Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 14 page





В период перехода к рыночной экономике руководству КНР удалось сдержать инфляцию, несмотря на быстрый рост доли денежной массы в обращении (М2) по отношению к ВВП. Как показывают данные таблицы 1, была обеспечена стабильность многих других экономических показателей, благодаря которым в стране сохранялись низкие темпы инфляции, переходящие порой даже в дефляцию (например, в 1998 - 2002 гг.). За годы реформ удалось обеспечить три важных показателя, сдерживающих рост инфляции в стране: долю наличной денежной массы в обращении (М0) к ВВП на уровне 13 - 15% (в дальнейшем - до 11 - 12%), долю расходов госбюджета к ВВП на уровне 17 - 19% (при вынужденном антикризисном росте доли государственных расходов в 2008 - 2009 гг.) и увеличение доли инвестиций в основные производственные фонды с 24,2% ВВП в 1990 г. до 57,3% в 2008 г. и почти до 70% объема ВВП в 2009 - 2010 гг. Кроме того, в Китае сохраняется нормальное соотношение между процентами на депозит и банковским процентом за кредит. В 1998 г. по текущим депозитам процент составлял 1,71% в год, на пять лет - 6,66%, банковский процент по краткосрочному кредиту составлял 7 - 8%, а по долгосрочному - 9 - 10,5%. В конце 2008 г. как проценты на депозит, так и банковский процент по кредиту заметно снизились, и по текущим депозитам процент составлял всего 0,36% в год, на пять лет - 3,60% в год, в то время как банковский процент по краткосрочному кредиту - 4,86 - 5,31%, а по долгосрочному - 5,40 - 5,94%. В этих условиях избыточная денежная масса была направлена не на потребительский рынок, а на банковские депозиты или рынок инвестиционных товаров, что позволило снизить банковскую учетную ставку в среднем до 6% годовых, сдержать инфляцию и обеспечить дополнительный прирост производственных мощностей. Все эти меры в конечном счете способствовали быстрым темпам роста производства и увеличению экспортного потенциала страны.

Как показывают статистические данные по доходам и расходам финансовых учреждений за 2009 г., определяющим фактором, способным обеспечить стабильность финансовой системы КНР, является огромное количество вкладов населения и предприятий, хранящихся на банковских депозитах, - свыше 75% всех кассовых доходов финансовых организаций и учреждений. В то же время, как показано в таблицах 3 и 4, значительную часть кассовых расходов составляют платежи другим финансовым организациям и учреждениям денежных сумм, имеющихся на банковских депозитах, - 76,7%.


 

Таблица 3

 

Кассовые доходы финансовых организаций в КНР

в 2008, 2009 гг. <3>

 

--------------------------------

<3> См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2010. С. 342, 734.

 

┌───────────────────────────────────────┬───────────────┬────────────────┐

│ Статьи доходов │ 2008 │ 2009 │

│ ├────────┬──────┼─────────┬──────┤

│ │ трлн. │ % │ трлн. │ % │

│ │ юаней │ │ юаней │ │

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤

│Итоговые доходы │ 80,8 │100 │ 86,6 │100 │

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤


│Доходы с продаж товаров │ 6,8 │ 8,4 │ 6,9 │ 8,0 │

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤

│Доходы с продаж услуг │ 2,8 │ 3,5 │ 2,8 │ 3,2 │

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤

│Доходы с налогов │ 0,52 │ 0,6 │ 0,53 │ 0,6 │

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤

│Доходы от частного бизнеса в городе │ 2,2 │ 2,7 │ 2,2 │ 2,5 │

│и деревне │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤

│Доходы с банковских депозитов │ 60,2 │ 74,5 │ 65,1 │ 75,2 │

│ ├────────┼──────┼─────────┼──────┤

│в том числе депозиты населения │ 21,8 │ 27,0 │ 26,1 │ 30,1 │


├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤

│Доходы от других финансовых организаций│ 0,18 │ 0,22│ 0,17 │ 0,2 │

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤

│Доходы от возврата кредитов населением │ 1,34 │ 1,7 │ 1,45 │ 1,7 │

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤

│Доходы с валютных переводов │ 0,47 │ 0,58│ 0,46 │ 0,53│

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤

│Доходы от ценных бумаг │ 0,07 │ 0,09│ 0,07 │ 0,08│

├───────────────────────────────────────┼────────┼──────┼─────────┼──────┤


│Прочие доходы │ 6,2 │ 7,7 │ 6,9 │ 8,0 │

│ ├────────┼──────┼─────────┼──────┤

│в том числе от обмена валюты │ 0,77 │ 0,95│ 0,8 │ 0,92│

└───────────────────────────────────────┴────────┴──────┴─────────┴──────┘

 

Таблица 4

 

Кассовые расходы финансовых организаций в КНР

в 2008, 2009 гг. <4>

 

--------------------------------

<4> Там же.

 

Статьи доходов    
трлн. юаней % трлн. юаней %
Итоговые расходы 81,1   87,0  
На заработную плату 4,2 5,2 4,2 4,8
Закупка сельскохозяйственной продукции и подсобных промыслов 1,6 2,0 1,5 1,7
Административно-управленческие расходы правительственных органов 1,3 1,6 1,1 1,3
Расходы на частный бизнес в городе и деревне 3,3 4,1 3,2 3,7
Платежи другим финансовым организациям 60,7 74,8 66,7 76,7
Расходы по депозитам 2,8 3,5 2,7 3,1
Расходы на кредиты населению 1,9 2,3 1,6 1,8
Расходы по валютным переводам 0,9 1,1 1,0 1,1
Расходы на закупки промышленной продукции и сырья 0,27 0,33 0,25 0,29
Расходы по ценным бумагам 0,08 0,1 0,07 0,08
Прочие расходы 5,7 7,0 6,1 7,0

 

Главной целью проведения китайской экономической реформы была отнюдь не либерализация экономики, а повышение жизненного уровня населения страны на базе всестороннего развития производства. Действительно, в этом случае государство освобождало себя от постоянного контроля за деятельностью экономических агентов, но осуществляло это постепенно, в течение многих лет, и при этом по-прежнему контролировало топливно-энергетические отрасли, транспорт, банковское дело с помощью различных экономических рычагов, обеспечивая таким образом на первых этапах реформы за счет фиксированных цен на продукцию этих отраслей возможности для создания предприятий различных форм собственности и рыночной конкуренции между ними. Лишь после того, как была сформирована конкурентная среда, государство стало "освобождать" цены на основные средства производства.

В теории системы распределительных отношений разработано четыре основных тезиса: 1) о возможности значительного повышения доходов для отдельных категорий населения; 2) о проведении политики оптимальной эффективности с учетом принципа социальной справедливости; 3) о распределении доходов в зависимости от участия факторов производства при сохранении принципа распределения по труду в качестве основного; 4) о создании многообразной системы социального обеспечения для трудящихся.

В настоящее время выдвинутый руководством КНР курс на всемерное расширение внутреннего спроса в значительной степени связан с возможностями реализации четырех вышеупомянутых тезисов. Относительно низкий уровень доходов населения Китая и недостаточно развитая система социального обеспечения, особенно в сельской местности, приводят к тому, что население привыкло ограничивать свои расходы: доля сбережений граждан в объеме ВВП в настоящее время крайне высока - около 78%.

Использование "двухколейной" системы цен в процессе перехода от плановой к рыночной экономике при сохранении относительно высокой доли расходной части государственного бюджета в ВВП также во многом способствовало сдерживанию инфляционных процессов в Китае. Лишь в отдельные годы показатели потребительских, товарных и оптовых цен были выше прироста заработной платы и доходов населения (табл. 2).

Однако при этом по всей стране доля рыночных цен постоянно увеличивалась, а доля устанавливаемых и регулируемых государством цен сокращалась. В начале XXI в. государство продолжало устанавливать и регулировать цены на электроэнергию, местную телефонную связь и оптово-волоконную сеть, почтово-телеграфную сеть, систему навигационного слежения и контроля в гражданской авиации, железнодорожную информационную сеть и сеть монорельсовых дорог, сеть водоснабжения и систему газопроводов.

В результате принятых мер по развитию рыночной инфраструктуры в экономике произошли успешные изменения, в частности в системе ценообразования и инвестиционной политике. Несмотря на рост инвестиций в основные производственные фонды, КНР удалось сохранить низкий рост цен и повысить доходы населения. Таких результатов добились благодаря созданию рыночной инфраструктуры в экономике страны. Стали более полно проявляться действия рыночного механизма, формирующего основные приоритеты развития и интересы государства, предприятия и отдельной личности. Как видно из таблицы 5, за 20 лет жизненный уровень сельского и городского населения значительно вырос. Тем не менее согласно разработанному в конце 80-х гг. XX в. показателю ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала), определяющему уровень развития страны по трем компонентам - средняя ожидаемая продолжительность жизни, средняя и ожидаемая продолжительность обучения и ВВП на душу населения, Китай в 2010 г. находился на 93-м месте с показателем 0,663, отставая от Туркменистана и Доминиканской Республики и опережая Шри-Ланку и Таиланд. Это объясняется в первую очередь численностью населения - примерно 1,340 млрд. человек.

Средняя заработная плата рабочих и служащих в 2009 г. составила 32 736 юаней на одного человека в год. Средний годовой доход на жителей городов и поселков равен 21 033 юаней на душу населения (2010 г.). Среднедушевой чистый доход сельских жителей - 5919 юаней в год. Коэффициент Энгеля для городского и сельского населения составляет соответственно 35,8 и 43,0%. В последние годы заметно выросли затраты семей на покупку предметов длительного пользования (компьютеры, легковые машины), получение образования, приобретение жилья и на медицинское обслуживание. Постоянно увеличивается разрыв в доходах между богатыми и бедными. Если коэффициент Джини (соотношение доходов между 10% населения с наименьшими доходами и 10% с наивысшими) в 1980 г. составлял 0,33, то в 2000 г. - 0,45, а в 2010 г. - 0,415. Для сдерживания дифференциации доходов в 2006 г. был повышен не облагаемый подоходным налогом минимальный доход с 800 до 1600 юаней в месяц на человека (со 100 до 200 долл.). Общий объем денежных сбережений у населения Китая составил 26,1 трлн. юаней, или 19 537 юаней (примерно 2916 долл.) на одного человека.

На наш взгляд, важным индикатором является доля расходов в государственном бюджете на образование и здравоохранение. Если взять за основу этот показатель, то мы увидим, что доля расходов на образование и здравоохранение в КНР неуклонно растет. Так, в 1980 г. она составила 12,9% всех расходов госбюджета, в 1996 г. - 21,5%, а в 2009 г. - 23,1%, что превышает показатели Тайваня в 1994 г. - 15,5% <5>. К этому следует добавить введение обязательного девятилетнего школьного образования, хотя выборочные социологические опросы показывают, что среди детей в возрасте старше 15 лет наблюдается небольшой процент неграмотных: 6,72% в 2000 г. и 7,1% в 2009 г. <6>. Однако, как показывают данные таблицы 5, большинство детей продолжают образование.

--------------------------------

<5> См.: Островский А.В. Тайвань накануне XXI века. М., 1996; Чжунго тунцзи няньцзянь. 1981. С. 397; Чжунго тунцзи няньцзянь. 1996. С. 234; Чжунго тунцзи няньцзянь. 2009. С. 294 - 295.

<6> См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2010. С. 98, 110.

 

Таблица 5

 

Основные показатели роста жизненного уровня населения Китая

(период с 1990 по 2009 г.) <7>

 

--------------------------------

<7> См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2010. С. 340, 341.

 

Основные показатели        
Доходы на душу населения в городе (юани)        
Доходы на душу населения в деревне (юани)        
Вклады на душу населения в банках (юани)        
Коэффициент Энгеля в городе 54,2 39,4 37,9 36,5
Коэффициент Энгеля в деревне 58,8 49,1 43,7 41,0
Количество автомобилей на 100 человек в городе - 0,5 8,83 10,89
Количество мотоциклов на 100 человек в деревне 0,89 21,94 52,45 56,64
Количество мобильных телефонов на 100 человек 0,002 6,77 48,53 56,27
Охват населения системой газоснабжения 19,1 45,4 89,6 91,4
Охват населения водопроводной системой 48,0 63,9 94,7 96,1
Количество цветных телевизоров на 100 семей в городе 59,0 116,6 132,9 135,7
Количество цветных телевизоров на 100 семей в деревне 4,7 48,7 99,2 108,9
Количество компьютеров на 100 семей в городе - 9,7 59,3 65,7
Количество компьютеров на 100 семей в деревне - 0,5 5,4 7,5
Поступающие в вузы из полной средней школы (%) 27,3 73,2 72,7 77,6
Поступающие в полную среднюю школу из начальной средней школы (%) 40,6 51,2 83,4 85,6
Поступающие из начальной в неполную среднюю школу (%) 74,6 94,9 99,7 99,1

 

До конца XX в. сохранялся сравнительно низкий удельный вес расходов по фонду социального страхования и пенсионному фонду в КНР. Как показывают статистические данные, расходы на социальные нужды в ВВП Китая были невелики как до реформы (1970 г. - 0,3%, в 1978 г. - 0,5%), так и во время ее проведения (1980 - 1990-х гг. - 0,2 - 0,3%) ВВП. Дело в том, что в отличие от граждан СССР лишь незначительная часть китайского населения пользовалась различными льготами по социальному страхованию, предоставляемыми непосредственно из госбюджета. В частности, бесплатное медицинское обслуживание получали только занятые в государственном секторе кадровые работники, представители науки, образования, здравоохранения и культуры. Рабочие и служащие, не имевшие высшего и среднего специального образования, пользовались услугами по социальному страхованию (пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, материальная помощь) только за счет средств предприятия. То же самое касается китайского крестьянства, на которое распространяется "система пяти обеспечений" за счет местных средств. Расходы по фонду социального страхования, предусмотренные государственным бюджетом, включают, как и раньше, пенсии для инвалидов и членов семей, потерявших кормильца; пенсии для ветеранов труда; общие расходы (медицинское обслуживание, оплата бюллетеней и отпусков для служащих государственного сектора) и расходы по фонду для пострадавших от стихийных бедствий и др.

В XXI в. расходы государственного бюджета на цели социального страхования заметно увеличились. В частности, в 2009 г. они составили 785,1 млрд. юаней, включая страхование для безработных (или 10,0% расходов консолидированного государственного бюджета КНР). На образование из государственного бюджета было затрачено 987 млрд. юаней (16,7%), а на здравоохранение - 393 млрд. юаней (6,4%). Таким образом, общая доля расходов на социальную сферу (без учета расходов на науку, культуру, спорт и средства массовой информации, а также на охрану окружающей среды) составила примерно треть всех расходов государственного бюджета КНР <8>. В результате в 2009 г. системой городского пенсионного обеспечения пользовалось 235,5 млн. человек, системой страхования по безработице - 127,2 млн., системой медицинского страхования в городах - 164 млн., системой страхования от несчастных случаев на производстве - 149,0 млн. и системой страхования при родах - 108,8 млн. человек <9>. Безусловно, одной из основных проблем Китая является распространение системы социального страхования в сельской местности: судя по всему, данная проблема будет решена по мере роста урбанизации. На наш взгляд, уровень охвата системой социального страхования пока еще не очень высок по причине огромной численности населения страны, но уровень социального страхования в городе значительно выше, чем был до начала реформы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в Китае действительно реализуется модель развития "социализма с китайской спецификой", которая коренным образом отличается от социалистической системы СССР и стран Восточной Европы. Однако, как показывают результаты проводимых в Китае многочисленных социологических исследований, с 1990-х гг. по мере развития рыночных отношений имело место усиление социальной дифференциации. С одной стороны, произошел абсолютный рост доходов в городе (405 юаней - в 1978 г. и 21 033 юаня - в 2010 г.) и в деревне (138 юаней - в 1978 г. и 5919 юаней - в 2010 г.). С другой стороны, постоянно увеличивался разрыв доходов бедных и богатых. Тем не менее, несмотря на усиливающуюся социальную дифференциацию в китайском обществе, в целом жизненный уровень населения вырос, о чем свидетельствуют улучшения жилищных условий граждан - примерно 27 кв. м на человека. Рост жизненного уровня населения Китая в городе и деревне возможен не только посредством повышения номинальных доходов людей, но и за счет низких темпов инфляции - 3 - 4% годовых.

--------------------------------

<8> См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2010. С. 294 - 295.

<9> Там же. С. 910.

 

Библиографический список

 

Островский А.В. Тайвань накануне XXI века. М., 1996.

Чжунго тунцзи няньцзянь. 1981, 1996, 2009, 2010.

Чжунго тунцзи чжайяо. 2008.

 

 

 

 

Название документа

Статья: О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве

(Коршунова Т.Ю.)

("Трудовое право", 2006, N 11)

Дата

12.10.2006

Информация о публикации

"Трудовое право", 2006, N 11

Примечание к документу

 

Текст документа

 

О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

 

Т.Ю. КОРШУНОВА

 

Т.Ю. Коршунова, канд. юрид. наук.

 

Представители работников

 

Статья 29 ТК РФ определяет, каким органам предоставляется право быть представителями работников в социальном партнерстве. Это прежде всего профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, а также иные представители, избираемые работниками. При этом вопрос о том, какой именно представитель будет участвовать в социальном партнерстве от имени работников, зависит от желания работников, представительности профессионального союза и уровня системы социального партнерства.

Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (ст. 11). Иными словами, для того чтобы осуществлять право на представительство и защиту интересов работников в коллективных трудовых отношениях, профессиональные союзы должны быть наделены соответствующими правами законодателем (на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях) или работниками (на уровне организации).

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" устанавливает следующую иерархию профсоюзных органов:

- общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

- общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Федерации;







Date: 2015-09-17; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию