Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 12 page





 

 

 

 

Название документа

Статья: Административно-правовая защита социальных интересов населения в России

(Каткова Л.В., Приказнова Л.С.)

("Административное право и процесс", 2010, N 6)

Дата

03.08.2010

Информация о публикации

Каткова Л.В., Приказнова Л.С. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России // Административное право и процесс. 2010. N 6. С. 42 - 44.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ

ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

 

Л.В. КАТКОВА, Л.С. ПРИКАЗНОВА

 

Каткова Лариса Владимировна, заведующая кафедрой Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, кандидат философских наук.

 

Приказнова Лилия Сергеевна, студентка 4-го курса Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета.

 

Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.

 

Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, принцип патернализма, государственные социальные программы, социальная инфраструктура, социальная реабилитация.

 

Administrative-law regulation of social protection of population in Russia

L.V. Katkova, L.S. Prikaznova

 

Russia which is a social state in accordance with the Constitution managed to create the grounds for development of full-fledged system of social service of population in extremely complicated social-economy conditions.

 

Key words: social state, social policy, principle of paternalism, state social programs, social infrastructure, social rehabilitation.

 

Вопрос о социальной защите населения видится актуальным в связи с тем, что, во-первых, отношения в сфере социальной защиты представляют собой развивающийся, постоянно изменяющийся процесс, а это значит, что постоянно изменяется законодательство, регулирующее данные правоотношения, меняется направление политики органов государственного управления, изменяется структура органов государственной власти, а значит, необходимы анализ и изучение изменений правового регулирования социальной защиты населения; во-вторых, если ранее полномочия в сфере социальной защиты осуществляло Министерство труда и социального развития РФ, то сейчас данные полномочия осуществляются Министерством здравоохранения и социального развития РФ, что делает актуальным изучение деятельности этого органа, и, наконец, актуальность данной темы объясняется ее жизненным характером и широким практическим применением.

Социальная защита в широком смысле - это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, а в узком смысле - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Российская Федерация, определенная в Конституции РФ как социальное государство, решает ряд задач как общества в целом, так и отдельных его категорий посредством комплексной системы социальной защиты:

- снижения социальной напряженности в обществе;

- оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами;

- создания благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте;

- защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Определяя круг объектов, подлежащих социальной защите, стоит заметить, что круг объектов может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле объектами социальной защиты являются все граждане РФ, так как правом на социальные гарантии со стороны государства обладают все граждане.

Право на социальную защиту всех граждан России закреплено в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, которая гласит, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В узком смысле к объектам социальной защиты относятся социально слабые группы населения - граждане, которые по своим объективным возможностям не могут самообеспечиваться без мер социальной помощи.

К социально слабым слоям населения следует относить: инвалидов, ветеранов, граждан пожилого возраста и граждан, достигших возраста 80 лет, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также многодетные и неполные семьи.

Политика государства в области социальной защиты населения - политика и целенаправленные действия, а также средства, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Правоотношения по реализации социальной защиты населения регулирует ряд законов, а именно: ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и другие.

Политика государства в области социальной защиты населения основывается на следующих принципах.

Во-первых, принцип поощрительности властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов.

Во-вторых, принцип заявительности, т.е. социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы.

В-третьих, принцип патернализма, обозначающего государственную опеку ("отеческую заботу") по отношению к социально и экономически незащищенным слоям и группам населения.

Для осуществления государственной политики в сфере социальной защиты населения существует Министерство здравоохранения и социального развития РФ, деятельность которого направлена на осуществление государственной политики по защите населения, реализации государственных социальных программ, а также в структуру Министерства включен Департамент социальной защиты, непосредственно занимающийся обеспечением деятельности Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, а также по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты.

Основными направлениями государственной политики, направленной на социальную защиту населения, являются меры, предпринимаемые государственными органами для создания и поддержания нормального уровня жизни социально незащищенных категорий граждан, совершенствования законодательства в сфере социальной защиты и контроля за правильностью правоприменения.

В политике государства в зависимости от объекта социальной защиты можно выделить следующие направления:

1) социальная защита детей, детства и отрочества, в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предполагает создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей. В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образование, имущественные интересы важную роль играет прокурорский надзор, надзор судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Минздравсоцразвития России, иным федеральным и региональным органам власти;

2) социальная защита социально слабых трудоспособных групп населения. Создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам;

3) социальная защита нетрудоспособных категорий граждан.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

- всем лицам, постоянно проживающим на территории РФ, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;

- полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;

- жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущение ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;

- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечение социальной защищенности инвалидов, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;

- проживание в семье;

- сохранение денежных сбережений и ценных бумаг;

- имущественные интересы;

- достойное обеспечение ритуальными услугами;

4) социальная защита семьи. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, - неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Спорным вопросом является проблема льгот и их замена денежными компенсациями, так называемая монетизация льгот, проведенная в 2005 г. Данная реформа вызвала сильнейшее недовольство среди населения. Причинами этому послужил ряд обстоятельств: во-первых, многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее; во-вторых, не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января; в-третьих, денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам - потребителям дорогостоящих лекарств - нет. Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

Еще одной проблемой в сфере социальной защиты населения является необходимость стандартизации, т.е. деятельности, направленной на достижение оптимального уровня упорядочения социальной сферы общественной жизни посредством задания требований (правил, условий, обязательных для выполнения) к объектам стандартизации.

Главная цель социальной стандартизации - формирование и применение системы социальных стандартов для совершенствования управления социальной сферой, повышения эффективности регулирования качества и уровня жизни населения.

Суть социальной стандартизации, объектом которой выступает одна из основных подсистем общества - социальная сфера общественной жизни, состоит в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, повышению уровня и качества их жизни.

Система социальной стандартизации должна быть построена таким образом, чтобы автоматически поддерживать нормальный уровень качества жизни населения, в том числе и планку социальной защиты, на должном уровне.

Социальный стандарт выполняет следующие основные функции:

- порождает вид деятельности - социальную стандартизацию, являющуюся сервисной по отношению к экономике;

- является инструментом задания требований к объектам социальной стандартизации по выделенным направлениям <1>.

--------------------------------

<1> Ренкас Н.Н. Социальные стандарты - инструмент управления качеством жизни населения региона // Социальное и пенсионное право. 2006. N 4.

 

Следует заметить, что государственные социальные программы дают положительные результаты. Как известно, 2008 г. был объявлен Годом семьи в РФ. В "Российской газете" были опубликованы предварительные итоги социальной программы. Одним из главных итогов Года семьи должна стать новая концепция семейной политики в России, которую готовит рабочая группа, созданная совместно Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей и Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике. Концепция вместе с пакетом соответствующих законов должна быть разработана до конца года.

После объявления 2008 г. Годом семьи был принят и уже вступил в силу ряд законов, направленных на защиту семьи и самых социально незащищенных ее членов. Это, во-первых, Указ Президента России от 26 марта 2008 г. "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", в апреле был принят Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" - первый в России единый документ, регулирующий отношения опекунов, попечителей и их подопечных, который вступил в силу 1 сентября. Закон упорядочивает процедуры установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства, определяет полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, а также определяет формы их поддержки государством <2>.

--------------------------------

<2> Семейные ценности // Рос. газета. Спецвыпуск. 6 ноября 2008 г.

 

Еще одной немаловажной программой государства является программа "Здоровье", в рамках которой государство решает такие задачи, как улучшение качества медицинской помощи, профилактическая деятельность медицинских учреждений, финансирование высокотехнологических видов медицинской помощи. Забота о здоровье граждан должна стать первоочередной задачей всех органов власти.

Основными направлениями государственной политики, направленной на социальную защиту населения, являются меры, предпринимаемые государственными органами, на создание и поддержание нормального уровня жизни социально незащищенных категорий граждан, совершенствование законодательства в сфере социальной защиты и контроль за правильностью правоприменения. Основанная на законах, продуманная с учетом социальных изменений, урегулированная административно-правовыми нормами политика государства в сфере социальной защиты является залогом благополучия общества и государства в целом.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Бунтовская преступность как один из видов политической преступности: понятие, признаки, социальная опасность

(Кабанов П.А.)

("История государства и права", 2008, N 8)

Дата

28.02.2008

Информация о публикации

"История государства и права", 2008, N 8

Примечание к документу

 

Текст документа

 

БУНТОВСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ОДИН

ИЗ ВИДОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ:

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

 

П.А. КАБАНОВ

 

Кабанов П.А., декан юридического факультета Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань), кандидат юридических наук, доцент.

 

Противоправные насильственные захваты власти сопровождают человечество на всем пути его исторического развития. Истолкованием их содержания и природы занимались в разное время специалисты различных отраслей знания. При этом каждый из них не только своеобразно раскрывал содержание исследуемого явления, но и предлагал ему собственное определение. Поэтому даже в одних и тех же науках, в одно и то же время могут встречаться разные наименования одного и того же явления.

Невзирая на терминологическую "пестроту", указанное явление направлено на причинение вреда одному видовому объекту - конституционному строю национального государства. Действующее российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лишь за насильственное изменение конституционного строя в формах насильственного захвата власти (ст. 278 УК РФ) и вооруженного мятежа (ст. 279 УК РФ), а также подстрекательство к ним. Эта группа политических преступлений еще в начале XX в. была названа П.П. Пусторослевым "бунтовщическими" или "бунтовскими" <1>. Такой подход был обусловлен еще и тем, что всякие восстания против властей в уголовном законодательстве Российской империи именовались общепринятым термином "бунт" <2>.

--------------------------------

<1> Пусторослев П.П. Государственные преступления относительно Государственной Думы // Вестник права. 1906. N 2. С. 75 - 116.

<2> Демидов Ю. Гражданские беспорядки: современность и история вопроса // Российская юстиция. 1994. N 12. С. 41 - 42.

 

Криминологические исследования захвата власти связаны с именем Ч. Ломброзо, который рассматривал бунты как противоправное средство изменения существующего строя <3>, в некоторых случаях добавляя к ним цареубийство <4>.

--------------------------------

<3> Ломброзо Ч., Ляски Р. Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке (предисл. проф. И.А. Исаева). СПб., 2003. С. 70; Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2004. С. 6 - 7, 206 - 207.

<4> Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Анархисты. Политическая преступность. М.; СПб., 2003. С. 311.

 

Отечественные криминологи, исследующие противоправные средства захвата власти, обобщили дореволюционные работы по данной проблеме и предложили собственное определение рассматриваемому явлению "бунтовская преступность" <5>, несколько модернизировав терминологию предшественников под нужды современной российской политической криминологии.

--------------------------------

<5> Российская политическая криминология: Словарь / Под общ. ред. П.А. Кабанова. Нижнекамск, 2003. С. 18; Силаева Н.А. Бунтовская преступность в отечественной политической криминологии: понятие и сущность // Следователь. 2004. N 4. С. 42 - 45.

 

Как показывает современная действительность, одним из самых распространенных в мире видов политической преступности, направленной против органов государственной власти, являются насильственные захваты власти, вооруженные мятежи (революции), порождающие кровопролитные гражданские войны. Бунтовская преступность отличается наибольшей общественной опасностью, большими человеческими и материальными потерями для общества. Это обусловлено тем, что в эти преступления вовлекается большое количество участников с обеих сторон, то есть как со стороны защитников существующего режима, так и со стороны его противников. Примерами подобного рода богата и новейшая российская история. По мнению В.В. Лунеева, противоправным актом насильственного захвата власти на небольшой срок служит августовский путч 1991 г., совершенный в Советском Союзе членами ГКЧП во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым, премьер-министром СССР В. Павловым, председателем КГБ СССР В. Крючковым. Таким же деянием являлось и противостояние Президента РФ и Верховного Совета РФ осенью 1993 г. <6>.

--------------------------------

<6> Лунеев В.В. Политическая преступность // Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 331 - 332.

 

О распространенности бунтовской преступности свидетельствуют факты довольно частых насильственных вооруженных захватов власти или неудачных попыток их свершения в различных регионах мира, в том числе и на постсоветском пространстве.

Так, по данным В. Березовского, в период с 1996 г. по 1998 г. в Таджикистане только со стороны бригадного командира вооруженных сил республики полковника Махмуда Худайбердыева и его сторонников было совершено три безуспешных вооруженных мятежа в отношении действующих органов государственной власти. Эти политические преступления совершались с целью насильственного захвата власти если не во всем государстве, то хотя бы на определенной его части <7>. По данным этого же журналиста, в августе 1999 и 2000 гг. боевики исламского движения во главе с Тахиром Юлдашевым и Джумой Намангани дважды пытались вооруженным путем захватить власть в государствах Средней Азии с целью создания единого исламского государства, но в обоих случаях потерпели неудачу <8>.

--------------------------------

<7> Березовский В. Полковник вышел из боя 5 ноября // Российская газета. 1998. 12 нояб.

<8> Березовский В. Старые цели "новых басмачей" // Российская газета. 1999. 25 сент.; Его же. Исламисты к Ташкенту не прошли // Российская газета. 2000. 30 авг.

 

Вот еще один пример. В октябре 1998 г. в Грузии заместитель командира бригады Вооруженных сил этого государства полковник Акакий Элиава и его соратники с применением бронетехники захватили второй по величине город в республике - Кутаиси. Однако в последующем, не получив поддержки своих противоправных действий со стороны грузинского населения, отступили. В результате чего очаг вооруженного мятежа в этой республике был ликвидирован <9>.

--------------------------------

<9> Кочетков А. Мятеж угас, угли раскола тлеют // Российская газета. 1998. 21 окт.

 

Однако особое внимание к проблеме насильственного захвата власти на постсоветском пространстве было привлечено после неконституционной смены политических режимов в начале XXI в. в Грузии ("революция роз"), Украине ("оранжевая революция"), насильственного отстранения от власти Президента Киргизии А.А. Акаева, вооруженного мятежа в городе Андижан (Узбекистан) <10>. Как отмечают специалисты, указанные "революции", как и вооруженный мятеж 12 - 14 мая 2005 г. в Андижане, были заранее подготовленными против органов власти этих государств извне <11>. По данным председателя КГБ Республики Беларусь С. Сухоренко, весной 2006 г. группой оппозиционеров и зарубежных представителей готовился противоправный захват власти в этом государстве <12>.

--------------------------------

<10> Выжутович В. "Бархат" совместного производства // Российская газета. 2005. 7 июля.

<11> Третьяков В. Вступая в 2050-й // Политический класс. 2005. N 6. С. 2 - 3; Его же. От Буденновска к Андижану // Российская газета. 2005. 16 июня.

<12> Ефанов В. Белорусский КГБ нашел грузинский след // Российская газета. 2006. 17 марта.

 

Как видно из приведенных примеров, бунтовские преступления совершаются довольно часто в основном на постсоветском пространстве, находившемся на протяжении последних пятнадцати лет в затяжном политическом и экономическом кризисе. Однако подобные политические преступления совершались и совершаются и за пределами территории бывшего СССР.

Подтверждением тому служит тот факт, что в сентябре 1998 г. была предпринята неудачная попытка вооруженного захвата власти в Албании 300 вооруженными сторонниками лидера Демократической партии Албании - Сали Бериша. По данному факту правоохранительными органами было проведено предварительное расследование, в результате которого ему было предъявлено обвинение в попытке вооруженного захвата власти <13>. В начале февраля 2004 г. произошел вооруженный мятеж в Гаити под руководством Луи-Жодель Шамблана с целью свержения президента этого государства Жана-Бертрана Аристида <14>.

--------------------------------

<13> Лукьянов Ф. Тирана: попытка переворота сорвана // Российская газета. 1998. 19 сент.

<14> Макарычев М. Бандиты в роли мятежников // Российская газета. 2004. 18 февр.; Его же. Все на баррикады // Российская газета. 2004. 25 февр.

 

Вместе с тем в современном мире политические преступления против конституционного строя довольно часто совершаются руководителями вооруженных сил государства. Подтверждением тому служит военный переворот, совершенный в октябре 1999 г. в Пакистане высшими военными чиновниками во главе с начальником Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил, генералом Первезом Мушаррафом <15>. В этом государстве руководители Вооруженных сил только в течение второй половины XX в. четырежды захватывали власть в стране в свои руки: в 1958, 1969, 1977 гг. и в октябре 1999 г. <16>. По некоторым данным, всего же в течение XX в. только попытки военного переворота проводились 81 раз, а в некоторых странах - неоднократно <17>.

--------------------------------

<15> Скосырев В. Переворот прошел без кровопролития // Известия. 1999. 15 октяб.; Шаповалов А. Премьер в тюрьме. Генералы у власти... // Российская газета. 2000. 8 апр.

<16> Скосырев В. Вооружен и непредсказуем // Известия. 1999. 14 октяб.

<17> Сморгулов Л.В., Семенов В.А. Политология: Учебное пособие. СПб., 1996. С. 109.

 

Как мы уже отмечали, бунтовская преступность не обошла стороной и современную Россию. Подтверждением тому служит попытка насильственного захвата власти вооруженным путем незаконными вооруженными формированиями в августе - сентябре 1999 г. в Республике Дагестан. По данному факту прокуратурой этой республики было возбуждено уголовное дело по ряду статей действующего Уголовного кодекса РФ, в том числе по ст. 279 - вооруженный мятеж <18>, а федеральное правительство начало проведение крупномасштабной антитеррористической операции.

--------------------------------

<18> О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию Республики Дагестан незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 августа 1999 г. N 4277-II ГД // Собрание законодательства РФ. 1999. N 34. Ст. 4220.

 

В результате проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе только в период с 1999 по 2006 г. было установлено 18 фактов попыток насильственного захвата власти и 13 фактов вооруженного мятежа, а также 67 случаев публичных призывов к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации или иной экстремистской деятельности <19>.

--------------------------------

<19> Преступность, криминология, криминологическая защита / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2007. С. 355.

 

Приведенные нами сведения о состоянии бунтовской преступности в современном мире свидетельствуют о том, что, как правило, различные формы ее проявления влекут значительные человеческие жертвы как среди лиц, пытающихся захватить или удержать власть, так и со стороны лиц, не принимающих участия в дележе власти. Это обстоятельство и заставляет нас рассматривать бунтовскую преступность как самостоятельное единое целое явление, отличающееся своей повышенной общественной опасностью. Однако для полноты исследования явления необходимо выработать его определение, базирующееся на группе специфичных признаков.

На наш взгляд, одним из обязательных признаков бунтовской преступности является организованность преступной деятельности по насильственному захвату государственной власти. Действительно, невозможно найти в истории случаи насильственного захвата государственной власти одним человеком без посторонней помощи или поддержки. Следовательно, можно говорить и о таком обязательном криминологическом признаке бунтовской преступности, как наличие большого количества участников. Это положение не исключает случаев индивидуального подстрекательства к совершению указанных действий, которое также возможно, но встречается крайне редко.

Date: 2015-09-17; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию