Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я должна оставаться такой, какая есть
Каждый человек имеет сложившееся представление о себе, своих способностях и своей привлекательности в глазах окружающих. Эта «Я»‑концепция формируется на основе детского опыта и утверждается с течением жизни. Став взрослыми, люди ведут себя в соответствии со своей «Я»‑концепцией, оставляя в памяти лишь те события, которые укладываются в рамки имеющихся у них представлений. Таким образом, концепция самоисполняющихся пророчеств сама себя усиливает. Например, убежденность в том, что она недостаточно отважна для того, чтобы ездить в отпуск одной, ведет к тому, что женщина не решается даже попытаться путешествовать без спутников. Если говорить себе, что обладаешь плохим пространственным воображением, то не сможешь получать удовольствие от изучения архитектуры и дизайна интерьеров. Если считать себя неловким и неуклюжим, попытка научиться катанию на лыжах умирает, не родившись. Вера в свою боязливость и нерешительность подавляет любое озорство. А представление о себе как о неинтересном собеседнике отнимает шанс начать беседу с кем‑либо. Если человек не ожидает от себя никаких достижений, он не замечает того, что другие вполне его принимают и одобряют. Или это принятие интерпретируется в соответствии с собственным негативным «Я»‑образом.
Можете ли вы решиться на воскресную вылазку или более дальнюю поездку в одиночку? Решитесь ли вы прийти в школу бальных танцев одна?
Хелен – продавец в модной лавке. В одну из рабочих суббот она стояла за прилавком, одна во всем магазине. Начальница похвалила ее за работу, однако Хелен прокомментировала это так: «Я понимала, что она вовсе не считает меня хорошим работником. Эта похвала была чрезмерной, а потому неискренней». Тот, кто не считает себя способным на успех, скорее всего, будет приписывать свои достижения внешним обстоятельствам. Ингеборг нарисовала, какой она хотела бы видеть свою кухню. Архитектор в студии по монтажу кухонь был восхищен. Ингеборг ответила: «В этом нет ничего особенного, в каждом каталоге есть образцы, а немного рисовать я научилась у отца». Те, кто приписывает свои успехи внешним факторам, а в провалах обвиняет лишь себя, создает негативную «Я»‑картину. Для любого события будет подбираться причина до тех пор, пока не подтвердятся собственные отрицательные ожидания. В этом, конечно, есть некое преимущество. Человек говорит себе: «Я не могу ничего изменить, мои усилия стать лучше бесполезны». Ошибки, принятые как неизбежные, защищают от разочарований. Но даже если пришедший успех не подтверждает негативную «Я»‑концепцию, ожидания сохраняются. Это называется консервированием ожиданий, которые, как и предрассудки, очень устойчивы и обладают способностью сопротивляться изменениям. Того, кто однажды поверил в свою никчемность, с огромным трудом можно убедить в обратном. Подобное сопротивление приносит женщинам много вреда. Уже в раннем детстве они приобретают убежденность в том, что беспомощны. И это чувство отсутствия контроля над событиями, которые тебя касаются, вкупе с верой в невозможность что‑то изменить приводит женщин к социальной зависимости. Им нужен человек, который говорит: «Это правильно! Ты хорошо сделала! Ты хорошая!» И даже слыша это, женщины не начинают верить в себя. Они редко ищут в себе самих причину своих жизненных неурядиц, поэтому редко бывают готовы принять на себя ответственность за свою жизнь и свое будущее. Слишком многое объясняется судьбой и некоей предопределенностью событий. Где‑то в глубине души женщины убеждены, что совершенно беспомощны, даже если действуют решительно и добиваются успехов. В лучшем случае они считают, что у них получается блефовать и лишь прикидываться сильными. Однако есть стратегии, позволяющие учиться преодолевать стереотипы. Нужно найти новые объяснения своих успехов и провалов. Убедить себя в том, что решение есть всегда и необходимо лишь его найти, что хочется наконец нарушить правила и «перепрыгнуть» через существующие нормы жизни. Это и есть путь к самоутверждению. Рецепт преодоления беспомощности прост: как можно раньше приобретать опыт контролирования ситуации. Контроль в нашем случае означает влияние на результат. Например, если я решаюсь забраться на дерево, то могу сорвать вишни. Если я зубрю, то лучше сдам экзамен. Если я поздно ложусь спать, то буду уставшей. Если я буду требовать, то окружающие поймут, чего я хочу. Конечно, никто не может корректировать свое детство, но мы в состоянии влиять на будущее. Нужно отказаться от восприятия своей жизни как чего‑то застывшего и не поддающегося изменениям. В конце концов, если мы в свое время научились быть беспомощными, значит, можем и разучиться так себя вести. Для этого существует программа, которая шаг за шагом выстраивает логические связи: определенные поступки ведут к определенным изменениям личности. Женщина, которая боится выйти из дома, поскольку считает, что с ней произойдет что‑то плохое, должна попытаться сделать хотя бы несколько шагов и убедиться, что с ней все в порядке. Потом ей нужно повторять этот опыт снова и снова – сначала в своем воображении, затем выходя на улицу в сопровождении подруги, а потом и одной. Заставить себя действовать – самая трудная работа, поскольку беспомощные люди научились вести себя пассивно. Кстати, такую жизненную позицию часто выявляет улыбка. Если она смущенная, неуверенная, растерянная, то за ней часто прячется ощущение собственной незначительности. Такие люди надеются, что «чаша сия их минует», если они будут улыбаться и оставаться тихими и скромными. Отчасти пассивность облегчает жизнь. Одна из женщин, участвующих в нашем тренинге, уже два года добивается, чтобы ее взяли на должность делопроизводителя. Она описывает свою ситуацию так: «Я не хочу размышлять, хорошо ли я работаю, не хуже ли я своих коллег. Я ничего не хочу делать, кроме как сесть за свой письменный стол и сортировать письма». Последствия подобного пассивного мышления очевидны. В одном из экспериментов[10]испытуемые должны были выполнять корректуру текста, подвергаясь сильному шумовому воздействию. Те, кому сказали, что шум нельзя прекратить или уменьшить, показали худшие результаты, чем те, кому сообщили, что они могут его убрать (им просто рекомендовали этого не делать). Несмотря на то что обе группы находились в совершенно одинаковых условиях, даже видимость контроля над ситуацией помогла второй группе сделать работу лучше. Дальнейшие исследования показали следующее: люди, пережившие опыт, когда ситуацию невозможно было контролировать, переносят его на свою дальнейшую жизнь. Они заранее отказываются от влияния на что‑либо и ведут себя пассивно. На эту тему проводились, в частности, такие эксперименты[11]: в одной серии испытуемым предъявлялись две карты, одна из которых (например, черная) всегда подразумевала вознаграждение. Во второй серии его давали без всякой системы, показывая как черную, так и белую карту. Во время проведения эксперимента появлялись неприятные, раздражающие шумы, от которых, оказывается, испытуемые могли избавиться. Выяснилось, что те, кто получал вознаграждение, догадывались сделать это раньше, чем остальные. Эксперимент свидетельствует о том, что самостоятельное поведение формируется под влиянием регулярных позитивных результатов, в то время как нерегулярные (даже позитивные) результаты не позволяют человеку стать уверенным и независимым. Женщины, получившие в детстве установку быть пассивными, во взрослом возрасте ведут себя беспомощно. В играх девочек всегда было нужно что‑то сделать сообща, наладить мир и при этом не выделяться. Радоваться победе было не принято. Однако мы теперь знаем, что скромность – это шкатулка, которая держит взаперти стремление к успеху. 11‑летняя Сабина ликует, потому что она написала работу лучше всех. Учитель говорит ей о том, что не нужно радоваться так громко, иначе другим будет обидно. Если бы в этой ситуации оказался мальчишка, вряд ли учитель увещевал бы его вести себя потише. Очевидно, что для девочки быть лучше других – плохо. Но получать низкие оценки – тоже плохо. Сабина оказалась в ловушке. Поскольку люди склонны обобщать свой опыт, т. е. переносить частные случаи на более широкие области жизни, беспомощность проявляется в самых разных сферах деятельности. Такое обобщение, конечно, упрощает жизнь, потому что позволяет не анализировать вновь и вновь каждую ситуацию, а действовать по имеющимся шаблонам. К сожалению, именно таким образом закрепляются негативные программы поведения. Позднее влияние единичных успехов оказывается недостаточным, потому что опыт беспомощности перекрывает любые возможности иного реагирования[12]. Экспериментально доказаны следующие последствия выученной беспомощности[13]: ● тормозится мотивация активных действий; ● теряется способность отмечать и признавать собственные успехи; ● возрастает тенденция к эмоциональным реакциям.
Все это вполне соответствует принятым стереотипам в отношении женщин: они покорны, пассивны, не честолюбивы, легкоранимы, эмоциональны, у них нет интереса к естественным наукам и математике[14]. Но исходя из того, что можно изменить свою модель поведения и прекратить быть беспомощной, возникает вопрос, как сделать этот процесс более эффективным. Цель – закрепить новый опыт реагирования: «Я могу влиять на все в моей жизни». Поскольку беспомощные люди чрезвычайно пассивны, главное препятствие состоит в том, чтобы вообще сдвинуть их с места. Прежде всего они должны начать действовать, часто даже принуждая себя. Им нужно вновь учиться что‑то делать самостоятельно. Несмотря на твердое убеждение, что все это, в принципе, не имеет смысла, они должны поступать вопреки своим убеждениям. Опасность ошибок существует, тем более что, ошибаясь, пассивные люди подтверждают собственные ожидания. К счастью, позитивный опыт тоже устойчив к изменениям. С одной стороны, в того, кто однажды поверил в свою способность повлиять на события, трудно вселить неуверенность. С другой стороны, большинство из нас знает, что можно быть уверенным, находясь в безопасном окружении, и совершенно неуверенным и беспомощным в противоположном случае. И все же, как правило, достаточно одного лишь ожидания того, что события нельзя контролировать, чтобы возникло чувство беспомощности. И наоборот, уверенности в контроле достаточно для того, чтобы человек действовал успешнее. Например, школьники не могут выполнить вполне доступные задания после того, как учитель предлагал им неразрешимые задачи. Однако у другого учителя они справляются с этими же заданиями без затруднений. Кроме того, беспомощность позволяет переносить негативный опыт с более важных событий на менее важные. Тот, кто после интенсивной подготовки заваливает выпускной экзамен, легче верит в то, что он не справится и с небольшой работой, хотя один неудачно сданный экзамен редко приводит к тому, что школьник получает плохой аттестат.
Date: 2015-09-17; view: 293; Нарушение авторских прав |