнетист) или социальной (солист или артист оркестра) роли вызывает у контактирующих с ним людей вполне обоснованные ожидания по отношению к его действиям.

В тех случаях, когда ожидания оправдываются, взаимодействие людей облегчается, работа ускоряется и становится успешной. Если же ожидания не оправдываются, взаимодействие участников общения затрудняется и может перерасти в конфликт, который приведет к невозможности осуществлять совместную деятельность.

Наряду с взаимоинформированием и взаимодействием третьей, как отмечалось, существенной стороной общения выступает взаимовосприятие партнеров. Необходимость учета этой стороны связана с тем, что и взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем более успешными, чем более точным и более полным будет у партнеров представление друг о друге.

Конфликты и их преодоление. Конфликт (от лат.сл. - столкновение) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположным позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, предполагает обязательное наличия субъектов и объектов конфликта.

Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходимо инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального перерастает в актуальный и может развиваться в дальнейшим как прямой или опосредованный, деструктивный или конструктивный.

Разрешение конфликтовзависит от общих принципов социально-экономического и политического порядка, принятых в конкретном обществе. Политические системы могут быть тоталитарными, авторитарными и демократическими. Для анализа применимости разных подходов к разрешению конфликта применяется дифференцированное рассмотрение по критериям социальной значимости (ценность), пригодности (польза) и эффективности (продуктивность).

Различные стили,проявляющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установлений, поощряющих, безразличных или запрещающих тот или иной стиль поведения при разрешении конфликта.

Продуктивность конфликтаявляется необходимым условием для налаживания переговорного процесса между сторонами. На фоне конструктивности возникает следующая стадия конфликта как процесса - это управление. Управление конфликтом - это прежде всего анализ структуры данного конфликта (выделение субъектов, причин, объекта конфликта и т. д.); определение стадии, на которой находится конфликт; прогнозирование дальнейшего развития конфликта и разработка и применение методов его разрешения. Управление конфликтом подразумевает посредника (медиатора), который будет непосредственно решать поставленные задачи.

Толерантность как норма жизни человека в обществе. Толерантность - это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение.

В современной реальности человек постоянно сталкивается с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Без формирования стереотипов толерантного поведения в обществе сталкивающиеся цивилизации, культуры, религии, нации, социальные группы, отдельные люди могут истребить друг друга. Повсеместно, толерантность становится не только популярным термином, философским идеалом, но и условием выживания.

Литература

См. п.1.7 №№ 1,2,3,4,5,6, 7, 8-16, 20,32,33,37,41,43.

 

Тема 5. «Я» и жизненные сценарии, жизненные смыслы личности.

Жизненные сценарии личности. Их виды. Каждый человек еще в детстве думает над своей будущей жизнью. Жизнь можно рассматривать как выбор и осуществление своего жизненного сценария.

По Э. Берну сценарием можно считать то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве. «Сценарий – психологический импульс, который толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, очень часто независимо от его сопротивления и свободы выбора» (Э. Берн).

Виды жизненных сценариев:

- Я – хороший; все хорошие; жизнь – хороша (сценарий победителя);

- Я – плохой; все плохие; жизнь – не хороша (сценарий побежденного, неудачника);

- Я – хороший, но «они» - плохие; жизнь – плохая (сценарий озлобленного пессимиста);

- Я – плохой; «они» - хорошие; жизнь тяжела (сценарий человека с комплексом неполноценности).

Жизненный путь – то, что происходит в действительности. Он может быть иным, чем жизненный сценарий. Внешние и внутренние препятствия к осуществлению жизненного сценария. В конечном итоге, жизнь определяется самой личностью.

Жизненная позиция. «Я» и окружающие. «Я» и обстоятельства. Жизненные позиции. Идеализация действительности. Крушение надежд. Позиция неповиновения. Уход от дел. Осознание. Решительность. Убежденность. Последовательность жизненных позиций не является постоянной, но она оказывает большое влияние на все, что делает человек.

По Э. Берну жизнь людей различна, потому что различны их жизненные цели и жизненные позиции. Их анализ позволит взять под контроль свою жизнь.

Возможные состояния нашего «Я» с точки зрения трансактного анализа (Родитель. Взрослый. Дитя.). Эти три «Я» сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают вовремя вернуться во «взрослое состояние», что отличает зрелого человека от юнца (даже солидного возраста).

Date: 2015-09-18; view: 1485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию