Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ваши пожелания, предложения. 20 page





Обращения граждан содержат в основном вопросы реализации права на льготный проезд, порядок получения льготных лекарств и получения ЕДВ;

- о наличии либо отсутствии права пользования льготами по двум или более основаниям;

- о праве выбора наиболее выгодного для пенсионера варианта пользования льготами;

- об обеспечении бесплатного проезда к месту лечения и обратно для тех категорий граждан, которые имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение;

- о решении вопроса по бесплатному проезду пенсионеров по возрасту, не имеющих права на льготы по действующему законодательству, проживающих в городе Рязани, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также пенсионеров, получающих пенсии по линии военно-силовых ведомств.

В отдельных обращениях граждане выражают одобрение и поддержку решения Правительства Рязанской области по сохранению права льготного проезда и обеспечения лекарственными препаратами.

Льготный проезд для инвалидов определен Постановлением Правительства Рязанской области от 2 февраля 2005 г. N 23 "Об утверждении порядков предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения некоторым категориям граждан", согласно которому данная категория граждан имеет право приобретать месячный талон - билет стоимостью 70 (семьдесят) рублей. Действие талона-билета распространяется на проезд транспортом общего пользования по трамвайным, троллейбусным и автобусным маршрутам в городе Рязани, автобусным маршрутам в других городах области, а также на всех пригородных автобусных маршрутах области с 1 марта 2005 г.

Согласно информации Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования в целях выполнения основных положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Рязанской области проводятся мероприятия, направленные на регулирование государственной поддержки льготного лекарственного обеспечения.

Регистр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, передан по акту Пенсионным фондом Рязанскому областному фонду ОМС и сверен с базой застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. Право на получение социального пакета имеют 146110 жителей Рязанской области. Из них идентифицировано в РОФОМС 142993 человека.

Рязанским областным фондом обязательного медицинского страхования заключен договор с СМО ОАО СК "РОСНО-МС", имеющей лицензию на страхование лекарственного обеспечения и обязательное медицинское страхование, и договор с фармацевтической организацией "ПРОТЕК".

Информационные системы персонифицированного учета готовы в СМО ОАО СК "РОСНО-МС" и фармацевтической организации "ПРОТЕК".

Подготовлены справочник ЛПУ и врачей (фельдшеров), имеющих право на выписку льготных рецептов; справочник аптечных учреждений и аптечных пунктов, включенных в программу льготного лекарственного обеспечения.

В СМО ОАО СК "РОСНО-МС" и лечебные учреждения передан Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 декабря 2004 г. N 296).

В СМО ОАО СК "РОСНО-МС", фармацевтическую организацию "ПРОТЕК", лечебные учреждения и аптечные учреждения, участвующие в программе льготного лекарственного обеспечения, передан Реестр предельных цен возмещения по Рязанской области (письмо ФФ ОМС от 30 декабря 2004 г. N 4753/40-и) на лекарственные средства, отпускаемые отдельным категориям граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в 2005 г.

В связи с тем что льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется через систему обязательного медицинского страхования, проведена работа по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые документы по обязательному медицинскому страхованию. Внесены изменения в Правила обязательного медицинского страхования, в Положение о территориальном фонде ОМС. Эти изменения включены в Постановление Губернатора Рязанской области от 31 декабря 2004 г. N 664-ПГ "О территориальной программе государственных гарантий оказания населению Рязанской области бесплатной медицинской помощи на 2005 г." и Постановление Правительства Рязанской области от 29 декабря 2004 г. N 195 "О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 16 июля 2004 г. N 38 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования населения Рязанской области".


Открыты отдельные текущие счета для финансовых средств, направляемых на дополнительное лекарственное обеспечение. Разработаны схемы функционального и информационного взаимодействия, а также договорных отношений всех участников программы.

По информации управления по контролю за фармацевтической деятельностью по Рязанской области определен перечень аптек и аптечных пунктов, которые должны принимать участие в льготном отпуске лекарственных средств (106 аптек и аптечных пунктов).

Таким образом, рассмотрев основные законотворческие направления работы деятельности органов социальной защиты населения на примере Рязанской области в сфере обеспечения социальной защиты инвалидов, можно сделать вывод о том, что эта работа не стоит на месте, а постоянно развивается и органы социальной защиты населения стремятся кардинальным образом улучшить социальное положение инвалидов в регионе.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Возможность заключения срочного трудового договора в организации при количестве работников, превышающем 40 человек

(Сайфуллина И.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2006, N 2)

Дата

28.04.2006

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2006, N 2

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СРОЧНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

В ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ КОЛИЧЕСТВЕ РАБОТНИКОВ,

ПРЕВЫШАЮЩЕМ 40 ЧЕЛОВЕК

 

И.В. САЙФУЛЛИНА

 

Сайфуллина И.В., юрисконсульт юридической фирмы.

 

В отличие от ранее действовавшего КЗоТа РФ ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает отдельные основания заключения срочных трудовых договоров.

Предлагаем рассмотреть абз. 8 вышеуказанной статьи, когда заключение срочного трудового договора допускается для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением объема оказываемых услуг, на следующем примере.

Организация заключает со сторонними организациями хозяйственные договоры (возмездного оказания услуг, подряда и т.д.) для оказания объема оказываемых услуг сроком на один год. На этот же срок работодатель заключает с работниками срочные трудовые договоры, обосновывая это тем, что трудовые отношения с работниками не могут быть установлены на неопределенный срок из-за установленных сроков в хозяйственных договорах и объема оказываемых услуг, перечисленных в договорах.

Кроме того, от данных договоров зависят финансирование организации и выплата заработной платы работникам, предоставление им работы.

При этом необходимо учесть, что в организации не проводятся работы выходящие за рамки обычной деятельности организации (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также не проводятся работы, связанные с заведомо временным (до одного года) расширением производства. Организация временно (до одного года) расширяет объем оказываемых услуг путем заключения договоров со сторонними организациями.


Возможно ли заключить срочный трудовой договор с работниками организации в приведенном случае?

Полагаем, что в данном случае абз. 8 ст. 59 ТК РФ - единственное положение закона, на основании которого организация может строить трудовые отношения с работниками, заключая с ними срочные трудовые договоры. Поэтому не будет являться нарушением норм трудового законодательства, если между работодателем и работником будут заключены срочные трудовые договоры сроком на один год (в соответствии со сроком, указанным в хозяйственных договорах) при вышеизложенных обстоятельствах.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Нормативное установление содержания трудовых правоотношений в XIX веке

(Коровникова С.С.)

("Социальное и пенсионное право", 2006, N 2)

Дата

28.04.2006

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2006, N 2

Примечание к документу

 

Текст документа

 

НОРМАТИВНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В XIX ВЕКЕ

 

С.С. КОРОВНИКОВА

 

Коровникова С.С., аспирантка Белгородского государственного университета.

 

В истории человечества первой формой общественной организации труда, юридическим выражением которой служит трудовое правоотношение, следует считать наемный труд <1>.

--------------------------------

<1> Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М.: Наука, 1977. С. 28.

 

Право не всегда использовалось для регулирования отношений по использованию чужого труда, и государство не всегда вмешивалось в регулирование трудовых отношений.

Первые попытки урегулировать процесс использования наемного труда были предприняты в Древнем Риме в рамках гражданского права. Теория римского права различает право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду. Способность вещи приносить пользу не отделялась римским правом от самой вещи, а способность раба к труду признавалась особым объектом права, права на присущую рабу как человеку производительную силу, представлявшую самостоятельную ценность, отличную от ценности капитала-раба <2>. При этом государство воздерживалось от вмешательства в договорные отношения.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Римское частное право" (под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

 

<2> Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1994. С. 456 - 458.

 

В рамках данной статьи в связи со сложившейся в науке трудового права тенденцией возврата к использованию частноправовых начал при определении содержания трудового правоотношения мы хотим проанализировать законодательство о труде XIX в., так как именно в это время проходил прямо противоположный процесс - процесс внедрения публично-правовых начал в сферу регулирования отношений личного найма.


Трудовые отношения в имперский период регулировались в России как гражданским, так и фабричным законодательством.

Систему гражданского законодательства в XIX в. составляли следующие нормативные акты: Свод законов гражданских (ч. 1 т. 10 Свода законов Российской империи) <3>, в котором содержались общие положения о найме; Устав о промышленности фабричной и заводской <4>, который содержал нормы о найме рабочих в фабрично-заводские, горные и горнозаводские предприятия; Положение о найме на сельские работы <5>, к которым относились работы "по возделыванию и уборке полей, по возведению строений и поддержанию благоустройства в имении, а также работы по находящимся в связи с хозяйством сельскохозяйственным производствам, не имеющим значения фабричных или заводских производств"; Устав торговый <6>, в котором содержались нормы о найме торговых приказчиков, а также "корабельщиков или судовщиков, водоходцев, корабельных служителей"; Устав об акцизных сборах <7>,закреплявший правила о найме приказчиков с "сидельцев в питейные заведения"; Положение об инородцах <8>, которое регулировало наем труда "сибирских обывателей всех сословий и разных инородцев" (калмыков, якутов и проч.).

--------------------------------

<3> Свод законов гражданских // Свод законов Российской империи. Т. 10. СПб., 1914.

<4> Устав о промышленности фабричной и заводской // Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 2. СПб., 1893.

<5> Устав о сельском хозяйстве // Свод законов Российской империи. Т. 12. Ч. 2. СПб., 1914.

<6> Устав торговый // Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 2. СПб., 1914.

<7> Устав об акцизных сборах // Свод законов Российской империи. Т. 5. СПб., 1914.

<8> Положение об инородцах // Свод законов Российской империи. Т. 2. Ч. 1. СПб., 1914.

 

Перечисленные нами нормативные акты составляли сферу действия частного (гражданского) права. Данное обстоятельство признается и цивилистами и учеными-трудовиками. Но в отличие от первых вторые видят в Уставе о промышленности фабричной и заводской прообраз первого нормативного акта о труде, тем более что в нем первоначально содержались нормы "О людях вольнонаемных" <9>, а впоследствии появилась глава "Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и людьми, работающими на оных по найму" <10>.

--------------------------------

<9> Устав о промышленности фабричной и заводской // Полный сборник узаконений и распоряжений правительства, касающийся фабричной и заводской промышленности / Сост. И.А. Мендзиковский. СПб., 1875.

<10> Устав о промышленности фабричной и заводской. СПб., 1879.

 

Появление публичного (фабричного) законодательства в сфере регулирования трудовых отношений оценивается авторами по-разному, но они сходятся во мнении, что вмешательство государства необходимо в целях ограничения произвола со стороны работодателя (владельца фабрики) и защиты интересов работника как более слабой, зависимой стороны.

Так, Л.С. Таль отмечал, что развитие мануфактурной, а позднее фабричной промышленности поставило перед государством задачу обеспечить порядок на предприятиях и одновременно устранить наиболее резкие проявления эксплуатации труда <11>.

--------------------------------

<11> Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918. С. 7.

 

В.П. Литвинов-Фалинский считал, что положение рабочего как слабейшей стороны делает необходимым создание особого механизма защиты его прав. При этом политика охраны интересов рабочего, т.е. разумное предупреждение всяких поводов к возникновению неудовольствия рабочих, отвечает всем требованиям справедливости. Фабричное законодательство... лишь ограничивает произвол предпринимателей и побуждает их к более внимательному отношению к рабочим <12>.

--------------------------------

<12> Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России. СПб., 1908. С. 11 - 17.

 

Систему фабричного законодательства XIX в. составляли "Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму" <13>, утвержденное именным Высочайшим указом Николая I от 24 мая 1835 г.; Положение Комитета Министров от 7 августа 1845 г. "О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее двенадцатилетнего возраста" <14>; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 1 июня 1882 г. "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах" <15>; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 3 июня 1885 г. "О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах" <16>; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 3 июня 1896 г. "По проекту правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции" <17>; "Наказ чинам фабричной инспекции" <18>, утвержденный Министерством финансов по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством народного просвещения, от 11 июня 1894 г.; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 2 июня 1897 г. "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности" <19>; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 7 июня 1899 г. "О некоторых изменениях Устава о промышленности и об утверждении Положения о Главном по фабричным и горнозаводским делам присутствии и дополнительных штатов департамента торговли и мануфактур, фабричной инспекции и окружной фабричной инспекции".

--------------------------------

<13> ПСЗ. Собр. 2. Т. 10. N 8157. СПб., 1830 - 1881.

<14> ПСЗ. Собр. 2. Т. 20. Отд. 1. N 19262. СПб., 1830 - 1881.

<15> ПСЗ. Собр. 3. Т. 1. N 931. СПб., 1882 - 1913.

<16> ПСЗ. Собр. 3. Т. 5. N 3015. СПб., 1882 - 1913.

<17> ПСЗ. Собр. 3. Т. 6. N 3769. СПб., 1882 - 1913.

<18> ПСЗ. Собр. 3. Т. 14. N 16420. СПб., 1882 - 1913.

<19> ПСЗ. Собр. 3. Т. 17. N 14231. СПб., 1882 - 1913.

 

В рамках данной работы невозможно проанализировать все перечисленные нами нормативные акты гражданского и фабричного законодательства, но на нормы некоторых из них мы хотели бы обратить внимание.

Свод законов гражданских (СЗГ) (ст. ст. 2201 - 2247) содержал общие положения о личном найме, который мог осуществляться для домашних услуг; для отправления земледельческих, ремесленных и заводских работ, торговых и прочих промыслов; вообще для отправления всякого рода работ и должностей, не воспрещенных законами. Нормы СЗГ о личном найме на фабрики и заводы конкретизировались в Уставе о промышленности фабричной и заводской (в дальнейшем - Устав).

3 июня 1886 г. в Устав о промышленности фабричной и заводской, Высочайше утвержденный мнением Государственного Совета "По проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции", были внесены значительные изменения, составившие впоследствии основу Устава о промышленном труде (1913) <20>. В отличие от Устава о промышленном труде, анализ и комментарий норм которого получили значительное освещение в научной литературе, Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета "По проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции", на наш взгляд, незаслуженно обделено вниманием ученых.

--------------------------------

<20> Устав о промышленном труде, издания 1913 г. // Свод законов Российской империи. Т. 11. СПб., 1914.

 

Нормы Закона от 3 июня 1886 г. (ст. ст. 1 - 21) по содержанию можно объединить в пять групп:

нормативное регулирование найма - наем взрослых рабочих осуществлялся на основании общих постановлений о личном найме и данного закона; наем малолетних на основании Закона 1882 г. (ст. 1);

заключение договора найма - договор найма может заключаться выдачей рабочему расчетной книжки, в которой указываются условия найма и отмечаются все производимые с рабочим расчеты и производимые вычеты (ст. 7); расчетная книжка хранится у рабочего (ст. 8); при найме рабочих заводское или фабричное управление обязано требовать от них предъявления вида на жительство (паспорта) (ст. 2);

заработная плата (размер, сроки выплаты и вычеты) - запрещается понижать заработную плату рабочему до истечения срочного договора; по договору, заключенному на неопределенный срок, заработная плата могла быть понижена при условии предупреждения об этом работника за две недели (ст. 11); закреплялись сроки выдачи заработной платы: при срочном договоре более одного месяца - один раз в месяц; при договоре на неопределенный срок - не реже двух раз в месяц (ст. 12); вводился запрет на выплату заработной платы купонами, условными знаками, продуктами и промышленными товарами (ст. 14); вычеты из заработной платы допускались в случае предъявления исполнительного листа на денежное взыскание с рабочего (в размере 1/3 заработной платы, если холост, и 1/4, если женат либо вдов, но имеет детей) либо для погашения сумм задолженностей фабричной лавке (ст. 15); запрещалось взимать проценты за деньги, выданные авансом, и вознаграждение за поручительство по денежным обязательствам рабочего (ст. 16);

прекращение договора найма - по взаимному соглашению сторон; по истечении срока найма; по окончании той работы, исполнением которой был обусловлен срок найма; по истечении двух недель со дня заявления одной стороной о желании расторгнуть договор, заключенный на неопределенный срок; в случае высылки рабочего по распоряжению властей в другое место жительства; в случае поступления рабочего на военную или общественную службу; в случае приостановления работы фабрики или завода вследствие пожара, наводнения, взрыва паровика и т.п. несчастного случая на продолжительное время (ст. 19);

расторжение договора найма - по инициативе заведующего фабрикой или заводом: вследствие неявки рабочего на работу более трех дней подряд без уважительных причин; вследствие привлечения рабочего к следствию или суду по обвинению в преступлении, влекущем за собой наказание не ниже заключения в тюрьму; вследствие обнаружения у рабочего заразной болезни (ст. 20); по инициативе рабочего: в случае неполучения заработной платы в срок в судебном порядке (ст. 13); вследствие побоев, тяжких оскорблений и вообще дурного обращения со стороны хозяина, его семейства или лиц, осуществляющих надзор за рабочими; вследствие нарушения условий по снабжению рабочих пищею и помещением; вследствие работы, негативно влияющей на здоровье рабочего; вследствие смерти или обязательного поступления на военную службу одного из членов семьи рабочего (ст. 21).

Таким образом, Закон от 3 июня 1886 г. впервые установил: письменную форму заключения договора найма посредством выдачи расчетной книжки; сроки выплаты заработной платы; запрет на выдачу заработной платы в неденежной форме; исчерпывающие перечни оснований прекращения и расторжения договора найма; возможность прекращения договора найма заключенного на неопределенной срок по истечении двух недель со дня заявления одной стороной о желании расторгнуть договор найма и др.

Статья 22 исследуемого нормативного акта содержала следующую оговорку: "В местностях, отличающихся развитием фабрично-заводской промышленности, заведения этой промышленности, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ КАЗНЕ ИЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ УСТАНОВЛЕНИЯМ, А ТАКЖЕ ЧАСТНЫХ ГОРНЫХ ЗАВОДОВ И ПРОМЫСЛОВ (выделено мной. - К.С.), подчиняются, сверх постановлений статей 1 - 21, действию особых Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих".

Из данного положения следует вывод: указанные ранее нами нормы распространяются на все промышленные заведения - как государственные, так и частные; правовое положение частных промышленных заведений к тому же регулируется особыми Правилами о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. Таким образом, порядок найма на частные предприятия более детально регулировался законодателем, нежели наем на государственные предприятия.

Уместно в связи со сказанным рассмотреть содержание особых Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих (в дальнейшем - особые Правила).

Здесь впервые закрепляется срок выдачи расчетной книжки - "каждому рабочему не позднее семи дней по допущению к работе на фабрике должна быть выдана расчетная книжка утвержденного Губернским Присутствием образца" (ст. 21 Правил). Как видно из данной нормы, основанием найма становится не договор в точном смысле этого слова, а иной документ, подтверждающий факт найма, поступления рабочего на фабрику. Причем данный документ должен быть передан рабочему не позднее семи дней с момента фактического допуска к работе.

Таким образом, отношения найма возникали с момента фактического допуска к работе, а не с момента подписания или вступления в силу договора найма труда, заключение которого происходило путем выдачи расчетной книжки, т.е. это позволяет нам сделать вывод о том, что при оформлении найма труда отсутствовала стадия согласования воль субъектов правоотношений. Проще говоря, та самая "договоренность", которая свойственна правовой природе любого гражданского договора.

Это наводит нас на мысль, что уже в это время необходимость в регулировании отношений найма труда, трудовых правоотношений с помощью индивидуально-договорного института отсутствовала. При регулировании данных правоотношений все больше субъекты правоотношений пользуются нормативно установленными положениями. Сказанное позволяет утверждать, что способ установления содержания отношений найма в нормативном порядке становится превалирующим над договорным порядком.

Договор всегда носит индивидуальный характер, за исключением публичных договоров, адресованных неопределенному кругу лиц. Содержание договора составляют права, обязанности и ответственность сторон договора. В п. "ж" ст. 24 однозначно говорится, что в расчетной книжке должно содержаться "извлечение из постановлений закона и правил внутреннего распорядка, определяющих права, обязанности и ответственность рабочих". Из этого положения напрашивается вывод, что, по крайней мере, права, обязанности и ответственность одной стороны отношений найма труда - рабочего - устанавливаются в нормативном порядке, т.е. законом и правилами внутреннего трудового распорядка, которые относятся к числу локальных нормативных актов, т.е. актов, имеющих юридическую силу только в пределах фабрики или завода.

Мы отметили, что права, обязанности и ответственность рабочего устанавливаются либо законом, либо правилами внутреннего распорядка. Остановимся на этом подробнее.

Правила не содержали специальной статьи, перечисляющей права, обязанности и ответственность рабочего. Но это и не удивительно с учетом состояния правовой науки в рассматриваемый исторический период, так как подходы к структурированию правовых нормативных документов, понятийный аппарат эволюционируют на каждом этапе своего существования. Справедливости ради необходимо отметить, что перечни прав и обязанностей сторон трудового правоотношения впервые получили закрепление только в ныне действующем Трудовом кодексе 2001 г. Поэтому неконкретность норм особых Правил 1886 г. нисколько не умаляет значения данного правового документа.

К законодательно установленным правам рабочего относятся право на получение расчетной книжки (ст. 21), право на приобретение в фабричных лавках недорогих и доброкачественных предметов потребления (ст. 28), право обжаловать расторжение договора в суд (ст. 36), право работать в чистом и тихом помещении (ст. 33).

К законодательно установленным обязанностям рабочего относятся обязанность исправно выполнять свою работу; обязанность своевременно приходить на работу; обязанность соблюдать дисциплину и правила техники безопасности. Указанные обязанности вытекают из положений ст. ст. 30 - 33 Правил 1886 г.

Правила внутреннего трудового распорядка разрабатывались фабрикантами, заводчиками и подлежали утверждению фабричным инспектором. Согласно ст. 29 Правил они должны включать в себя: "а) расписание (отдельное для взрослых и малолетних) часов начала и окончания работ, количество и продолжительность перерывов работ для отдыха, завтрака и обеда, а также времени окончания работ перед воскресными и праздничными днями; б) расписание праздников, в которые не полагаются работы; в) порядок и продолжительность отлучек с работ, а для рабочих, живущих в заводских или фабричных помещениях - из этих помещений; г) условия пользования устроенными для рабочих при фабрике квартирами, банями и т.п.; д) указание времени чистки машин и аппаратов, а также уборки мастерских, если по условиям найма эти обязанности лежат на рабочих; е) определение обязанностей рабочих по соблюдению порядка и благочиния на фабрике; ж) требования предосторожности при обращении с машинами, огнем и т.п.".

Основания привлечения рабочего к ответственности, процедура наложения взыскания, размер ответственности прописывались в ст. ст. 30 - 39. Основания ответственности нами уже обозначены при рассмотрении обязанностей рабочего, поэтому остановимся на процедуре наложения взыскания и размере ответственности.

Взыскание за неисправную работу определялось соответственно свойству неисправности, т.е. в зависимости от количества произведенных недоброкачественных изделий и степени их недоброкачественности, от размера ущерба, причиненного порчей материалов, машин и иных орудий производства. Таким образом, в каждом конкретном случае размер взыскания устанавливался индивидуально. Аналогичное правило действует и в наше время - гл. 39 Трудового кодекса РФ устанавливает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.

Взыскание за прогул налагается с учетом размера заработной платы и количества прогульного времени в сумме, не превышающей трехдневного заработка рабочего. Заработная плата за время прогула рабочему не выплачивалась. Таким образом, на рабочего налагался своего рода штраф. Не признавалась прогулом неявка на работу в случае лишения рабочего свободы, вследствие разорения от несчастного случая, в случае пожара, разлива реки, в случае болезни работника, лишающей возможности отлучиться из дома, в случае смерти или болезни родителей, мужа, жены или детей (ст. 32). За нарушение порядка на фабрике (ст. 33) взыскание не могло превышать одного рубля.







Date: 2015-09-17; view: 308; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию