Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 13 page





Нам представляется, что одним из обязательных признаков бунтовской преступности является наличие значительного количества сторонников существующего политического режима.

Не менее значимым является такой обязательный признак бунтовской преступности, как вооруженность преступников-исполнителей. Поскольку в любом государстве имеются правоохранительные органы, в задачи которых входит вооруженная охрана органов государственной власти и их должностных лиц, поэтому противостоять им без современного оружия невозможно.

На наш взгляд, обязательным криминологически значимым показателем бунтовской преступности выступает такое ее свойство, как наличие тяжких или особо тяжких последствий, к числу которых следует отнести большое количество жертв преступной деятельности и, в большинстве случаев, их анонимность. Большое количество жертв, как правило, приходится на вооруженные восстания в отношении органов власти, сопровождающиеся гражданской войной, в результате которой происходит вовлечение в противостояние большого количества населения, в том числе и детей. Так, по данным экспертов ООН, только за последние десять лет XX в. в вооруженные конфликты было вовлечено около 300 тысяч детей против их воли. Кроме того, более 2 млн. детей погибло, 6 млн. получили ранения, более 10 млн. нуждаются в психологической реабилитации. Из 47 млн. беженцев и перемещенных лиц дети составляют не менее половины <20>. И в наступившем веке положение не меняется к лучшему. Подтверждением тому служит противостояние между оппозицией и Вооруженными силами Судана, в результате которого около миллиона жителей Западного Дарфура покинули свои дома <21>.

--------------------------------

<20> Кладченко Л. Все круги ада // Российская газета. 1998. 1 сент.

<21> Ролан Урген-Бенджамин. Тяжелые времена в Дарфуре // Красный Крест, Красный Полумесяц. 2004. Вып. 3. С. 5 - 8.

 

По мнению специалистов, обязательным признаком бунтовской преступности является ее направленность на достижение политических целей <22>, то есть на захват власти в государстве или его отдельной части, либо на прекращение или изменение деятельности всех или одного из высших органов власти (законодательного, исполнительного или судебного) <23>.

--------------------------------

<22> Полторак А.И., Савильский Л.И. Вооруженный конфликт и международное право. М., 1976. С. 189; Альберто Гваделупе Фернандеш де Кастро. Международно-правовая регламентация внутренних вооруженных конфликтов // Московский журнал международного права. 2000. N 1. С. 95.

<23> Уголовное право. Особенная часть: Учебник. В 2 ч. Часть 1 / Под ред. Н.А. Беляева и др. СПб., 1995. С. 70.

 

При подготовке вооруженного мятежа или насильственного захвата власти преступникам необходимо подбирать "квалифицированные" кадры и обучать их, что при эффективно действующей политической полиции и других правоохранительных органов в свободном от экономических и политических конфликтов и кризисов государстве невозможно. Подтверждением тому служит проведенная правоохранительными органами Австрии крупномасштабная операция в ноябре 1999 г., в результате которой было привлечено к уголовной ответственности 62 члена неофашистской организации "Верная народу внепарламентская оппозиция", целью деятельности которой было совершение вооруженного государственного переворота. Для достижения этой цели у них уже были приобретены оружие и боеприпасы <24>. В связи с этим можно констатировать, что бунтовская преступность - это не только социально-политическое явление, происходящее в странах с экономическими и политическими кризисами, но и явление, присущее при определенных условиях странам, относительно экономически и политически благополучным.

--------------------------------

<24> Гришин Е. Неонацисты за решеткой // Российская газета. 1999. 4 нояб.

 

Выделенные нами ранее признаки бунтовской преступности позволяют сформировать ее следующее политико-криминологическое определение. Бунтовская преступность - это совокупность организованных, вооруженных, уголовно наказуемых деяний, совершенных на территории определенного государства или группы государств в целях насильственного прекращения деятельности легитимных органов государственной власти либо насильственного захвата власти, сопряженных с большим количеством жертв, значительным материальным и моральным вредом для общества, государства и его граждан.

Предложенное в настоящей работе понятие бунтовской преступности во многом носит дискуссионный характер. Вместе с тем оно позволяет определить ее место в системе отечественной политической криминологии. Возможно, при наличии повышенного интереса к криминологическим исследованиям бунтовской преступности в отдаленной перспективе уместно будет ставить вопрос о формировании частной политико-криминологической теории, ее изучающей. На наш взгляд, наиболее предпочтительным наименованием этого научного направления может стать "криминальная конспирология".

 

 

 

 

Название документа

Статья: Решение социальных проблем в Китае в условиях перехода к рыночной экономике

(Островский А.В.)

("Журнал российского права", 2011, N 5)

Дата

26.04.2011

Информация о публикации

Островский А.В. Решение социальных проблем в Китае в условиях перехода к рыночной экономике // Журнал российского права. 2011. N 5. С. 72 - 80.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В КИТАЕ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

А.В. ОСТРОВСКИЙ

 

Островский Андрей Владимирович, главный научный сотрудник отдела восточноазиатских правовых исследований ИЗиСП, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук, профессор.

 

Исследуется опыт Китая по решению социальных проблем в условиях перехода от плановой к рыночной экономике, делается вывод о том, что главной целью китайской экономической реформы была не либерализация экономики как самоцель, а повышение жизненного уровня постоянно растущего населения страны на базе всестороннего развития производства.

 

Ключевые слова: экономическая реформа, рыночная экономика, социальные проблемы, опыт Китая, доходы населения, инфляция.

 

Solution of social problems in China in conditions of transition to market economy

A.V. Ostrovsky

 

Article devoted to the analysis of the Chinese experience in decision of social problems in the course of economic reform. The author considers that the main task of the economic reform in China was not liberalization of the economy, but the increase of living standard for growing population on the basis of industrial and agricultural development.

 

Key words: economic reform, market economy, social problems, Chinese experience, population income, inflation.

 

Одной из основных задач экономической реформы в Китае стало формирование рыночной инфраструктуры. Руководство КНР обратило особое внимание на три составляющие рыночной инфраструктуры: инвестиционный спрос, внутренний рынок и система ценообразования. В ходе проведения реформы было признано, что товаром являются не только средства производства, но и факторы производства. Реформа системы ценообразования - это главное условие для формирования рыночного механизма, в котором существуют рынок капитала, рынок информации и рынок рабочей силы.

Вместе с тем для развития всех видов рынка - средств производства, предметов потребления и факторов производства - в КНР основным инструментом был избран контроль над ценообразованием. В период первого этапа реформы в 1980 - 1990-х гг. был взят курс на государственный контроль над ценами и сохранение директивных цен на основные сырье и материалы при установлении так называемой двухколейной системы цен. В результате ее использования китайскому руководству удалось снизить инфляцию и не допустить выхода ее из-под контроля. Опыт Китая в сфере перехода к рынку и либерализации цен показывает, что главным является формирование механизма ценообразования в условиях рынка, а также государственный контроль над ценами в условиях монополии покупателя (государственные закупки сельскохозяйственной продукции, торговля факторами производства) и необходимость сохранения в течение довольно длительного периода "двухколейной" системы цен на средства производства, а по мере формирования институциональных основ функционирования рыночного механизма ценообразования - ее устранение.

Комплекс мер по контролю за формированием рыночной экономики за годы реформ привел к конкретным результатам, выраженным в снижении доли расходов госбюджета в объеме ВВП, значительном увеличении инвестиций в основные производственные фонды и постоянном росте их доли в объеме ВВП, росте потребительских доходов населения при сохранении низкой инфляции. Однако эти процессы в экономике КНР одновременно сопровождались ростом денежной массы (М2) в обращении, куда включаются не только сумма наличной денежной массы в обращении (М0) плюс сумма текущих счетов на балансе (М1), но и срочные вклады, вклады в сберегательных кассах и прочие депозиты. В результате государственного контроля за денежным обращением и процессами ценообразования темпы инфляции в Китае существенно снизились по сравнению со странами с переходной рыночной экономикой в Восточной Европе и особенно с Россией. В КНР заметно увеличился объем денежной массы в обращении, в частности в 1994 г. доля денежной массы (М2) в ВВП составляла 97,3% при индексе потребительских цен 124,1, в то время как в 2008 г. доля денежной массы в обращении (М2) увеличилась до 157,8% при индексе потребительских цен 105,9, а в 2010 г. - 183,0% при индексе потребительских цен 103,3 (см. табл. 1, 2).


 

Таблица 1

 

Динамика ВВП, прироста денежной массы

и объема инвестиций в КНР <1>

 

--------------------------------

<1> Составлено по: Чжунго тунцзи няньцзянь (Китайский статистический ежегодник). 2006. С. 57, 188, 281, 772; Чжунго тунцзи чжайяо (Китайский статистический справочник). 2008. С. 10, 53, 68, 80; 2010-нянь гоминь цзинцзи юньсин тайши цзунти лянхао (Общие показатели изменения ситуации в национальной экономике в 2010 году), ГСУ КНР, 20 января 2010 г.

 

┌────────────────┬─────┬─────┬──────┬──────┬──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┐

│ * Год │ 1978│ 1985│ 1990 │ 1994 │ 1997 │ 2000 │ 2002 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │

│ * │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ * │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│Основные * │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│показатели * │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ВВП (млрд. │346,5│901,6│1866,8│4819,8│7897,3│ 9921,5│12033,3│ 3067,0│33535,3│39798,3│

│юаней) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Денежная │ - │ - │1529,3│4692,4│9099,5│13461,0│18500,7│47516,6│60600,0│72600,0│

│масса (М2) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│(млрд. юаней) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Доля М2 в │ - │ - │ 81,9│ 97,3│ 115,2│ 135,7│ 153,7│ 157,8│ 180,7│ 183,0│

│ВВП (%) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Денежная │ - │ - │ 695,0│2054,1│3482,6│ 7088,2│ 7088,2│16621,7│22000,0│26700,0│

│масса (М1) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│(млрд. юаней) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────│

│Доля М1 в │ - │ - │ 37,2│ 42,6│ 44,1│ 58,9│ 58,9│ 55,3│ 65,6│ 67,0│

│ВВП (%) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Наличная │ - │ - │ 264,4│ 728,9│1017,8│ 1727,8│ 1727,8│ 3421,9│ 3824,6│ 4500,0│

│денежная масса │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│в обращении │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│и (М0) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│(млрд. юаней) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Доля М0 в │ - │ - │ 14,2│ 15,1│ 12,9│ 14,4│ 14,4│ 11,3│ 11,4│ 11,3│

│ВВП (%) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Расходы │112,2│200,4│ 308,4│ 579,2│ 923,4│ 1588,6│ 2205,3│ 6242,7│ 7587,4│ - │

│госбюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│(млрд. юаней) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Доля расходов │ 32,4│ 22,2│ 16,5│ 12,0│ 11,7│ 16,0│ 18,3│ 28,0│ 22,6│ - │

│госбюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│в ВВП (%) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Объем инвестиций│ - │254,3│ 451,7│1704,2│2494,1│ 3291,8│ 4350,0│17229,0│22485,0│27814,0│

│в основные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│производственные│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│фонды (млрд. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│юаней) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Доля инвестиций │ - │ 28,2│ 24,2│ 35,4│ 31,6│ 33,2│ 36,2│ 57,3│ 67,0│ 69,9│

│в ВВП (%) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

└────────────────┴─────┴─────┴──────┴──────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

 

Таблица 2

 

Динамика изменений роста цен и уровня жизни населения в КНР

(в % к предыдущему году) <2>

 

--------------------------------

<2> Составлено по: Чжунго тунцзи чжайяо (Китайский статистический ежегодник). 2008. С. 22, 47, 48, 92, 109; Чжунго тунцзи няньцзянь (Китайский статистический справочник). 2010; 2010-нянь гоминь цзинцзи юньсин тайши цзунти лянхао (Общие показатели - изменения ситуации в национальной экономике в 2010 году), ГСУ КНР, 20 января 2010 г.

 

Год Прирост ВВП Прирост номинальной заработной платы Прирост реальной заработной платы Прирост доходов сельского населения Индекс потребительских цен Индекс товарных розничных цен Индекс оптовых цен на промышленные товары
  11,7 6,8 6,0 - 100,7 100,7 100,1
  7,6 8,6 6,6 19,2 101,9 102,4 101,5
  7,8 14,1 6,1 16,6 107,5 106,0 100,5
  5,2 1,3 -1,2 15,4 102,5 102,4 100,2
  9,1 3,4 1,3 19,9 102,0 101,9 99,8
  10,9 3,5 1,5 14,2 102,0 101,5 99,9
  15,2 17,9 14,8 13,6 102,7 102,8 101,4
  13,5 17,9 5,3 7,8 109,3 108,8 108,7
  8,8 15,8 8,2 3,2 106,5 106,0 103,8
  11,6 9,8 0,9 5,2 107,3 107,3 107,9
  11,3 19,7 -0,8 6,4 118,8 118,5 115,0
  4,1 10,8 -4,8 -1,6 118,0 117,8 118,6
  3,8 10,6 9,2 1,8 103,1 102,1 104,1
  9,2 9,3 4,0 2,0 103,4 102,9 106,2
  14,2 15,9 6,7 5,9 106,4 105,4 106,8
  14,0 24,3 7,1 3,2 114,7 113,2 124,0
  13,1 34,6 7,7 5,0 124,1 121,7 119,5
  10,9 21,2 3,8 5,3 117,1 114,8 114,9
  10,0 12,9 3,8 9,0 108,3 106,1 102,9
  9,3 4,2 1,1 4,6 102,8 100,8 99,7
  7,8 6,6 7,2 4,3 99,2 97,4 95,9
  7,6 11,6 13,1 3,8 98,6 97,0 97,6
  8,4 12,3 11,4 2,1 100,4 98,5 102,8
  8,3 16,0 15,2 4,2 100,7 99,2 98,7
  9,1 14,3 15,5 4,8 99,2 98,7 98,8
  10,0 13,0 12,0 4,3 101,2 99,9 102,3
  10,1 14,1 10,5 6,8 103,9 102,8 106,1
  10,4 14,6 12,8 6,2 101,8 100,8 104,9
  11,6 14,4 12,7 7,4 101,5 101,0 103,0
  13,0 18,7 13,6 9,5 104,8 103,8 103,1
  9,0 17,2 11,0 8,0 105,9 105,9 106,9
  8,7 12,0 13,0 8,5 99,3 98,8 94,6
  10,3 - 7,8 10,9 103,3 104,6 105,5

 

В целом руководству КНР на протяжении 20 лет реформы удавалось сдерживать инфляцию, за исключением двух периодов. Первый период (1988 - 1989 гг.), характеризующийся относительно невысокой инфляцией (по сравнению со странами Восточной Европы и Россией), был связан с политическими событиями и дебатами китайского руководства по вопросам перехода к рыночным ценам. Инфляция второго периода (1992 - 1994 гг.) была в большей степени связана с быстрым ростом инвестиций в основные производственные фонды, которые не обеспечивались соответствующей продукцией. Тем не менее китайским реформаторам удалось с помощью экономических мер стабилизировать ситуацию в стране. Была проведена налоговая реформа, создана система "двойного бюджета" - регулярного государственного бюджета и инвестиционного бюджета на новое строительство, проведена реформа в области труда и заработной платы, в результате которой часть персонала пришлось сократить с предприятий общественных форм собственности - государственных и коллективных. Все это способствовало переходу рабочих из одних отраслей в другие, темпы роста заработной платы стали соответствовать темпам роста производительности труда, в стране появилось большое количество предприятий необщественных форм собственности, составляющих конкуренцию предприятиям общественных форм собственности.

Date: 2015-09-17; view: 263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию