Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ваши пожелания, предложения. 24 page





Внесение записи о совместительстве производится по письменному заявлению работника, которое подшивается в его личное дело. Копия справки также подшивается в личное дело работника по основному месту работы, а подлинник возвращается владельцу. На практике же обычно ее вкладывают в трудовую книжку работника с тем, чтобы предупредить риск потери справки.

Запись о приеме (увольнении) по совместительству вносится в трудовую книжку после последней имеющейся там записи по основному месту работы (о приеме, переводе и т.п.), нумеруется соответствующим порядковым номером. Возможны следующие записи в трудовой книжке: "Принята на работу по совместительству во Владимирскую областную нотариальную палату в методический отдел старшим консультантом" (структурное подразделение совместителя называют, если помимо копии приказа представлен сам трудовой договор, где это условие включено в него в качестве существенного), "Трудовой договор прекращен (или уволена) с работы по совместительству во Владимирской областной нотариальной палате по соглашению сторон, пункт 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации", "С 03.03.2002 по 13.09.2004 работала по совместительству во Владимирской областной нотариальной палате в методическом отделе на должности старшего консультанта".

В аналогичном порядке (через увольнение и новый прием на работу) оформляется переход работника с основной работы на работу по совместительству в одной организации. Оформление переводом здесь невозможно, поскольку это два разных трудовых договора. Сначала следует расторжение трудового договора с основной работы, затем прием на работу в другую организацию, а уже после этого заключение трудового договора о работе по совместительству в прежней организации. После этого по желанию работника соответствующая запись о совместительстве вносится в трудовую книжку.

Если же ранее ошибочно была внесена запись о переводе, то ее нужно признать недействительной и внести правильную запись. Для этого поставить после последней неправильной записи о переводе следующий порядковый номер, дату внесения записи, а в графе 3 написать: "Запись за номером таким-то недействительна". Затем внести правильную запись, например "Трудовой договор расторгнут по инициативе работника, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации", и в графе 4 указать дату и номер приказа об увольнении. Само собой, перед этим нужно отменить приказ о переводе и издать новый приказ об увольнении. Помните, что зачеркивание ранее внесенных неточных, неправильных или иных признанных недействительными записей в разделе "Сведения о работе" запрещается. Вышеуказанным способом может быть исправлена любая имеющаяся в трудовой книжке запись независимо от ее порядкового номера и давности внесения.

Внесение же записей в случае, когда работа по совместительству становится для работника основной, будет следующим: в заголовке - "Владимирская областная нотариальная палата", затем - "Уволена с работы по совместительству по соглашению сторон, пункт 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации", далее - вновь наименование палаты и запись "Принята в методический отдел старшим консультантом".

Практически рассматриваемая ситуация встречается довольно часто и есть смысл, по-видимому, конкретизировать в законе нормы, регулирующие изменение трудовых договоров о работе по совместительству на договоры по основному месту работы. Разумнее было бы связать данный вопрос с документальным переоформлением соглашения сторон о переходе с работы по совместительству на основное место работы или наоборот, не прибегая к процедуре увольнения и нового приема на ту же работу, но уже в другом качестве.

В этой связи нередко возникает вопрос: "Остается ли вторая работа совместительством, если работник прекратил трудовые отношения по основному месту работы?" Ответы на него разные. Одни полагают, что договор по совмещаемой работе все равно будет рассматриваться как договор с лицом, работающим по совместительству, и работодатель вправе уволить такого работника в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет основной. Другая точка зрения состоит в том, что утрачен основной признак работы по совместительству - выполнение трудовых обязанностей в свободное от основной работы время (чего придерживается и судебная практика). К тому же сегодня ТК не обязывает работника, уволившегося с основного места работы, делать такого рода уведомление, модифицировать свой трудовой договор в основную работу, хотя данное условие может быть включено в текст самого трудового договора. Однако его неисполнение не влечет увольнения сотрудника. Нет ответа в законе и на вопрос: как быть, если работодатель не желает, чтобы совместитель становился работающим по основному месту работы?


И последнее замечание. Теоретически работник может трудиться в двух, трех и более организациях по совместительству и по каждой иметь соответствующую запись в трудовой книжке, если условия его работы не противоречат законодательству, т.е. иметь несколько записей о работе в различных организациях. Но в любом случае одно место работы для работника должно быть основным. В трудовой договор с другими работодателями должно быть внесено условие о том, что сотрудник работает в качестве совместителя.

 

Наименование (переименование) организации

 

Чтобы не возникало разночтения в записях о приеме и увольнении с работы, что создает трудности при оформлении пенсий и требует дополнительного документального представления справок с прежних мест работы или архивных учреждений, следует внимательно отнестись к указанию и изменению наименования палаты. Наименование организации указывается в трудовой книжке при приеме на работу в качестве заголовка и без порядкового номера.

Как быть, если допущена грамматическая ошибка в названии организации? К сожалению, вопрос о том, как ее исправить, не урегулирован в законе. Согласно Правилам изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей. При этом в Инструкции приведены примеры исправления тех записей, у которых есть порядковый номер. На практике после последней записи в разделе "Сведения о работе" без указания порядкового номера и основания внесения записи вносят отметку "В наименовании организации допущена ошибка. Владимирская областная нотариальная палата".

В соответствии с п. 3.2 Инструкции переименование (изменение названия) организации обязательно вносится в трудовую книжку. Ввиду отсутствия в ней четких указаний на то, как должна выглядеть запись в случае ее реорганизации (преобразования), изменения организационно-правовой формы, полагаем, что данный порядок можно применить по аналогии. Издать приказ исполнительного директора. Далее, в графе 1 без указания порядкового номера и даты в графе 3 отдельной строкой вписать "Организация такая-то с такого-то числа переименована (реорганизована) в такую-то (например: "Нотариальная палата Владимирской области с 10 апреля 2004 г. переименована во Владимирскую областную нотариальную палату"), в графе 4 - обоснование (приказ о переименовании без расшифровки причин изменения наименования организации и данных государственной регистрации нового наименования организации "Приказ от 10.04.2002 N 45"). Данный приказ должен быть доведен до сведения всех сотрудников.

Несоответствие наименования организации (палаты), внесенного при приеме на работу, ее наименованию печати, которая ставится при увольнении, приведет к тому, что при оформлении пенсии Пенсионный фонд запросит документы, подтверждающие период трудовой деятельности, неправильно отраженной в трудовой книжке.


 

Сведения о награждениях

 

Прежний КЗоТ 1971 г. разграничивал понятия "поощрение" и "награждение" и устанавливал, что в трудовую книжку вносятся сведения о поощрениях и награждениях. В ст. 66 ТК закреплено, что в трудовую книжку вносятся лишь сведения о награждениях за успехи в работе. Исходя из содержания ст. 191 ТК, наградами за успехи в работе можно считать ценный подарок и почетную грамоту. А как быть с государственными наградами? Заносятся ли они в трудовую книжку? Ясного ответа на него из ст. 66 ТК не вытекает.

Между тем п. 24 Правил рассматривает награждение и поощрение за трудовые заслуги как равнозначные понятия. В трудовую книжку вносятся сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги, о награждениях государственными наградами, почетными грамотами, нагрудными знаками, дипломами, а также заносятся другие виды поощрений, предусмотренные законодательством РФ, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка.

Обращает на себя внимание несовпадение формулировок подзаконных нормативных актов (п. 24 Правил) и ТК РФ (ст. 66). В то время как ст. 5 ТК указывает на то, что постановления Правительства РФ (в нашем случае - Правила) и нормативные правовые акты федеральных органов власти (в нашем случае - Инструкция) не должны противоречить Кодексу. Названное несовпадение понятий затрудняет применение норм трудового законодательства в практике оформления трудовых книжек. Желательно было бы, чтобы законодатель в этой части уточнил свою позицию, учитывая, что поощрения, не являющиеся по существу наградами, характеризуют работника с позитивной стороны и отражаются в трудовой книжке в его интересах. Поэтому более широкое толкование термина "поощрение" является предпочтительным, в связи с чем нужно включить указанный термин в норму ч. 3 ст. 66 ТК.

Записи о премиях, предусмотренных системой оплаты труда или выплачиваемых на регулярной основе, будучи составной частью его заработка, но не являющиеся поощрением работника, в трудовую книжку не вносятся (п. 25 Правил). Также не вносятся записи о взысканиях, за исключением случаев увольнения в качестве меры дисциплинарного воздействия (п.п. 5 - 10 ст. 81 ТК, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ").

Порядок заполнения раздела "Сведения о награждениях" практически совпадает с порядком заполнения раздела "Сведения о работе". В качестве заголовка вносится полное и соответствующее учредительным документам наименование организации (палаты), а также сокращенное (при его наличии), например "Владимирская областная нотариальная палата". Затем ниже в графе 1 ставится порядковый (относительно данного раздела) номер записи (нумерация, нарастающая в течение всего периода трудовой деятельности работника), в графе 2 вписывается дата награждения, в графе 3 записывается, кем награждается работник, за какие достижения и какой наградой. Например: "Награждена почетной грамотой Владимирской областной нотариальной палаты за высокие показатели в работе", "Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством". В графе 4 делается ссылка на наименование, дату и номер документа, на основании которого произведено награждение (приказ, удостоверение).


 

Учет трудовых книжек

 

Приступая к работе с трудовыми книжками, лицо, ответственное за их ведение, должно прежде всего принять по соответствующему акту трудовые книжки работников, имеющиеся в палате, проверить их наличие (в том числе необходимого запаса бланков) и правильность ведения книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. При выявлении фактов отсутствия отдельных трудовых книжек выяснить причины их отсутствия. В случае утраты по вине палаты создать комиссию, результаты работы которой оформляются актом с указанием проведенных мероприятий и сделанных выводов.

Согласно разделу 6 Правил в организациях ведется следующая документация по учету бланков и заполненных трудовых книжек:

- приходно-расходная книга учета бланков трудовой книжки и вкладышей в нее;

- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

В приходно-расходной книге отражаются все операции, связанные с получением и расходованием бланков трудовых книжек и вкладышей в них с указанием серии и номера каждого бланка. Книга ведется бухгалтерией палаты. В связи с этим главный бухгалтер должен контролировать наличие данной учетной книги установленной формы и правильность ее заполнения. Бланки хранятся в палате как документы строгой отчетности и выдаются по заявке лицу, ответственному за ведение трудовых книжек.

Согласно п. 42 Правил по окончании каждого месяца бухгалтерия обязана потребовать, а лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, обязано представить в бухгалтерию отчет о наличии бланков и о суммах, полученных им за оформленные трудовые книжки с приложением приходного ордера кассы палаты (эта норма не совсем согласуется с Правилами ведения кассовых операций, поскольку получается, что данное лицо получает денежные средства за выдачу трудовых книжек и отчитывается о них в бухгалтерии).

Работник кадровой службы выдает трудовые книжки работникам на основании кассового ордера или другого документа, оформленного бухгалтерией, делая об этом соответствующую отметку в журнале. Сами кассовые ордера по оплате трудовых книжек находятся на хранении в бухгалтерии, ею же составляется отчетность по оплате книжек работниками.

Испорченные при заполнении бланки трудовой книжки и вкладыши в нее подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта, к которому целесообразно прилагать подлинные номера из испорченных трудовых книжек (вкладышей). Их необходимо вырезать и вклеить в акт или на отдельный лист бумаги, что явится неопровержимым документальным подтверждением уничтожения бланков трудовых книжек и вкладышей в них.

Другим учетным документом, который обязаны вести все организации, является книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Ведется она, как правило, кадровой службой или другим подразделением палаты. Соответственно, прежде чем положить трудовую книжку в сейф, необходимо внести сведения о принятом работнике и его трудовой книжке в указанную книгу учета. В этой же книге работник собственноручно ставит дату получения и расписывается при получении своей трудовой книжки при увольнении (графа 13 "Дата выдачи на руки трудовой книжки при увольнении (прекращении трудового договора)" и 14 "Расписка в получении трудовой книжки"). Одновременно он ставит свою подпись и в личной карточке (унифицированная форма Т-2). В случае отправки трудовой книжки по почте в названных графах делается отметка с указанием даты и номера квитанции письма, которым отправлена трудовая книжка.

К сожалению, в некоторых палатах учет трудовых книжек отсутствует. И данная книга не ведется, что является серьезным нарушением. Отсутствие должного учета может привести к тому, что работник, фактически получив на руки трудовую книжку, но при отсутствии документального к тому подтверждения (фиксирования), обратится в суд с жалобой на задержку ее выдачи с требованием возместить неполученный за данный период заработок, изменив при этом дату увольнения на день выдачи трудовой книжки. Если в палате книга учета движения трудовых книжек не ведется, то нужно ее срочно завести, включив в нее только работающих в данный период времени.

Пункт 41 Правил предусматривает требования к приходно-расходной книге и книге учета движения трудовых книжек. Все листы книг должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью (обратите внимание) руководителя палаты (а не кадрового или иного работника) с указанием даты и скреплены сургучной печатью или опломбированы.

При этом книга учета ведется годами (начата "__" _____ 200__) и не может быть закрыта (окончена "___" _____ 200__) до тех пор, пока не уволится последний работник, чья трудовая книжка зарегистрирована в ней. Записи книги нумеруются сквозными номерами, т.е. с начала нового года ставится следующий после последней записи предыдущего года номер. Поэтому желательно для книги учета взять журнал с плотной обложкой и жестким переплетом, поскольку она будет вестись долго. Заполнить ее заново практически невозможно, так как трудно воспроизвести подписи уволившихся работников. В правом верхнем углу листы книги нумеруют порядковым номером, затем закрывают и сверху, поверх обложки, насквозь ближе к корешку, но с обязательным захватом края листов прокалывают четыре отверстия с помощью дрели или шила. После чего в полученные отверстия продергивается суровая нить, так, чтобы ее концы вышли с внутренней стороны обложки сзади. Концы завязываются узелком, и на этот узелок ставится сургучная печать или клеится бумажная пломба. Пломба представляет собой прямоугольный кусочек бумаги с надписью "В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (указывается наименование палаты) пронумеровано, прошнуровано, прошито и опломбировано печатью палаты 100 (сто) листов (указывается количество листов цифрами и в скобках прописью)". Затем следует обозначение должности, Ф.И.О. руководителя палаты (исполнительного директора) и его подпись. Печать палаты ставится таким образом, чтобы ее часть захватила пломбу, а часть приходилась на обложку. Некоторые организации с тем, чтобы предупредить переписывание отдельных листов, ставят не один оттиск, а три, располагая их по краям пломбы. На обложке (лицевой или оборотной стороне) либо на последней странице или на каждой странице книги (как и любого другого журнала) должна быть подпись лица, ответственного за ее ведение, например "Лицо, ответственное за ведение Книги: Инспектор по кадрам Попова (В.Н. Попова)".

В книге нельзя делать никаких подчисток, зачеркиваний и пользоваться корректирующей жидкостью для исправления неверных записей. Если при заполнении случайно допущена ошибка, то исправления можно внести одним из следующих способов. Обычно если в журнале (книге) есть графа "Примечания" аккуратно зачеркивают одной чертой неверную запись, чуть ниже в той же графе делают правильную запись. В графе "Примечания" пишут "Исправлено в графе такой-то", а ниже ставят подпись с расшифровкой и дату внесения - "Попова. Попова В.Н. 12.05.2004".

Если нет графы "Примечания", то в этом случае неверную запись не зачеркивают и пользуются порядком, который применяется для исправления неверных записей в трудовую книжку. В той же графе, где допущена ошибка, ниже пишут "Запись за номером таким-то недействительна" и делают правильную запись.

С заполнением всех страниц книги, за исключением последней, на обложке ставится дата окончания. После чего книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них сдается в архив организации, где хранится 50 лет (п. "е" ст. 358 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения, утвержденный руководителем Федеральной архивной службы России 6 октября 2000 г.).

 

Сроки хранения журналов и книг по учету кадров

 

Название журнала Срок

хранения

Журналы (книги) приема, перемещения

(перевода), увольнения работников 75 лет

Журналы (книги) учета командировок

и выдачи командировочных удостоверений 5 лет

Журналы (книги) учета отпусков 3 года

Журналы (книги) выдачи справок о

заработной плате, стаже, месте работы 3 года

Журналы (книги) учета личных дел,

личных карточек, трудовых договоров 75 лет

Книга учета движения трудовых книжек

и вкладышей к ним 50 лет

 

По новым Правилам при оформлении трудовой книжки (вкладыша) с работника взимается плата, размер которой определяется расходами на ее приобретение. Плата не взимается, когда произошла массовая утрата работодателем трудовых книжек, неправильно произведено их первичное заполнение, испорчена книжка не по вине работника, необходима выдача дубликата при незаконном увольнении и восстановлении в должности органом по рассмотрению трудовых споров. В этих случаях стоимость испорченного бланка оплачивается работодателем (можно предусмотреть и другие случаи в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и иных локальных актах палаты).

Наряду с упомянутыми обязательными книгами в палате могут вестись иные учетные документы: журнал (книга) регистрации трудовых договоров, журнал регистрации переводов работников, журнал регистрации увольнений с работы (правда, если палата малочисленна, то вполне можно ограничиться одним журналом для этих целей), журнал учета личных дел и др.

В целом к группе документов по личному составу могут быть отнесены более 40 видов и разновидностей документов. Практически все они, за небольшим исключением, приведены в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения. Чем можно воспользоваться в ряде случаев для подтверждения стажа работы в конфликтных ситуациях, не ограничиваясь лишь стандартным "набором" документов: приказами по личному составу, личными карточками, ведомостями по начислению заработной платы, трудовыми договорами.

 

Выдача трудовой книжки

 

За исключением случаев увольнения, закон не предусматривает возможности выдачи на руки сотруднику его трудовой книжки. Можно лишь выдать ее копию по письменному заявлению работника (п. 7 Правил). Тем не менее некоторые организации просят именно подлинник. К их числу относится Пенсионный фонд РФ для подтверждения стажа работы при назначении пенсии. При выдаче в этом случае трудовой книжки кадровики идут на определенное нарушение, хотя и требуют с работника расписку с указанием срока ее возврата. Безопаснее самому кадровику передать ее в Пенсионный фонд.

Иногда работники просят выдать им трудовую книжку для снятия с нее нотариально заверенной копии. Такая копия необходима, например, при сдаче документов для получения сертификата "Профессиональный бухгалтер", "Профессиональный аудитор". Что делать, если нотариус отказывается заверять трудовую книжку без подписи ответственного должностного лица и печати организации, которые, в свою очередь, могут быть внесены только после увольнения работника? В итоге требования нотариуса вступают в противоречие с нормативной базой по заполнению трудовых книжек. На практике одни кадровики идут навстречу своим работникам и "закрывают" подписью и печатью ту запись, на которую приходится нотариальное удостоверение, и в дальнейшем производят записи в предусмотренном законом порядке, а другие - сами отправляются к нотариусу.

Трудовые книжки (дубликаты), не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся в кадровой службе палаты в течение двух лет отдельно от других трудовых книжек. Затем их передают в архив палаты, где они хранятся в течение 50 лет, потом уничтожаются по акту.

За нарушение установленного Правилами порядка ведения, хранения, учета и выдачи трудовых книжек должностные лица несут установленную законодательством дисциплинарную, административную (вплоть до лишения руководителя палаты права занятия соответствующей должности на срок до трех лет, если будет применено наказание в виде дисквалификации) и уголовную ответственность. В ряде случаев палата несет имущественную (материальную) ответственность и компенсирует моральный вред, причиненный работнику (ст. 237 ТК).

Уважаемые коллеги, данная статья является продолжением ранее начатого разговора на страницах журнала "Нотариус" (2003. N 6) "Применение нового Трудового кодекса РФ в организации работы нотариальных палат и нотариусов".

 

 

 

 

Название документа

Статья: О правообразующем значении и юридической природе правоотношения по предоставлению жилья в социальный наем

(Бандо М.В.)

("Семейное и жилищное право", 2009, N 2)

Дата

07.04.2009

Информация о публикации

"Семейное и жилищное право", 2009, N 2

Примечание к документу

 

Текст документа

 

О ПРАВООБРАЗУЮЩЕМ ЗНАЧЕНИИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ

ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЖИЛЬЯ В СОЦИАЛЬНЫЙ НАЕМ

 

М.В. БАНДО

 

Бандо М.В., аспирант кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, юрисконсульт отдела правового обеспечения деятельности ГОУ ВПО "Уральский государственный технический университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина - УПИ".

 

В основе гражданско-правового отношения социального найма жилого помещения лежит административно-правовое и организационное по своей юридической природе отношение по предоставлению жилого помещения. Существование данного правоотношения до заключения договора социального найма является необходимым условием действительности данной сделки и соответственно существования правоотношения социального найма жилого помещения.

 

Relation of lending living accommodation administrative and organizational by it character lays in the basis of civil-law relation of social rent. The existence of such relation prior to conclusion of social rent contract is the necessary condition of validity of this transaction and consequently existence of legal relation of social rent <*>.

--------------------------------

<*> Bando M.V. On legislative significance and legal nature of legal relation of social rent.

 

В Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятом 22 декабря 2004 г. и вступившем в силу 1 марта 2005 г. <1>, велик удельный вес норм, посвященных регулированию социального найма жилых помещений.

--------------------------------

<1> Жилищный кодекс Российской Федерации от 22 декабря 2004 г. // Российская газета. 2005. 12 января; 2005. 31 декабря; 2006. 23 декабря; 2006. 31 декабря.

 

Безусловно, значение этого института, сфера его применения значительно сокращены по сравнению с советским периодом, но суть его неизменна. Это предоставление в бессрочное пользование за неэквивалентную плату жилых помещений из государственных и муниципальных фондов гражданам, нуждающимся в жилье.

Предметом данной статьи является один из частных вопросов, касающихся юридико-фактической основы жилищного правоотношения социального найма жилого помещения. Это вопрос о включении правоотношения по предоставлению жилья в основание возникновения жилищного правоотношения социального найма и о юридической природе правоотношения по предоставлению жилья.

Многими исследователями признается за правоотношениями возможность выступать в качестве юридического факта <2>.

--------------------------------

<2> См., например: Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву // Избранные труды. Т. 1. СПб., 2003. С. 168; Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве // Категории науки гражданского права. Т. 2. М., 2005. С. 123.

"Юридический факт - правоотношение" - достаточно распространенный термин, однако правильнее, как представляется, говорить о "факте существования определенного правоотношения" или о факте "состояния в правоотношении" (см.: Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 35). Далее эти наименования будут употребляться в качестве синонимов.

 

Однако некоторые авторы занимают принципиально иную позицию.

Так, с точки зрения М.А. Рожковой, "гражданское правоотношение не может рассматриваться в качестве юридического факта, поскольку само оно не порождает юридических последствий и лишь в некоторых случаях представляет собой общую предпосылку наступления юридических последствий" <3>. Это утверждение, правда, противоречит определению общих предпосылок правоотношений, которое дает сама М.А. Рожкова: "...такие правовые явления, которые признаются нормами права общими (и обязательными) компонентами для наступления всяких юридических последствий" <4>. Налицо непоследовательность утверждений автора о том, что, с одной стороны, правоотношение ИНОГДА выступает общей предпосылкой, а с другой стороны, общие предпосылки необходимы для наступления ВСЯКИХ юридических последствий (выделено мной. - М.Б.). Думается, что правоотношение, существование которого необходимо для возникновения другого конкретного правоотношения, не может считаться общей предпосылкой, поскольку не является необходимым для наступления всяких юридических последствий. Напротив, оно влечет только данное конкретное правовое последствие. Так, факт существования правоотношения между гражданином и уполномоченным органом по учету в качестве нуждающегося в предоставлении жилья является необходимой предпосылкой для возникновения жилищно-правовой связи по пользованию конкретным жилым помещением по договору социального найма (необходимым условием для заключения этого договора). Но возможно ли рассматривать такое правоотношение наряду с нормой права и правоспособностью в качестве общей предпосылки? Конечно же нет, поскольку данное правоотношение не является обязательным условием для возникновения других, даже других жилищных правоотношений.

--------------------------------

<3> Рожкова М.А. Юридические факты в гражданском праве // Хозяйство и право. Приложение N 7. Июль 2006 г. С. 18.

<4> Рожкова М.А. Указ. соч. С. 19.

 

Следует, однако, оговориться, что включение в юридический состав факта существования правоотношения - достаточно распространенное явление. Часто определенное длящееся правоотношение, в котором состоит субъект гражданских прав, включается в значительное число юридических составов. Например, правоотношение собственности, вообще правоотношение, опосредующее принадлежность прав на определенный объект гражданских прав определенному субъекту, может входить в самые разнообразные юридические составы, связанные с переходом прав на этот объект, установлением иных правоотношений относительно данного объекта <5>. Видимо, такое "широкое" значение некоторых правоотношений и дает исследователям возможность причислять их к числу общих предпосылок возникновения юридических последствий. Вместе с тем значительное число правоотношений могут вызывать к жизни только определенные юридические последствия, а некоторые правоотношения и существуют только для того, чтобы повлечь возникновение другого правоотношения. К таковым, в частности, относится и правоотношение по предоставлению жилого помещения, его единственной целью является последующее заключение договора социального найма, последующее вступление в гражданско-правовое по своей природе правоотношение по пользованию жилым помещением.







Date: 2015-09-17; view: 287; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.044 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию