Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Депрессия как реакция на беспомощность





 

Депрессия чаще всего является результатом бездействия, отсутствия мотивов и неспособности чем‑либо заняться. Кроме того, важным симптомом служит и выученная беспомощность. Люди, склонные к депрессии, часто поддаются внешним обстоятельствам. Им свойственны равнодушие, усталость и отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг. Они предпочитают оставаться в одиночестве, поскольку чувствуют себя опустошенными и безвольными; их движения вялы; им не хочется принимать никаких решений.

Можно сказать, что эти признаки – сильно преувеличенные черты женственности. Можно даже признать, что это характерные особенности доведенной до абсурда сдержанности, приспособляемости, неуверенности в себе. Женщины должны быть очаровательными и в то же время беспомощными. Им нужно зависеть от мужа и позволять ему обеспечивать себя хлебом насущным. Уверенно себя чувствовать женщины могут только в компании хорошо знакомых людей, преимущественно возле семейного очага и рядом с Ним.

Такие требования к женственности ставят женщин на путь беспомощности – и депрессии. Именно поэтому ею чаще страдают женщины, чем мужчины. К перечисленным выше симптомам добавляются затрудненность социальных навыков. Кроме того, препятствием служат и вынужденные длительные перерывы в профессиональной деятельности. Уже после года или двух лет подобного перерыва женщины говорят, что больше не могут выражать свои мысли так, как им хочется, не считают себя способными выстраивать отношения с незнакомыми людьми, боятся контактов. Охотнее всего они остаются дома.

Люди, страдающие депрессией, считают себя гораздо менее способными, чем они есть на самом деле. Такую же самооценку женщины «выращивают», даже не будучи депрессивными. Они не считают себя ни привлекательными, ни умными, ни способными на самостоятельные поступки и поэтому не верят в успех. Депрессивные мужчины и женщины объясняют свои достижения и провалы одинаково. Люди, у которых нет депрессии, приписывают свои удачи себе, своим умениям и навыкам, в отличие от тех, кто убежден, что не может решать задачи, требующие мастерства…

Но позитивные случайности, неожиданный опыт собственных успехов, поведение, повлекшее за собой полезные последствия, ведут от беспомощности к контролю. Каждый радуется, если чувствует, что его поведение на что‑то влияет. Это начинается с младенчества, когда ребенок испытывает восторг от того, что он заставил звучать погремушку. Когда малышу дают самостоятельно держать бутылочку, он учится без посторонней помощи удовлетворять свои потребности, делая при этом первые шаги к независимости. Родители, которые дают своим детям возможность осознать зависимость между своим поведением и последствиями, предотвращают проблему беспомощности в будущем. Если же взрослые стараются уберечь свое чадо от трудностей, у ребенка пропадает мотивация к самостоятельному решению проблем и в обучении – а значит, беспомощность всячески развивается. Особенно подвержены этому девочки. Например, многие из них слишком быстро и охотно начинают верить в то, что у них нет способностей к математике или к техническим и естественно‑научным дисциплинам. Кристина, которая раньше часто подавала голос на уроках математики, перестала это делать, потому что поняла: учитель не ждет особых успехов от девочек. Однако беспомощность можно преодолеть только тогда, когда неудачи объясняются конкретными причинами.

 

Появляется ли у вас впечатление, что ваши ошибки объясняются изъяном вашей личности? Если да, попробуйте подсунуть Черного Петера[15]внешним обстоятельствам, неудачному дню или кому‑то другому.

 

Послушные девочки научились всегда брать вину на себя, а плохие – подсовывать Черного Петера другим. Не важно, что они иногда необоснованно сваливают ответственность на окружающих, важно то, что плохие девочки признают наличие другой причины для объяснения собственных ошибок и сознают, что завтра все может быть иначе.

Люди должны как можно раньше научиться преодолевать страх, боль и трудности собственными силами. К сожалению, девочек в нашем обществе часто слишком опекают, и поэтому у них едва ли есть возможность учиться самим справляться с проблемами.

Ранний опыт самостоятельных действий подобен прививке против беспомощности во взрослые годы, и как раз в этом девочкам чаще всего отказывают. Но когда они вырастают, им нужно уже не только делать «прививки», а вначале исцелить саму болезнь. Необходимо заново создавать опыт, говорящий «Я могу преодолевать препятствия, устранять трудности и идти вперед». Воля к самостоятельным поступкам и решениям восстанавливается очень медленно, преодолевая выученную беспомощность.

Если взрослый человек сам находит опыт, доказывающий возможность влиять на ситуацию, и самостоятельно извлекает из памяти те эпизоды жизни, в которых он что‑то контролировал, то лишает свою беспомощность почвы. А значит, меняются привычные способы реагирования. Не так трудно заметить успехи и ошибки, гораздо сложнее разгадать и изменить тонкую структуру нашей деятельности, оттенки жестов, мимики, речи.

 

 







Date: 2015-09-17; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию